litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Антонио Менегетти

Введение в онтопсихологию



Антонио Менегетти (род. в 1936 г.) —

профессор теологии, социологии,

философии и психологии.


В 1970 году основал Ассоциацию онтопсихологии,

Президентом которой является в настоящее время.

Профессор Менегетти — автор более 20 книг

по широкому спектру проблем,

от клинической психологии до творчества

и энергетической взаимосвязи между людьми.

Онтопсихология представляет собой

направление психологии и психотерапии,

теоретиками которого являются Адлер,

Фрейд, Юнг, Роджерс, Маслоу и Ролло Мэй.

Практическая методика основывается

на многолетнем опыте клинической работы

профессора Менегетти и его учеников.

Большую часть этой методики составляют

способы решения психосоматических проблем,

работа с пациентами по интерпретации

сновидений с целью исследования

их семантических полей.

В настоящее время отделения

Международной Ассоциации Онтопсихологии

существуют в ряде стран.


Регулярно проводятся конгрессы онтопсихологов.

В Италии действует 6 учебных центров

по подготовке дипломированных онтопсихологов.


Оглавление


Вступление

Глава первая. три СПОСОБА ЖИЗНИ 7

Глава вторая. метафизическое восприятие В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 10

Глава третья. основные принципы ОНТОПСИХОЛОГИИ 13

Глава четвертая. ИНСТИНКТ самосохранения 19

Глава пятая. секс и любовь 25

Глава шестая. ключевая проблема 31

Глава седьмая. деньги 34

Глава восьмая. личностные отношения 36

Глава девятая. две морали, необходимые МУДРЕЦУ 38

Глава десятая. искусство ЖИЗНИ 41

Глава одиннадцатая. метафизический выбор 43


Перейти


00 – оглавление


002 - параметры в начале книги - издательства


kom -Комментарии.


kons1 - Конспект


lit - Список литературы.


page - Данные о страницах


pril - Приложение.


pril2 - Приложение дополнительное.


prim - Примечание


PU - Предметный указатель.


Slov – Словарь


Text - Текст.


UI - Указатель имен.


za - Данные типографии, в конце книги.


zz - Аннотация


zzz - Запас


ANTONIO MENEGHETTI


АНТОНИО МЕНЕГЕТТИ


L'ARTE DI VIVERE DEI SAGGI


МУДРЕЦ И


ИСКУССТВО ЖИЗНИ


1


2


3


ITALIA: ROMA PSICOLOGICA EDITRICE 1993


россия; пермь хортон лимитед


1993


=


4


Посвящается Сильвии и Ауроре


Вступление


Проходя по многим дорогам и все более убеждаясь в правильности выбранного мною пути, я пришел к пониманию того, что все эти дороги являются неотъемлемыми составными частями истины.


Даже сегодня встречая людей, утвердившихся в каком-либо убеждении, иногда бесспорном, иногда сомнительном, я всегда проявляю терпимость, что позволяет мне воспринимать их как множество путей и тропинок, ведущих через все многообразие жизни.

Мне не нравится рассуждать об истине с определенной категорией взрослых людей, которые во многом уже испорчены, неспособны выйти за рамки своего исторического контекста и стремятся прежде всего иметь, а не быть.



Но когда я думаю о юношах и девушках от 14 до 21 года, у меня возникает спонтанное желание передать им свои знания.


Как-то раз я застал одну из своих дочерей в слезах. Матери она сказала, что страдает из-за того, что не может понять, в чем предназначение ее жизни. Ей я тогда ничего не. сказал, а жене объяснил, что у девочки кризис, хотя и острый, но достаточно типичный для здоровых и развитых подростков; это своего рода тоска по метафизическому измерению в жизни.


Большинство людей, если не все, сами сводят на нет свой метафизический потенциал. Почти у всех жизнь превращается в биологический цикл из-за неспособности различить и поддержать в себе тяготение к метафизическому аспекту бытия. Расплатой за эту неспособность служит тоска и постоянная неудовлетворенность жизнью.


Эта книга призвана усилить тяготение к бытию, научить распознавать его и жить с ним. Тогда жизнь будет не дорогой к смерти, а дорогой к бытию, на которой встреча с тоской, природу которой мы познаем, больше не будет нам грозить.


5


Мудрец извлек из своей груди


горсть самого сокровенного


и бросил его в тех, кто был рядом.


Некоторые испытали боль


и не стали собирать то, что он бросил.


Они последовали за своей тенью


и остались в неведении.


Другие подобрали брошенное им


и поместили его


между сердцем и разумом, И в них засветился свет, и они продолжили творение мира.


6


ГЛАВА ПЕРВАЯ


Три способа жизни

Попытка указать правильный путь молодым людям, не желающим оставаться частью толпы, может показаться проявлением философской инфантильности. Но учитывая тот опыт, который я приобрел за свою жизнь в самых различных областях и который является скорее уникальным, чем просто редким, — по крайней мере, я убеждаюсь в этом, соприкасаясь с представителями разных стран и культур, — мне представляется необходимым исполнить долг совести и поделиться с молодежью своими знаниями об искусстве жить.



1. В чем же различие между собственно жизнью, мастерством жизни и искусством жизни?


а) Жизнь — это активное участие во взаимодействии живых существ : деревьев, птац, людей. Живое — это то, что обладает способностью к автономному самостоятельному движению и постоянному проявлению тех функций, которые определяют данное существо как живое. Жизнь — это участие в природном взаимодействии независимо от видовых различий, это своего рода биологический ток.


Что касается человеческой жизни, то и она подчиняется универсальным законам. Человек входит в природный ритм и вместе с природой от рождения до самой смерти проходит через все состояния удовольствия, здоровья и страдания, присущие каждому определенному возрасту. Человек рождается, взрослеет, вступает в брак, рождает детей, которых содержит до достижения ими самостоятельности, и дожидается смерти в соответствии с обычаями своего общества. Отношения с окружающими определяются законами, традициями и религиями. С точки зрения повседневного, естественного понимания жизни, можно считать, что человек самореализовался, если он, избежав серьезных болезней, добился в достаточной степени удовлетворения своих первичных инстинктов: голода, жажды, стремления к безопасности, сексу и общению.


Жизнь как существование в биологической среде — вещь неплохая, и, чтобы преуспеть в ней, достаточно следовать ус-


7


тановлениям официального законодательства, массовой культуры и общепринятой религии. Массовая культура или культура среды включает в себя все прикладные науки и сферы деятельности, которые выполняют те или иные функции в жизни общества: медицина, коммерция, литература, архитектура, право, богословие, философия, спорт, музыка и все профессии и ремесла от крестьянина до часовщика или программиста.


Авторитетами на этом уровне являются семья, священники, судьи, врачи и полиция.

б) Мастерство жизни. Понятие «мастерство» указывает на то, что свойственно мастеру, — способность выполнять какую-либо функцию лучше других или, другими словами, подразумевает определенную склонность, получившую наиболее полное развитие. Например, плотник и кузнец являются мастерами по обработке соответственно дерева и железа, так как выполняют эту работу с оптимальными результатами.



Мастерство жизни означает образ или стиль жизни более высокого уровня, чем это принято в данном социальном контексте. Человек, овладевший мастерством жизни, выделяется на фоне общества. Общество — это то, что обычно, а мастер делает лучше то, что делают все. Он умеет пользоваться инструментами жизни и делает это исключительно в своих интересах с целью во что бы то ни стало добиться первенства. Этой цели подчинено все остальное. Он стремится быть пастухом, а не овцой, и социально-биологический контекст для него — лишь источник личной власти. Он — лидер, и его психология и поведение лучше всего описаны в книге Никколо Макиавелли «Князь».


Тот, кто овладел мастерством жизни, несомненно, возвышается над многими. Удовлетворение приносят ему два аспекта: успех в социально-историческом контексте (обеспеченность, влияние, уважение) и самоутверждение своей личности и своей власти.


Практически такие люди легко узнаваемы среди тех, кто является лидером (признанным или непризнанным), человеком первой категории значимости.


Отличие первого способа жизни от второго заключается в следующем. Первый способ — это полное принятие соответствующих в жизни схем в качестве абсолюта, для второго эти схемы служат лишь средством для достижения собственных целей и соблюдаются только для придания себе респектабельности в глазах других. Первые верят, вторые этим пользуются.


Тех немногих, кто овладел мастерством жизни, отличает здоровый эгоизм, направленный на интеллектуальное и личностное обогащение, что проявляется в расширении экономических возможностей и приобретении более значимых связей


8


(всегда наиболее продуктивных). Их убеждением является то, что законы могут быть хорошими, но никогда не станут окончательными и абсолютными.

в) Искусство жизни. Искусство жизни — это способность воздействовать на жизнь таким образом, чтобы внести в бытие новизну. Вместо того, чтобы участвовать в повторении цикла существования предметного мира, человек действует так, что жизнь становится естественным фоном для творческой игры его собственной личности. В искусстве жизни субъект воздействует на жизнь, в то же время не относясь к ней слишком серьезно. И дело не в том, что он ее презирает или не ценит. Наоборот, он и знает, и ценит ее больше других. Но, осознав ее конечную цель, ко всему остальному он относится, как к театру.



Человек, владеющий искусством жизни, понимает, в чем опасность явлений и связей. Он и в повседневной жизни стремится быть максимально точным. Всем и всему отводится определенная мера времени, места, участия и внимания. Достаточно ошибиться в одном из этих критериев, чтобы жизнь возмутилась против этого, и тогда возможность творческого воздействия на нее будет потеряна. Искусством жизни владеют те немногие люди, которые способны влиять на жизнь как на творение своего собственного духа и поэтому с полным правом могут считаться мудрецами. Мудрец — это тот, кто находит удовольствие в знании и действии. Мудрость — это техника получения удовольствия от всего сущего.


2. Обозначив эти различия, я не буду останавливаться на злоключениях тех, для кого жизнь — это одна сплошная болезнь или движение по врожденной инерции химико-биологического образования, называемого телом. Такая жизнь — не что иное, как невроз. Для того, чтобы просто жить, достаточно знать культуру своей системы. Чтобы овладеть мастерством жизни, достаточно открыть общие черты в различных культурах и мнениях, включая самые крайние и полярно противоположные.


Я же расскажу о своих наблюдениях и собственном опыте искусства жизни.


2 Мудрец


9


ГЛАВА ВТОРАЯ


Метафизическое восприятие в подростковый период


1. Многие молодые люди проходят через болезненные поиски совершенства в своем жизненном пути. Эта тяга в прекрасное далеко, где можно обрести свое подлинное предназначение, может появиться в любом возрасте до 24 лет. Она вызывает общую неудовлетворенность и боль в глубине души, даже если удовлетворяются более поверхностные инстинкты. Душа как бы обливается слезами и кровью. Эту фрустрацию трудно объяснить каким-либо внешним фактором, она настолько тотальна, что непонятно, вызвана ли она каким-то посторонним обстоятельством или внутренним чувством вины.

Подросток чувствует себя неспособным поделиться с кем-либо этой неудовлетворенностью. Как только он пытается это сделать, окружающие воспринимают его терзания как результат невыполнения общественных обязанностей, попытку давления на своих родных, влияние среды или желание снять с себя всякую ответственность. Иногда подросток страдает, как ему кажется, из-за того, что ему пока не доступны права и удовольствия, которыми сверх всякой меры наслаждаются взрослые. У него бывает ощущение, что он гораздо более высокого происхождения и лишь в силу обстоятельств оторван от своей обетованной земли. Во многих случаях он считает, что окружающие обделяют его любовью и уважением и даже не представляют себе, «кто я такой!»



Чтобы заполнить пустоту никем не понятого отчаяния, воображение подростка толкает его на всевозможные эскапады, выходки и приключения.


Иногда напряжение, вызванное этой неведомой тоской, находит себе выход и успокоение в увлечении эзотерическими культурами, в метапсихическом перевоплощении, в религиозном призвании к какой-то особой миссии. Молодой человек ощущает в своей душе потребность ответить на призыв духа или всецело посвятить себя борьбе за социальную справед-


10


ливость, хотя окружающие могут усмотреть в этом идеологический экстремизм.


Если же такая подавленность и неудовлетворенность одолевает человека с ограниченными возможностями самовыражения, тоска превращается в шизофрению : создается ложный образ себя самого, которому приносится в жертву подлинная личность. Почти всегда в таких случаях логическим завершением служит смерть от неизлечимого недуга или неосознанного самоубийства.


2. На самом деле, речь идет о метафизической ностальгии по бытию. Метафизическое — это реальность, стоящая за явлениями и фактами, через которые она проявляется. Само слово образовано из греческих корней: «мета»—по ту сторону, за пределами; и «фисис»—природа. Например, когда мы получаем письмо от человека, которого знаем и чье присутствие в нашей социально-психологической реальности принимаем, то, на первый взгляд, перед нами всего лишь исписанный лист бумаги. Однако за письмом стоит определенный смысл, заложенный в него конкретным человеком. Органы чувств не воспринимают ни смысл, ни человека, тем не менее адресат письма знает о существовании отправителя, который, хотя и отсутствует физически, является метафизической реальностью исписанного листа бумаги.


Ностальгия — это переживание ощущений прошлого, причиняющее боль и иногда почти преобладающее над ощущениями настоящего.

Бытие — основополагающий термин. Вне его существование чего-либо немыслимо. В любом оттенке своего значения это слово служит для определения категории бытия или небытия.



Бытие можно понимать двояко. Есть Бытие как единая реальность, олицетворенная в принципе, господствующем над всем реальным и возможным ; — и есть бытие как всеобщий способ существования всех предметов и связей между ними.


Очевидно, что в принципе первое не отличается от второго. Но если мы ведем речь о круговороте, в котором участвуют все и вся, включая нас самих, тогда бытие следует понимать как всеобщность явлений, придающую значимость нашему существу и нашей сущности. В этом смысле «бытие» можно писать с маленькой буквы, так же как «реальность» или «жизнь».


Если кто-то попытается подчеркнуть значение собственных отношений с Верховной Сущностью, то есть с Иеговой, Аллахом, Богом и т. д., ему следует помнить, что Бытие — это то, что есть, а Небытия нет. Поэтому не следует впадать в излишнее самомнение, которое ведет в пустоту.


А вообще следует исходить из того, что есть «здесь и сейчас», из естественного присутствия в бытии. Отсюда и сле-


11


дует идти к истине в рамках возможного, что само по себе уже бесконечно. Из нашего «здесь и сейчас» открывается путь к любой вершине.


Метафизическая ностальгия по бытию — это неодолимая тяга к самореализации, к выходу за пределы того, что уже постигнуто опытом. Это — внутренняя потребность, невнятная, но хорошо отличимая от обычных инстинктов, требующая устремления всей жизни к чему-то высокому и абсолютному. Даже если поначалу эта потребность реализуется в целях, намеченных взрослыми, или в таких сферах, как секс, любовь, социальный статус, деньги, власть, признание и т. п., в конце концов она выходит за пределы повседневных благ. Безжалостная и настоятельная, метафизическая ностальгия по бытию зовет за пределы земного мира, хотя и в этом мире стремится к воплощению.

Дереву необходимо касаться неба, ветров и солнца, и в то же время не отрываться корнями от земли, которая дает ему жизнь. Надо быть небом, идя по земле.



3. Почти никто из подростков не распознает зов бытия, идущий из глубины души, и вскоре этот зов стихает под толщей повседневности. И, потеряв ностальгию по бытию, жизнь превращается лишь в очередное звено в цепи себе подобных.


Когда потеряно метафизическое измерение, указывающее направление и смысл жизни на этой планете, становится почти невозможным вернуть себе ощущение подлинной радости. Даже если встречаешь на своем пути мудреца, ты уже неспособен его узнать и оценить по достоинству.


Мудрец — это один из тех немногих, кто ответил на призыв бытия и живет сообразуясь с ним. Искусство жизни — это ответ тому голосу, что позвал нас еще в утробе матери, это умение соответствовать своему вечному призванию.


Без метафизической устремленности жизнь будет всего лишь материей. Основной принцип искусства жизни мудрецов — всегда слышать голос, говорящий нам о тайне бытия. Если внимать ему, то станет доступным весь огромный потенциал, заложенный в нашем стремлении к росту.


12



следующая страница >>