litceysel.ru
добавить свой файл
1
Анализ используемых УМК по математике в основной и старшей школе.



Результат анкетирования использования учебно-методических комплектов по математике показывает, что для организации учебного процесса применяются в основном две линии учебников по математике в основной и средней школе:

- «Математика, 5-6», авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др ; «Алгебра, 7-9», авторы-составители Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др.; «Алгебра и начала анализа, 10-11» авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича; «Геометрия, 7-11», автор А.В. Погорелов; «Математика, 5-6», авторы И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович и др.; «Алгебра, 7-9»; «Алгебра и начала анализа, 10-11» авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича; «Геометрия, 7-11», автор Л.С. Атанасяна.

Учебно-методический комплект «Математика, 5-6», автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. используют педагоги уже не первое десятилетие. Он обеспечивает преемственность курса математики в начальной школе и курса алгебры в 7-9 классах, позволяет осуществлять разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению алгебры и геометрии в старших классах. Учебно-методический комплект имеет программу, учебники, рабочие тетради, контрольные работы, математические диктанты. Учителя используют методические рекомендации, учащихся предлагают математический тренажёр.

Линия учебно-методических комплектов по алгебре для 7-9 класса авторского коллектива Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. состоит из программы, учебников, дидактического материала, тематических тестов, методических рекомендаций, книги для учителя. Учебники содержат теоретический материал, написанный доступно, на высоком методическом уровне, а также систему упражнений, органически связанную с теорией. Приводимые образцы решения задач, пошаговое нарастание сложности заданий, сквозная линия повторения – все это позволяет учащимся успешно овладеть новыми умениями. С 2006 года начат выпуск учебников, в которые включены сведения из статистики и теории вероятностей. Учебники ориентированы на решение задач предпрофильного обучения. Усилена прикладная направленность курса, обновлена тематика текстовых задач, увеличено число задач развивающего характера, включены задания в тестовой форме. В методическом пособии дана полная характеристика содержания и методических особенностей учебников, практические рекомендации по изложению теоретического материала, по использованию различных методических приёмов, по организации работы с упражнениями. В книге для учителя дано примерное тематическое планирование, разработаны уроки заключительного повторения, самостоятельные и контрольные работы, приведены тексты устных упражнений, включены рекомендации по решению задач письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. Этот УМК используется учителями математики, которым трудно поменять свое мировоззрение на переход к новым учебникам, или нет финансовой возможности у школы и у родителей для их приобретения.


Учебно-методический комплект «Математика, 5-6» (авторы: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович и др.) используется сравнительно недавно. Учителя математики хвалят его, так как его можно применять для преподавания математики детям, обучающимся в начальной школе по любой из действующих программ. Данный УМК имеет программу, учебники, самостоятельные работы, тесты, рабочие тетради и тетради для контрольных работ, блицопросы. Есть методическое пособие для педагога. Отличительными особенностями учебников являются: реализация проблемного подхода в обучении, высокий уровень наглядности, дифференциация заданий по четырём уровням сложности. Учебники и по содержанию, и по стилю выстроены так, чтобы обеспечить школьникам достаточно мягкий и безболезненный переход к систематическому изучению алгебры и геометрии в 7 классе. При этом предполагается, что курс алгебры будет изучаться по учебникам А.Г. Мордковича.

Учебно-методический комплект «Алгебра, 7-9»и «Алгебра и начала анализа, 10-11» авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича, написанный на базовом и профильном уровне, пользуется большой популярностью у учителей математики, родителей и учащихся, так как отличительными особенностями учебников являются доступное изложение материала и большое число подробно решённых примеров. Приоритет имеет функционально – графическая линия. Инвариантное ядро в учебниках и задачниках состоит из шести направлений: графическое решение уравнений, отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке, преобразование графиков, функциональная символика, кусочные функции, чтение графиков. Учебники «Алгебра и начала анализа, 10-11» (профильный уровень) созданы специально для учащихся физико-математических классов. Учебники можно использовать при работе по тематическим планам, соответствующим 4, 5 и 6 учебным часам в неделю на изучение алгебры и начал анализа. Содержание учебных изданий является логическим продолжением концептуальной линии, лежащей в основе учебников А.Г.Мордковича для 8 и 9 классов с углублённым изучением математики.


Линия учебно-методических комплектов по алгебре и началам математического анализа для 10-11 класса авторского коллектива А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.) состоит из программы, учебника, электронного приложения к учебнику, дидактических материалов, тематического планирования. Учебник написан на высоком методическом уровне. Основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Знакомство с начальными понятиями и методами анализа – одна из важных целей курса. Задачи первой части – обязательный уровень усвоения знаний. Для подготовки к контрольной работе в каждой главе есть задачи на повторение. В заключительной главе предложены задачи повышенной трудности. Электронное приложение охватывает всё содержание учебника и включает разделы: тригонометрические функции. Производная и её применение, первообразная и интеграл, показательная и логарифмическая функции, Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики, задачи на повторение. Электронное приложение включает более 800 мультимедиаресурсов разных типов: анимацию, биографии учёных, решения задач, математический словарь со звуковым сопровождением, тестовые задания, интерактивные модели, сведения из истории предмета. Дидактические материалы содержат самостоятельные и контрольные работы, карточки- задания для зачётов, материал для подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы. Самостоятельные работы даны в 10 вариантах. 18 вариантов для повторения и 20 примерных экзаменационных работ. В конце пособия даны ответы к большинству заданий.

Учебно-методический комплект «Геометрия, 7-11» (автор А.В.Погорелов) состоит из программы, учебников, рабочей тетради, дидактических материалов, тематических тестов, книги для учителя. Содержание курса построено дедуктивно. Теория в учебнике дается на высоком методическом и научном уровне. Контрольные вопросы к каждому параграфу помогают лучше понять его основу. Важные задачи решаются в тексте учебника. Использование рабочих тетрадей помогает учителю эффективнее организовать работу учащихся в классе. Система заданий ориентирована на формирование практических умений учащихся. Дидактические материалы содержат дифференцированные задания для самостоятельных и контрольных работ. В книге для учителя даны рекомендации по поурочному и тематическому планированию. Тематические тесты по геометрии помогают подготовить школьника к итоговой аттестации. Учебник по стереометрии можно использовать при обучении геометрии как на базовом, так и на профильном уровне. Основной структурной единицей методических пособий является рассчитанное на два урока (в неделю) занятие. Методически обработан теоретический и задачный материал. В пособиях приводятся дополнительные задачи и задания повышенного уровня сложности. Этот УМК используется учителями математики тоже много лет.


Учебно-методический комплект по геометрии для 7-11 (авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.) написан доступно и интересно. В учебнике сочетаются наглядность и строгая логика изложения материала. Много задач на вычисление, на доказательство, на построение. Рабочие тетради предназначены для работы учащихся на уроке. Задания в них включают большое количество чертежей, помогают легко и быстро усвоить материал, способствуют осознанию учащимися логики рассуждений и усвоению различных методов решения задач. В дидактические материалы вошли самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, задания различного уровня сложности, задачи повышенной сложности и примерные задачи к экзаменам. Тематические тесты помогают осуществить оперативную проверку знаний и умений учащихся, подготовку к итоговой аттестации. Учебник «Геометрия, 10-11»

Л.С Атанасяна и др. может быть использован как в обычных, так и профильных классах. Красочное оформление помогает учащимся лучше усвоить стереометрический материал. В методическом пособии даны рекомендации по проведению уроков по конкретным темам с распределением задач, а также самостоятельных и контрольных работ. Приводится тематическое планирование, решены наиболее сложные задачи учебника, предложены карточки для устного опроса.

Линия учебно-методических комплектов по алгебре и началам математического анализа для 10-11 класса авторского коллектива А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. состоит из программы, учебника, электронного приложения к учебнику, дидактических материалов, тематического планирования. Учебник написан на высоком методическом уровне. Основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Знакомство с начальными понятиями и методами анализа – одна из важных целей курса. Задачи первой части – обязательный уровень усвоения знаний. Для подготовки к контрольной работе в каждой главе есть задачи на повторение. В заключительной главе предложены задачи повышенной трудности. Электронное приложение охватывает всё содержание учебника и включает разделы: тригонометрические функции. Производная и её применение, первообразная и интеграл, показательная и логарифмическая функции, Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики, задачи на повторение. Электронное приложение включает более 800 мультимедиаресурсов разных типов: анимацию, биографии учёных, решения задач, математический словарь со звуковым сопровождением, тестовые задания, интерактивные модели, сведения из истории предмета. Дидактические материалы содержат самостоятельные и контрольные работы, карточки - задания для зачётов, материал для подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы. Самостоятельные работы даны в 10 вариантах. 18 вариантов для повторения и 20 примерных экзаменационных работ. В конце пособия даны ответы к большинству заданий.