litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
  1. Актуальность темы духовно-нравственного воспитания


и развития школьников.

Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времён. Формулировалась она по-разному. «Воспитание нравов», «Духовное воспитание», «Идейно-нравственное воспитание».

Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живёт, остаётся прежней во все времена.

Доказательством актуальности темы с давних времён до наших дней служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разных временных характеристиках. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям.

Вот что писал об этом Я. А. Каменский в своём трактате «Наставление нравов». Он приводил изречение древнеримского философа Сенеки «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение « Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог – демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его, мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Нравственное воспитание выдвигал на первый план педагог Иоганн Гербард. В соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность»


Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно и ярко характеризовал роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много приносят пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания могли сделать человека честным…

Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» 1

Таким образом, можно сделать вывод, что роль нравственности, духовной культуры в развитии и формировании личности была значима и актуальна.

Проблемы формирования духовной нравственности, т. е. перевода моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и осознанное и неуклонное их соблюдение – одна из важнейших проблем современного воспитания. Она является центральной в нашем обществе: в дошкольном детском учреждении, в семье, в школе, в специальных учебных заведениях, на улице, во взаимоотношениях, отношениям к культурным ценностям и т. д.

Актуальность проблемы я попытаюсь раскрыть в разных сферах и уровнях для общества нашей страны, для республики, для моей Новоторъяльской школы-интерната, и, наконец, для моего класса, моих воспитанников, второклассников.

Как мы знаем, «духовное развитие» представляет собой «движение по пути обретения истины добра, справедливости, смысла жизни. На этом пути человек учится соотносить свои потребности и желания других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в окружающем мире, воспринимать красоту и прекрасное в природе. Кроме этого человек всегда связан с культурой.


«Культура» - это среда, растящая и питающая личность» - говорил М. Пришвин.

«Понять духовность вне культуры нельзя» - говорил В. П. Зинченко.2

В этих высказываниях подчёркивается доминанта, которая мощно влияет на духовно-нравственное развитие личности. Иначе это: двор, улица, вещи, быт, традиции, повседневный уклад жизни, обычаи, взаимоотношения близких друг к другу и т. д. – всё это воспитывает, даёт некие представления, накладывает отпечатки на проблемы воспитания нравственности личности.

Социальная и политическая нестабильность в обществе агрессивная среда, влияние СМИ породила ряд проблем в воспитательной системе школы, которые представляют собой значимость (актуальность) для общества, страны, а не только для школы.

Произошла переоценка ценностей.

Духовно нравственный кризис затронул самые основы существования общества, его основные институты: семью, экономику, школу, органы власти. Растёт число беспризорных и безнадзорных детей, число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается доля несовершеннолетних правонарушителей младшего возраста и девочек-подростков, возрастает наркомания среди подростков, распространяется положительная установка по отношению к употреблению наркотиков культ насилия, преступности, проституции и других неизменных чувств.

Кризисный период общественного развития производит ценностные перевёртыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы, труд как ценность уступает место роскоши, любовь заменяется сексом. И всё это выстраивается на основании индивидуализма, а не моральных норм. Гуманизм высмеивается или переходит в лицемерие…

Исходя из этого, вытекает актуальность для школы, педагога. Педагог оказался в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, узаконенного воровства и честности, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия.


В этом же поле оказались и дети. Им производить выбор. А педагогу – содействовать производимому ребёнком выбору жизненных ценностей.

ЧЕЛОВЕК

ЖИЗНЬ ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

ДОБРО ИСТИНА КРАСОТА

СЧАСТЬЕ СОВЕСТЬ СВОБОДА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

РАВЕНСТВО ТРУД ПОЗНАНИЕ ОБЩЕНИЕ ИГРА


То, что расположено ниже, не является наихудшим:

Низ пирамиды – это средства жизни;

Верх пирамиды – содержание жизни.3

Я считаю актуальной данную проблему для школ республики. Не обошли стороной проблемы современного общества и нашу республику. Главная «беда» в настоящее время для республики – безработица. Подавляющее большинство работоспособных жителей республики вынуждены уезжать на заработки в другие регионы страны или даже за рубеж. Множество детей в результате предоставлены сами себе. «Свобода» порождает массу этических проблем в обществе: детская преступность, пьянство среди несовершеннолетних, разгульный образ жизни, распущенность, детская проституция, наркомания и масса других нравственных пороков.

На одной из конференций по духовно-нравственному воспитанию, с докладом выступила кандидат педагогических наук, профессор, Министр образования республики Марий Эл Г. Н. Швецова. Она отметила: « Начавшийся процесс духовного разрушения общества в республике. Прежде всего, духа народа (его нравственных чувств, воли, целеустремлённости) осложняет социальный кризис, создаёт угрозу национальной безопасности».

Нарушение законов жизни, разрушение её ценностей, подмена истинной цели жизни средствами её осуществления подрывают у наших граждан источник веры и духовное будущее России, энтузиазм и творческую энергию народа, мешают постижению и претворению им в жизнь своей духовности. Социальный и духовный кризис, деградация нравственных начал, охватившие все институты и социальные слои общества особенно остро ощущаются молодёжью. Нравственная растерянность молодых людей, утрата несвойственным нашим народам ценностей создают реальную угрозу будущему России.4


Как видно, из данных слов заключение актуальности прослеживается в угрозе будущему России, а значит, я как воспитатель должна воспитывать в детях патриотическую направленность. Актуальной считают проблему духовно-нравственного воспитания психологи. Как приостановить возрастающий рост негативных поступков, которые совершают дети не только старшего, но и младшего возраста.

Очень частой становится ситуация, когда проблемность в поведении появляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Это своего рода сигнал протеста против вранья, агрессивности мира взрослых. Данная ситуация заставляет задуматься над тем, как нам, педагогам, преподнести настоящие ценности (счастье, добро, любовь, долг, ответственность, красота) и соотнести их с современным миром. Как заставить детей выбрать то ценное, значимое среди полярно- противоположных ценностей добра-силы, труда-роскоши, любви-секса и т. д. Как научить жить?

В этом, отчасти, проявляется для меня актуальность данной проблемы, как для воспитателя. Проблемные дети появляются и в благополучной семье, и в семье супер-благополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений и т. д. За двадцатилетний стаж работы в Новоторъяльской школе-интернате делаю вывод: Какие семьи дают наибольший процент проблемных детей? Чем обосновывается неблагополучие семьи, какими нравственными пороками?

- Пьянством, ленью, безответственностью, равнодушием, жестокостью, тунеядством, разгульным образом жизни, воровством, безработицей, вынуждающей бросать семью и уезжать на заработки и т. д.

Дети, поступающие в наш интернат, носящий статус «малообеспеченных и неполных семей» фактически, в своём подавляющем большинстве, это дети из неблагополучных семей, проблемные дети: не учились, бродяжничали, конфликтуют со взрослыми, с которыми не справляются в школах и в семьях. Как правило, это запущенные школьники, ставшие «изгоями». Таких детей прибывает много в наш интернат.


Можно представить себе с какими проблемами сталкиваются педагоги Новоторъяльской школы-интерната, и какие усилия прикладывают, чтобы поступивший «проблемный» ученик из неблагополучной (малоимущей) семьи захотел:


  • сидеть в школе;

  • учиться;

  • усвоил программу того или иного класса, учитывая запущенность по тем или иным предметам, порой за несколько лет;

  • научился слушать и понимать взрослых и одноклассников;

  • научился жить в коллективе;

  • увидел свои недостатки, пороки и захотел их исправлять;

  • поставил себе цель на будущее, т. е. «кем я хочу стать, и что должен для этого делать? как жить?»;

  • научился различать добро и зло и жить по законам добра;

  • научился жить по законам истинных ценностей – доброты, справедливости, совести, любви, чести, уважения, сочувствия, ответственности и др.;

  • выбрал идеал в жизни;

  • наконец, стал носителем духовно-нравственных ценностей в современном обществе, видел смысл жизни и умел «жить» в ней честно и достойно.


Эти простые истины заставляют меня работать и находить такие методы воспитания, которые эффективны в наших условиях школы-интерната, применять различные формы и методики, быть в постоянном поиске новых технологий, которые способны из «изгоя» сделать человека («человек»=«чело»+«век», что означает «чело, обращённое к вечности»).

В чём актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания конкретно для моего класса и школы в целом. Что побудило меня взять именно это направление и формирование нравственного качества у детей?

В этом учебном году состав класса пополнился на 11 человек новенькими, что составило 50%. Класс стал неузнаваемым:

  • резко снизилась успеваемость;

  • наблюдается ряд аморальных поступков и пороков;
  • враньё, недоброжелательные отношения некоторых детей друг к другу, месть, бывают драки между новенькими, стремление унизить друг друга;


  • воровство, не вызывающее со стороны одноклассников осуждения, а со стороны нарушителя чувства стыда, раскаяния;

  • матерщина даже в младшем возрасте;

  • недобросовестные отношения к учебному и творческому труду (особо у вновь прибывших учащихся, неосознанность).

Особых программ по духовно-нравственному воспитанию или формированию нравственных ценностей у нас в России не разработано. Вследствие этого для меня как воспитателя актуальность проблемы состоит в выборе путей решения проблемы, приемлемых в нашей школе режиму, деятельных направлений наиболее эффективных и результативных, в использовании методик по развитию коллектива, творческих способностей, привитию духовных ценностей и т. д. приемлемых школой, в которой я работаю, режимом школы. Кроме этого, я могу использовать только те методы, приёмы, которые подходят для моих воспитанников, основанные на глубоком изучении психических индивидуальных особенностей учащихся, а так же их возрастных особенностей.

Актуальна тема для самих воспитанников, так как от того, чему они научатся в стенах нашей школы, что приобретут, будет зависеть их дальнейшая жизнь, значимость в обществе. Многочисленные наблюдения, подтверждённые анкетированием и диагностированием выявили: все воспитанники, исключая из 19 двоих – Иванову Ксению и Колесникова Диму, проживают в семьях, где царит злоупотребление алкоголем, курение и т. д., где воспитанием и заботой о своих детях родители не занимаются, либо не справляются, часто дети брошены старым бабушкам (Стрельников И., Соченюк С., Дружинин Д.).

Итак, мои воспитанники не умеют сочетать личные и общественные интересы. Имеют низкий контроль над своим поведением, нарушают межличностные отношения. Не имеют установок на будущую, самостоятельную жизнь, нет интереса к самосовершенствованию. Многие неверно ориентируются в проблемных ситуациях, равнодушны к своему здоровью. Абсолютное большинство детей склонны к приобретению привычек, навыков, противоречащих нашим моральным нормам и правилам учащихся. Многим воспитанникам требуется помощь в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания. Некоторым учащимся (Д. Колесникову, И.Стрельникову) требуется лечение и наблюдение в психоневрологическом отделении. Низок уровень самостоятельности, ответственности. Многие дети не ориентируются в понятиях нравственных ценностей – совесть, доброта, честь, счастье и т. д. и объясняют их неверно. «Духовная бедность» мешает саморазвитию воспитанников.




  1. Цель, задачи и гипотеза исследования.

Объектом исследования являются мои второклассники, учащиеся Новоторъяльской школы-интерната. В группе 19 человек: 8 девочек и 11 мальчиков. Большую часть в классе составляют дети из неполных семей (родители есть, но вместе не живут), более того , трое из них брошены на бабушек – 14 человек, полусирот – 2 человека, родительских -2 человека, сирота социальный – 1 человек. Не соответствуют возрасту 8 лет- 8 человек: Русинов Максим, Полушина Кристина, Соченюк Саша, Иванова Ксения, Колесников Дима, Стрельников Игорь, Шабалина Настя, Рябинин Витя – 7лет.

Предметом исследования моей проблемы будет являться процесс развития и формирования духовно-нравственных качеств воспитанников через целенаправленную воспитательную работу в системе школы, через выбор приоритетных деятельных направлений, которые я считаю наиболее эффективными в формировании нравственных и личностных качеств, привитии культурных ценностей, выборе образа жизни воспитанников, развитии способностей.

Цель: Создание пробной программы воспитания в условиях школы-интерната, направленной на развитие и формирование положительных личностных качеств воспитанников, которая будет содействовать выбору жизненных ценностей и развитию творческих способностей и накоплению жизненных навыков.

Задачи:

1. Изучить индивидуально-психические процессы и способности каждого воспитанника. Учитывать возрастные особенности (память, внимание, работоспособностью, способность к анализу). Проанализировать межличностные отношения, уровень нравственного развития и воспитанности детей.

2. Наметить основные направления и принципы работы по духовно- нравственному развитию.

3. Содействовать выбору жизненных ценностей воспитанников. Направлять их на выполнение необходимых «надо», сдерживать возникающих «хочу», реализацию своих «могу».

4. Объединить знания детей о жизненных ценностях, которые должны стать мотивами к здоровому образу жизни, выборе профессии, жизненного пути воспитанников.


5. Прививать ответственное отношение к учебному труду, поступкам и поведению, умение анализировать свои поступки, преодолевать свои недостатки.

Так как любая программа носи деятельный характер, создать данную программу воспитания я предполагаю осуществить , опираясь на следующие деятельные направления.

Гипотеза:

1
. 1) «Основы православной культуры» - книга для чтения, которая наиболее просто и сильно объясняет смысл нравственных понятий, а также опираясь на работы Щурковой Н. Е. по организации духовной деятельности и работы с индивидуальностью.

2) Посещение храма «Вознесения Господня» и занятий в Воскресной школе (руководитель: Ершова Нина Семёновна).

2. 1)Цикл этических бесед «О хорошем и плохом поведении», «О ценностях жизни», «Ежели вы вежливы» и другие.

2) Занятия кружковых занятий искусствоведческого направления

а) театрализация (при воскресной школе);

б) «Юный умелец» (при ДТЮ)

3) Целенаправленную организацию досуга и развитию творческих способностей через:


  • рукоделие;

  • игры;

  • вечера;

  • викторины;

  • обсуждение пословиц и поговорок о качествах человека;

  • подготовку к конкурсам школьного, районного, республиканского масштаба.

4) Вовлечение в здоровый образ жизни:

  • беседы;

  • уроки-практикумы;

  • участие в соревнованиях (внутри класса, школы);

  • спортивные занятия;

  • знакомство со спортсменами и др.

5) Патриотическое направление через:

  • вовлечение в КТД школы;

  • традиции школы;

  • цикл мероприятий, посвященных юбилею школы, республики;

  • участие в традиционных концертах школы;

6) Развитие самостоятельности и самоуправления по методике А. Иванов « Работа в микрогруппах и ЧТД».


3. Микрогруппы по 5-6 человек, чередование поручений по неделям («Друзья Гнома», «Друзья Айболита», «Друзья Знайки»).

4. Анализы и самоанализы системного характера .

5. Работа по самообслуживанию – трудовая направленность.

6. Работа по профориентации.

Таким образом, вышеизложенные деятельностные направления и сопутствующие методики Н. Е. Щурковой по работе с индивидуальностью, а также методика Иванова «Микрогруппы и ЧТД», при обязательном приобщении воспитанников к церкви и основам православной культуры, я полагаю, дадут значительные результаты над моей проблемой. Это и будет гипотезой проблемы, над которой я начала работу.



следующая страница >>