litceysel.ru
добавить свой файл
1
Видеотека Анны Ахматовой в хронологии создания



Анна Ахматова. Листки из дневника: [фильм]: Реж. В. Катанян. Стихи читает Алла Демидова. – 1988. – 30 мин.

В фильме подробно рассказывается о личной и творческой биографии поэта, звучат ее стихи в исполнении Аллы Демидовой, цитируются автобиографические записки. Фильм для самой широкой аудитории.


Личное дело Анны Ахматовой [фильм]: Реж. С. Аранович. – Ленфильм. – 1989 г. Музыка А. Кнайфеля и С. Губайдулиной. Текст читают: Р. Балашова, Л. Малеванная, В. Захаров. – 64 мин.

Семен Давидович Аранович – автор двадцати документальных и девяти художественных фильмов, «великий документалист», «лучший документалист Ленфильма». (Док. фильмы: «Люди земли и неба» (приз КФ «Серебряный голубь» в Лейпциге), «Личное дело Анны Ахматовой» (призы КФ в Лионе, Сан-Франциско, США), «Я служил в охране Сталина» (диплом КФ в Венеции), «Острова» (призы на КФ в Дании и России); худ. фильмы: «Торпедоносцы» (Государственная премия СССР), «Противостояние», «Год собаки» («Серебряный медведь» и премия Мира на МКФ в Берлине). Он – единственный из документалистов Ленфильма, которому удалось сделать и, главное, сохранить кинодокументальный материал о похоронах Анны Ахматовой (отпевание в Никольском соборе и похороны в Комарово), так как сразу же после похорон все пленки изымались и уничтожались сотрудниками КГБ. В фильме использован весь имеющийся на сегодняшний день кинодокументальный материал об Анне Ахматовой: – любительские киносъемки литературного секретаря А. Ахматовой Ники Глен в Голицыне (1964 г.); – кадры, сделанные при вручении А. Ахматовой литературной премии Этна Таормина в Италии (1964 г.); – съемки похорон А. Ахматовой (отпевание в Никольском соборе и похороны на Комаровском кладбище), сделанные С. Д. Арановичем, а также следующие кино- и фотодокументы: – фотографии похорон А. Блока, В. Маяковского; – кадры из художественного фильма 1920-х гг. «Барышня и хулиган» с В. Маяковским в роли хулигана; – любительские съемки, сделанные одним из друзей Б. Пастернака в его доме в Переделкино. В фильме цитируются автобиографические записки Анны Ахматовой, ее воспоминания о Н. Гумилеве, А. Блоке, В. Маяковском, О. Мандельштаме, М. Цветаевой, Б. Пастернаке, Н. Пунине и А. Солженицыне, записки Л. К. Чуковской об А. Ахматовой, письма Л. Гумилева к матери из сталинских лагерей.



Сэр Исайя Берлин – об Ахматовой и Пастернаке»: видеозапись. – Оксфорд. – 1989 г. – 1 час 10 мин.

Сэр Исайя Берлин (1909-1997) – историк, философ, теоретик либерализма, специалист по Тургеневу, Толстому, Герцену, профессор Оксфордского университета, президент Британской Академии, обладатель многих премий и почетных званий. В конце 1945 года Исайя Берлин приехал в Россию с дипломатической миссией и познакомился в Ленинграде с Анной Ахматовой и в Москве – с Борисом Пастернаком. Его воспоминания об этих встречах и послужили предметом разговора в мае-июне 1989 года в его доме в Оксфорде.

13. Вечер памяти Л. Н. Гумилева. 40 мин. В фильме принимают участие А. Панченко, А. Дашкова, М. Козырева.


«Остался профиль кем-то обведенный» [фильм]: реж. Г. Самойлова. – 1990 г. – 60 мин.

В фильме – воспоминания об Анне Ахматовой ее друзей: В. Г. Адмони, Г. Л. Козловской (о пребывании А. Ахматовой в Ташкенте в эвакуации во время Великой Отечественной войны), Алексея Баталова и протоиерея Михаила Ардова о жизни поэта в доме на Ордынке.


Возвращение Анны Ахматовой [фильм]: реж. Л. Шахт, С. Балакирев. Стихи Анны Ахматовой читает Т. Абросимова. – 1993 г. – 58 мин.

Фильм о создании литературно-мемориального музея поэта в Фонтанном Доме (наб. р. Фонтанки, д. 34) в Санкт-Петербурге. В фильме: – кадры, сделанные в день открытия музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; – интервью с Н. И. Поповой, директором музея, ее рассказ о вещах, принадлежавших Анне Ахматовой и ее друзьям и современникам; – интервью с Е. Г. Эткиндом, литературоведом, переводчиком, другом Анны Ахматовой; – интервью с исследователем жизни и творчества Анны Ахматовой Михаилом Кралиным, его рассказ о доме А. И. Гумилевой в деревне Слепнево Тверской губернии, где А. Ахматова проводила каждое лето с 1911 по 1917 год (о судьбе этого дома в годы советской власти и его современном состоянии); – интервью с В. П. Астаповым, который рассказывает о своем знакомстве с Ахматовой и о своей работе над скульптурным портретом поэта.



Цветаева и Ахматова: [телефильм]. Реж. И. Калядин. – 1995 г. Стихи читают О. Дорошина, Е. Новикова. – 40 мин. (из цикла телепередач известного публициста, литературоведа Льва Аннинского).

Телепередача о жизни и творчестве двух великих русских поэтов ХХ века – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой; анализируются их биографии, сопоставляются и противопоставляются их творческие пути; рассказывается о единственной встрече Ахматовой и Цветаевой в июне 1941 года в Москве незадолго до начала войны.


Ахматова и Бродский в Петербурге». Передача А. Белинского: [видеозапись]. – 1997 г. – 30 мин.

Передача снималась в Комарово – на Комаровском кладбище, у могилы Анны Ахматовой, около летней дачи, выделенной Литфондом для А. Ахматовой в 1950-х гг. А. Белинский вспоминает о том, как в 60-е годы там гостила великая актриса Ф. Г. Раневская и бывал Иосиф Бродский. Поскольку автор передачи не был знаком с Анной Ахматовой, а его знакомство с И. Бродским, судя по передаче, сводилось к обмену двумя фразами, то ценность фильма была бы небольшой, если бы в нем не использовались магнитофонные записи Анны Ахматовой, читающей свои стихи.


Тень моя на стенах твоих…: (Анна Ахматова и Фонтанный Дом): [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: 2000. – 25мин.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, компьютерная студия «Март» и издательство «Невский диалект» представляет уникальный комплект из двух взаимодополняющих друг друга частей – художественно оформленной книги и фильма, созданного с применением технологии компьютерного монтажа. И книга, и фильм рассказывают о жизни Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – бывшем дворце графов Шереметевых, что на Фонтанке, 34. Период пребывания поэта в стенах дворца – в общей сложности более трех десятков лет – включил в себя и первые послереволюционные годы, аресты сына и мужа, и начало Великой отечественной войны, и ждановское постановление 1946 года. Фонтанный Дом сыграл огромную роль в жизни Ахматовой, стал важным мотивом ее творчества и сценой ее главного произведения – «Поэмы без героя».


И книга, и фильм созданы на основе архивных материалов и фотодокументов, собранных сотрудниками Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Наряду с фотодокументальным рядом в компьютерном фильме используются записи стихов Анны Ахматовой в авторском исполнении, произведения художников «Мира искусства» и советского авангарда, таких как Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин и другие, а также музыка Дмитрия Шостаковича.


Муравьев В.С.: воспоминания об Анне Ахматовой»: [видеозапись]. – Спб. – Музей Анны Ахматовой. – 2000.

Литературовед и переводчик Владимир Сергеевич Муравьев, который в 1960-е годы был другом и собеседником Анны Андреевны Ахматовой, вспоминает о поэте в беседе с научным сотрудником Музея Анны Ахматовой О. Е. Рубинчик. Запись сделана 23 марта 2000 года.


«Фильм о Анне Ахматовой»: реж. Хельга Ландауэр; ген. продюсер Александр Жуков; автор литературного сценария и интервью – Анатолий Найман. – Нью-Йорк. – Киностудия Das Films. – 2008.– 105 минут в 2-х частях

«Фильм о Анне Ахматовой» состоит из двух частей, но здесь следует сказать, что он не задумывался как биографическая лента. Фильм как бы создается на глазах у зрителя из хроники и современных съёмок, аудиозаписей самой Ахматовой, читающей стихи, ее портретов, которые комментирует писатель и поэт Анатолий Найман. Отвергая или подсказывая кадры и эпизоды фильма, Найман рассказывает о событиях то, что запомнил со слов самой Ахматовой, с которой познакомился молодым человеком и дружил последние семь лет ее жизни, посещает места, которые она покинула. Несколько пластинок, которые они слушали вместе в Комарово, в частности, «Дидона и Эней» Перселла, и которые он ставит по ходу рассказа, становятся музыкальным и мифологическим лейтмотивом истории, по масштабу событий и участников, напоминающей античную трагедию.

В этой двухчастной трагедии, или фильме, построенном по ее законам, участвуют, помимо самой героини и рассказчика, Аполлон и музы, Дидона и Амадео Модильяни, парижские танцовщики начала ХХ века и хранительница слепневского дома, вестники и вечный хор толпы.


Из интервью Анатолия Наймана: «Американский режиссер Хельга Ландауэр предложила мне сделать документальный фильм «О Анне Ахматовой» в жанре киноинтервью. Я согласился, она стала искать деньги. Но в результате нашел их я. Случайно в разговоре с моим другом Александром Жуковым, геологом, который своим профессионализмом сумел заработать серьезные деньги, я рассказал об этом фильме. «Сколько вам нужно?» – спросил он. Я назвал, на мой взгляд, запредельную сумму. И он дал. Вчера как раз была премьера нашего фильма, продюсер которого – Александр Жуков. Он вообще предпочитает тратить деньги на искусство и, кстати, отреставрировал знаменитую ахматовскую Будку в Комарове» (источник: http://www.nanevskom.ru).

Хельга Ландауэр (Ольшванг), поэт и режиссер, родилась в Москве. Окончила сценарный факультет ВГИКа им. Герасимова, работала на телеканале Россия редактором и режиссером программ. С 1996 года живет в США.
Фильмы  режиссера участвовали в таких престижных фестивалях, как: «Фестиваль документальных фильмов в Мадриде» (Испания), «Full Frame» (США), FIFA (Канада) и многие другие. Премьера фильма «О Анне Ахматовой» состоялась в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне, Ташкенте и других российских городах. Кинотеатральный релиз картины «Фильм о  Анне  Ахматовой» в США осуществляет компания Turnstyle ТВ.

Смотрите фильм в Интернете, на сайте – http://www.akhmatovafilm.com.


Рец. на фильм:

Гаврюшенко, Оксана.  Радиоверсия [Текст] : Фильм о Анне Ахматовой Хельги Ландауэр и Анатолия Наймана / Гаврюшенко Оксана // Литературная газета. ­– 2008. - 3-9 декабря. - С.11.

Автор статьи критически оценивает документальный фильм «О Анне Ахматовой»: режиссера Хельги Ландауэр и автора замысла, литературного сценария и интервью Анатолия Наймана. Первый показ состоялся в ноябре в Центре искусств Михаила Барышникова в Нью-Йорке. Премьерный показ в России состоялся 27 ноября 2008 г. в 19:00 в Белом Зале Дома Кинематографистов по адресу: Васильевская ул.13 , м. Белорусская, г. Москва. «Интересно – о тайне поэзии, об удивительном «существе человеческой расы», о том, «из какого сора...». Об этом – заявлено, но не звучит» – так пишет автор статьи. Она не видит целевой аудитории кинофильма. В эмигрантской среде уже не осталось тех, кто помнит, а нынешние «ностальгировать не станут. И радиоверсией их не удивишь».

Автор статьи ошибается, «целевая аудитория» – это почитатели творчества Анны Ахматовой всего мирового пространства, а им всегда интересен образ выдающегося поэта, представленный кинематографически.