litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Анализ работы кафедры


«Художественно-эстетического воспитания и образования»

за 2008/2009 учебный год.


Зав. Кафедрой: Вильчинская Л.С.


Введение.


Данный учебный год был для учителей кафедры не менее значимый, чем предыдущие годы работы. Опираясь на методическую тему школы в данном учебном году «Перспектива результатов инновационно-экспериментальной управленческой деятельности педагогического коллектива в стабилизации режима развития школы», мы посчитали, что тема работы кафедры может быть слегка скорректирована. В данном учебном году она звучала следующим образом: « Реализация современных технологий в образовательно-воспитательной работе в перспективе как результат инновационно-экспериментальной деятельности учителей кафедры художественно-эстетического цикла». Мы посчитали, что цель работы кафедры может остаться в тех же рамках, что была сформулирована ранее (введена небольшая корректировка). Таким образом, цель звучит следующим образом:


  • Выявление уровня сформированности универсальных умений у учащихся средствами художественно-эстетического воспитания и развития в процессе реализации современных технологий в рамках инновационно-экспериментальной деятельности учителей кафедры.

Задачи работы кафедры также были уточнены и видоизменены с точки зрения более глубокого исследования проблемы с позиций практического применения полученных результатов. Таким образом, нас интересовала проблема:

  • Первая задача, введение разнообразия в создание организационно-педагогических условий при проведении уроков разного уровня и воспитательной работы на занятиях во внеурочное временя.
  • Вторая задача, решаемая нами, включала в себе внедрение тех инновационных технологий (ИКТ), а также разнообразных форм взаимопроникновения смежных предметов, которые дают возможность не только повысить уровень компетентности учащихся, но и уровень компетентности учителей, их умение использовать современные технологии; использовать знания из разных областей для достижения поставленной цели.


Художественно-эстетическое воспитание и образование осуществлялось на кафедре в совокупности предметов этого направления – МХК, область «Изобразительное искусство», «Технологии», «Музыка». Работа основана, прежде всего, на базисных учебных планах с учетом специфики образовательных программ.

В кафедральный состав входят учителя высшей квалификационной категории – это Мухина Т.В. (учитель музыки), Вильчинская Л.С. (учитель ИЗО), Гайдай В.А. (учитель технологии), Чистов А.Б. (учитель технологии) и Кулиш Н.П. (учитель МХК).

В течение учебного года были проведены заседания кафедры по предварительно составленному и в дальнейшем откорректированному плану (см. план работы кафедры). Наиболее важные вопросы, решаемые на кафедре:


  1. Организационно-педагогические условия успешного формирования универсальных умений и метазнаний учащихся на уроке и во внеурочное время.

«Развитие самостоятельности учащихся как одно из условий их социальной адаптации» (из опыта работы учителей кафедры )

  1. Обобщение опыта работы в использовании современных дидактических поисках форм, методов, приемов, видов, технологий с учетом логико-содержательной стороны обучения.

  2. Выявление проблем в работе кафедры художественно-эстетического цикла в процессе создания педагогических условий организации и ведения учебно-воспитательного процесса.

  3. Проблемы образования и воспитания детей с особыми нуждами в условиях сотрудничества школы и семьи.

  4. Использование принципа синергетики в практической работе (межпредметное взаимодействие).

  5. Укрепление межпредметных связей внутрикафедрального взаимодействия (планирование тематической недели, постановка целей и задач её проведения).
  6. Формирование заинтересованности учащихся в получении знаний во внеурочное время. Глубокий анализ уровня творчества учащихся по результатам творческих выставок; достижений учащихся в творческих марафонах, олимпиадах и др. видов конкурсов.



Данные вопросы в последующем рассматривались на малых и больших педсоветах, а также послужили подготовительной основой к выступлениям на уровне городских площадок:

например, ноябрьский педсовет «Развитие самостоятельности учащихся как одно из условий их социальной адаптации» (из опыта работы педколлектива ГОУ СОШ № 741)» На данном педсовете выступили все члены кафедры со своим опыт работы и поделились теми инновационными технологиями, которые используются на уроке и внеурочной деятельности).

Итоговый педсовет по организации воспитательной работы (выступление Мухиной Т.В.)

Нужно отметить, что активность членов кафедры в данном учебном году была достаточно высокая в разных сферах работы (в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях предложенных районом «Измайлово» и НМЦ). Особенно активны члены кафедры были в демонстрации уровня творческих навыков учащихся на уровне Муниципальных Олимпиад, защите проектных творческих работ на уровне Округа и Города.


Анализ методической работы кафедры и профессиональный рост членов кафедры.


(сравнение за последние три года работы в режиме эксперимента)

Методическая работа кафедры в учеюные 2006/07, 2007/08, 2008/09 г.г. непосредственным образом была связана с методическими темами школы; основана на доминирующей позиции микроколлектива: профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки и убеждения, и во многом определялась уровнем компетентности учителей и учащихся. Реальное подтверждение этому можно проследить, анализируя активность и продуктивность методической деятельности членов кафедры. Так, если в прошлом и позапрошлом учебном году мы в большей степени решали проблемы узкообозначенные - качество преподавания предметов, то в данном учебном году стали больше интересоваться обобщением и популяризацией своего опыта на межрегиональном, городском и районном уровнях. Мы в данном учебном году в большей мере постарались показать, что те инновационные технологии, которые нами использованы в учебном процессе действенны и результативны (достижения учащихся в разных областях знаний тому яркое подтверждение). Формирование такого опыта работы дает возможность полнее ощутить проблематику нашей школы, видеть результаты своей деятельности, а также свои недочеты, самостоятельно находить новые способы и возможности их устранения; дают возможность подвести итог экспериментальной работы. Этот итог можно представить в виде диаграммы:



Публичное выступление с опытом работы за 2006/07 учебный год



№ протокола

Дата выступления

Тема педсовета, конференции, семинара

Тема выступления

13.01.06 г.

Протокол №3

«Развитие и формирование УУ и МЗ как необходимое условие повышения качества образования, воспитания и социализации»

«Роль ЗУН и МЗ для процесса социализации учащихся на уроках»

Выступала Чистов А.Б.


Публичное выступление с опытом работы за 2007/08 учебный год


№ протокола

Дата выступления

Тема педсовета, конференции, семинара

Тема выступления

26.11.07 г.

Протокол №2

«Организационно-педагогические условия успешного формирования универсальных умений на уроке и во внеурочное время»

«Формирование универсальных умений на уроках художественно-эстетического цикла»

Выступала Гайдай В.А.

14.11.07 г.

Протокол

№2

Педагогические чтения на базе школы № 419

«Роль учителя в формировании универсальных компетенций учащихся»


«Единство специальных и универсальных умений на уроках ИЗО»

Выступала Вильчинская Л.С.


Публичное выступление с опытом работы за 2008/09 учебный год



№ протокола

Дата выступления

Тема педсовета, конференции, семинара

Тема выступления

20.11.08 г.

Протокол №2

Городской семинар


«Развитие самостоятельности учащихся как одно из условий их социальной адаптации (из опыта работы учителей кафедры)»

1.«Особенности и направления работы кафедры в

рамках обозначенной темы»

(зав. кафедрой: Вильчинская Л.С.)

2.«Творческое проектирование как позитивный

фактор в развитии самостоятельности учащихся

на уроках «Материальные технологии»

(учитель: Гайдай В.А.)

3.«Музыкальные образы, их связь с пластическими

видами искусства – условие психологической

готовности к диалогу в социуме»

(учитель: Мухина Т.В.)

4.«Приёмы и методы работы на уроках МХК по

формированию самостоятельности учащихся в

организации и проведении тематических

экскурсий»

(учитель: Кулиш Н.П.)

5.«Применение трудовых умений в процессе

оформления школьных кабинетов»

(учитель «Технологии»: Чистов А.Б.)


27.02.09 г.

Протокол

№ 3

Международный проект

«Подари тепло другу»

Мастер-класс «Баба Марта»

«Оригинальное художественное оформление изделия из текстиля»

(учитель Гайдай В.А.)

Протокол

№3

Городская научно-практическая конференция


«Роль учебных кафедр в формировании педагогической компетентности в экспериментальных школах».


Подготовка презентации-выступления «Принципы организации и проведения предметных недель в начальной школе»

(Вильчинская Л.С.)

27.11.08 г.

Протокол

№4

Итоговый педсовет по теме:

«Формирование воспитательного пространства с учетом развития личности школьника»

«Отчетная работа зам. Директора по воспитательной работе в школе № 741»

Выступала : Мухина Т.В.



Из данных таблиц видна ежегодная активность членов кафедры в умении продемонстрировать и объяснить свой опыт работы, показать компетентность владения теоретическими вопросами; желание продемонстрировать накопленные знания своим коллегам:




Еще одним видом самообразования мы считаем непосредственное тиражирование (популяризация) своего опыта в печатных работах. Нужно отметить такой факт: в данном учебном году активную позицию в этом вопросе заняли практически все члены кафедры: Мухина Т.В., которая предоставила свой материал для очередного методического издания под ред. Ильенко Л.П.; Вильчинская Л.С. (нетрадиционное использование опыта путем интерактивного обмена на Интернет-портале «ПроШколу.ру», за что ей была вручена грамота за значимый вклад в развитие Интернет-портала и активную работу по организации межрегионального сотрудничества педагогов, от учредителя портала «Учительская газета»; Гайдай В.А. которая открыла для общественности материалы, предоставив их на соискание Президентской премии (приоритетный национальный проект «Образование» в номинации «Лучший учитель»).


Анализируя все наши публикации, хотелось бы показать активность и широкое применение публикаций уже во внешкольном пространстве, на уровне межрегионального представления.


Год издания,

Ф.И.О. публикуемого

Печатное издание

Название материала




Вильчинская Л.С.

2006/07 уч.г.


Фестиаль педагогических идей

«Открытый урок» Издательский дом «Первое сентября»


Статья «Конспект внеклассного мероприятия по ИЗО «Портретная галерея Волшебницы Зимы».

Мухина Т.В.

2007/08 г.г.

«Фестиваль педагогических идей»


«Сборник творческих внеклассных мероприятий» под ред. Ильенко Л.П.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Как прекрасна весна цветами»

(регистрационный № 406873)

«Юбилей школы»

«Как прекрасна весна цветами»

«Рыцарский турнир»

«Новогодние забавы»

Вильчинская Л.С.

2007/08 г.г.

«Модели уроков современной дидактики в образовательных учреждениях», М., 2007г.


Юбилейный

Журнал НМЦ «Методической службе г. Москвы – 70 лет.


Сайт «Сеть творческих учителей».

Интернет:

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com

«Урок – дидактическая игра (путешествие) по изобразительному искусству в 4 классе «А» на тему «Живописное искусство Японии»».

«Единство специальных и универсальных умений на уроках ИЗО»



Конспекты уроков и видеоматериалы с использованием ИКТ.




Вильчинская

Л.С.

2008/09 уч.г.



Использование средств ИКТ на уроках ИЗО

Сайт: «ПроШколу»

http://www.proshkolu.ru/741




Материалы к уроку

Проверка знаний «Конкурс-игра»

«Тесты уровня культурологической образованности учителей и учащихся»

Мухина Т.В.

2008/09 уч.г.


Проект (пока) методического издания под ред.

Ильенко Л.П.

Сценарий зрелищного мероприятия

«Марафон творчества»


Гайдай В.А.

2008/09


Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок» Издательский дом «Первое

Сентября»


Статья «КВН юных технологов»

Рег. № 209-478-399



Сравнивая это направление работы за три года, мы можем наглядно увидеть такую картину, представив её в диаграмме:





Это не значит, что другие члены кафедры не использовали разные каналы для тиражирования своего опыта. Анализ проводится за три последних года. Именно в эти годы была выявлена активность в данном направлении работы только трех членов кафедры – Мухиной Т.В. и Вильчинской Л.С., Гайдай В.А. Особенно хотелось бы отметить, что в данном учебном году на разных уровнях желание «печататься» было у 50% членов кафедры.

Теперь о так называемой творческой неделе кафедры художественно-эстетического цикла. Интересная форма работы, помогающая сплотить коллектив и решить важную задачу межпредметной интеграции – это ярковыраженное взаимопроникновение смежных дисциплин в моменты креативной деятельности учащихся разных возрастных групп, проявляющаяся в коллективном проектировании, КВН-играх, презентациях разнообразного художественно-эстетического, музыкального и прикладного материалов. Над этой проблемой мы продолжаем работать. Принцип синергетики известен, и в нем мы нашли самый лучший путь приобщения учащихся к миру искусства; демонстрации и глубокого погружения в суть процессов художественного воплощения разными средствами. В этом учебном году Творческая неделя нашей кафедры была проведена в конце марта начале апреля (30 марта – 3 апреля). В этом учебном году был составлен подробный план проведения творческой недели. Каждый учитель-предметник в разнообразных формах представлял разный уровень образованности своих учащихся, их умение креативно мыслить и действовать. Были созданы условия для полной творческой деятельности, как на уроке так и во внеурочной работе. Творческая неделя спустя какое-то время была продолжена учителем Гайдай В.А., которая снова вернулась к традиции в конце апреля проводить конкурс-представление «Ситцевый бал». Также, необходимо отметить и положительные стороны: использование разнообразных форм организации и проведения мероприятий, отличных от ранее, в предыдущие годы, предлагаемых.



следующая страница >>