litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Управление образования


Администрация городского округа Саранск

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»


Авторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)

для учащихся начальных классов


Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 25»

г.Саранска Республики Мордовия:

Ехлакова Ольга Ивановна


Саранск, 2010 г.

Авторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)

для учащихся начальных классов


Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, находить оригинальные решения.

Реализация этих требований предполагает формирование человека с творческими способностями.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Одним их видов конструирования является оригами.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, поэтому необходимо использовать столь успешное средство экологического воспитания.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой, а затем с творческим азартом воплощает увиденное с помощью бумаги, тем самым закрепляя теоретические знания.

В технике оригами могут быть представлены страницы Красной Книги. Учащиеся получают задание показать средствами оригами животных, птиц, насекомых, находящихся в опасности, на грани исчезновения.


Занятия оригами, направленные в нужное русло, открывают большие возможности в воспитании гармонично развитой личности, живущей в согласии с собой и Природой.

Цель программы:

-
всестороннее интеллектуальное, эстетическое и экологическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширить знания об окружающем мире, природе, географии;

- формирование культуры поведения в природе;

- начальное математическое образование детей, формирование пространственных представлений и навыков совершенствования пространственных преобразований, формирование умений конструировать;

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;

- обучение различным приемам работы с бумагой;

Развивающие:

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

- воспитание интереса к искусству оригами;

- научить экономному и разумному использованию бумаги;

- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;

- расширение коммуникативных способностей детей;

Актуальность программы:

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам, которыми он пользуется.


Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.

Отличительные особенности данной программы:

Существуют различные авторские программы обучения оригами в школе и программы, связанные с экологией и окружающем миром. Данная программа включает в себя компонент экологии, а также оригами. Тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней. Поэтому ее следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального, эстетического и экологического развития учащихся, так как в ней предусмотрено проведение бесед с учащимися не только о возникновении бумаги, но и о том, почему бумагу надо беречь в процессе выполнения практических работ.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в группе единомышленников.

Кроме того, программа предусматривает создание проектов и их защиту.

Организационные принципы:

Программа «Волшебный цветок» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (со второго класса) – полный курс обучения детей в начальной школе. Количество учебных часов – 102 (34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа – 4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю.


Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью учителя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Подведение итогов осуществляется в виде создания проектов (альбома готовых поделок, книжек-раскладушек и т.д.) и защита их, участие в конкурсах детского творчества на различном уровне.


Основная часть курса «Волшебный цветок» включает в себя несколько разделов.

Введение в экологию. Что такое оригами.

Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

«Молчаливые соседи».

На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

«Пернатые птицы».

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

«О чем шепчут деревья».

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки.


Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.

«Загадки животного мира».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки,

С. Чарушина. Познакомиться с дикими животными помогает экскурсия в отдел природы краеведческого музея. Дети знакомятся с животными Мордовии, занесенными в Красную книгу.

«Секреты неживой природы».

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.

«Разнообразие цветочного мира».

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.


«Человек – часть живой природы».

На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

«Охрана природы».

Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

Подготовительная работа (1 час).

Формирование группы. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года.

Раздел «Введение в экологию. Что такое оригами» (3 часа).

Тема 1. Введение в экологию. Что такое оригами. (3 часа)

Экология – наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду. Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Знакомство с коллекцией бумаги, историей Японии. Условные знаки, принятые в оригами. Правила поведения на занятиях оригами.

Раздел «Молчаливые соседи» (4 часа).

Тема 1. Молчаливые соседи. Квадрат – основная фигура оригами.

(2 часа)

Содержание беседы: «Жизнь в деревне». «Домашние животные». Практическое занятие. Способ заготовки квадратов нужной величины из прямоугольного листа бумаги.

Тема 2. Котенок. (1 час)

Беседа о кошках. Рассказы детей о своих домашних животных. После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.


Тема 3. Щенок. (1 час)

Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков «Мой щенок». Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.


Раздел «Пернатые друзья» (3 часа).

Тема 1. Пернатые друзья. Простые базовые формы оригами. (1 час)

Изучение разнообразия птиц родного края. Знакомство с инструкционными картами. Знакомство с простыми базовыми формами оригами: «Квадрат», «Треугольник», «Бумажный змей», «Лягушка», «Рыба», «Птица» и др.

Тема 2. Курочка. (1 час)

Беседа «Домашние птицы». Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва.

Тема 3. Петушок. (1 час)

Викторина «Домашние птицы». Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания хвоста.

Раздел «О чем шепчут друзья» (3 часа).

Тема 1. Базовая форма «Треугольник». Елочка. (1 час)

Г.Х.Андерсен «Елочка». Практическая часть. Базовые формы «Треугольник», «Двойной треугольник», загибание острых углов к средней линии. Поделка «Елочка» из нескольких форм «двойной треугольник».

Тема 2. Береза. (1 час)

Беседа «Без берез не мыслю я России…» С.Есенин «Белая береза». Береза приземистая включена в Красную Книгу Мордовии. Разбор инструкционной карты изготовления дерева березы.

Тема 3. Дуб. Липа. (1 час)

Интересные факты о дубе и липе. Рассказ учителя «Виды дубов и его свойства», «Лекарственные свойства липового цвета». Разбор инструкционной карты изготовления деревьев дуба и липы.

Раздел «Загадки животного мира» (3 часа).

Тема 1. Загадки животного мира. Базовая форма «Лягушка».

(1 час)

Беседа «Обитатели водоемов». Знакомство с базовой формой «Лягушка»: сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.



Тема 2. Загадки животного мира. Прыгающая модель лягушки.

(1 час)

Беседа о земноводных. Составление сравнительной таблицы «Земноводные и пресмыкающиеся». Работа с инструкционной картой изготовления модели лягушки.

Тема 3. Лисичка. (1 час)

Беседа «Дикие животные. Русские народные сказки с главной героиней – лисой. Рассказ детей о лисе. Изготовление Лисички. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.

Раздел «Секреты неживой природы» (3 часа).

Тема 1. Секреты неживой природы. Камни. Базовая форма

«Воздушный змей». (1 час)

Энергетика природных камней. Камни-сувениры. Камни–амулеты. Знакомство с базовой формой оригами «Воздушный змей» (наметить диагональ квадрата, сделать две складки «долина»: сгиб на себя).

Тема 2. Секреты неживой природы. Оранжевая ракушка. (2 часа)

Просмотр фильма «Тайны морских глубин» (ракушки, кораллы). Разбор инструкционной карты для изготовления оранжевой ракушки.

Раздел «Разнообразие цветочного мира» (3 час).

Тема 1. Садовые цветы. Чудесные превращения бумажного листа.

Ромашка. (1 час)

Беседа о разнообразии цветочного мира. Викторина «Знаешь ли ты садовые цветы?». Составление рассказа-описания по картинке о цветке.

Бумагопластика - один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Ромашка – один из его примеров.



следующая страница >>