litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Викторина «За Веру и Отечество»


вопросы с ответами для учащихся до 8 класса включительно


1. Какая вера была у вятичей, населявших Тульский край в I половине XII века? За что они убили инока Киево-Печерского монастыря Кукшу и его ученика Никона?

Ответ:


  • Вятичи, проживавшие и на территории Тульского края, были язычниками.

    • Монах Кукша и его ученик стали первокрестителями и проповедниками христианства среди вятичей, проживавших и на территории Тульского края. Кукша и Никон были растерзаны вятичами - защитниками язычества, пострадав, таким образом, за веру Христову. Историки высказывают предположение, согласно которому этот преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. (до 10 баллов)

Источники: / Подъемщикова О.Н. Обители духа. Русский дом, № 8, 1999 г. (к 200-летию Тульской епархии). // Гайдукова Л.А. «Вятичи и Тульский край». Тула.



  1. Назовите виднейшего церковного деятеля Руси, благословившего Московского князя Дмитрия Ивановича и пред­рекшего ему победу. Кого из богатырей-иноков, вошедших в список Собора Тульских Святых, он отправил с ним в поход? Кто ещё из святителей благословлял Дмитрия и его войско на великое дело Отечества?

Ответ.

  • Преподобный Сергий Радонежский благословил Московского князя Дмитрия Ивановича и пред­рек ему победу. (1 балл)
  • Он отправил с ним в поход Пересвета и Ослябю. Александр Пересвет, воин, схимник, ученик преподобного Сергия Радонежского: * 1380; Сентябрь 7. Андрей Ослябя, воин, схимник, ученик преподобного Сергия Радонежского: * после 1398: Сентябрь 7. / Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, стр. 30. (2 балла). Тульский Собор один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви, в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.


Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод приезжал к преподобному Сергию Радонежскому в его монастырь (18 августа 1380 г.), чтобы помолиться с ним о победе и получить напутственное благословение. Преподобный игумен Сергий, окропив святою водою великого князя и все христолюбивое воинство, и благословил великого князя крестным знамением и рече: «Поди, господине, на супротивная враги - Бог тебе да будет помощник и заступник в скорби!» /«Жизнь и житие Сергия Радонежского», М., «Советская Россия», 1991, с. 107, с. 186.

  • Четвёртый епископ Коломенский Герасим (Геронтий) (1373 по 1387 г.) имел счастие в 20 день августа 1380 года благословлять (на коломенском Девичьем поле) Дмитрия Донского и победоносное воинство его против Мамая, на великое дело отечества. (2 балла)
  • Существует версия, что Дмитрий Иванович получил благословение на поход против татар в Архангельском соборе у митрополита всея Руси Киприана. (2 балла) Однако, митрополит Киприан прибыл в Москву в 1381 году и не мог участвовать в событиях предшествовавших Куликовской битве. Таким образом, упоминание митрополита Киприана, благословившего князя Дмитрия Ивановича, ошибочно. / Энциклопедия «Куликово Поле». (Князь Дмитрий «вспомнил теперь про отверженного им когда-то Киприана и, подавляя прежнюю к нему нелюбовь, поторопился пригласить его в Москву на митрополию всей Руси. Киприан с готовностью отозвался на столь лестное и неожиданное для него приглашение, так совпадавшее с его личными чаяниями. Поставленный в свое время стараниями литовских князей, он не оправдал их надежд. Он не потянул к Литве Русь Великую, а напротив, сам роковым образом потянулся к Москве, рвался в нее, как мы знаем, не взирая даже на внешние преграды, и, очевидно, находил в ней главный центр общерусской жизни. 23 мая 1381 года в праздник Вознесения Киприан въехал в Москву и был торжественно встречен князем, духовенством и множеством народа». http://wordweb.ru/kartachev1/08_08.htm


  • Ещё одна версия о благословении Дмитрия Московским митрополитом Алексием подвергается критике в связи с его смертью ещё в 1378 г. (2 балла) http://wordweb.ru/kartachev1/08_05.htm


Источник: И.Ф.Афремов «История Тульского края», Тула: Приокское книжное изд-во, 2002 г., стр. 45. (Всего до 7 баллов)


  1. Какие призывные слова произнёс московский князь Дмитрий Иванович в отношении веры христианской согласно «Сказанию о мамаевом побоище», настраивая на героическую битву своё войско?

Ответ:

    • Перед тем как встать в первую шеренгу пехоты: «Не могу видеть вас, побеждаемых, не могу этого тер­петь, хочу с вами тут же общую чашу испить и тою же смертью умереть за свя­тую веру христианскую…», «за братию нашу за всё православное христианство».

Источник: Тульские епархиальные ведомости. № 13(50), 2005. Евгений Стариков. «На поле Куликовом родилась великорусская нация». Стр. 10-29.

Как вариант: «Пойдем противу сего ока­янного и безбожного Мамая, за право­верную веру христианскую и за святыя церкви и за вся христианы».

Источник: Тульские епархиальные ведомости. № 13(50), 2005. Николай Троицкий. «Куликовская Победа». Стр. 57-63. (10 баллов)


  1. Какой православный праздник способствовал героическому настроению войск в в день Куликовской битвы?

Ответ.

  • 8 сентября (по новому стилю - 21 сентября) Великий праздник - Рож­дество Пресвятой Богородицы. (10 баллов)

Источник: Тульские епархиальные ведомости. № 13(50), 2005. Евгений Стариков. «На поле Куликовом родилась великорусская нация». Стр. 10-29.

  1. В 1552 году крымский хан Девлет-Гирей осаждал Тульский кремль. Во время осады туляки молились перед чудотворной иконой. Наш город выдержал натиск врага и обратил его в бегство. С тех пор день победы над Девлет-Гиреем, 22 июня (5 июля по новому стилю) 1552 года, считается праздником чудотворного образа. Как называется эта икона?


Ответ.

  • Икона во имя Николая или Николы Тульского, защитившего наш город от татарского вероломства. (10 баллов)




  1. Какие события предшествовали моменту, когда преподобный Макарий Жабынский совершил свой подвиг? В чем заключается его подвиг?

Ответ.

      1. События периода польско-литовской интервенции в 1611-1615 гг. (5 баллов)

      2. Подвиг Макария (ум.22.01.1623 г. или 1622?) в терпимом отношении к врагу русского народа и веры православной. Преподобный Макарий Жабынский «врага человекоубийцу – диавола под нозе сои покори». Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает следующий случай из жизни святого. Однажды он ушел в лес для уединенной молитвы. Там неожиданно увидел умирающего от жажды польского воина, который очевидно отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить». Помятуя заповедь Господа /Мт. 5.44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…», преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды напоивший жаждущего. / Тульская и Белевская епархия РПЦ. Преподобный Макарий Жабынский. (5 баллов)

Источник: Энциклопедия городов и районов Тульской области. Коллектив авторов. – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2000. Стр. 35, 47.


  1. Какие храмы были построены в Туле и Тульской губернии в память о победе в Отечественной войне 1812 года?

Ответ.

  • В Туле:

1. Богоявленский собор (на территории кремля). Этот собор был построен для зимнего богослужения в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. (3 балла)


  • В губернии:

1. Храм Сретения Господня (1840) в селе Богучарово. В 1812 году, после изгнания из России Наполеона, мать А.С.Хомякова Марья Алексеевна дала обет построить церковь в ознаменование этого чудесного избавления. (3 балла)

2. Никольский собор в Венёве. (3 балла)

3. Никольский собор в Епифани. (3 балла)

4. Георгиевский храм в селе Закопы был построен в 1813 году в честь победы русских воинов в войне 1812 г. +

5. В 1869 г. на месте старого храма в честь святой Параскевы Пятницы был построен новый, каменный в честь победы русских воинов в войне 1812 г. +

6. В 1836 году во исполнение обета, данного на войне 1812 года, граф Николай Ильич Толстой - отец писателя Льва Николаевича Толстого с помощью прихожан построил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. +

http://tula.eparhia.ru/blagochiniya/blag-bogorodick/bogorod-n_vyazemskoe/ http://sobory.ru/article/index.html?object=08103


  1. Назовите священника корабельной церкви на «Варяге», участвовавшего в начальных событиях Русско-японской войны 1904-1905 гг. Откуда он родом?

Ответ.

  • 9 февраля (27 января) 1904 г, в самом начале Русско-японской войны состоялся бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» у порта Чемульпо. Священником крейсера «Варяг» был отец Михаил Иванович Руднев, в то время уже иеромонах, уважаемый на флоте человек.

  • Руднев М.И. родом из Черни. (10 баллов)

Корабельная церковь на «Варяге» размещалась между двумя торпедными аппаратами, а это очень опасное место на корабле. Одного попадания снаряда в любую из торпед более чем достаточно, чтобы от корабельной церкви не осталось ничего.


 Все вооружение корабля приводится в боевую готовность еще до начала сражения. Так что во время сражения отцу Михаилу целый час пришлось молить Господа о даровании победы и спасении моряков в непосредственной близости от торпед, начиненных сотнями килограммов взрывчатки.

 Один из матросов потом вспоминал, что накануне сражения иеромонах Михаил читал матросам вечернюю проповедь, которая произвела большое впечатление на всю команду: «Не впадая в фальшь, достаточно считать мерзостью войну наступательную, ничем не вызванную, кроме тщеславия и корысти. Но война оборонительная, как право необходимой обороны, не противна была нравственному сознанию ни таких мудрецов, как Сократ, ни таких святых как преподобный Сергий. И закон, и Церковь признают это право бескорыстным.… И потому эта война может считаться святой и благословенной. Итак, православные, черная туча, давно облегавшая горизонт, разразилась грозой. Японцы, в надежде на своих европейских друзей, первые подняли на Россию вооруженную руку. Мы не хотим войны, наш Царь миролюбивый употребил все усилия для ее отвращения. Язычники захотели воевать - да будет воля Божия».

Утром перед началом боя иеромонах Михаил благословлял команду иконой святого благоверного  князя Александра Невского.

 После взрыва «Корейца» и затопления «Варяга» команда перешла на французский корабль «Паскаль» - один из трех иностранных кораблей, находившихся на тот момент в нейтральных водах у берегов Кореи. Вместе с моряками на борт «Паскаля» поднялся и корабельный священник Михаил Руднев.  

 Русских моряков забрали корабли Франции, Англии и Италии. Отказался принять раненых только американский корабль, ссылаясь на «отсутствие приказа из Вашингтона».

По этому поводу в  одной из французских газет было замечено, что, видимо,  американский флот, еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, «которыми одушевлены все флоты других наций».

 Параллельно в петербургской газете «Русь» говорилось, что  молодость едва ли играет большую роль, когда дело идет «об основной нравственной порядочности и способности честно и разумно выполнять общественные обязанности служебного долга...».


 Моряки с «Варяга» через третьи страны были переправлены в Одессу. Награждение офицеров и членов команды прошло в Петербурге. Многие получили Георгиевские кресты 4 степени, корабельный священник Михаил Руднев был награжден золотым крестом на георгиевской ленте.

 В «Московских ведомостях » от 14 апреля 1904 года сообщалось: «Почетное место в ряду доблестных сынов России будет отведено ныне и духовному пастырю с погибшего «Варяга», отцу Рудневу, этому духовному герою… вспомним, как он, во время самого боя, переходил с места на место, с крестом в руках и с молитвой и добрым словом утешения на устах, воодушевления воинов, подавая духовную помощь раненым…».

 После иеромонах Михаил стал клириком Морского Богоявленского собора в Кронштадте, но вскоре  оставил служение по состоянию здоровья. Умер 1 января 1906 года в Николаевском Морском госпитале в Кронштадте.

Анастасия Столярова

http://www.otechestvo.org.ua/main/20112/1203.htm

В. Зайцев, директор Чернского краеведческого музея.

РУДНЕВ Михаил Иванович (1862–†?), судовой (корабельный) священник крейсера «Варяг». Сын священника из Черни, ТДС, был помощником законоучителя церковно-приходской школы в Черни. С 1890 г. — дьякон храма Богоявления Господня в с. Красное Крапивенского уезда. В дальнейшем был дьяконом Московской Николаевской, что на Песках, церкви, служил протоиереем в Москве, служил священником на кораблях Российского флота. «Мужественно и энергично действовал во время боя священник М.И. Руднев» . Во время боя «Варяга» отец Михаил помогал врачам, перевязывал раненых, подносил снаряды к орудиям, был кон тужен, но не покинул позицию. Награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. После войны служил священником храма Преображения Господня в с. Мишина Поляна Белевского уезда (ныне: Тульская область, Арсеньевский район). Источник. Тульский синодик. 1558-2009



  1. В каких местах Тульского края установлены памятные Православные кресты на местах битв?

Ответ.

  • На месте Куликовской битвы - с татарами, около села Монастырщина, в месте расположения Засадного полка в Зелёной дубраве. Дата установки – 21.09. 2000 г. (2 балла).

  • В пос. Епифань, где были остановлены передовые литовские отряды, шедшие на соединение с татарами в1380 г. +

  • У святого источника Прощеный колодец, родник, в легендарном урочище в 14 км от Красного холма, вниз по течению Дона на правом его берегу у с. Грибоедово. В народных преданиях о Куликовской битве Прощеный колодец - место, где Дмитрий Донской омывал целебной водой раны товарищей, прощался с погибшими воинами. В 1991 - 1993 гг. в память о воинах, павших за Отечество во все времена, на Прощеном колодце была воздвигнута Спасская часовня в виде ротонды высотой 11 м. +

  • В Киреевском районе у села Дедилово на реке Шиворони на месте сражения 24 июня в 1552 году русских войск князей П.М. Щенятева и А.М. Курбского с татарскими ордами Девлет-Гирея (4 балла)

  • На месте Восемской битвы (около реки Восьма, Ясногорский район), где царские войска Василия Шуйского сразились с восставшими крестьянами под руководством Ивана Болотникова. Дата установки – 8.06. 2007 г. (4 балла)

  • В Чернском районе на месте слияния рек Зуши и Оки установлен 8-метровый памятный крест в память погибших воинов в боях в 1941-1943 гг. +

  • 22 июня 2010 г. установлен Поклонный крест на автотрассе вблизи д. Прудное Ленинского района в память о тридцати жителях деревни Прудное, казнённых немецко-фашистскими захватчиками.

http://www.tvtula.ru/news/peoples/2010/06/22/4279/main.html +

  1. В 1914 г. указом Святейшего Синода в Тульской епархии был восстановлен институт псаломщиков. Чем они занимались?


Ответ.

  • Псаломщики при­зывались в армию по мобилизации; их семьям ТДК выплачивала денежные пособия. (4 балла)

  • Псаломщики помогали духовно и морально тулякам: укрепляли их дух, утешали родных и близких погибших воинов. (1 балл)

  • Псаломщики пошли добровольно в лазареты, чтобы ухаживать за ранеными. (1 балл)

Источник: Краеведческие чтения, посвящённые 220-летию образования Тульской губернии. Сборник тезисов докладов 18-19 декабря 1997 г. И.А. Кузьмина. Православные традиции в военной истории России: Тульская епархия РПЦ в начале XX века. Тула, «Гриф и К0», стр. 53-55.


вопросы с ответами для учащихся 9-11 класса и НПО


      1. Почему православная Русь не объединилась с католическим Западом против монголо-татарского ига?

Ответ.

  • Союз с Западом сулил русским жалкую роль новообращенных (не по своей воле) в католичество и одновременно - роль передового военного отряда Запа­да в борьбе с монголами. Но поскольку монголы были намного сильнее Запада, скорее всего, русских ожидало полное уничтожение. (10 баллов)




      1. Как монголо-татары относились к православной вере русских?

Ответ.

  • Политическая зависимость (вассалитет) в составе монгольской империи требовала подчинению Великой Ясе (своду законов Чингисхана). Эти законы оставляли за Русью независимость религиозную (православию монголы, в отличие от католиков, не угрожали), культурную, бытовую и в значи­тельной степени - административную (то есть широкую автономию). Плюс - внешняя защита от Запада. (10 баллов)



      1. Дмитрий Иванович, прежде чем встать в строй рядовых пехотинцев, на виду у всего войска отдает свои княжеские регалии и коня своему другу - бояри­ну Михаилу Андреевичу Бренко. Теперь боярину Михаилу, одетому в золоченые великокняжеские доспехи, предстояло драться под чермным (красным) великокняжеским знаменем. Какое изображение присутствовало на великокняжеском знамени?


Ответ.

  • На знамени было изображение Спаса Нерукотворного («Спас - Ярое Око» звали его в войсках за гневный взгляд). (5 баллов)

Источник: Тульские епархиальные ведомости. № 13(50), 2005. Евгений Стариков. «На поле Куликовом родилась великорусская нация». Стр. 10-29.


      1. Почему в отличие от литовского князя Ягайло, два родных его брата Анд­рей Полоцкий и Дмитрий Брянский участвовали в Куликовской битве с Мамаем на стороне великого князя московского Дмитрия?

Ответ:

  • Потому что они, по древнему сказанию, были «крещены в православную веру чрез маче­ху свою, княгиню Анну». / История о походе великого Князя Димитрия Ивановича Донского против Мамая, царя татарскова, его же Божию помощью на Куликовом поле до конца победиша. Лубочное издание XVIII века, без обозначения года. Стр. 40. // / Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, стр. 31-33. (5 баллов)




      1. Где в Тульском крае в честь победы над Мамаем стоит храм-памятник Сергия Радонежского? Когда он был построен? Какой помещик предоставил для этого часть своих земель?

Ответ.

  • На Куликовом поле, у деревни Ивановка на Красном холме – храм во имя св. Сергия Радонежского. (3 балла)

  • Построен в 1913-1917 гг. (архитектор А.В. Щусев). (3 балла)
  • На землях Олсуфьевых. КРАСНЫЕ БУЙЦЫ или КРАСНОЕ, БУЙЦЫ тож – усадьба графов Олсуфьевых. В 1901 г. на праздновании на Красном холме Дня поминовения воинов, павших в Куликовской битве, местные помещики граф А. В. Олсуфьев и князь М. В. Голицын обратились к епископу Тульскому и Белевскому Питириму с инициативой о создании здесь храма-памятника в честь преподобного Сергия Радонежского. 17 февраля 1904 г. инициатива была поддержана на заседании синода. В конце 1903 г. А. В. Олсуфьев возглавил строительный комитет по сооружению храма-памятника. После его смерти в 1907 г. строительный комитет возглавил его сын граф Юрий Александрович, который пожертвовал для строительства на Красном холме 36 десятин земли. Олсуфьев Ю.А. (27 октября 1878, Санкт-Петербург - 14 марта 1938, Москва)  искусствовед, реставратор. Активно работал в Туле (председатель Тульского Общества охраны памятников искусства и старины, член Тульской архивной комиссии), результатом чего стало издание шеститомника «Памятники искусства и старины Тульской губернии» в 1912-1914 годах. [Из прошлого села Красного, Буйцы тож (Архангельского прихода) и его усадьбы: 1663-1907 / [Гр. Юрий Олсуфьев]. - Москва: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1908]. (4 балла)





      1. При осаде Тульского кремля Девлет-Гиреем в 1552 году погибло много его защитников. Где были погребены все павшие в этой жестокой и славной битве? Как называется храм, который был, воздвиг­нут в благодарность Господу за спасение и победу?

Ответ.

  • Павшие были погребены в Предтеченском монастыре (ныне не существую­щем) (5 баллов)

  • у храма в честь Усекновения гла­вы Иоанна Крестителя. (5 баллов)




      1. В прошлом это был казак по имени Ермолай, нашедший в начале XVI века на болотистом месте около кремля икону Николая Тульского. Впоследствии он стал священником, принял монашество, был митрополитом Казанским, а в 1606 году – патриархом. Как звали этого патриарха, причисленного к лику святых? За что его уморили голодом польские интервенты в подземелье Московского Чудова монастыря в январе 1612 года?

Ответ.

  • Это патриарх Ермоген (Гермоген). / «Слобода», № 27, 2008 г. //Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. / Сост. С.Д. Ошевский. Тула: Приок. кн. Изд-во, 2000, стр.417.
  • Патриарх Гермоген. Его историческая деятельность начинается с 1589 года, когда он был поставлен казанским ми­трополитом. Патриархом Московским и всея Руси Гермоген был с 1606 по 1612 год. В лютое время, когда русская земля была ра­зорена и разграблена польскими и шведскими интервентами, он отказался признать их власть и подчиниться им. На проповеди Гермоген призывал народ стоять за православную веру. А преда­телей и изменников он проклял. За непокорность поляки посади­ли его в подземелье, издевались над ним, содержали в ужасных условиях. 17 февраля 1612 года он умер голодной смертью в под­земелье. Источник: Русская история, Н.И. Костомаров, М., ЭКСМО, 2007. (10 баллов)





      1. Какие символы православной веры были изображены на знамёнах полков Тульского ополчения, отправившихся в 1812 году на битву с наполеоновской Францией?

Ответ:

  • В 1854 году историк И. Андреев рассказал в «Тульских губернских ведомостях» о знамёнах двух казачьих полков Тульского ополчения, которые остались на память об истории Тульской военной силы 1812, 1813 и 1814 гг. Одно из знамен писано на тафте абрикосоваго цвета, с изображением Св. Николая Чудотворца, а на другой стороне Богоявления Господня. Оно принадлежало третьему пехотному полку, о чем свидетельствует бывший адъютант полковника Свечина. Следующие два знамя из парусины, на одном из которых изображены лики Всемилостиваго Спаса и Владимрской Божией матери, на другом – образа Господа и библейский сюжет исцеления немощного у овечьей купели. По свидетельству современников дивных событий на Руси, эти два знамя принадлежали 1-му, конному казачьему полку которым командовал князь А. О. Щербатов.

В 1996 году по реконструкции О.Ю.Кузнецова были воссозданы копии знамён Тульского ополчения войны 1812 года. (10 баллов)

Источники: 1. Греков В.Я. Тульская Епархия 1799-1999. Грани истории. Тула. Изд. «Тульский проспект», 2008, стр. 224-229. /2. И. Андреев. Тульские Губернские Ведомости. 1854 г. /3. Сборник материалов научно-практической конференции «Отечественная война 1812 года и Тульский край». (А.Ф. Муравьёва. История знамён двух полков Тульского ополчения 1812 года).1997 год, Тула.

      1. В начале 1943 г. И. Сталиным была одобрена инициатива, исхо­дившая от Церкви по поводу создания танковой колонны. Какое название носила танковая колонна? Сколько танков составили общецерковную танковую колон­ну? Где в Туле состоялась передача этих танков в действующую Красную Ар­мию?


Ответ.

  • Танковая колонна называлась «Дмитрий Донской». (3 балла)

  • Сорок танков «Т-34» (19 новых Т-34-85 с 85-мм пушкой Д-5, а также 21 огнемётный танк Т-О-34), которые составили общецерковную танковую колон­ну, были построены на заводе в Челябинске. (3 балла)

  • Их передача состоялась 8 марта 1944 г. у дерев­ни Горелки, что в 5 километрах северо-западнее Тулы, по месту расположе­ния комплектующих военных лагерей. (4 балла)

Источники: 1. Голоса из бессмертия. Письма с фронта, воспоминания, даты. Издание второе, исправлено и дополнено. Изд. Тула, 2005, стр. 437-438. / 2. Тульские епархиальные ведомости. № 13(50), 2005. Павел Понарин «Соборный труд - на алтарь победы или Русская православная церковь в годы ВОВ». Стр. 71.



следующая страница >>