litceysel.ru
добавить свой файл
1
Федеральное государственное образовательное


учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

А.А. Недоступ

«28» ноября 2011 г.



Рабочая программа дисциплины


философия и методология науки


Направление подготовки

111500 Промышленное рыболовство


Общенаучный цикл, базовая часть


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

очная


Факультет промышленного рыболовства


Кафедра-разработчик философии и культурологии


Калининград 2011


1. Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины – базовая общетеоретическая подготовка специалиста-учёного к научной и практической деятельности в области промышленного рыболовства.

Задачи:


  • приобщение к культуре современного междисциплинарного общенаучного и специально-научного мышления и ознакомление с его способами;

  • преподавание необходимого минимума знаний об истории науки и её роли в обществе.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

«Философия и методология науки» является одной из базовых учебных дисциплин общенаучного цикла знаний федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Овладение данной дисциплиной является необходимой предпосылкой овладения прикладными научными и техническими дисциплинами общенаучного и профессионального цикла.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • основные особенности научного познания;

  • классификацию науки и научных исследований;

  • общие закономерности эволюции научного познания и специфику её современного этапа

  • структуру науки

  • специфику технических наук

Уметь:

  • оценивать эффективность и результаты научной деятельности;

  • критически осмыслить варианты решений;

  • анализировать результаты и делать выводы;

  • оценить эффективность и результаты научной деятельности;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

  • учитывать социальную обусловленность технических решений, их экологические и социальные последствия

Владеть:

  • навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  • общими и специальными методами технических наук, программно-целевыми методами решения научных проблем;

  • основами научной коммуникации


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, требуемых от выпускника согласно ФГОС ВПО нового поколения по направлению подготовки «Промышленное рыболовство»:

а) общекультурные (ОК):

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

  • способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  • использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);


б) профессиональные (ПК):

организационно-управленческая деятельность:

  • способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-8);

  • готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-10);

научно-исследовательская деятельность:

  • готовность участвовать в выполнении экспериментов, проведении наблюдений, обработке их результатов (ПК-13);


4. Структура и содержание дисциплины


4.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия – 30 часов, самостоятельная работа – 42 часа.





п/п


Раздел

дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную, и трудоемкость (часы)

Формы контроля успеваемости (промежуточного и итогового)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего часов




1

Основы философии науки


1

1-13

12

8

11

31

опрос,

конспектирование,

зачёт

2

Философские проблемы техники и технических наук

2-14

1

4

9

14

3

Философские проблемы экологии и сельскохозяйственных наук

15-16

1

4

10

15




Подготовка к экзамену

-

-

-

-

12

12

зачёт




ИТОГО:







14

16

42

72





4.2 Теоретические занятия (лекции)




п/п

Темы

дисциплины

Содержание тем


Часы

1

Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

2

2

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и собственно наука. Мировоззренческие основы и главные достижения науки античной, средневековой.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических, социальных и гуманитарных наук, его социальные истоки.

2

3

Структура научного знания

Системность и многообразие типов научного знания. Уровни, критерии их различения, особенности их языка.

Структура эмпирического уровня. Эксперимент и наблюдение, их специфика, инструменты, методы и виды. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического уровня. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач и проблема их генезиса.


Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования.

Научная картина мира, её исторические формы и функции.

Философские основания науки.



4

4

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Формирование и закрепление, конкуренция и смена традиций; признаки и примеры научных революций. Соотношение моделей развития науки, предложенных К. Поппером, Т. Куном, И. Лакатосом, М. Полани, С. Тулмином.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

2

5

Наука как социальный институт

Историческое развитие институциональных форм науки. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

2

6

Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их типы и отношение к естественным, общественным наукам и математике.

Соотношение теоретического и эмпирического, техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов; абстрактно-теоретические схемы – частные и общие, функциональные, поточные и структурные.


2




ИТОГО:




14


4.2 Практические занятия (семинары)



п/п

№ темы


Темы практических занятий

Кол-во часов

1

1, 2

Модели развития науки

2

2

3

Язык науки: определение, доказательство, объяснение, понимание, предсказание. Научная истина

2

3

4

Динамика науки как процесс порождения нового знания

2

4

5

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

2

5

6

Философские проблемы технических наук

2

6

Объект, предмет и субъект технического познания

2

7

Проблема истинности и рациональности в технических науках


2

8

Особенности неклассических научно-технических дисциплин

2




ИТОГО:




16


4.3 Самостоятельная работа



п/п

Тема

Самостоятельная работа (часы):

Формы контроля

1

Модели развития науки

2

опрос,

конспектирование

2

Язык науки: определение, доказательство, объяснение, понимание, предсказание. Научная истина

3

3

Динамика науки как процесс порождения нового знания

3

4

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

3

5

Философские проблемы технических наук

3

6

Объект, предмет и субъект технического познания

2

7


Проблема истинности и рациональности в технических науках

2

8

Особенности неклассических научно-технических дисциплин

2

9

Социальная оценка техники как прикладная философия техники

3

зачёт

10

Экологические основы хозяйственной деятельности

3

11

Философские проблемы сельскохозяйственных наук

4

12

Подготовка к зачету

12




ИТОГО:

42











5 Образовательные технологии


В процессе преподавания используются следующие методы:

- лекции;

- научные дискуссии;

- опрос;

- дискуссии;

- развернутая беседа;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, в т.ч. конспектирование.

Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.


Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.


6 Оценочные средства промежуточной аттестации


Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.

Вопросы для текущего контроля успеваемости по каждой теме курса собраны в планах семинарских занятий и доступны студентам в библиотеке университета.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература:


  1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, 2007. – 335 с.

  2. Каракозова Э.В. Философия науки: уч.-метод. пособие по изуч. дисц. для магистров спец. 111000.68 - Рыболовство очн. формы обуч. - Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. - 18 с.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие. - М.: Логос, 2006. - 311 с.

  4. Степин В.С. Философия науки, общие проблемы: учебник. М.: Гардарики, 2006. — 384 с.

  5. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Кнорус, 2008. – 584 с.

  6. Философия науки. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Трикста, Академ. Проект, 2004.- 736 с.
  7. Экология и экономика природопользования. Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. М.: Юнити-Дана, 2003. – 519 с.



б) дополнительная литература:

  1. Лебедев С.А. Философия науки: кратк. энцикл. - М.: Академ. Проект, 2008. - 692 с.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

  3. Кун Томас. Структура научных революций. М.: АСТ, 2001.

  4. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Гардарики, 2000.

  5. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы. Под ред. В.Г. Кузнецова. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 567 с.

  6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. – 416 с.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


8.1 Наличие лекционных аудиторий, оборудованных видеопроектным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющим доступ в сеть Интернет; читальный зал университетской библиотеки.

8.2 Учебно-лабораторное оборудование не предусмотрено.


Лист согласования рабочей программы дисциплины


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство уровня магистратуры (утвержден 28.10.2009 № 484), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета 27.10.2011г.


Автор программы – А.С. Зильбер, ст. преподаватель кафедры философии и культурологии.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (рецензент - Н.А. Темнюк, протокол № 8 от «19» апреля 2011 г.).


Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Н.А. Темнюк

Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарной подготовки, протокол № 8 от «26» апреля 2011 г.



Председатель комиссии к.ф.н., доцент, декан ф-та О. И. Архангельский


Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета промышленного рыболовства, протокол № 2 от 2811. 2011 г.


Председатель комиссии к.т.н., доцент, декан ф-та Г. М. Долин


Согласовано


Начальник учебно- Д.И. Загородняя

методического отдела