litceysel.ru
добавить свой файл
1
Понятие ЗПР



Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников.


Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.


Причинами выраженной задержки психического развития детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребёнка ребёнка, длительные хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребёнка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.


Выявлены следующие общие для задержки психического развития различной этиологии черты:


  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

  • незрелость эмоций и воли;

  • ограниченный запас общих сведений и представлений;

  • обеднённый словарный запас;

  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности;

  • неполная сформированность игровой деятельности;

  • замедленное восприятие;

  • трудности словесно-логических операций в мышлении;

  • страдают все виды памяти;

  • отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания;

  • необходим более длительный период для приёма и переработки сенсорной информации;

  • низкий уровень самоконтроля.



Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.) задержка темпа может иметь обратимый характер.


Развитие речи детей с ЗПР


Большинство дошкольников с ЗПР имеют системное недоразвитие всех сторон речи и чаще всего находятся на втором – третьем уровне речевого развития при общем недоразвитии речи (ОНР) в зависимости от степени задержки психического развития.


Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико–грамматической.


У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей

отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определённого возраста обращённой речи.


Многим ребятам присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития.


При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся у нормально развивающихся детей.


Особенности слухового восприятия детей с ЗПР, имеющих ОНР.


Слуховое восприятие включает в себя фонематический, речевой и звуковысотный слух.

Фонематический, речевой слух начинает формироваться у ребёнка очень рано. Уже на 3-4 неде –

ле жизни ребёнок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей. Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи, а у дошколь - ников с ЗПР, по сравнению с нормой, замедлена скорость приёма и переработки сенсорной информации.

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины наруше - ний у большей части детей данной категории является сложность речевой патологии, наличие комплекса рече- вых нарушений, сочетание различных дефектов речи.


У детей с указанной патологией отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и её восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замена, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её смазанность и неотчётливость.


Фонематический,

речевой слух


начинает формироваться у ребёнка очень рано. Уже на 3-4 неделе жизни ребёнок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей.


В восприятии речи взрослого человека ребёнок проходит как бы несколько этапов: вначале он реагирует на интонацию обращенной к нему речи, затем особую значимость приобретает для него ритм, и только после этого, уже в конце первого года жизни, ребёнок начинает различать слова по их звуковому составу. Одновременно со слухом развивается и речь.


Исследования советских психологов, лингвистов – Н.Х.Швачкина и А.Н.Гвоздева – показали, что к двум годам ребёнок различает все звуки родного языка. Иначе говоря, к двум годам фонематический слух ребёнка оказывается сформированным. Правда, речь ребёнка этого возраста ещё очень далека от совершенства, но это объясняется сложностью артикуляции некоторых звуков русского языка. Характерно, что дети всегда слышат неправильности в речи других («Ты говоришь «ийба», а надо «рыба») и в собственной (часто на предложение взрослого, обращённого к шепелявому ребёнку: «Скажи «шапка», - можно услышать детский ответ: «Я так не умею»).


Формирование звукопроизношения

у старших дошкольников с ЗПР,

имеющих общее недоразвитие речи.


Воспитание речи у дошкольников является необходи –

мым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нару –


шением звукопроизношения, причём нередко недостатки произ –

носительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем.

У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.

Большое внимание уделяется развитию общей и речевой

моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания и памя-

ти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности их проявления.

При организации логопедических занятий необходи –

мо включать различные виды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование, экскурсии, наблюдения. Это способствует совершенствованию речевой деятельности.

Фронтальные логопедические занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. Специфика данного вида

занятий обусловливает подбор лексического материла, насыщен-

ного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

В каждом занятии предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука, раз - витию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является вклю- чение заданий по развитию слухоречевой памяти.

Зависимость психического

развития ребёнка от развития речи

Речь ребёнка развивается и совершенствуется с возрастом. Вначале речедвигательные мышцы неполслушны ребёнку, он с трудом произносит звуки родного языка. Подрастая, он говорит всё чище и свободнее, т.е. с развитием мозга, тех его областей, от которых идут команды на речевые мышцы, у ребёнка развивается свободное владение мускулатурой речевого аппарата. Однако существует и обратная зависимость; мозг разви- ается если в процессе речевого общения ребёнок тренирует мышцы речедвигательного аппарата уже с первых дней жизни.


Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Своев-

ременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной пси- хики и дальнейшего правильного развития её. Для функции ре- четворчества «критическим» периодом являются первые три го- да жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается ана- томическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овла - девает главными грамматическими формами родного языка, на- капливает большой запас слов. Если же в первые три года ре- чи малыша не было уделено должного внимания, то в дальней- шем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т.е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребёнка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания.

Таким образом, развитие речи является необходимым условием для нормального психического развития ребёнка.