litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Общие требования для научно-практических исследований


в ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»


  1. ВИДЫ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Способность преподавателя к самостоятельному эффективному решению профессиональных задач зависит от уровня его педагогической компетентности, под которой понимается единство его теоретической и практически готовности к осуществлению педагогической деятельности.

В процессе обучения в педагогическом вузе, на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки будущий или уже практикующий преподаватель приобретает, совершенствует психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания, определенные государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и содержанием профессиональной деятельности педагога. Теоретико-практические и методические знания в свою очередь являются предпосылкой формирования интеллектуальных и практических педагогических умений, которые объединяются в четыре группы:

  • умения «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;

  • умения построить и реализовать завершенную педагогическую систему;

  • умения выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, переводить их в действия;

  • умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, то есть осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса.

Уровень профессионализма преподавателя проявляется в ходе его педагогической деятельности, при выполнении научного исследования, а также при подготовке курсовых и квалификационных (дипломных, аттестационных) работ по психолого-педагогическим дисциплинам в период обучения на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Известно, что исследовательская деятельность - непременная составляющая педагогического труда. Исследуя педагогические явления, преподаватель упорядочивает свои знания о профессии, формирует свой педагогический стиль, свое личностное и профессиональное мировоззрение. Желательно как можно раньше приступать к исследованию наиболее интересных, по мнению учителя или еще студента, проблем, рассматривать их с разных позиций и с разным уровнем проработки. Таким образом, может быть накоплен богатый и разносторонний материал, что значительно обогатит его педагогический опыт, усовершенствует профессиональное мастерство, и, следовательно, повысит качество обучения.


Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о принципах, закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании и технологиях. Педагогические исследования объясняют и предсказывают педагогические факты и явления.

Педагогические исследования можно подразделить на следующие виды:


  • фундаментальные, обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики, предлагающие модели развития педагогических систем;

  • прикладные, углубляющие изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрывающие закономерности многосторонней педагогической практики;

  • разработки, обосновывающие конкретные научно-педагогические рекомендации на основе уже известных теоретических положений.

Структуру выполняемых в процессе педагогической деятельности преподавателями (студентами, слушателями) исследовательских работ можно представить схематически таким образом:


Виды исследовательских работ

Компоненты содержания


Конспект - краткая запись содержания какого-либо текста, выделение главных идей и положений работы

  • В плановых конспектах –соответствие определенной части
    конспекта плану;

  • В текстуальных конспектах - цитаты;

  • в свободных конспектах - сочетание выписок, цитат, тезисов;

  • в тематических конспектах - ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.



Аннотация – краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи), которая раскрывает его содержание и фиксирует основные проблемы,


затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.


Примечание: текст аннотации обычно не стандартизируется

Отзыв - общая оценка, критическое суждение, мнение, впечатление о работе, произведении без детального анализа.

  • Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение о соответствии работы
    заявленной теме);

  • основная часть (краткое содержание и оценка качества выполнения исследования; оценка
    полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости
    исследования);

  • заключение (общая оценка работы,

пожелания автору).

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов
автора в статье и развернутое
научно-обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям

рецензируемого источника.

  • Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста);

  • Основная часть (изложение позиции автора по отношению к исследуемой проблеме, как в целом, так и по главным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов,

доказательств);

  • заключение (выводы
    рецензента, пожелания
    автору).

Примечание: структура рецензии может быть различной по желанию автора

Реферат - краткое

изложение содержания

книги, статьи или

нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.



  • План-оглавление;

  • введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);

  • основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);

  • заключение (выводы автора, область применения результатов работы);

  • список литературы.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее

формированию навыков

исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.


  • Обоснование актуальности проблемы, вопроса; характеристика противоречий, затруднений в педагогической теории и практике;

  • систематизация полученных сведений;

  • выводы и обобщения.

Примечание:

литературный стиль доклада должен быть приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

Статья – публичное научное или научно-популярное сочинение
небольшого размера, лаконично, логично и последовательно
представляющее результаты
исследовательской работы.
Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-либо документе, перечне.

  • Обоснование актуальности проблемы, вопроса; характеристика противоречий,
    затруднений в педагогической теории и практике;

  • Формулировка авторского замысла, идей, способов решения проблемы;

  • выводы, рекомендации.

Примечание: структура статьи может быть различной по желанию автора, ее объем составляет обычно 5-15 страниц.

Отчет (научный) - письменное или устное сообщение о выполненной педагогической научно-исследовательской работе, представляемое вышестоящему органу управления образованием, административному лицу или научному сообществу.


  • Титульный лист;

  • список исполнителей работы;

  • краткий реферат (изложение основного содержания отчета:

объем, количество и
характер иллюстраций, таблиц, перечень ключевых слов,

сущность выполненной работы, методы исследования, краткие
выводы о возможности
применения результатов исследования);

  • основная часть (введение,

аналитический обзор научной литературы по данной теме,

обоснование выбранного направления работы; разделы отчета, отражающие методику,
содержание и результаты

выполненной работы; заключение);

  • приложение (вспомогательный
    материал отчета: таблицы
    цифровых данных, примеры инструкций, руководств, анкет, тестов и пр.).

Курсовая работа - самостоятельное

теоретическое или экспериментальное

исследование отдельных; частей образовательного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.


  • Оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы

  • приложения

Методическое пособие - литературное изложение сделанных на базе результатов исследования теоретически обоснованных методических рекомендаций для совершенствования учебно-воспитательного

процесса.

  • брошюры - малообъемные работы (5-48 страниц) в мягкой обложке или без нее.

  • книга - печатный материал объемом более 48 страниц в твердой обложке



  • Введение (назначение пособия, адресат, особенности работы с пособием);


  • Основная часть (содержание основной части обусловлено спецификой пособия методики преподавания предмета, курса;

методические разработки по вопросам преподавания отдельного раздела, темы; методические рекомендации по отдельным аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса или изучения раздела, темы, курса);

  • заключение;

  • содержание (оглавление);

  • список литературы;

  • приложения.

Примечание: пособие должно быть написано кратко, четко и ясно, в расчете на преподавателя-практика или обучающегося.

Квалификационная

(аттестационная, дипломная) работа - научно-исследовательская

работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

  • Оглавление;

  • введение;

  • основная часть(теоретическая и практическая главы);

  • заключение

  • список литературы;

  • приложения,

Монография – научное издание, в котором какая-то проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно.

  • Аналитический обзор состояния проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе и практике;

  • собственные концепции, теоретические и методические идеи решения проблемы, методики исследования; результатов

  • анализ проведенного исследования;

  • выводы и методические рекомендации;

  • список литературы;

  • приложения.

Тезисы - сжатое, систематизированное

изложение материала (до 3 страниц) по пунктам; основные положения

доклада, сообщения, научного труда.


  • Структура тезисов отражает содержание и структуру соответствующего вида (формы) исследовательской работы.


Кроме того, работники образовательных учреждений выполняют широкий спектр педагогических разработок:

  • учебные программы;

  • методические рекомендации (указания) по преподаванию или изучению (в том числе самостоятельному) отдельных тем, вопросов, разделов, курсов;

  • сценарии уроков, лекций, практических занятий, воспитательных мероприятий;

  • пакеты психолого-педагогических средств диагностики обученности, воспитанности, развития обучающихся;

  • программы педагогических экспериментов;

  • концепции, модели, программы развития учебного заведения, деятельности педагогического коллектива, формирования личностных качеств обучающегося и пр.;

  • системы, модели образовательного пространства, воспитательной работы, управления учебным заведением, мониторинга качества образования;

  • технологические карты учебных курсов, воспитательных мероприятий, педагогических советов, учебных занятий и т.п.;

  • описания педагогических технологий обучения, воспитания, развития личности;

  • педагогический инструментарий, учебно-методические комплексы, пакеты дидактических материалов для обучения и воспитания;

Педагогические разработки - творческий педагогический продукт, и условно их по этому признаку можно классифицировать таким образом:

  • адаптивные разработки, связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к новым, конкретным условиям;
  • комбинаторные разработки, представляющие новые конструкции, созданные благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов обучения и воспитания;


  • радикальные разработки, имеющие принципиальную новизну.

По степени новизны и значимости педагогические разработки подразделяют на: субъективно новые (новые для педагога, учебного заведения, региона) и объективно новые, имеющие принципиальное значение для развития системы образования.

Педагогических разработки по степени классификации подразделяются на:

  • педагогические инновации - новшества, порождающие значимые изменения в практике образования, но не претендующие на принципиальную новизну;

  • педагогические изобретения - общественно значимые практические решения каких-либо задач в области образования, претендующие на объективную новизну;

  • педагогические открытия - установление ранее неизвестных закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Чаще всего обучающимися на курсах профессиональной переподготовки, слушателями курсов повышения квалификации выполняются рефераты, курсовые и квалификационные (аттестационные) работы. Рассмотрим их более подробно.


Реферат


Специфика реферата как исследовательской работы, создаваемой на основе другого исходного текста, заключается в том, что в нем:

  • нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;

  • не отражаются субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос;

  • дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в данном источнике или источниках.

Основными видами рефератов являются:

по полноте изложения:

  • информационные (рефераты-конспекты);

  • индикативные (рефераты-резюме);


по количеству реферируемых источников:

  • монографические (по одному источнику);
  • обзорные (по нескольким источникам);



по читательскому назначению:

  • общие (рассчитаны на широкую аудиторию);

  • специализированные (ориентированы на специалистов в конкретной области);

по составителям:

  • авторефераты;

  • рефераты, составленные специалистами.


К реферату предъявляются следующие требования:

  • точное изложение взглядов автора;

  • изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналитически - на выбор референта);

  • соблюдение единого стиля изложения;

  • использование литературного языка, точное, краткое изложение;

  • логическая последовательность изложения;

  • ограниченность объема (не более 2-5 страниц машинописного текста).

При написании реферата целесообразно использовать «клишированные» фразы и словосочетания:

Проблема исследована авторами...

В работе... рассматривается...

Во введении указывается, что...

Автор считает, что...

В 1-ой главе освещается вопрос...

Говоря о проблеме..., автор подчеркивает...

Также обращается внимание на...

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что...

В работе... рассматривается роль (значение)...

Автор придерживается идеи (позиций)...

Подчеркивается необходимость...

В заключении автор приходит к выводам...



следующая страница >>