litceysel.ru
добавить свой файл
1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР университета

_____________М.Т. Решетников

«_____»_______________2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов очной формы обучения ФЭТ

специальности 210105 – электронные приборы и устройства


Семестр – 3

Учебный план набора 2006 года и последующих лет



Распределение учебного времени:

Лекции 36 часов

Практические занятия 34 часа

Всего аудиторных занятий - 70 часов

Самостоятельная работа - 60 часа

Общая трудоемкость 130 часа


Экзамен – 3 семестр


2007


Рабочая программа составлена на основании ГОСов 2000 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии
26 декабря 2007 г., протокол № 8.


Программу составил:

Доцент каф. философии, к. филос.н. М.Ю. Раитина


Программу утвердил:

Зав. каф. философии А.Д. Московченко


Программа согласована:


Декан ФЭТ В.М. Герасимов


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Современный мир – сложная динамическая система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место в человеке в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.


Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. Цель преподавания данного курса по философии состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать цельное научное мировоззрение, правильно определить свое место в обществе с позиций гуманизма.


1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Задачи курса: знакомство с основными типами философствования, с целостным представлением о процессах и явлениях в природе и обществе, с возможностями современных научных методов познания, с культурой мышления, с этическими нормами, регулирующими отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде.


1.3. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ


Философия только в том случае делает глубокие обобщения, когда она опирается на совокупность частных наук. С другой стороны, многие общие идеи, лежащие в фундаменте современной науки, впервые были выдвинуты философами, поэтому философия выступала и выступает в качестве ее самосознания. В свою очередь, наука обогатила философию. Для усвоения тем 3, 5, 6, 7, 11 и 12 необходимо знание студентами физики, астрономии и биологии в рамках школьной программы. Содержание тем 2,3,4,5, 6 и 7 требует знания студентами всемирной истории.

Программа курса ориентирована на тесную связь философского знания со всем многообразием культурологического, а также и инженерно-технологического знания.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(2 часа).

Философия как форма культуры Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: художественно-образное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Предмет философии. Философия как самосознание культуры. Соотношение философии с другими формами культуры. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Основные разделы философского знания. Функции философии. Роль философии в обществе. Изменение предмета философии в ходе истории.


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (2 часа)

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Китае. Формирование восточного и западного стилей философствования. Специфические черты древнеиндийской философии. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака (локаята)). Особенности ортодоксальной индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.


ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа).

Условия возникновения и развития античной философии. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты – постановка и решение проблемы первоначала. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека. Этический рационализм Сократа. Классический период философии античности: учения Платона и Аристотеля. Эллинистический период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники). Характерные черты античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества.

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (2 часа).

Характерные черты философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Естественнонаучное направление в средневековой философии (Р. Бэкон, Р. Гроссетест).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, соотношение веры и знания, душа и тело. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор об универсалиях – номинализм, реализм и концептуализм.


ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ (2 часа).

Человек как творец самого себя. Антропоцентризм и проблема личности. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Социокультурный контекст философии Возрождения: изменения в обществе, наука и искусство Ренессанса. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Идеи ренессансных гуманистов. Пантеизм Николая Кузанского. Натурфилософия Возрождения (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Кеплер). Скептицизм М. Монтеня. Социально-философская проблематика в учениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли.


ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (2 часа)

Научная революция XVII века и ее влияние на философию, критика схоластической философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Проблема субстанции в философии Нового времени: учения Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Место человека в новоевропейской картине мира (Б. Паскаль). Сенсуализм Д. Локка, Д. Беркли и Д. Юма.


ТЕМА 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)

Специфические особенности немецкой классической философии: традиции и новаторство. Проблематика немецкой классической философии.

Философское учение И. Канта: докритический и критический периоды философского развития; предмет и задачи критической философии; априоризм, дуализм явлений и вещей самих по себе. Этика Канта: категорический императив как высший моральный закон, проблема свободы. Значение философии Канта.

Философия И. Фихте: наукоучение как основание философской системы, единство принципа, метода и системы. Обоснование свободы в моральной сфере. Социально-политические идеи.

Философия Ф. Шеллинга: от «наукоучения» к натурфилософии; сущность и специфика трансцендентального идеализма. Философия истории и проблема свободы.

Философия Г. Гегеля: структура философской системы; абсолютный дух и абсолютная идея; диалектический метод и противоречие между методом и системой в учении Гегеля. Философия истории Гегеля.

Философия Л. Фейербаха: переход от трансцендентализма к антропологическому материализму и сенсуализму, критика гегелевской философии и христианской религии. Этика любви, гуманизм.

Историческое значение немецкой классической философии.


ТЕМА 8. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА ХХ вв. (2 часа)

Формирование и развитие неклассической философии. Основные черты неклассической философии. Смена ценностей и ориентиров в культуре.


Философия марксизма. Теоретические и естественнонаучные предпосылки марксистской философии.

Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер); постпозитивизм /историческая школа/ (Т. Кун, И. Лакатос).

Иррационалистические направления: «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон); феноменология (Э. Гуссерль); экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер); психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм); философская антропология (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен).

Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г. Х. Гадамер).

Становление и сущность постмодернизма (Ж.Ф. Лиотар, Ф. де Соссюр, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез).


ТЕМА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа).

Истоки формирования русской философской мысли. Отличительные особенности русского менталитета и национальной философии. Основные периоды развития отечественной философии. Русская идея, споры западников и славянофилов. Русский религиозно-философский ренессанс к. XIX – н. XX в. и его основные представители (В. Соловьев, П. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е. и С. Трубецкие, С. Франк и др.). Философия русского зарубежья. Философия русского космизма (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский). Русский марксизм XIX – XX веков (Г. Плеханов, В. Ленин). Философия советского и постсоветского периодов. Мировое значение русской философии.

ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ


ТЕМА 10. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ (2 часа)

Общая характеристика онтологии. Основные категории онтологии: бытие, небытие, ничто, субстанция, материя, сущее и существование. Трудности философского осмысления бытия. Исторические концепции бытия, проблема бытия в современной философии. Основные формы бытия: материальное, идеальное, виртуальное бытие. Монистические, дуалистические и плюралистические трактовки бытия.


ТЕМА 11. ФИЛОСФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ (2 часа)

Эволюция представлений о материи в истории философии. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв. и новое понимание материи. Ленинское определение материи и противоречие в нем.

Основные атрибуты материи. Структурные уровни организации Универсума. Движение и его основные формы.

Основные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Философский смысл теории относительности А. Эйнштейна. Пространство Калуцы-Клейна, «странное» время Н. Козырева. Свойства пространства и времени в макро-, микро- и мега- мире. Многомерность времени: физическое, биологическое и социальное время.

ТЕМА 12.ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ (2 часа)

Идея развития и ее исторические изменения. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода.

Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Структура диалектики: основные принципы, законы и категории диалектики. Взаимодействие диалектики и метафизики. Детерминизм и индетерминизм. Статистические и динамические закономерности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Синергетика – теория самоорганизации сложных систем. Синергетический эффект (Г. Хакен). Основные понятия синергетики: самоорганизация, системность, диссипативность, флуктуация, нелинейность, бифуркация, аттрактор. Роль синергетики в формировании новой мировоззренческой картины мира.


ТЕМА 13. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ (2 часа)

Сознание как междисциплинарная проблема. Исторические концепции сознания. Основные версии происхождения сознания: креационная, космическая, эволюционная. Их критика. Структура сознания. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, самосознание, рефлексия. Сознание и бессознательное. Язык и мышление. Сознание человека и психика высших животных. Проблема искусственного интеллекта.


ТЕМА 14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)

Предмет, проблематика и методы социальной философии. Специфика социального познания. Проблема построения теоретической модели общества. Исторические концепции происхождения общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общественных отношений. Гражданское общество и государство.

Специфика философии истории, основные проблемы философии истории. Логика истории и ее смысл. Основные подходы к пониманию исторического процесса (теории прогресса, регресса, круговорота и т.д.). Проблема факторов развития общества: однофакторные и многофакторные модели. Проблема типологизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы. Понятия «общественно-экономическая формация», «культура», «цивилизация». Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества как основные цивилизационные модели. Личность как субъект исторического процесса.

ТЕМА 15. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (2 часа)

Проблема человека в историко-философском контексте. Проблема антропосоциогенеза. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке: различные подходы. Философия о природе человека: обзор различных точек зрения. Происхождение сознания. Бессознательное. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Отчуждение, проблема «Другого». Критика противопоставления объекта субъекту. Чувственное и рациональное познание (основные формы).

Специфика человеческой деятельности. Свобода и ответственность как ведущие характеристики человеческого существования. Человек как творец ценностей.

Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, индивидуальность, личность и их соотношение. Типология личностей. Личность в информационно-техническом мире.


ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (2 часа)

Предмет и проблематика теории познания. Основные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное, художественное и др. Познание и практика. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Соотношение чувственного и рационального, теоретического и эмпирического в познании. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм и их критика. Познавательные способности человека. Познание, интуиция и творчество. Понимание и объяснение. Проблема знания и веры в философии и науке.


Проблема истины: классическая и неклассические концепции. Истина, ложь и заблуждение. Критерии истины. Свойства истины.


ТЕМА 17. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУИ И ТЕХНИКИ


Природа науки. Наука в системе культуры: как система знаний, как социальный институт, как эпистемологическая деятельность, как теория, как метод. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Кумулятивная и некумулятивная модели науки. Сциентизм и антисциентизм. Методы и формы научного познания. Философские основания научного знания. Идеалы и нормы научности.

Позитивистский взгляд на науку. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Аксиологические проблемы современной науки.

Критерии научности. Научное и вненаучное знание.

Предмет философии техники. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П. Энгельмайер) и философии науки.


ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа)


Человек во Вселенной. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Кризисные явления в современной культуре, философии, технологии и технике. Техногенная цивилизация, ее особенности и противоречия. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.


2.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

  1. Философия в системе современной культуры. 2 часа


  2. Философия Древнего Востока 2 часа

  3. Античная философия. 2 часа

  4. Философия Средних веков 2 часа

  5. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. 2 часа

  6. Философия Нового времени 2 часа

  7. Немецкая классическая философия 2 часа

  8. Западная философия 19-20 вв. 2 часа

  9. Русская философия. 2 часа

  10. Проблема бытия 2 часа

  11. Философское учение о материи 2 часа

  12. Проблема развития в философии 2 часа

  13. Проблема сознания 2 часа

  14. Социальная философия 2 часа

  15. Философская антропология 2 часа

  16. Теория познания 2 часа

  17. Философские проблемы науки и техники 2 часа


2.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



№ п/п


Наименование работы

Количество

часов


Форма контроля

1.


2.


3.

Проработка лекционного материала


Подготовка к семинарским занятиям


Выполнение творческих домашних заданий

10


32


20


Опрос

на занятиях,

Экзамен





3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2006.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев П., Панин А. Философия. Учебник. М., 2006.


  2. Васильев П.С. История философии. М., 2006.

  3. Московченко А.Д. Философия для технических вузов: Учебное пособие. Томск, 2007.

  4. Московченко А.Д., Раитина М.Ю., Пустоварова А.О. Философские вопросы и упражнения. Томск, 2007.

  5. Рассел Б. История западной философии. М., 2005. Кн. 1: гл. 2, 4, 5, 10, 11, 15, 20. Кн. 2: гл. 4, 8. Кн. 3: гл. 7, 9, 20, 22.

  6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СП б, 2005. Кн.1: гл.2, 3, 6 § 2, 4; гл. 7, § 2, 5. Кн. 2: гл. 1, § 1; гл. 3, § 2; гл. 5, § 6; гл. 6, § 7, 11; гл.7, § 1; гл. 9, § 4; гл. 10, § 1, 3.

  7. Философия./ Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 2006.

  8. Философия./ Ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. М., 2007.

  9. Хрестоматия по истории философии. Томск, ТУСУР. 2007.


РЕЙТИНГОВАЯ РАСКЛАДКА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»


Посещение лекций и их конспектирование – 1 балл.


Устные ответы на семинарах – 4 балла


Контрольные работы – 5 баллов


Тестовые задания - 4 балла


Творческие задания – 5 баллов


Элементы

контроля

Раскладка

рейтинга в баллах за семестр

Итоговая

оценка за год


Лекции


Устные ответы


Контрольные работы


Тесты


Творческие задания


1 х 18 = 18


10 х 4 = 40


5 х 7 = 35


4 х 3 = 12


5 х 3 = 15



120 баллов,

Экзамен