litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 15 16
С. Цымбаленко, А. Шариков, С. Майорова-Щеглова, П. Макеев



Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства


Результаты социологического исследования


Москва, 2012 г.


С. Цымбаленко, А. Шариков, С. Майорова-Щеглова, П. Макеев


Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства


Результаты социологического исследования


Москва, 2012 г.

Общероссийская общественная детская организация

«Лига юных журналистов»


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 марта 2011 года №127–рп


Авторский коллектив:

Цымбаленко С.Б., кандидат философских наук, доктор педагогических наук – руководитель;

Шариков А.В., профессор Высшей школы экономики, кандидат педагогических наук

Майорова-Щеглова С.Н., доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета;

Макеев П.С., аспирант кафедры социологии Российского государственного социального университета, Президент Общероссийской общественной молодежной организации "Союз молодых социологов" – ответственный секретарь;


Рабочая группа:

Васильева Н.В., доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета, кандидат социологических наук – координатор научно-аналитической работы.

Олейник М. аспирант кафедры социологии Российского государственного социального университета;

Подкорытова Л.А., психолог

Цымбаленко А.Б., социолог;

члены Общероссийской общественной организации "Союз молодых социологов" (руководитель – Макеев П.С.);


региональные отделения Лиги юных журналистов.


Консультант:

Деркач А.А., академик Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ


Для специалистов, работающих с детьми, журналистов, исследователей СМИ и детства, представителей законодательной и исполнительной власти различного уровня.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МАССОВОГО ОПРОСА 19

АНАЛИЗ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ 56

ДИСКУРС-АНАЛИЗ ТЕКСТОВ 70

АНАЛИЗ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ 91

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 138

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 170

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

70

Анкета массового опроса 170

Топик-гайд глубинного интервью 172

Топик-гайд опроса экспертов 175

С. Майорова-Щеглова. Интернет и юное поколение: проблемы и потенциальные возможности 176

С. Цымбаленко. Детское движение и информационное пространство 185

С. Цымбаленко. Дети и властный мир взрослых 195

Ю. Шинкаренко. Вселенная «собственных культур» 208

ВВЕДЕНИЕ


Информация является важнейшим условием существования современного человека, тем более в возрасте, когда он входит в мир, складываются его отношения с социальными институтами.

Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение развивающих целенаправленных информационных потоков в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.


Возникает необходимость научно-обоснованных ответов на вопрос: каковы источники информации для юных россиян в условиях динамичных изменений информационного пространства, стихийности и хаоса?

Социологическое изучение данной проблемы проводится исследовательской группой с 1990 г. В 1997-1998 году оно было осуществлено при поддержке российского представительства Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1999 году по материалам исследования состоялись слушания в Государственной Думе Российской Федерации. Исследование было повторно проведено в 2005 году. Выводы и предложения были использованы при подготовке материалов Комиссии по культуре и искусству при Президенте РФ в 2007 году. Проведение 3-го этапа социологического исследования в 2012 году позволило выявить формы взаимодействия подрастающего поколения с современной информационной средой, насыщенной новыми техническими средствами, интегрированной интернетом. Результаты исследования приводят к выводу о становлении подрастающего поколения как первого интернет-поколения России с особыми, отличающимися от предыдущих поколений способами коммуникации и постижения мира.



следующая страница >>