litceysel.ru
добавить свой файл
1
Федеральное государственное бюджетное образовательное


учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

А.А. Недоступ

« 28 » ноября 2011 г.



Рабочая программа дисциплины


Культурология


Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть


Направление подготовки

080100 Экономика


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, заочная


Институт менеджмента, экономики и предпринимательства


Кафедра-разработчик философии и культурологии


Калининград 2011

1 Цели и задачи дисциплины


1.1.Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества, как самореализации человеческого духа во всех сферах жизнедеятельности людей, как необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника технического вуза.

В связи с этим учебная дисциплина «Культурология» должна решать следующие задачи:

  • ознакомить студентов со спецификой предмета культурологии, с её основными направлениями, школами, этапами;

  • дать теоретические знания о культуре как социально-историческом феномене и системе, имеющей морфологические и динамические характеристики;

  • ознакомить студентов с социокультурной ситуацией в современном целостном, взаимозависимом и противоречивом мире;
  • сформировать сознательное отношение к самобытной русской культурной традиции;


  • сформировать сознание необходимости сохранения и приумножения отечественного культурного наследия как важнейшего условия развития русского народа;

  • выработать отношение к культуре как "второй природе", где может творчески жить и гармонично развиваться человек.


2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культурология» по учебному плану относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла знаний федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебный курс «Культурология» изучается студентами на 1 курсе (1 или 2 семестр). Курс «Культурология» направлен на формирование у студентов гуманистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством, развитие умения адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях. Предмет курса: изучение культуры как целостного общественного явления, имеющего сложную структуру, развивающегося в соответствии с объективными законами и выполняющего важнейшие функции в социуме (адаптации, социализации, интеграции и т.д.).

При разработке программы использованы научные разработки и опыт исследователей и педагогов разных специализаций: культурологов, философов, искусствоведов, историков и др. Дисциплина «Культурология» опирается на знания, полученные студентами при изучении школьных курсов обществоведения, истории, литературы и изобразительного искусства. При преподавании дисциплины учитываются современные требования к гуманитарной подготовке специалиста.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при квалифицированной работе в отечественной науке и экономике, в условиях международного экономического и культурного сотрудничества.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Культурология»:



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

-способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

-способности самостоятельно приобретать с помощью информационный технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

-готовности изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);

-готовности участвовать в выполнении экспериментов, проведении наблюдений, обработке их результатов (ПК-13);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Иметь представление о:


  • структуре культурологических знаний;

  • исторических и современных трактовках предмета науки о культуре;

  • основных достижениях в различных областях культурной практики;

  • роли ценностей в жизни человека и общества;

  • современных тенденциях динамики культуры.

Знать:

  • содержание основных понятий культурологии;

  • особенности взаимосвязи материальной и духовной культуры;

  • исторические и региональные типы культуры, их динамику;

Уметь:


-
охарактеризовать сущность культуры, её место и роль в жизни человека и общества;

- оценить место культуры России в системе мировой культуры;

- ориентироваться в культурной среде современного общества.


Владеть:


  • методами и приемами ведения продуктивного диалога с представителями различных культур;

  • приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.


4 Структура и содержание дисциплины «Культурология»

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 30 часов, самостоятельная работа - 42 часа.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную, и трудоемкость (часы)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего часов




1

Предмет культурологии. Состав современного куль­турологического знания

2

1

2







2

  • конспектирование




2

Ценности и функции культуры

2

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

3

Основные понятия культурологии

3




2

2

4

  • опрос;

  • тестирование

4

Структура, виды и формы культуры.

Морфология культуры

4

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

5

Типология культуры и цивилизаций

5




2

12

14

  • опрос;

  • конспектирование

  • реферат

6

Культурная динамика и природа

6

2





2

  • опрос;

  • конспектирование

7

Взаимоотношения человека и природы в истории культуры


7




2

4

6

  • опрос;

  • тестирование

8

Мораль и нравственность в истории культуры

8

2







2

  • опрос;




9

Культура и религия

9




2




2

  • опрос;

  • конспектирование

10

Культура и личность. Проблемы освоения культуры


10

2







2

  • опрос;

  • тестирование

11

Роль России в мировой культуре. Специфика русской культуры

11





2

12

14

  • опрос;

  • конспектирование

  • реферат

12

Охрана культурного наследия как глобальная проблема


12

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

13

Культура и глобальные проблемы


13




2

4

6

  • опрос;

  • тестирование

14

Искусство как чувственная сфера культуры


14

2







2

  • опрос;

  • конспектирование

15

Культура Калининградской области


15




2

2

4

  • опрос;

  • конспектирование





Подготовка к зачёту




-

-

6

6

зачёт




ИТОГО:







16

14

42

72





4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Предмет культурологии. Состав современного культурологического знания

Культурология как наука. Предмет культурологии и ее проблематика: место культуры в системе бытия; отношение культуры к природе, обществу и человеку. Понятие культурной картины мира, артефакта и текста культуры.

Основные методы исследования культуры и культурологические концепции.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и при­кладная культурология.

2

2

Ценности и функции культуры

Понятия ценности, нормы и традиции. Система ценностей. Культурные коды и парадигмы.


Культура как многофункциональная система. Социальная сущность функций культуры.

Происхождение и развитие представлений о культуре от античности до Нового времени. Постмодернизм: ревизия культурных ценностей.


2

3

Структура, виды и формы культуры. Морфологии культуры

Многомерность строения культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурной статики и культурной динамики, синхронии и диахронии, межкуль­турных коммуникаций.

Морфологические модели культуры. Всеобщие формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука


2

4

Культурная динамика и природа

Проблема антропо- и культурогенеза. Концепции динамики культуры и эволюция отношения человека к природе. Специфические и локальные культуры. Современ­ные тенденции взаимодействия природы и общества. Задачи культуры в эпоху глобальных проблемы и угроз человеческому развитию.

2

5

Мораль и нравственность в истории культуры

Культура и общество. Понятие морали и нравствен­ности. Этические категории: долг, идеал, обязанность, ответственность. Исторические формы нравственности, их связь с религиозными представлениями и идеологией. Этикет и церемонии. Перспективы нравственности.

2

6

Культура и личность. Проблемы освоения культуры

Понятие индивидуальность, личность, субъект культуры, культурная самоидентичность. Социализации и инкультурации в их связи с воспитанием и образованием. Интеллигенция и духовность. Исторические формы межпоколенной трансляции культуры. Социальные институты культуры. Элитарная и массовая культуры.


2

7

Охрана культурного наследия как глобальная проблема

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Проблема сохранения природы и культуры. Понятие культурного наследия, экологии культуры.

Международные документы и соглашения в области сохранения культурного наследия и его использования.

2

8

Искусство как чувственная сфера культуры промышленного рыболовства

Роль искусства в становлении общества и человека. Искусство и социокультурная динамика. Виды художественного творчества. Стили и течения европейского искусства. Специфика динамики русского искусства. Тенденции современной художественной жизни.

2




ИТОГО:




16


4.3. Практические занятия (семинары)



п/п

№ темы


Темы практических занятий

Кол-во часов

1

3

Основные понятия культурологии

2

2

5

Типологический анализ культуры и цивилизаций

2

3


7

Взаимосвязь человека и природы в истории культуры

2

4

9

Культура и религия

2

5

11

Роль России в мировой культуре. Специфика русской культуры

2

6

13

Культура и глобальные проблемы

2

7

15

Культура Калининградской области: история, современность, перспективы

2




ИТОГО:




14

4.4. Лабораторные работы

Не предусмотрены.

4.5. Самостоятельная работа



п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Культура Древневосточных цивилизаций.


3

  • опрос;

  • конспектирование

2

Культура Античности

3
  • опрос;


  • конспектирование

3

Культура эпохи Возрождения

3

  • опрос;

  • конспектирование

4

Русская средневековая культура (Х-XVII вв.)

3

  • опрос;

  • конспектирование

5

Культурные процессы в России нового времени (XVII-XVIII вв.)

3

  • опрос;

  • конспектирование

6

Расцвет русской национальной культуры (XIX - XX вв.)

3

  • реферат

7

Подготовка к семинарам

14

  • опрос;

  • тестирование

8

Подготовка к зачету

10

  • зачет




ИТОГО:

42





5 Образовательные технологии


В процессе преподавания используются следующие методы:

- лекции;

- мультимедийные лекции;

- семинарские занятия


- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов очной формы обучения включает:

а) Подготовку к семинарским занятиям;

б) Работу над темами, вынесенными для самостоятельного изучения

в) Подготовку к итоговой аттестации по дисциплине (зачету)


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контроль качества изучения студентами дисциплины «Культурология» подразделяется на текущий и итоговый. Кроме того, предусмотрен констатирующий срез, позволяющий определить уровень владения основными культурологическими категориями, сформированность навыков оценки культурных явлений и событий.


КИМ (контрольно-измерительные материалы) по дисциплине:

а) вопросы к зачету;

б) задания для индивидуальных занятий по темам семинарских занятий;

в) тесты промежуточного контроля;

г) вопросы для самопроверки (см. раздел «Практические (семинарские) занятия).


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Культурология».


7.1. Рекомендуемая литература по курсу:

а) Основная литература:

  1. Драч Г.В., Королев В.К., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Культурология. СПб., «ПИТЕР», 2010

  2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Культурология. Р-н-Д., «Март», 2008.

  3. Эренгросс Б. А., Апресян Р. Г, Ботвинник Е. А. Культурология. М., «Оникс», 2007

  4. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры. М., Юнити-Дана, 2008.

  5. Кравченко А. И. Культурология. М., Трикста, 2008.


б) Дополнительная литература:

Учебники, учебные пособия


  1. Белик А.А. Культурология. М., 1998.

  2. Горелов А.А. Культурология. Учебное пособие. М., 2002.

  3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.

  5. История и культурология. Под ред. Шишовой. М., 1999.

  6. История русского и советского искусства. Ред. Д.В. Сарабьянов. М., 1989

  7. Карпушин С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М., 1998.

  8. Кармин А.С. Основы культурологии. М., 1997.

  9. Кондаков В.И. Введение в историю культуры. М., 1997.

  10. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие. М., 2002.

  11. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов / А. Н. Маркова и др. М.: Культура и спорт; Изд. объединение ЮНИТИ, 1995, 1998, 2003

  12. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 2002.

  13. Сапронов П.А. Культурология. М., 1998.

  14. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.


Словари, справочники, энциклопедии

  1. Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. М., 1997.

  2. Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.

  3. Апостолос-Кападона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

  4. Большой Энциклопедический словарь. В 2-х тт. М., 1991.

  5. Бауэр В. Энциклопедия символов. М., 1998.

  6. Бросс Жак. Духовные учителя. Компактэнциклопедия. М., 1997.

  7. Буддизм. Словарь /Под общей редакцией Н.Л. Жуковской. М., 1992.

  8. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Ек-г -СПб., 2000.

  9. Всеобщая история искусств в 6 т. - М.: "Искусство". 1966

  10. Ислам. Краткий справочник. М., 1989.
  11. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, традиции и ритуалы. Справочник. М., 2001.


  12. Кто есть кто в античном мире. Справочник. М., 1993.

  13. Кравченко А.И. Культурология. Словарь. М., 2000.

  14. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

  15. Мифологический словарь. Смоленск, 2000.

  16. Мифология. Большой энциклопедический словарь/Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1998.

  17. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М., 1991.

  18. Монастыри: Энциклопедический справочник. М., 2000.

  19. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 т. Т.5: Искусство. М., 2001; Т.7: Народы и культуры. М., 2000.

  20. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994.

  21. Памятники мирового искусства. М., 1967-1982. Вып. 1-8. В 5 т. М., 1962-1981.

  22. Популярная художественная энциклопедия. Кн.1-2. М., 1986.

  23. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.

  24. Руднев В.Н. Словарь культуры ХХ в. М., 1998.

  25. Скояревский Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000

  26. Славянская мифология. Словарь - справочник. М., 1998.

  27. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1998.

  28. Сто великих храмов мира. М., 2000.

  29. Сто великих художников мира. М., 2000.

  30. Сто великих музеев мира. М., 2000.

  31. Сто великих россиян. М., 2000.

  32. Сто великих архитекторов. М., 2000.

  33. Художники эпохи Возрождения. Справочник. Энциклопедическое издание. М., 1997.

  34. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

  35. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.


Хрестоматии по теории культуры

  1. Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.
  2. Антология культурологической мысли /Под ред. С.П.Мамонтова, А.С. Мамонтова. М., 1996.


  3. Теория культуры. Отечественные исследования /А.Б.Каплан и др. М., 1996.

  4. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  5. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные занятия проводятся как в специализированных аудиториях (компьютерные классы - ауд. 352, 353, 142, 143 главного корпуса КГТУ), так и в общих аудиториях согласно учебному плану.

Программное обеспечение компьютеров должно включать «Microsoft PowerPoint».

Консультационные занятия проводятся в кабинете № 269 кафедры философии и культурологии главного корпуса КГТУ, в соответствии с графиком консультаций преподавателей.


9 Особенности изучения дисциплины при заочной форме обучения


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 6 час., самостоятельная работа - 66 час.



Общая трудоемкость, (час.)

Всего

1 семестр

2 семестр

72

24

48

Аудиторные

6

2

4

Лекции

2

2

-

Практические

4

-

4

Самостоят.работа


66

22

44

Контр.работы

-

-

+

Зачет

-

-

+



Лист согласования рабочей программы дисциплины


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика уровня бакалавриата (утвержден 21.12.2009 № 747), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденным ученым советом 27.10.2011 г.


Автор программы – Н.В. Шамардина, д.ист.н., проф. кафедры философии и культурологии


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (рецензент - Н.А. Темнюк, протокол № 8 от 19 апреля 2011 г.).


Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Н.А. Темнюк


Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета гуманитарной подготовки (протокол № 8 от 26 апреля 2011 г.).


Председатель комиссии

к.ф.н., доцент, декан ф-та О. И. Архангельский


Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии ИМЭП (протокол № 2 от 21.11.2011 г.)


Директор ИМЭП А.Г. Мнацаканян


Согласовано


Начальник учебно- Д.И. Загородняя

методического отдела