litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Тема:

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".


План.


I. Теоретическая часть.______________________________________ 3 стр.


II. Практическая часть ______________________________________ 9 стр.


1) констатирующий эксперимент по выявлению уровня

развития речи детей 3 года жизни; _________________________ 9 стр.


2) программа формирования речи детей 3 года жизни через

систему занятий пальчиковой гимнастикой; _________________ 14 стр.


3) контрольный эксперимент; _____________________________ 18 стр.


4) рекомендации: ________________________________________ 21 стр.

а) по использованию программы для детей дру-

гого возраста;

б) рекомендации родителям и воспитателям.

III. Выводы. _______________________________________________ 23 стр.


IV. Список литературы. _____________________________________ 24 стр.


V. Приложения :


  • упражнения для пальчиков из книги В.В.Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь";

  • 1 конспект игры - "Продолжи сказку";

  • 10 примерных комплексов пальчиковой гимнастики;



I. Теоретическая часть.


Раннее детство считают стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья. А значит, проблемы раннего детства заслуживают особого внимания.

Раннее детство - это период в развитии ребенка, когда закладываются основы его психического и физического здоровья. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего и активного человека.

От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. От того как складывается развитие ребенка в это период, зависит его будущее. Ранний возраст - это в буквальном смысле НАЧАЛО.


Первым пытался проанализировать процессы развития на этом этапе, выявить генезис основного новообразования этого периода, выдающийся русский психолог и философ. Л.С.Выготский (1896-1934гг.). По мысли Л.С., именно в этом возрасте происходит первичная дифференциация психических функций, возникает особая функция восприятия и на ее основе системная и смысловая структура сознания.

Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия, которое в этом возрасте отличают две особенности: аффектный характер и доминирующая функция в структуре сознания, которые являются фундаментом для развития других функций.

Лев Семенович Выготский подчеркивал, что ранний возраст имеет свою структуру и динамику и характеризуется своей, своеобразной спецификой для него, единственной и неповторимой "социальной ситуацией развития", которая есть не что иное, как отношение между ребенком и его средой.

Выготский Л.С. считает связанность ситуации, в которой находится ребенок раннего возраста, наиболее важной характеристикой отношений ребенка с окружающей его действительностью. "Каждая вещь… провоцирует ребенка на действование, т.е. направляет его". [7, с. 34]

Центральным новообразованием раннего возраста Выготский Л.С. называет возникновение сознания. По его утверждению, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова. Т.о. "основное новообразование раннего детства связано с речью, благодаря чему, ребенок по-новому, иначе оказывается связан с социальным окружением, чем младенец, т.е. изменяется его отношение к той социальной единице, частью которой он сам является".[7, с.356]

Развитие речи, как средство общения, как средство понимания речи окружающих, представляет собой, по мнению Л.С.Выготского, центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде.


Сам по себе факт приобретения речи приводит к тому, что сенсомоторное единство восприятия окружающих предметов и вещей начинает расшатываться. Вместе с речью для ребенка прежде всего возникает начало осмысления и осознания окружающей действительности.

Слово для ребенка в этом возрасте, есть обозначение свойства предмета, которое от него трудно отделить. Вот почему для ребенка, хотя он и говорит, само слово неизвестно. Вся речь ребенка в этом возрасте совершенно не осознана. Ребенок говорит, но не означает того, как говорит, не осознает самый процесс говорения и не умеет произвольно выбирать слова или звуки, которые ему нужны.

"Источник новообразования - говорит Л.С.Выготский, - связан с отношениями ребенка и взрослых - сотрудничество с ними. Именно оно толкает на новый путь общения, на овладение речью".[7, с.357]

Речь, по мнению Л.С.Выготского, как средство социального общения, возникает из потребности ребенка в средствах общения.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка раннего возраста и взрослого содержит в себе противоречие, которое, как подчеркивал Эльконин Д.Б., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, рождается в новом типе деятельности - в предметной деятельности, направленной на усвоение общественно выработанных способов действия с предметом. А общение в этом возрасте, по мнению Эльконина Д.Б., "выступает как средство осуществления предметной деятельности". [28, с.183]

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметным действием, по утверждению Д.Б.Эльконина, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б.Эльконин, надо рассматривать "не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями".


Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Слово дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщения.

Рассматривая значение речи в психическом развитии ребенка, многие психологи указывали на большое значение развития речи в развитии психических процессов, отмечая, что развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследователи детской речи отмечают, что в развитии активной речи, речевого способа общения детей раннего возраста большую роль играет предшествующий период. Подготовительный период развития речи детей до 1,5 лет, как считает Г.Л.Розенгарт-Пупко, имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Она отмечает, что "уже в этом периоде неправильное воспитание может привести к педагогической запущенности, и речь таких детей будет сильно отставать в своем развитии" [ 11 ;с. 69-70]

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:


  1. Пассивная речь в развитии опережает активную; запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова - указания, затем он начинает понимать слова - названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.

  2. Первое языковое "открытие" (ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: Что это? Кто это?
  3. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен односложного предложения. "Физически - это слово, семически - предложение", - писал Л.С.Выготского.


  4. Второе языковое "открытие" - это "открытие" флективной природы языка. На границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой.

  5. В раннем возрасте развивается значение детских слов; происходит переход от многозначности к первым функциям обобщения.

  6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

  7. К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке.

  8. Развиваются функции речи; происходит переход от указательной к обозначающей функции.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. Каковы же особенности развития речи в данном возрасте?

В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком, а главное - появляется самостоятельная речь.

На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с выполнением все более широкого круга функций, прежде всего - налаживания взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная функция речи), познания окружающего мира (интеллектуального функция). Ребенок осваивает основную форму речевого общения - диалогическую. он учится инициативно высказываться, задавать вопросы, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.

Ребенок пользуется словами для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако используемые ребенком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов.

Функции речи на третьем году жизни ребенка расширяются, и она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством его общения с детьми . Условно этот период можно назвать "Меня понимают все".

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем.


К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года - 1000 слов. Поистине гигантские шаги. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.


Выводы:


Основываясь на выдвинутых в свое время Л.С.Выготским 2-х тезисах, не потерявших значения и до настоящего времени, можно сделать выводы:

Во-первых, вывод о том, что развитие речи, особенно в ранний период жизни, нельзя рассматривать вне контекста, вне общения ребенка со взрослыми и взаимодействия с "идеальными формами речевого общения, т.е. вне языка взрослых", в которой вплетается речь самого ребенка;

Во-вторых, вывод о том, что "вся звучащая сторона детской речи развивается в непосредственной зависимости от смысловой стороны детской речи, т.е. ей подчинена. [7, с. 354];.

В-третьих, вывод о том, что потребность ребенка в общении, освоение им предметных действий требуют от него собственной активной речи.


Даже непосвященному бросается в глаза, как много исследователей разных специальностей (педагоги, психологи, философы, лингвисты, физиологи, врачи) изучают детскую речь.

Но специалисты знают, как еще много белых пятен на карте этой проблемы и как они затрудняют работу по развитию ребенка, поскольку речь неразрывно связана с восприятием, мышлением и другими сторонами психической деятельности человека.

Педагогическое и социальное значение этой проблемы обязывает правильно строить работу по развитию речи с самых ее истоков. И здесь возникает много сложностей.

Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1,5 - 2-х лет имеют обширный активный словарь. Причина - в недостаточности и в не системности воспитательных воздействий.

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других - рассматриваются физиологические основы и механизмы развития речи; в третьих - значительное место отведено разработке методических приемов развития речи детей. Но во всех работах отмечается, что в речевом развитии ребенка раннего возраста самым главным является стимулирование активной речи.


Ко всему прочему, исследователи говоря о том, что в патологических случаях речь и движения часто нарушаются параллельно, указывают, что ликвидировать нарушения активной речи нередко можно через посредство кинестетических (идущих от двигательного анализатора) импульсов.

А. Митринович-Моджевска , автор вышедшей в 1965 году книги "Патофизиология речи, голоса и слуха", пишет: "Встречаются случаи, когда маленький ребенок реагирует на слуховые раздражители, определяет направление, где находится источник голоса, но не лепечет. В таких случаях предлагаем матери, чтобы заставляла ребенка производить движения головой, шеей, руками … . Таким образом осуществляется стимулирование двигательного механизма речи посредством других двигательных функций".

Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова также доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Развивая идею связи речи и движения, сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН профессора М.М.Кольцовой и Л.В.Фоминой, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, установили следующую закономерность - "развивая руку ребенка, мы развиваем и речь. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме".

Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу. Если посмотреть на схему проекций различных частей тела в двигательной области коры головного мозга, то можно наглядно убедиться, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью и является ее частью. А примерно треть всей площади двигательной проекции занимает проекция руки, расположенная близко от речевой зоны (см. рисунок 1).

Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: "Сорока-белобока", "Мальчик-пальчик", "Ладушки-ладушки" и т. д.


В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Журова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), с моторной алалией (Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.


Основываясь на теоретические положения о развитии активной речи, речевого способа общения детей раннего возраста, учитывая рекомендации по организации работы по речевому развитию детей, нами была выдвинута гипотеза.. Наше предположение состоит в том, что на основе использования в работе с детьми раннего возраста системы занятий пальчиковой гимнастикой возможен переход на более высокий уровень развития речи детей..

Для проверки данного предположения, а также для изучения эффективности использования игровых приемов в отработке речевых умений, нами был проведен обучающий эксперимент.

Целью нашего эксперимента является - выявление зависимости уровня речи детей от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи:

1) Определить исходный уровень развития речи детей раннего возраста;

2) Выработать программу формирования у детей активной речи с использованием пальчиковой гимнастики;

3) Апробировать программу формирующего эксперимента.


II Практическая часть.


Констатирующий эксперимент.


В результате констатирующего эксперимента был определен исходный уровень развития речи детей 3-го года жизни, который являлся для всех участников эксперимента различным в соответствии с уровнем развития и индивидуально-типическими особенностями детей.

При оценке уровня развития речи использовались материалы, разработанные К.А.Печорой, Н.М.Аксариной, Г.В.Пантюхиной (19, с. 129-130); а также материалы Н.А.Ноткиной, Л.И. Казьминой, Н,Н,Бойнович (16, с.)



Показатели развития активной речи детей раннего возраста. (см. Таблицу № 1


Таблица №1










Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни1.










Воз раст

Понимание речи

Активная речь

1

2

3

1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры обозначает свои действия слонами н двухсловными предложениями.

1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях. бывших в опыте ребенка.

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

















Показатели нервно-психического развитии детей третьего года жизни2.










Возраст

Активная речь

грамматика

вопросы

1

2

3

2 года - 2 года 6 месяцев

Говорит многословными предложениями (более 3 слов)

Появляются вопросы: Где? Куда?

2 года 6 месяцев - 3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Появляются вопросы: Почему? Когда?










1Разработаны проф Н М. Аксариной, доц. К. Л. Печорой в 1978 г.

2Разработаны Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной.



следующая страница >>