litceysel.ru
добавить свой файл
1
Произведения

А.С. Пушкина в интегрированном изучении


Авторы проекта: Батталова Л.Б., Заводилкина С.А., Абриталина Т.М., Леденёва Т.В., Петрова С.С., Кузьмина Т.В., Асташева С. Н., учителя МОУ «СОШ № 95» г. Саратова


Центром духовной жизни школы является Пушкинский музей, руководство которым осуществляет учитель русского языка и литературы Батталова Людмила Борисовна. В текущем учебном году музеем и администрацией ОУ проводится Школьная Пушкиниана– это целый комплекс мероприятий, направленных на формирование чувства высокой духовности, литературного вкуса, любви к родному языку, гордости за русский язык у обучающихся через изучение образцов русской классической литературы.

Она длится с октября по март и охватывает буквально всех. Конкурсы юных поэтов, сочинителей прозы приурочен к лицейским дням. Следующий этап – это подготовка к театральным постановкам произведений Александра Сергеевича Пушкина. Тут работы хватило всем: художники и декораторы, актёры и режиссёры, костюмеры… Активно привлекались к этой работе и родители, особенно младших школьников. Незабываемыми впечатлениями наполнены были январские и февральские дни. А ещё конкурсы иллюстраций и поделок к произведениям Пушкина, изучение страниц биографии:


  • младшая школа - детские годы, проведённые поэтом в Москве

  • основная школа– Лицейский период, Южная ссылка

  • старшая школа- ссылка в Михайловское, петербургский период, Болдино, последняя дуэль

Старания ребят и педагогов были оценены и отмечены не только в нашей школе, но и на районном литературном празднике призовыми местами и грамотами.

В рамках школьной Пушкинианы был запущен проект «Произведения
А.С. Пушкина в интегрированном изучении». (Авторы проекта: Батталова Л.Б., Заводилкина С.А., Абриталина Т.М., Леденёва Т.В., Петрова С.С., Агафонов В.В., Кузьмина Т.В., Асташева С. Н., учителя МОУ «СОШ № 95» г. Саратова).

Основополагающий вопрос: «Историко-философское содержание и художественная система поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?».


Дидактические цели проекта:


  • Ознакомление учащихся с работой А.С. Пушкина над темой Петра I

  • Развитие навыка выявления проблем, заявленных в художественном произведении, и умения их классифицировать по степени значимости

  • Развитие навыка аналитического мышления при работе с текстом художественного произведения и научной литературой по различным проблемам

  • Развитие способностей учащихся находить значимые основания для

  • сопоставления, анализа исторических событий с реалиями современной жизни

  • Стимулирование познавательного интереса и активного отношения учащихся к усвоению знаний через применение компьютерных технологий



Методические задачи проекта:



  • Научить эмоционально-образному восприятию текста, раскрыть символический характер героев поэмы

  • Научить подбирать значимые аргументы для доказательства своей мысли

  • Анализировать текст и формулировать собственное суждение по значимым проблемам, находить доказательства, опираясь на текст произведения

  • Выявлять связи в решении вопроса – государство для человека или человек для государства

  • Использовать информационные технологии для создания отчёта о работе над проектом


Темы учебной программы:

    • По литературе. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» (8, 10 класс)

    • По истории и обществознанию

    • Петровская эпоха (7-8 класс)

    • Проблемы социально-политического развития современной России (11 класс)

    • По географии. Русская равнина (8класс)

    • По экологии. Причины природных катастроф

Аннотация
  • Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» многопроблемна. При внимательном чтении возникает множество вопросов, на одни даёт ответ автор, на другие – вдумчивый читатель, время, наша действительность.


  • Проект может быть полезен старшеклассникам и педагогам, изучающим произведения А.С. Пушкина. Он развивает навыки аналитического чтения и художественного осмысления жизни общества.

  • Формируется умение работы с текстом, обработки информации из различных источников, развиваются навыки сравнения и сопоставления.

  • При исследовании обозначенной темы используются знания из различных научных областей – истории, политологии, географии, экологии, литературоведения.

  • В проекте участвуют учащиеся 8-10 классов.

Темы исследований

  1. Почему А.С. Пушкин назвал свою петербургскую поэму «Медный всадник»?

  2. Оценка А.С. Пушкина личности Петра I через разные эпитеты.

  3. Научное отношение к эпохе Петра Великого.

  4. Почему поэма А.С. Пушкина имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?

  5. Почему «горделивый истукан» срывается с места, когда к нему обращает свои угрозы Евгений?

  6. Какую роль в поэме «Медный всадник» играет буйство стихии?

  7. Можно ли сказать, что строительство Петербурга было ошибкой Петра I ?

  8. Что такое Петербург Пушкина: слава или предупреждение?

  9. Губительность противостояния человека и природы.

  10. Чему учит история Петровской эпохи?


Этапы и сроки выполнения проекта

  • Организационное мероприятие: знакомство с методом проектов, проектом и выбор темы исследования (2ч)

  • Обсуждение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и выявление проблем (2ч)

  • Выполнение исследований (4 недели)

  • Оформление исследований (1 неделя)

  • Заключительное мероприятие: конкурс – защита отчёта.

Надо сказать, что защита проектов проходила в рамках школьного научного конкурса. Принимали участие в нем не только ребята из нашей школы, но и ученики 8 а класса МОУ «СОШ №45», которые представили свой проект по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Отчёт по проектам был сделан в виде докладов, сообщений, сопровождающихся презентациями. Много интересного материала представили юные исследователи. Одним из них был проект 8а класса МОУ «СОШ №95». Ученики разрабатывали тему: «Почему «горделивый истукан» срывается с места, когда к нему обращает свои угрозы Евгений?». Их исследовательская работа получилась содержательной и познавательной. Доклад приводим ниже.



Почему «горделивый истукан» срывается с места,

когда к нему обращает свои угрозы Евгений?

Исследование провели Гайдук Полина, Ломакина Татьяна, Решетникова Екатерина, обучающиеся 8 а класса МОУ «СОШ №95».

Учитель Заводилкина С.А.


"Медный всадник придет за тобой!"

Дмитрий Циликин, журналист.

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» - сложное и многоплановое произведение. «Личность и государство». Данная тема присутствует в художественной ткани поэмы.

Два героя поэмы столкнулись в эпизоде, когда обезумевший Евгений угрожает памятнику Петру Первому.

В качестве сторон конфликта А. С. Пушкин

создал такими Петра Первого и Евгения.

Петр — воплощение государства, император

расейский, Медный всадник. Он построил

Санкт-Петербург. Для России, для страны, для

государства это хорошо — “отсель грозить

мы будем шведу”. Но во благо ли это Евгению, россу, человеку, личности?

А кто, собственно, сказал, что Евгений —

личность? Мы щедро раздаем хвалебные

эпитеты (как, впрочем, и всякие другие),

лепим ярлыки, но заслужил ли их Евгений?

Заслужил.

Хотя бы и своими последними словами “ужо тебе!...”

явно заслужил. Этим он восстал против

самодержца, а значит — против государства.

Тот, кто осмелился на такое, — уже личность.

Кроме того, под “личностью” (в

литературном, а не биологическом смысле)

обычно подразумевают человека, имеющего

собственный взгляд на вещи, а не

прожигающего жизнь свою “с легкостью

необыкновенной”. Так вот, у Евгения имеется

этот самый “собственный взгляд”. Евгений

— сторонник “тихого счастья”: “дом — жена — карьера”.

Конечно, таких людей немало, но тех, кто


опять же ради своей идеи руку на вождя

поднимет, — единицы. Евгений в их числе.

Выходит, он личность. И Петр Первый тоже

личность.

Таким образом, сразу становится

ясно: конфликт в “Медном всаднике” не

просто война между “хорошей” личностью и

“плохим” государством (или наоборот, как

угодно). Это уже столкновение личности,

живущей ради собственной пользы, с

личностью, живущей ради всей России, ее

народа, ее людей, то есть — ради других

личностей.

Если присмотреться к характеристике двух героев

"Медного Всадника", станет явным, что Пушкин

стремился всеми средствами сделать одного из них -

Петра - сколько возможно более "великим", а другого -

Евгения - сколько возможно более "малым",

"ничтожным". "Великий Петр", по замыслу поэта,

должен был стать олицетворением мощи

самодержавия в ее крайнем проявлении; "бедный

Евгений" - воплощением крайнего бессилия

обособленной, незначительной личности.

Однако всё это пока не даёт ответа на наш вопрос.

Почему "Медный всадник во время стихии не покидает постамента, а буйство маленького человека заставляет его сорваться с пьедестала? Почему же все-таки "горделивый истукан" срывается с места, когда к нему обращает свои угрозы (даже не прозвучавшие) Евгений?


Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло,

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,


"Добро, строитель чудотворный! -

Шепнул он, злобно задрожав, -

Ужо тебе!.." И вдруг стремглав

Бежать пустился.


Тогда мы решили спросить об этом восьми- и десятиклассников, которые уже знакомы с поэмой. Вот какие ответы были получены:

* Евгений становится равен Петру.

* Безумный Евгений в безумии прозревает.

* Жизнь Евгения сметена стихией.

* Евгений недостоин города.

* Кумир – идеал, кумир – властитель.

* Медный всадник гонится за истиной, не стремится изгнать Евгения.


Все эти ответы, на наш взгляд, показывают, что малый и ничтожный Евгений становится вдруг равен «кумиру на бронзовом коне» и находит в себе силы грозить «державцу полумира», а именно этого боится «грозный царь». Медному всаднику не страшна стихийная вспышка (бунт природы, наводнение), а единичный возглас «бедного» Евгения, мятеж одной души грозное величие государственности не может снести и ужасом погони заставляет смириться, забыть те мысли, которые вдруг «страшно прояснились». Слово "страшно" дает понять, что это "прояснение" не столько возврат к здравому сознанию, сколько некоторое прозрение/*"Страшно прояснились" - в окончательной редакции; в более ранних редакциях: "странно прояснились", что еще усиливает даваемый нами этому месту смысл. (Примеч. В. Я. Брюсова.)*/. Евгений в "кумире" внезапно признает виновника своих несчастий,


Того, чьей волей роковой

Над морем город основался.

Петр, спасая Россию, подымая ее на дыбы над бездной, ведя ее своей "волей роковой", по им избранному пути, основал город "над морем", поставил башни и дворцы в топи болот. Через это и погибло все счастье, вся жизнь Евгения, и он влачит свой несчастный век получеловеком, полузверем. А "горделивый истукан" по-прежнему стоит, как кумир, в темной вышине. Тогда в душе безумца рождается мятеж против насилия чужой воли над судьбой его жизни, "Как обуянный силой черной", он припадает к решетке и, стиснув зубы, злобно шепчет свою угрозу державцу полумира.


Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту:

Чело

К решетке хладной прилегло,

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь...


Торжественность тона, обилие славянизмов ("чело", "хладной", "пламень") показывают, что "черная сила", которой обуян Евгений, заставляет относиться к нему иначе, чем раньше. Это уже не "наш герой", который "живет в Коломне, где-то служит"; это соперник "грозного царя", о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре.

И "кумир", остававшийся стоять недвижно над возмущенною Невою, "в неколебимой вышине", не может с тем же презрением отнестись к угрозам "бедного безумца". Лицо грозного царя возгорается гневом; он покидает свое гранитное подножие и "с тяжелым топотом" гонится за бедным Евгением. Медный Всадник преследует безумца, чтобы ужасом своей погони, своего "тяжело-звонкого скаканья" заставить его смириться, забыть все, что мелькнуло в его уме в тот час, когда "прояснились в нем страшно мысли".


И во всю ночь, безумец бедный

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.


Медный Всадник достигает своей цели: Евгений смиряется. Второй мятеж побежден, как и первый. Как после буйства Невы "в порядок прежний все вошло". Евгений снова стал ничтожнейшим из ничтожных, и весною его труп, как труп бродяги, рыбаки похоронили на пустынном острову, "ради бога".

Кроме того, нам представляется возможной ещё одна версия. «Горделивый истукан» не просто гонится за «бедным Евгением», чтобы усмирить его. Ведь «кумир на бронзовом коне» жил для всех, создавал свои «творения» ради блага многих. И вот здесь-то Пушкин не щадит уже Евгения, бедного дворянина, давно забывшего о том, кто он и откуда. Автор рассказывает , что Евгений отпрыск древнего боярского рода, что имена его дедов, прадедов и пращуров звучали в «Истории государства Российского» Карамзина. «Безродным» и «беспамятным» получился Евгений. А кому же как не родовитым дворянам нести ответственность за Россию? Нельзя винить в происходящих бедах - пусть великого - , но одного человека. А где же ты сам, где ты?! Почему ты изменил своему призванию? Ведь именно бояре, родовитые дворяне искони несли груз государственных забот. А Евгений теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан.


Бедный Евгений, гражданин столичный,

Каких встречаете вы тьму,

От них нисколько не отличный

Ни по лицу, ни по уму.

Измена Евгения и подобных ему своему историческому призванию заслуживает наказания. Именно поэтому

За ним несётся Всадник медный

На звонко скачущем коне…


Последняя версия нам представляется наиболее актуальной. Подтверждение своим догадкам мы нашли в публицистических произведениях современных петербургских журналистов Татьяны Москвиной и Дмитрия Циликина: Дмитрий Циликин // Петербург.ru. com: За вами явится Медный всадник, Татьяна Москвина // Невское возмездие неотвратимо.
За кем явится Медный всадник?

Статьи этих авторов касаются именно пробуждения гражданской позиции. «Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами». Журналисты призывают высказывать своё мнение и отстаивать его, даже если оно противоречит позиции официальных властей. Не всё и не всегда власть имущие оценивают правильно. Некоторые вещи противоречат рамкам здравого смысла. Именно поэтому молчаливое согласие граждан преступно. В частности публицисты ведут разговор о сохранении исторического и культурного облика Санкт-Петербурга: «Каждого, кто тронет Петербург, ждет ужасное невское возмездие. Возьмем недавнюю историю с Мариинским театром. Не имея на руках ни технического проекта, ни экспертиз, а располагая всего лишь красивой французской картинкой и страстной мечтой Валерия Гергиева о новой сцене, снесли целый квартал на Крюковом канале. И что? И ничего - никакой новой сцены не появилось, на запасной третьей сцене постоянно происходят строительные неурядицы, и даже, по слухам, пошатнулась репутация знаменитого дирижера в мире. А это только начало возмездия, свое получат все - и те, кто сидел на бульдозере, и те, кто отдавал команды, и те, кто принял решение, и кто на этом решении настаивал, и при чьем попустительстве это произошло, и те, кто молчал равнодушно - словом, все». А вот фрагмент статьи Д.Циликина: «Зачем нужен каток на Дворцовой площади? Какая-такая настоятельная необходимость не где-нибудь, а именно в самом сердце одного из лучших архитектурных ансамблей мира кататься на коньках? Разумеется, ни за чем не нужен и никакой необходимости нет. Зачем устраивать расписную ярмарку с совершенно ополоумевшей иллюминацией и кошмарным конем-воротами, намекающим на дымковскую игрушку, под стенами россиевских библиотеки и Александринского театра, то есть еще в одном ансамбле совершенной красоты? Что, наблюдается недостаток предприятий торговли на Невском? К чему писать на Петропавловке, грозной твердыне, свое глупейшее "С Новым годом!" циклопическое "Здесь был Вася" городской власти? Да просто мещанам именно совершенная красота-то и несносна "она какая-то холодная", и надо утеплить ее простой и понятной бижутерией и мишурой… Художественная глухота и дурной вкус, тем более коммерческие интересы, никак не могут служить извинением творящегося культурного преступления. Сама мысль, будто Петербург нуждается в украшении, должна быть признана порочной и вредной. Он и без вас красивый. Задача власти в сфере красоты чтобы фонари горели, тротуары были выметены, урны стояли (и опорожнялись), трава, цветы и деревья росли. Всё!... А не уймётесь, помяните мое слово: в один великий день за вами явится Медный всадник и громовым голосом отчеканит: "Ступай на конюшню да скажи, что государь велел тебя высечь".


В заключение своего выступления хотим сказать, что в своём небольшом исследовании мы опирались на труды В.Я.Брюсова «Медный всадник», Архангельского А.Н. «Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник», Кожинова В.В. «История Руси и русского Слова», Ю. М. Лотмана "Три заметки о Пушкине", «Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки», Рубинчика О.Е. «Медный всадник», а также Интернет-ресурсами.