litceysel.ru 1

Варианты анализа занятий в детском саду.


  1. Структурный анализ

  1. выявите структуру занятия

  2. установите взаимосвязь между этапами

  3. определите направленность основных этапов занятия на конечный результат, на решение программных задач

  4. организация перехода воспитателем от одного вида деятельности к другому в рамках одного этапа или от этапа к этапу

  5. целесообразность запланированного времени на каждый из этапов занятия.

  1. Психологический анализ

1) воспитатель на занятии:

— четко ставит цели;

— излагает материал ясно, доступно;

— соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное;

— знает и учитывает психологические особенности детей;

— знает и учитывает индивидуальные особенности детей;

— умеет вызвать и поддержать интерес у детей в течение всего занятия;

следит за реакцией детей, умеет снять напряжение, усталость;

— проявляет доброжелательность и такт по отношению к детям;

— обладает культурой речи (четкость дикции, экспрессия интонации, нормальный темп изложения);

— выражает заинтересованность в успехе.

2) дети на занятии:

— уровень знаний;

— сочетание теоретических знаний с практическим применением;

— доверие к воспитателю;

— желание заниматься;

— внимание, организованность, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

— работа в индивидуальном темпе умственной деятельности;

— степень утомляемости;

— речь и суждения детей;

— взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка.

III. Аспектный анализ по теме «Психологический комфорт в общении воспитателя с детьми на занятии».

1. В общении дети испытывают психологический комфорт, потому что воспитатель:


— старший товарищ, наставник, соучастник совместной деятельности;

— учитывает индивидуальность детей в общении, поощряет их инициативу;

— активен, заинтересован, стремится постоянно быть в общении с детьми;

— гибок в общении (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы);

— организует продуктивное общение с детьми на основе совместной деятельности;

— предпочитает давать одобрительные оценки детям в процессе общения;

— допускает шутку для снятия напряжения и разрешения конфликтной ситуации;

— использует личностно-ориентированную модель общения с детьми.

2. Детям дискомфортно при общении со взрослым, потому что воспитатель:

— недоброжелателен, безразличен к детям;

— подавляет инициативу детей;

— стремится не выходить за рамки социальной роли;

— пассивен в общении с детьми;

— направленно и последовательно действует на основе плана, не видит возникающих проблем, конфликтных ситуаций;

— проявляет снисходительно-покровительственное отношение к детям;

— не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным;

— использует отрицательные оценки, замечания в процессе

общения с детьми;

— не имеет в должной мере навыков педагогического общения с детьми.

Психолого-педагогические основы анализа урока по системе Л. В. Занкова.

Анализ урока имеет три блока:

1) содержательный; 2)процессуальный; 3) коммуникативный.

Первый блок — содержательный

Позиция 1. Осознанность обучения.

Постановка цели.

Работа над системой знаний.

Позиция 2. Насыщенность урока.

Познавательная значимость.

Мера трудности.

Позиция 3. Композиция урока.

(В нее входят структура урока, логика урока и цельность.)


Позиция 4. Проблемность содержания.

Работа с общеучебными и интеллектуальными умениями.

Позиция 5. Использование активных методов обучения.

Позиция 6. Творчество.

Использование личного опыта детей: «Кто из вас знает?»

Позиция 7. Использование наглядности как источника знания.

Позиция 8. Материал рассчитан на варианты правильных ответов.

Позиция 9. Теоретическое осмысление знаний.

Позиция 10. Материал рассчитан на воспитание эстетических и этических чувств.

Второй блок — процессуальный.

1. Энергетическая сила педагога — голос, мимика, убедительность речи, внушение. Педагог доброжелательный, но не все позволяющий.

2. Умение создавать настрой, вызвать состояние познавательной солидарности, т.е. «студент + педагог == содружество».

3. Поддерживание активного восприятия учебного материала. Это достигается сменой видов деятельности (динамические паузы, релаксация — мышечное расслабление).

4. Педагог умеет выдерживать паузы после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать студентам подумать.

5. Педагог побуждает отвечать студентов не торопясь, осмысливая вопрос.

6. Педагог не повторяет ответы студентов, не подвергает их литературной обработке.

7. Педагог вслушивается в ответы учащихся.

8. Педагог артистичен, выразителен в жестах, мимике.

9. Педагог умеет использовать пространство класса как сценическую площадку.

Третий блок — коммуникативный.

1. Педагог испытывает интерес к студентам, их мыслям, чувствам.

2. Студенты испытывают уважение к педагогу, стремятся к откровению.

3. Педагог должен спокойно относиться к ошибкам студентов, рассматривая их как новые вопросы перед классом.

4. Педагог внимателен ко всем студентам, дает возможность высказаться каждому, поддержать, одобрить, но разумно.


5. Педагог организовывает меру помощи, чтобы каждый студент имел успех.

6. В классе идет диалог. Педагог может отдавать инициативу студентам.

7. Педагог создает уверенность — учащиеся (студенты) понимают и принимают.

8. Поведение на уроке свободное и естественное, смелое и непосредственное. Но при этом не допускаются нарушения культуры труда, культуры общения.

9. Педагог владеет невербальными средствами: проникновенный взгляд, контакт прикосновения. Позиция педагогического сотрудничества.

Позиция педагогического сотрудничества

1. Точка опоры - вера в себя

2. Учение без принуждения


3. Воспитание - это основа человека, а не образование

4. Знать, помочь, хотеть, успевать - это залог успеха

Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий.



Оценки

Критерии

Бал

1

2

3

Оценка основных личностных качеств преподавателя

Высший балл 5


1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.

2. Уровень педагогического и методического мастерства.

3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность.

4. Степень тактичности и демократичности общения с учащимися.


5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.




Оценка основных характеристик учащихся на занятии

Высший балл 4

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.



Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся Высший балл 4

1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.

2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика).

3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебной информации.

4. Оптимальность объема предложенного для усвоения материала



Оценка эф-фективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий Высший балл 7


1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности.

2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

3.Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков.

6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и ТБ учителем и учащимися в конце урока




Оценка цели

и результатов

проведенного

занятия

Высший балл 5


1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.

2. Реальность целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока).

5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).




Самоанализ

Высший балл

10







Если получено 85 баллов и выше - урок прошел на «отлично» 84-65 баллов - урок прошел «хорошо»; 64-45 баллов - урок шел «удовлетворительно».