litceysel.ru
добавить свой файл
1
Анализ


работы ШМО учителей начальных классов

МОУ Зюзинской СОШ за 2009-2010 учебный год.


В 2009-10 уч. году в методической работе учителей начальных классов приняли участие 5 учителей начальных классов и1 воспитатель ГПД с высшим образованием, стаж педагогической деятельности составляет 2 года, категории не имеет. Высшее образование имеет 1 учитель из 5 (20%), неполное высшее -3(60%), среднее специальное -1(20%). Первую категорию имеет 1 учитель(20%), вторую -3(60%), без категории-1 чел.(20%). В коллективе есть опытные педагоги с большим педагогическим стажем работы 43,25 лет .Аттестацию прошли 3 учителя. Соболевская Е.М подтвердила первую кв/ категорию, Абоимова Л.Г. и Майер Е.В. подтвердили вторую кв/ категорию. Все учителя за последние три года прошли курсы повышения квалификации.

ШМО учителей начальных классов в 2009-10 уч.году работало по теме:

«Учебно - исследовательская деятельность младших школьников».

Цель:

1) вовлечь учителей в исследовательскую деятельность, привлекая учащихся своего класса на уроках и во внеурочное время, оформляя исследовательские работы.

2) взаимообогащение знаниями, развитие инициативы и творчества, роста

профессионального мастерства педагогов.

Для реализации цели ставились следующие задачи:


  • Создать проекты собственных исследований;

  • Учить исследованию на уроках, во внеурочное время, используя информационные источники;

  • Формировать навыки исследовательской работы;

  • Развивать любознательность, познавательные способности в исследовательской работе ;

  • Воспитывать интерес к исследовательской работе.

В работе ШМО использовались следующие ФОРМЫ организации:

  • Круглый тол

  • Ярмарка методических идей


  • Семинар- практикум

  • Конференция

На 2009-10 уч. год было запланировано и проведено 5 заседаний. Первое заседание прошло в октябре 2009 года. Заседание проходило в форме круглого стола. Учителя рассмотрели вопрос об исследовательской работе в начальной школе. Показали важность и значимость этого направления. Заслушали выступление руководителя ШМО Соболевской Е.М.о возможностях и специфике применения проектного метода. Майер Е.В.рассказала о методике изучения тем, связанных с исследовательской работой в начальной школе. Учитель Абоимова Л.Г. дала открытый урок во 2 классе.Урок «Мир вокруг нас» был проведён в нетрадиционной форме : заочная экскурсия в зимний лес, что позволило активизировать познавательную деятельность учащихся. На протяжение всего урока учитель использовал мультимедиа. Методы и формы работы соответствуют содержанию урока. Задачи урока реализованы. Урок проведён на хорошем методическом уровне.На этом же заседании Соболевская Е.М.давала открытое мероприятие «Мы школьниками стали» для всех учителей начальных классов, учащихся и родителей первоклассников. Дети выразительно читали стихотворения, душевно исполняли песенки, артистично ставили шуточные мини- сценки. Утренник прошёл организованно, интересно.

Второе заседание ШМО в форме семинара- практикума проходило в декабре 2009г. Согласно плану работы ШМО на заседании рассматривались приёмы работы по формированию исследовательской деятельности в начальной школе. Цель этого занятия состояла в том, чтобы сформировать у учителей начальных классов позитивную мотивацию по формированию исследовательской деятельности у учащихся.

С докладом по данной теме выступила учитель Кривченко М.Н. Вологжанина А.С. рассказала о возможностях применения проектного метода во внеурочное время. Учитель Стримжа И.Г. дала открытый урок математики во 2 классе. Урок проведён в интересной форме- игре ( по стихотворению Д.Родари «Лежебока»). На уроке развивалось логическое мышление, память, внимание. Кривченко М.Н. показала внеклассное занятие в 3 классе»Турнир математиков».Через использование современных средств активизации познавательной деятельности младших школьников(мультимедиа) учитель показал методику работы по данной теме.


Коллеги отметили большую подготовку к урокам. Теплая, спокойная обстановка на уроке. Уроки интересны, многогранны. Применялись разные виды работ. Использованы метод наглядности, рефлексии и другие методы, которые были направлены на формирование познавательного интереса учащихся.

Третье заседание ШМО учителей начальных классов было запланировано и проведено в феврале 2010 г. Оно было посвящено теме: «Исследования на уроках с применением ИКТ».

Цель семинара – практикума состояла в том, чтобы ознакомить с приёмами работы по формированию исследовательской деятельности с применением ИКТ и побудить учителей к поиску педагогических идей. На заседании были рассмотрены способы использования цифровых образовательных ресурсов нового поколения в начальной школе как средство повышения качества образования.

Было заслушано выступление Абоимовой Л.Г.по формированию навыков проектной деятельности на уроке. Майер Е.В. показала открытый урок литературного чтения в 4 классе. Соболевская Е.М. дала открытое мероприятие в 1 классе « Спасибо тебе, АЗБУКА». Учителя показали использование информационно- коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников».

В апреле проведён семинар – практикум по теме «Исследовательские экскурсии в начальной школе».Цель занятия заключалась в том, чтобы сформировать у учителей позитивную мотивацию по внедрению современных средств активизации познавательной деятельности младших школьников.

Задачи:


  • показать использование современных средств активизации познавательной деятельности младших школьников.




  • Способствовать распространению новых педагогических технологий.

Абоимова Л.Г. дала общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность. Стримжа И.Г.рассказала о том, как следует учитывать

результаты проверки сформированности исследовательской деятельности».


Кривченко М.Н. дала открытый урок русского языка в 3 классе.

Благодаря разным видам работ на уроке, учитель учила детей анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

На уроке развивались творческие способности учащихся, память, осуществлялась взаимосвязь с окружающим миром. На уроке были использованы методы и приемы нетрадиционных форм обучения.

Учитель решал познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Майер Е.В. дала открытый классный час на тему «12 апреля- день Космонавтики».На занятии учитель способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, формировала чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей. В конце занятия была проведена методическая ярмарка.

Занятие № 5 было проведено в мае в форме конференции. Учителя подготовили творческий отчет по самообразовательной работе. Цель занятия включала изучение и обобщение педагогического опыта учителей с целью его распространения. Абоимова Л.Г. выступила по теме ««Развитие творческих способностей у детей младшего

школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения».

Вологжанина А.С. «Воспитание младших школьников посредством

подвижных игр».

Соболевская Е.М. «Использование в обучении нетрадиционных форм как

существенного фактора усвоения знаний, повышения качества обучения,

развития личности».

Стримжа И.Г. «Игра как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста».

Кривченко М.Н. «Логическое мышление на уроках математики».

Майер Е.В. «Нетрадиционные формы работы на уроках окружающего мира».


Следует отметить, что большинство учителей используют в работе такие формы организации учебного процесса как:

Уроки-экскурсии, уроки-зачеты, интегрированные уроки, уроки- заочные путешествия, уроки- викторины, уроки- КВН, имеющие экологическую направленность, и др. Учителя максимально используют возможности, знания, интересы самих учащихся с целью развития творческих возможностей, повышения результативности в процессе обучения. У каждого учителя имеются папки по самообразовательной работе и по учебно- методической работе, которые ежегодно пополняются практическим материалом, необходимым для работы.


В ходе работы учителя проводят предметные недели, участвуют в работе ШМО, РМО, педагогических конференциях.

На каждом занятии ШМО изучался, обобщался и распространялся педагогический опыт учителей начальных классов. Педагоги делились своим опытом работы. Учителя показывали использование современных средств активизации познавательной деятельности младших школьников, выделяя эффективные формы и методы, направленные на реализацию учебных программ обучения и воспитания. Проводились методические ярмарки, методические выставки. Каждое занятие завершалось обзором научно- методической литературы, знакомились с новинками методических пособий для учителя, обсуждали содержание журналов «Начальная школа», «Педсовет».

Самоанализы открытых уроков показали, что учителя понимают цели и задачи своего предмета, творчески подходят к своей работе. В этом году учителя более активно принимали участие в анализе результативности урока своих коллег. Учитывали педагогическую, методическую, рефлексивную и аналитическую культуру учителя.

Анализируя контрольные работы учащихся по русскому языку и математике, можно отметить, что практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный уровень для продолжения обучения.

В этом году (по сравнению с прошлым) учащиеся всех начальных классов активнее принимали участие во Всероссийских , международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д. Учащиеся 4 класса приняли участие в районном конкурсе «Путешествие по стране Легумия». Ученица 4 класса приняла участие в районном конкурсе исследовательских работ.

В основном, задачи, которые были поставлены коллективом учителей начальных классов, выполнены.

Наряду с этим следует отметить и недостатки в работе ШМО в 2009-10 учебном году.

К сожалению, некоторые учителя продолжают проявлять пассивность в работе МО. Низкий процент учителей принимает участие в районных, всероссийских конкурсах, в конкурсах регионального уровня. Работа с одарёнными детьми находится на низком уровне. Не в полной мере учащиеся охвачены исследовательской деятельностью. На районный уровень ежегодно выходит лишь одна работа учащегося по школьному округу. Нельзя не сказать и о том, что в наше время остро стоит проблема повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогического сознания. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования детей, учитель должен провести большую и серьёзную работу.


На последнем заседании ШМО учителями начальных классов было принято решение: работу ШМО учителей за прошедший учебный год признать удовлетворительной.

На 2010-2011 учебный год к рассмотрению была предложена тема: « Формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся.

ЦЕЛЬ:

1) обновлять содержание обучения;

2) совершенствовать методы и формы работы;

3) Повышать рост профессионального мастерства педагогов.


Задачи:


  • Формировать, знания, умения и навыки учащихся в учебно – воспитательном процессе;

  • Развивать индивидуальность, творческие способности детей;

  • Воспитывать познавательный интерес учащихся. 


Руководитель ШМО Соболевская Е.М. 30.05.10г.