litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи


РОЗЕНТАЛЬ Дмитрий Михайлович


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЕНЕСУЭЛА


Специальность 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики»


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Санкт-Петербург 2013


Работа выполнена на кафедре американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор Хейфец Лазарь Соломонович


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Комиссаров Борис Николаевич, Факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета;

доктор политических наук, профессор Слинько Александр Анатольевич, Воронежский государственный университет

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов (РУДН)

Защита состоится «29» марта 2013 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.232.65 по адресу: 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, подъезд 8, ауд. 124, факультет международных отношений.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9).

Автореферат разослан « » февраля 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета


кандидат исторических наук, доцент Д.И. Портнягин



Общая характеристика работы


На протяжении второй половины XX в. Венесуэла была витриной представительной демократии в Латинской Америке и надежным источником топлива для Вашингтона. Однако целый ряд неудачных экономических реформ в 70-гг XX в. резко изменил положение дел в стране. Попытки исправить ситуацию путем жестких и непопулярных неолиберальных реформ лишь усугубили положение и лишили власть поддержки со стороны общества. Понизился уровень жизни. «Старые партии» стали непопулярны, были обвинены в коррупции и неспособности к эффективному управлению государством. К власти в стране пришло новое поколение политиков, называющих себя боливарианцами, в честь Симона Боливара, «Освободителя» латиноамериканских колоний. Новая власть радикально изменила облик страны, объявив о начале боливарианской революции – масштабном процессе преобразования политической системы. Изменился и внешнеполитический курс.

Ни одна страна Латинской Америки не привлекает столько внимания к своей внешней политике, как Венесуэла. Одна из ее движущих сил – привнесенная боливарианцами идеологическая составляющая. Внешнеполитическое ведомство страны старается не упускать из виду ни одного значимого события на мировой сцене, а Уго Чавес является одним из наиболее узнаваемых глав государств в мире. Сегодня Венесуэла представляет собой экономический и идеологический локомотив так называемого «Левого поворота» в современной Латинской Америке.

Актуальность темы представленной работы определяется необходимостью глубокого научного анализа основных приоритетов и тенденций внешней политики государства, пытающегося играть важную роль в мире. Кроме того, активные политические и экономические контакты между Каракасом и Москвой, участие в венесуэльском нефтяном бизнесе крупных российских компаний требуют тщательного изучения реалий венесуэльской внешней политики.


Объектом исследования является внешняя политика Боливарианской Республики Венесуэла.

Предметом исследования являются основные тенденции венесуэльской внешней политики и влияющие на них факторы, а так же процесс принятия решений в Боливарианской Республике Венесуэла.

Историографический обзор. Феномен Боливарианской Революции находится сегодня в стадии активного изучения в работах отечественных и иностранных исследователей. Однако большинство работ посвящено внутриполитическим проблемам – генезису и сущности преобразований в стране, энергетическому фактору, личности президента У. Чавеса и лишь частично затрагивают внешнеполитическую проблематику. Нужно отметить, что отношения исследователей к режиму Чавеса неоднозначно. Ряд авторов относится к внешнеполитической деятельности чавистов положительно, видя в ней свежую струю в латиноамериканской политике. Другие исследователи считают Чавеса очередным латиноамериканским популистом с неограниченными нефтяными запасами.

В числе сторонников режима Чавеса можно назвать ученых и журналистов левого толка, колумнистов новой волны, публикующихся в венесуэльских официозных изданиях. Противоположную точку зрения занимают правые и центристские исследователи, бывшие дипломаты IV Республики, ушедшие в журналистику и науку. Одни и те же факты сторонниками и противниками режима зачастую оцениваются диаметрально противоположно.

Среди отечественных научных центров, занимающихся рассматриваемой нами проблематикой, нужно выделить Институт Латинской Америки РАН (ИЛА РАН). Институт опубликовал несколько коллективных работ, охватывающих широкий комплекс проблем по внутриполитическому и внешнеполитическому курсу современной Венесуэлы1. Первой в нашей стране работой, посвященной осмыслению феномена Боливарианской революции, раскрытию политических перемен в стране, приоритетов в энергетической сфере и внешней политике стала коллективная монография «Венесуэла в поисках альтернативы».. Несмотря на то, что на момент написания книги политическая система Венесуэлы только формировалась, авторам удалось подметить многие ее тенденции – поляризацию общества, конфронтационный курс по отношению к США, идеологическую насыщенность внешней и внутренней политики.


Среди отечественных исследований, посвященных политическому курсу Венесуэлы, выделяются труды ветерана латиноамериканистики Э.С. Дабагяна2. Для автора, ведущего научного сотрудника ИЛА РАН, свойственен критический подход к деятельности чавистского правительства и лично президента Чавеса. Отмечая его несомненный дипломатический талант и человеческую привлекательность, Э.С. Дабагян критикует институциональную систему венесуэльской дипломатии, ее непоследовательность, излишнюю демонстративность. По мнению исследователя, в стране формируется культ Чавеса, как наследника Боливара. Эмиль Суренович полагает, что реализация внешнеполитического курса полностью зависит от президента страны, а из дипломатических ведомств Венесуэлы постепенно вымываются профессиональные кадры. Среди тем, затронутых автором для нас наиболее важны: отношения Гаваны и Каракаса, российско-венесуэльские отношения, а также основные концепции венесуэльского внешнеполитического курса.

Международный аспект внешней политики Венесуэлы, кроме трудов Э.С. Дабагяна раскрывается в работах А.А. Ермакова и С.А. Крылова3, С.В. Подреза4, В.А. Тепермана5. Исключительно полезными в исследовании стали статьи бывшего посла в Венесуэле А.А. Ермакова и С.А Крылова, работавшего советником посольства РФ в Каракасе, посвященные дипломатии Венесуэлы в Латинской Америке. По мнению исследователей, активная внешняя политика Венесуэлы имеет целью обеспечение международной поддержки многочисленных проектов, проходящих в рамках Боливарианской революции. Их работы интересны и с точки зрения преставления дипломатов о внешнеполитическом курсе Каракаса.

Важнейшим направлением внешней политики Венесуэлы является региональная интеграция. Среди исследователей, чьи труды посвящены этой проблематике, можно назвать работы Е.Ю. Кудрявцевой,6 И.П. Пискун,7 А.Н. Пятакова8 С. Пайовича9, Л. Ребманн10, З.И. Романовой11, В.П. Сударева12, В.А. Ткаченко.13 В этой группе исследований нужно выделить работу профессора Университета Мегатренд С. Пайовича, посвященную понятию интеграции в латиноамериканской мысли на протяжении 200 лет независимости стран региона. Автор полагает, что взаимодействие латиноамериканских стран наиболее развито именно в интеграционной сфере, что лишний раз подчеркивает значимость регионального единения в латиноамериканской мысли. Интересной представляется работа отечественного латиноамериканиста А.Н. Пятакова, посвященная так называемой «Боливарианской международной системе» - этот термин вводит сам автор. По мнению исследователя, позитивно относящегося к процессам, происходящим в странах «левого поворота». интеграционная деятельность Венесуэлы в Латинской Америке приобрела такие масштабы, что впору говорить о существовании целой системы. Важная часть его работы посвящена процессу принятия решений в Блоке АЛБА и дальнейшим перспективам этого объединения.


З.И. Романова анализирует негативное отношение Каракаса к проекту Зоны свободной торговли Америк (Área de Libre Comércio das Américas, ALCA). По мнению автора, продолжающаяся регионализация в Латинской Америке укрепляет позиции стран в отношениях с США, осложняя продвижение инициатив Вашингтона в регионе. В свою очередь, немецкая исследовательница Л. Ребманн полагает, что провал АЛКА был обусловлен не столько позицией латиноамериканских стран, сколько действиями самих США, не готовых идти на уступки своим партнерам и открывать для их товаров и услуг уязвимые секторы своей экономики.

Необходимо отметить работы, внесшие вклад в изучение идеологии Боливарианской революции. Среди них труды Л.С. Хейфеца и В.Л. Хейфеца14, Е.Б Павловой,15 М.В. Кусакиной16. Здесь стоит выделить статью Виктора и Лазаря Хейфецов, посвященную влиянию идей Коминтерна на боливарианскую идеологию. Исследователи замечают явное перекликание идей первых коммунистов Венесуэлы и Чавеса. В работе историков дается объяснение этого феномена, прослеживается прямая связь между чавистами и повлиявшими на них ветеранами левого движения страны. Работа Е.Б. Павловой посвящена представлениям боливарианцев о демократии и справедливости в Латинской Америке. Автор делает акцент на том, что для боливарианцев существующий порядок не соответствует их представлению о справедливости. Исправить это положение дел может новая стадия демократизации за счет включения в процесс принятия решений тех слоев, которые ранее были из него исключены. Большой интерес вызывает работа М.В. Кусакиной, посвященная анализу боливарианского проекта, развивающегося, по мнению Марии Вячеславовны, в русле левой латиноамериканской культуры. Кусакина раскрывает основные взгляды и представления боливарианского правительства на венесуэльскую историю, политику и дипломатию.

Говоря о внешней политике Венесуэлы, невозможно не затронуть энергетический аспект. Именно благодаря огромным запасам углеводородов Каракас является значимым политическим игроком на международной арене. Среди русскоязычных работ посвященных нефтяной политике Каракаса можно назвать труды В.В Андрианова17, А.Г. Коваль18, Л.Б. Николаевой19, В.Л. Семенова20, А.А. Стрельцова21, Б.Н. Халитова22, Д.А. Чопового23. В статье, посвященной энергетической дипломатии Каракаса, казанский исследователь Б.Н. Халитов описывает весь комплекс энергетических отношений Венесуэлы в Латинской Америке и за пределами региона. Автор обозначает энергетический фактор, как ключевую причину охлаждения отношений между Венесуэлой и США – активная позиция Чавеса в борьбе за «справедливую цену» на энергоносители не могла встретить понимания у главного покупателя венесуэльской нефти. В свою очередь Л.Б Николаева обосновывает естественное желание Вашингтона обеспечить стабильность поставок нефти в США, поддерживая оппозиционных политиков и увеличивая свое присутствие в нефтяном секторе Венесуэлы. В статье В.В. Андрианова, посвященной созданию Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и деятельности известного венесуэльского политического деятеля Х. П. Перес Альфонсо, раскрывается роль нефтедобывающих стран в формировании политики ограничения цен на нефть, и описываются отношения в рамках ОПЕК на протяжении второй половины XX века.


Необходимо отметить и других исследователей, внесших вклад в изучение внешней политики современной Венесуэлы. Прежде всего, - это известный журналист-международник К.Н. Сапожников, так же публикующийся под псевдонимом Нил Никандров24. Признавая недостатки политической модели современной Венесуэлы, Сапожников отмечает позитивный характер реформ правительства Чавеса. Помимо статей, освящающих отдельные события венесуэльской политики, автором написана биографическая книга о венесуэльском лидере, в которой подробно раскрывается путь Чавеса к власти, его приоритеты во внутренней и внешней политике, отношение к России. Несмотря на расхождения во взглядах и оценках деятельности боливарианцев с Э.С. Дабагяном, автор так же склонен считать, что основные рычаги венесуэльской дипломатии сконцентрированы в руках Чавеса. Для нашей работы имеет значение и его статья, посвященная установлению дипломатических отношений между СССР и Республикой Венесуэла в 1945 г., позволяющая проанализировать российско-венесуэльские отношения в исторической ретроспективе.

Критикует политику Чавеса в отношении соседних государств известная отечественная исследовательница М.Л. Чумакова25. Марина Львовна занимается проблемой колумбийских повстанцев, связях с которыми обвиняют венесуэльского лидера. Кроме того, исследовательница внесла свой вклад в анализ политического кризиса в Гондурасе. Марина Львовна не видит противозаконности в отстранении от власти президента М. Селайи, полагая, что большую роль в негативной реакции латиноамериканского сообщества на гондурасский кризис сыграла венесуэльская пропаганда.

Стоит упомянуть ряд работ, прямо не связанных с нашей темой, однако проливающих свет многие интересующие нас исторические сюжеты, проблему отношений Венесуэлы с другими странами, процесс принятия внешнеполитических решений в стране. Это труды А.Н. Глинкина26, З.В. Ивановского27, Б.Ф. Мартынова28, Н.Л. Петровой,29 В.Я. Гельмана,30 Ю.М. Лезгинцева,31 С.М. Маркедонова.32 Важное значения имели аналитические материалы информационного агентства «ИТАР-ТАСС», раскрывающие отношения Каракаса с другими странами, роль нефти во внешней политике Венесуэлы, а так же интеграционную деятельность венесуэльского правительства.33


Зарубежная историография. Исходя из специфики диссертационной работы, следует обратить внимание на труды венесуэльских ученых, прежде занимавших дипломатические посты. Так же, ввиду значимости Венесуэлы для Вашингтона, изучением внутренней и внешней политики заняты и ведущие исследовательские центры США. Среди них можно назвать университет Джона Хопкинса, в котором была издана одна из наиболее известных монографий, посвященная трансформации политической системы современной Венесуэлы, под редакцией Дж. Маккой и Д. Майерса34. В своей работе авторы сравнивают положение дел в IV и V республиках в различных сферах. Среди работ центра «Межамериканского Диалога», возглавляемого известным американским латиноамериканистом М. Шифтером, нужно назвать труд, посвященный венесуэльско-американским отношениям, описывающий путь к власти Чавеса, основные направления внешней политики Венесуэлы и причины конфронтации Каракаса с Вашингтоном35.

Зарубежные исследования, представленные в этом историографическом обзоре, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, стоит назвать исследования, посвященные как общим вопросам внешней политики Венесуэлы, так и отношениям Каракаса с отдельными странами. Речь идет о работах К.А. Ромеро36, М. Алкалая37, С. Каравини ди Турно38, А. Конде39, Г. Лопеса40, Г. Майхолда41, К.П. Андриевского42, В.В Челядинского43. К. Маламуда и К. Енсины,44О. Исмаила45, М.Т. Ромеро46, М. Салливан47, Г. Сурга48.

Среди обозначенных исследований, большой интерес вызывают работы одного из наиболее последовательных критиков правительства Чавеса – известного венесуэльского ученого-международника К.А. Ромеро, критикующего дипломатию боливарианского руководства за неясность внешнеполитического курса, его излишнюю идеологизированность. Подобную точку зрения разделяют многие бывшие дипломаты IV Республики, сегодня занимающиеся аналитикой. Среди них можно назвать экс-посла в США М. Алкалая, экс-министра юстиции и посла Венесуэлы в Гайане, Швеции и Гватемале С. Каравини ди Турно. Отдельного внимания заслуживает работа О. Исмаила, посвященная венесуэльско-гайанскому территориальному конфликту. Бывший посол Гайаны в Венесуэле описывает историю конфликта, основывая свои выводы на документальных источниках. Безусловно, позиция Исмаила, не видящего исторических предпосылок для территориального спора, не может быть объективной, учитывая, что сам он долгое время отстаивал интересы своей страны в территориальных спорах с Венесуэлой. Кроме того, необходимо выделить работу немецкого учёного Г. Майхолда, анализирующего всю совокупность венесуэльской внешней политики, начиная от основных ее направлений и заканчивая механизмом принятия внешнеполитических решений.


Следующая группа работ посвящена интеграционной деятельности Венесуэлы в Латинской Америке. Здесь следует назвать работы А. Микелены49, И. Нуэля50, М. Петита51, М.Т. Ромеро52, Т. Мур53. Среди этих работ нужно выделить исследование Т. Мура, анализирующего отношения внутри блока АЛБА, его идеологию и сущность, исследующего связь между взглядами Симона Боливара и созданием блока АЛБА, как воплощения идеи единения, существовавшей в латиноамериканского политической мысли. В этом его позиция схожа с позицией С. Пайовича.

Отдельную группу составляют исследования, посвященные нефтяному фактору во внешней политике Венесуэлы. Стоит назвать работы Н. Козлоффа54, К. Богардуса55, М. Чена и А. Яффе56, Г Коронела57, С Еллнера58, М. Поертнера59, Э. Мачадо60, С. де ла Пласы.61 Работа Н. Козлоффа была одним из первых серьёзных исследований, посвященных энергетической дипломатии Боливарианской Республики Венесуэла. Автор рассматривает двухсторонние отношения между Венесуэлой и соседними странами в области энергетики и создание системы энергетической дипломатии. Работа М. Поернтера важна с точки зрения определения эффективности венесуэльской нефтяной дипломатии. Автор, проанализировав зависимость голосования стран в Генеральной Ассамблее ООН от дотационных программ венесуэльского правительства в этих странах, делает вывод о неэффективности нефтяной дипломатии Каракаса.

Ряд исследований посвящен идеологическим воззрениям боливарианцев. Стоит назвать работы Н. Франсии62, П. Фуентоса63, Р. Гамуса64, Л. Кинто65, Г. Майхолда.66 В данной группе выделяется работа Фуентоса, посвященная созданию V Интернационала. Автор положительно относится к идее создания новой международной организации партий социалистической направленности, полагая, что прежние форумы такого типа давно утратили свое значение, приняли мелкобуржуазный характер. Майхолд анализирует роль телекомпании Телесур в распространении идей венесуэльского правительства. Автор замечает, что финансирование канала полностью зависит от правительств стран-соучредителей Телесур, что негативно сказывается на его редакционной политике.


Необходимо назвать работы, Х. Корралеса67, С. Каравини ди Турно68, Р. Сапаты,69 посвященные институциональной перестройке венесуэльской дипломатии. Профессор политологии колледжа Амхерста Х. Корралеса, критически оценивающий дипломатию Каракаса и называющий Чавеса «диктатором нового типа», раскрывает зависимость механизма принятия внешнеполитических решений от внутриполитических изменений в стране. Он доказывает, что радикализация режима в Венесуэле ведет к снятию институциональных преград для проведения внешней политики. 70

Так же важно отметить одну из самых известных биографических книг, посвященных Чавесу, английского журналиста Р. Готта71. Известный последователь левых взглядов, лояльно относящийся к Чавесу, раскрывает путь к власти венесуэльского лидера и его политические взгляды. Несомненным достоинством исследования является тот факт, что Готт не фокусируется исключительно на личности президента, но пытается передать весь комплекс трансформаций, через которое прошло венесуэльское общество. Стоит выделить работу Б. Нельсона72 о попытке переворота, совершенного в Каракасе в апреле 2002 г. Исследователь подробно описывает хронологию событий, раскрывает причины конфликта и его следствия. Этой же теме посвящена книга живущей в Венесуэле американской журналистки Е. Голинджер73. Автор пытается доказать причастность Вашингтона к апрельским событиям 2002 г. в Каракасе и его роль в дестабилизации политической ситуации в Венесуэле. Собственно в этом и заключается главное отличие работ Голинджер и Нельсона. В отличие от первой, Нельсон, допуская заинтересованность США в смене режима в Каракасе, все же полагает, что основным фактором, сподвигнувшим оппозицию на открытый мятеж, была ошибочная политика правительства.

Важно отметить, что историография внешней политики Боливарианской Республики Венесуэла еще не устоялась. Существующие работы по отдельным направлениям, за редким исключением, не отражают всего комплекса проблем внешнеполитического курса Каракаса. Исследования, зачастую подвержены идеологическим установкам и отсутствию объективного, научного подхода к венесуэльской дипломатии и политике режима в целом. Прежде всего, это касается венесуэльских исследователей, многие из которых были и являются активными участниками дипломатического процесса страны в период IV и V Республик.


Целью данной работы является определение основных тенденций и факторов внешней политики Боливарианской Республики Венесуэла.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:


  1. Проанализировать основные идеологические установки боливарианцев и определить их влияние на внешнюю политику страны и их связь с идеологией Симона Боливара и левой традицией в политической истории Венесуэлы.

  2. Исследовать процесс построения системы нефтяной дипломатии Каракаса и выявить возможности Каракаса по ее использованию.

  3. Осуществить анализ механизма принятия внешнеполитических решений Венесуэлы в период президентства У. Чавеса.

  4. На примере территориального конфликта с Гайаной проанализировать преемственность внешнеполитического курса с курсом IV Республики и определить возможности Каракаса к радикальной перемене собственных позиций.

  5. На примере отношений Венесуэлы и Колумбии выяснить причины, характер и конфронтационного курса Каракаса в отношениях с соседними государствами.

  6. Проанализировать венесуэльско-кубинское сближение, определить его идеологическую и прагматическую составляющую.

  7. Оценить участие Венесуэлы в латиноамериканском интеграционном процессе и выяснить роль Каракаса в интеграционных организациях региона.

  8. Осуществить анализ венесуэльско-американского антагонизма: выяснить его причины, характер и следствия.

  9. Выяснить степень российско-венесуэльского сближения, характер двухсторонних связей, определить перспективы дальнейшего участия российских инвестиций в экономике Венесуэлы.

  10. Выявить основные принципы внерегиональных связей Каракаса на примере отношений с Китайской Народной Республикой, Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран, определить их идеологию и сущность.

Хронологические рамки. С приходом к власти в стране У. Чавеса и принятия новой конституции Венесуэла изменила свое название. С 2000 г., когда изменения вступили в силу, страна стала официально именоваться Боливарианской Республикой Венесуэла. Диссертационное исследование охватывает период с момента прихода Чавеса к власти и до сегодняшнего дня. В отдельных случаях, для решения конкретных исследовательских задач, автор выходит за хронологические рамки работы.


Методология исследования основывается на принципе историзма, который дал возможность анализировать идеологию внешней политики и ее основные направления в исторической ретроспективе; принципе объективности, позволяющем адекватно оценить тенденции внешней политики Венесуэлы; системном подходе, который дает возможность рассматривать внешнюю политику Каракаса как единый процесс, охватывающий все сферы внешнеполитического курса и позволяющий выявить его внутреннюю логику; сравнительно-сопоставительном анализе, который позволил определить наличие преемственности внешнеполитических курсов IV и V Республик. Выводы работы основываются на конкретных исторических данных и фактах.

Научная новизна исследования определяется тем, что представленное диссертационное исследование впервые после прихода боливарианцев к власти в комплексе рассматривает основные аспекты внешней политики страны – ее тенденции и механизмы. Впервые определено влияние идеологии боливарианцев на внешнюю политику Венесуэлы, проанализирован процесс принятия внешнеполитических решений в стране, раскрыта специфика отношений Каракаса с соседними государствами и странами за пределом Латинской Америки (последний аспект хоть и отражался в работах отдельных исследователей, однако, никогда не освящался системно).

Источниковая база. В ходе работы были использованы различные виды источников на русском, испанском и английском языках. Среди них актовые материалы, включающие в себя учредительные документы международных организаций, их декларации и резолюции, межправительственные соглашения, законодательные акты Боливарианской Республики Венесуэла, и нарративные источники: официальные документы госучреждений Венесуэлы и других стран, выступления венесуэльского официального руководства, а так же многочисленные пресс-конференции и интервью с главой государства У. Чавесом.

Исследованы документы, регулирующие деятельность Венесуэлы в различных международных организациях. Среди них: соглашение о создании Организации стран-экспортеров нефти74, Межамериканская «Демократическая хартия»,75 Устав Организации Американских Государств (ОАГ)76, соглашение о создании энергетической группировки Петрокарибе77, Соглашение о применении Боливарианской Альтернативы для народов нашей Америки и договора о торговле между народами,78 декларация глав государств Меркосур о приверженности демократии79. Данный вид источников интересен, прежде всего, как система координат, определяющая политику Каракаса в региональных и международных организациях.


Большое значение для работы имеют декларации и резолюции международных организаций, среди которых выделим резолюции и доклады различных органов ОАГ80, и ряд деклараций стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), в т.ч. коммюнике о поддержке Аргентины в конфликте с Великобританией вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов81, и осуждении экономической и финансовой блокады Кубы со стороны США82. Немалое значение имеет «Каракасская декларация», подписанная на II саммите глав государств ОПЕК83. Декларации не носят обязательного характера, однако дают точное представление о позиции стран-подписантов на международной арене. В частности, «Каракасская декларация» 2000 г. свидетельствовала о приверженности стран картеля принципам ОПЕК, а различные декларации на первом саммите СЕЛАК демонстрируют позицию латиноамериканских стран по многим вопросам внешней политики и идеологии.

В работе используются межгосударственные и межправительственные соглашения и декларации различных стран с Венесуэлой. Среди них можно назвать венесуэльско-кубинское соглашение84, давшее начало сотрудничеству Каракаса и Гаваны; договор о дружбе и сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Республикой Венесуэла85, заложивший основу дальнейшего сближения двух стран; соглашение о сотрудничестве в сферах энергетики86, давшее возможность российским компаниям активно работать в нефтеносном поясе Ориноко. Безусловно, важное место занимает венесуэльско-кубинская декларация о создании блока АЛБА87, совместная декларация правительств Уругвая и Венесуэлы касательно вступления Каракаса в Меркосур88, а так же торговое соглашение между Венесуэлой и Колумбией89, свидетельствующее о нормализации отношений двух стран.

Важнейшими законодательными актами для анализа являются Конституция Боливарианской Республики Венесуэла, закон о дипломатической службе Венесуэлы, закон об углеводородах, закон о Верховном суде Боливарианской Республики Венесуэла90. Эти документы дают определенное представление об институциональном изменении механизма принятия внешнеполитических решений, конфигурации ветвей власти в стране. Во многом именно они свидетельствуют об увеличении роли президента и ослабление вето-акторов в венесуэльской политике.


Отдельную группу источников составляют коммюнике министерства иностранных дел Венесуэлы,91 позволяющие определить официальную позицию Каракаса по большинству международных вопросов. Так же важность для работы представляют документы внешнеполитических ведомств России, Белоруссии, США, Китайской Народной Республики, а так же других учреждений вышеназванных стран92.

Внешнеполитический курс Венесуэлы невозможно раскрыть, не использовав текстов выступлений и интервью У. Чавеса93, его пресс-конференций, проведенных совместно с лидерами других государств94, а так же речей и статей политических деятелей Венесуэлы95 и других стран96.

Отдельный пласт составляют сборники документов, опубликованные венесуэльским правительством по различным поводам. В первую очередь назовем сборник, посвященный знаковым событиям «Боливарианской революции»97, сборник документов по венесуэльско-гайанскому территориальному спору.98 Так же стоит назвать два сборника документов, выпущенных гайанским правительством, отстаивающих позицию Джорджтауна в территориальном споре99.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в использовании ее результатов в научно-исследовательской деятельности по вопросам внешней политики Латинской Америки, энергетических отношений в регионе, связей Венесуэлы с США, Кубой, Россией и другими странами. Кроме того, представленные изыскания могут быть использованы как государственными учреждениями, работающими на латиноамериканском направлении, так и частным компаниями ведущими бизнес с венесуэльскими партнерами. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории внешней политики, истории стран Латинской Америки, политологии, геополитике.

Апробация результатов диссертации. Основные положения работы нашли отражения в 2 научных публикациях, среди которых журнал, входящий в перечень ВАК – «Латинская Америка». Отдельные выводы были обозначены на различных научно-практических конференциях: «Канадский опыт мультикультурализма и поддержания мира и российская политика на Кавказе» (Волгоград, апрель 2011 г.), конференция молодых ученых «Ибероамерика в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы» (Москва, апрель 2012 г.)



следующая страница >>