litceysel.ru
добавить свой файл
1


Утверждаю

Директор МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа № 3»

______________А.Е. Антонов


Анализ работы

МО учителей русского языка и литературы

за 2005-2006 учебный год


Руководитель МО

Иванова Р. Н.


2006 год

Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это направлены усилия наших учителей-словесников на уроках и литературы, и русского языка.

Все учителя русского языка и литературы (Аршинова Ф. А., Чамеева Г. П., Захарова Е. С., Лабардина М. Ю., Иванова Р. Н.) имеют большой педагогический опыт, поэтому их уроки отличаются высоким мастерством, разнообразием, эффективностью.
МО учителей русского языка и литературы в данном учебном году продолжило работу над развитием гармонично развитой личности учащихся, над проблемой «Учим, развиваем, воспитываем», вело целенаправленную работу по развитию орфографических навыков учащихся.

В течение 2005-2006 учебного года было проведено 8 заседаний МО учителей, где были затронуты различные проблемы, рассматривались важные вопросы, обсуждались открытые уроки, планировались мероприятия по проведению Недели русского языка и литературы, научно-практической конференции, утверждались поурочные тематические планирования по русскому языку и литературе, экзаменационные материалы в 9 и 11 классах, знакомились со справками тематических проверок, с инструкцией по проведению выпускных экзаменов, с новинками методической литературы.

Заседания МО учителей проводились по определенным темам:

1. Приёмы и методы, способствующие формированию положительной учебной мотивации.

2. Практическая направленность на уроках русского языка и литературы.

3. Творческие задания и научно-исследовательские проекты на элективных курсах и уроках литературы.


С интересным докладом «Роль урока в развитии речи учащихся» выступила Захарова Е.С. Учительница проанализировала выдержки из сочинений девятиклассников, которые свидетельствуют о трудности написания сочинений и изложений. Евгения Сергеевна считает, что знание текста – одно из важнейших условий работы по развитию речи учащихся. Она проводит огромную работу по подготовке к написанию сочинения: построению текста, систематизации материалов, работой над словом, над определением темы.

Иванова Р. Н. подготовила сообщение «Приемы и методы, способствующие формированию положительной учебной мотивации». По мнению Розы Николаевны, главное на уроках литературы – это вызвать интерес к чтению. Для этого она использует различные виды деятельности, которые способствуют формированию положительной учебной мотивации: это и инсценирование эпизодов произведения, и выразительное чтение текста, и музыкальное оформление урока, и работы учащихся-художников, их видение героев произведения, различные сюрпризы для учащихся: в конце уроков ученикам вручаются бумажные ангелы-хранители, амуры- символы любви, которые дети берегут как память об уроке.

Иванова Р. Н. дала открытый урок для директоров школ Чувашской Республики на тему: «Я Вас люблю…» ( По произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети».) Была отмечена хорошая подготовка к уроку, прекрасное знание текста учащимися, искренние высказывания детей, теплая атмосфера, царящая между детьми и педагогом. Урок был оценен на «отлично».

С познавательным сообщением выступила на заседании МО Лабардина М. Ю. Она в течение года вела элективные курсы «Шедевры русского искусства» в 9-ых классах. Цель её занятий – вызвать интерес к искусству, развитие творческих способностей учащихся. В курсе комплексно изучалась отечественная художественная культура и различные виды искусств: музыка, живопись, кино, литература. Занятия проводились не только в школе, но и в художественном музее города. По итогам этих курсов Лабардина М. Ю. дала открытое мероприятие «Родная природа в произведениях П. И. Чайковского и И. Левитана», на котором присутствовали не только учителя нашей школы, но и директора и зам. директоров школ г. Чебоксары. Открытое мероприятие получило высокую оценку. Учащиеся Марины Юрьевны провели своеобразную экскурсию по Третьяковской галерее, погрузились в мир музыки, в результате получился не просто урок, а урок-синтез. Большую роль сыграло оборудование (мультимедиапроектор).


Чамеева Г. П., учитель высшей квалификационной категории, поделилась с коллегами своими впечатлениями о семинаре при ИУУ. Галина Петровна рассказала о том, что во многих школах Республики образованы Детские Научные общества, как в них проводятся научно-практические конференции, о подготовке к олимпиадам, о посещении музеев в г. Чебоксары, о встрече с чувашской поэтессой Светланой Азамат.

В течение всего учебного года зам. директора по учебно-воспитательной работе Аршинова Ф. А. знакомила учителей с итогами тематических проверок: итогами контрольных работ по русскому языку за I полугодие 2005-2006 уч. года, проверок рабочих тетрадей по русскому языку в 4-9 классах; со справкой «5-9-ые классы: качество знаний за 1-ую и 2-ую четверти»; итогами проверок тетрадей для контрольных работ учащихся 5-6-ых классов, тестирования по русскому языку в 11-ых классах и изложения с элементами сочинений в 9-ых классах; итогами прохождения программного материала в 9, 11 классах; итогами уровня обученности учащихся 4-ых классов.

Учителям даны следующие рекомендации:

1. Усилить практическую направленность уроков, проводить целенаправленную индивидуальную работу с учащимися, усилить работу над повышением качества знаний, больше работать над развитием навыков грамматического разбора, систематизировать работу над ошибками. Вести мониторинг наиболее типичных ошибок.

2. Систематизировать работу над лингвистическим анализом словосочетаний, предложений, связных текстов, использовать при этом материал уроков литературы.

3. Всем учителям русского языка и литературы продумывать тематическое планирование, исходя из требований государственной программы, и придерживаться его в течение всего учебного года.

4. Вводить в практику проведение нестандартных уроков.

Большая работа проводилась учителями (Чамеевой Г. П., Лабардиной М. Ю., Ивановой Р. Н. ) по подготовке к школьным и городским олимпиадам по русскому языку и литературе. Но, к сожалению, призовых мест в этом учебном году наши учащиеся не заняли.


Итоги городских олимпиад

по русскому языку

9А – Краснова Евгения (Лабардина М. Ю.) – 10 место

10А – Никифорова Оксана (Иванова Р. Н.) – 10 место

11А – Олейникова Анна (Чамеева Г. П.) – 4 место

Общее – 7 место

по литературе

10А – Елисеев Роман (Иванова Р. Н.) – 11 место

11А – Олейникова Анна (Чамеева Г. П.) – 4 место

Общее – 7место.

Отличился Бурков В., учащийся 10А класса (научн. рук. Иванова Р. Н.), в IX открытой зональной конференции-фестивале молодежи и школьников «Наука. Творчество. Развитие.» он был награжден дипломом 2 степени за работу «Иудины «дети» в русской литературе XIX-XX веков».

С 13 по 18 февраля 2006 года в школе прошла Неделя русского языка и литературы. Все учителя принимали активное участие в проведении различных мероприятий: в выпуске стенных газет, олимпиад по литературе среди учащихся 5-8 классов, в подготовке учащихся к конкурсу чтецов по теме «Чувства добрые я лирой пробуждал…», в филологических КВН-ах, турнирах, играх, в литературных композициях и вечерах.

Итоги школьной олимпиады по литературе

среди учащихся 5-ых классов

1 место – Бушуева Юлия – 5А (Аршинова Ф. А.)

2 место – Карасева Юлия – 5А (Аршинова Ф. А.)

3 место – Савинова Светлана – 5А (Аршинова Ф. А.)

среди учащихся 6-ых классов

1 место – Воронина Мария – 6Б (Лабардина М. Ю.)

2 место – Углова Анастасия – 6А (Иванова Р. Н)

3 место – Морева Ольга – 6А (Иванова Р. Н.)

среди учащихся 8-ых классов

1 место – Чуманова Татьяна – 8В (Лабардина М. Ю.)

2место – Соловьёва Татьяна – 8В (Лабардина М. Ю.)

3 место – Полевщикова Нина – 8В (Лабардина М. Ю.)

В 5-ых классах проведена игра «Что? Где? Почему?» (отв. Захарова Е. С. и Аршинова Ф. А.) В командном зачете 1 место занял 5Б класс (рук. Захарова Е. С.)


В 6-ых классах проведен «Филологический турнир» (рук. Иванова Р. Н.). Играли ребята с интересом, были различные конкурсы: инсценирование, выразительное чтение стихотворений, любознательные вопросы по русскому языку и литературе. Итог: «ничья».

В 8-ых классах был проведен КВН, где участвовали сборные команды «Утомленные литературой» и «Мертвые души». Были самые разнообразные задания, игра прошла интересно, активно участвовали и игроки, и болельщики (рук. Лабардина М. Ю.)

В 10-ых классах проведен праздник, посвященный юбилею Н. Рубцова. Мероприятие проводилось в библиотеке им. Полоруссова-Шелеби. Ребята услышали голос поэта, его чтение стихов (рук. Иванова Р. Н. )

В 11-ых классах проведен «Литературный вечер». Это был своеобразный вечер отдыха, где проводились конкурсы, читались стихи, проявилось творчество детей (рук. Чамеева Г. П.)

Все учителя русского языка и литературы вместе с учащимися выпустили газеты, бюллетени на разные темы. Газеты были красочные, содержательные, что вызвало интерес среди учащихся.

С удовольствием приняли участие учащиеся 4-6 классов в конкурсе чтецов на тему «Чувства добрые я лирой пробуждал».

Итоги конкурса чтецов

среди учащихся 4-6 классов

1 место – Федорова Татьяна – 5А (Аршинова Ф. А.)

2 место – Углова Анастасия – 6А (Иванова Р. Н)

3 место – Ермолаева Ольга – 4А (Чамеева Г. П.)

Шишкин Артем – 6А (Иванова Р. Н.)

среди учащихся 8-11классов

1 место – Данилов Евгений – 11А (Чамеева Г. П.)

Всем учащимся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, были вручены грамоты, остальным объявлена благодарность.

Все мероприятия, проводимые учителями русского языка и литературы, были направлены на духовное воспитание учащихся, на развитие гармонично развитой личности учащихся.

План работы МО, в основном, выполнен. В 2006-2007 учебном году учителя русского языка и литературы продолжат работу по духовному и нравственному воспитанию учащихся, над повышением качества знаний, развитием навыков грамматического разбора, ведением мониторинга наиболее типичных ошибок, лингвистическим анализом текстов, по внедрению и распространению методических идей, по проведению нестандартных уроков.



Задачи МО учителей русского языка и литературы

на 2006-2007 учебный год:

1. Продолжить работу над развитием духовной, гармонично-развитой личности учащихся.

2. Продолжить практическую направленность уроков русского языка по развитию орфографических навыков учащихся, целенаправленно проводить работу над ошибками, вести мониторинг наиболее типичных ошибок.

3. Продуманно вести работу по развитию речи и внеклассному чтению.

4. Продолжить индивидуальную работу с сильными учащимися по подготовке к школьным и городским олимпиадам и конференциям.