litceysel.ru
добавить свой файл
1
ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА


ПО «ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ»

ВОПРОСЫ ПО ОСНОВНОМУ КУРСУ


  1. Наука как объект и субъект историко-философского анализа.

  2. Сущность научного познания; онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты в изучении науки.

  3. Ведущие методологические подходы к исследованию научного знания в ХIХ-нач.ХХI веков.

  4. Наука в современном обществе; ее производительные, социальные и мировоззренческие функции.

  5. Соотношение научного познания с религиозным и художественным познанием; наука и паранаука (квази-, лженаука).

  6. Особенности развития научного познания в истории Индии и Китая.

  7. Научные знания в Античном мире: вклад в науку современного типа.

  8. Развитие научных направлений и методов в средневековой арабо- мусульманской культуре.

  9. Формирование представлений о науке в Западной Европе в период Возрождения и Просвещения.

  10. Типологические стадии, мировоззренческие парадигмы, ведущие стили теоретического мышления в истории науки.

  11. Классический, неклассический, постнеклассический типы научного познания в Новое и Новейшее время.

  12. Основания науки; философское ее обоснование; научная картина мира.

  13. Методологические основы и роль теории в науке; общенаучные принципы и методы познания.

  14. Основные подходы к классификации наук; дисциплинарное разделение наук.

  15. Сущность, структура эмпирического и теоретического научного знания.

  16. Современная наука как социальный институт; отношения между государственной властью и научной средой в разных странах.

  17. Коллективный и индивидуальный субъекты исследовательской деятельности; роль коммуникативных процессов в научном сообществе.
  18. Представление об этосе науки и кодификация социальных, моральных норм в деятельности ученых.


  19. Явные и латентные ценности ученых, культурно-мировоззренческие установки в научной среде; европоцентризм: его защитники и оппоненты.

  20. Философские подходы к пониманию роли научно-образовательной системы в развитии современного общества.

  21. Современная наука и СМИ: характер и неоднозначные результаты взаимодействия.

  22. Естественные и точные науки: познавательные принципы, методы; роль личности ученого в процессе познания.

  23. Социальное и гуманитарное знание: познавательные принципы, методы, роль личности ученого в процессе познания.

  24. Рациональность и представления об истине в естественных и в социально-гуманитарных науках: сравнительный анализ.

  25. Экологическая ориентированность, социокультурные основания, этические оценки в современном социально-гуманитарном познании.

  26. Особенности категориального аппарата в социально-гуманитарных науках на рубежах ХIХ-ХХ вв. и ХХ-ХХI вв.: сравнительный анализ.

  27. Методы исследования в СГН: классификация, особенности развития в разных социально-гуманитарных дисциплинах.

  28. Особенности использования методов точных, естественных наук в социально-гуманитарном познании.

  29. Сущность междисциплинарных исследований в современном социально-гуманитарном познании: расширение аналитических возможностей и гносеологические сложности.

  30. Герменевтика - наука о понимании, интерпретации культурных текстов, о чувстве сопричастности человека и природы (Г.-Г.Гадамер, П.Рикёр, В.Дильтей).

  31. Философия жизни (В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон и др.).

  32. Философские концепции о сущности человеке в СНГ на протяжении последнего столетия (фрейдизм, экзистенциализм, феноменологический подход и др.).

  33. Философия социально-гуманитарных наук М.Вебера.
  34. Понимание социального прогресса и его критериев в современном социально-гуманитарном познании.


  35. Структурный анализ человеческого мышления, языка, коммуникативных механизмов в обществе и культуре.

  36. Условия и механизмы порождения новых социально-гуманитарных знаний; сущность научных революций (Т.Кун).

  37. Значение теории критического рационализма в развитии социально-гуманитарного познания (К.Поппер).

  38. Сущность и разновидности научно-исследовательских программ в социально-гуманитарном познании (И.Лакатос).

  39. Расширение и усложнение исторических методов познания в современной науке; понимание истины и борьба против фальсификации истории.

  40. Возможности использования синергетического подхода в анализе социально-культурных процессов и проблем.

  41. Сравнительно-исторический метод познания: сущность, познавательные возможности и практика применения в СГН.

  42. Исторические, социальные, культурно-мировоззренческие особенности развития социально-гуманитарного познания в нашей стране.

  43. Философское осмысление отечественными учеными-естествоиспытателями роли науки в общественном развитии (М.В.Ломоносов, Н.Я.Данилевский, Д.Менделеев, В.И.Вернадский и др.).

  44. Отечественные исследования русской культуры и российской цивилизации в серед.ХIХ-нач.ХХ вв.

  45. Историко-философское осмысление проблем социально-гуманитарного познания в русском зарубежье (Н.Бердяев, И.Ильин, евразийцы, православно-богословская мысль и др.).

  46. Вклад советских исследователей в развитие социально-гуманитарного познания в 70-80-ые гг. (рассмотреть идеи 2-3-х исследователей, например, Э.В.Ильенкова, В.М.Межуева, Л.Н.Гумилева или других).

  47. Философское осмысление российскими учеными познавательного потенциала современного социально-гуманитарного познания (С.Кара-Мурза, А.С.Панарин. А.И.Фурсов и др.)
  48. Развитие прикладных социально-гуманитарных исследований в современной России: сущность, технологичность, социально-культурные параметры, требования к профессиональным качествам аналитиков.


  49. Философское осмысление социокультурных и антропологических издержек развития современной науки.

  50. Ведущие тенденции в осмыслении социально-гуманитарных и глобальных проблемы зарубежными исследователями (представители постиндустриальной волны, З.Бжезинский, Ж.Бодрийяр и др.).



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КОНКРЕТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ.

01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Исследования в области физического и математического познания в Античности.

  2. Роль европейских естествоиспытателей (Г.Галилея, И.Ньютона, Р.Бойля и др.). в развитии современной науки.

  3. А. Эйнштейн и становление современной картины мира.

  4. Истолкование науки Э.Махом.

  5. Развитие представлений о строении материи и физических полях.

  6. Достижения советской математической школы.


03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Зарождение и первоначальное развитие биологического знания в Древнем мире и в Средневековье.

  2. От понимания многообразия живых существ к иерархическим построениям в научной теории. Система К. Линнея.

  3. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов

  4. Роль идей о происхождении человека Ч. Дарвина в развитии науки.

  5. Этические проблемы в современной биологии.

  6. Современные представления об антропологии и эволюции человека.


05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание.

  2. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.

  3. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

  4. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

  5. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.


  6. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.


07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

  1. Христианская концепция истории.

  2. Византийская традиция историописания.

  3. Особенности развития исторической науки в средние века и в новое время.

  4. Понимание исторического процесса и его двигательных сил в концепции К. Маркса.

  5. Истолкование истории О. Шпенглером.

  6. Особенности отечественной исторической мысли Х1Х-нач.ХХ1 г.

  7. Понимание смысла российской истории отечественными исследователями.

  8. Новые подходы и методы в исторических исследованиях; новые направления исторического анализа в постсоветский период.


08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

1.Значение идей А. Смита для развития экономической науки.

2. Основы теории политической экономики в марксизме.

2.Сущность либеральной позиции в современной экономической мысли

3.Обоснование необходимости государственного регулирования экономикой в наше время.

4.Взаимоотношение частного предпринимательства и государства в странах со смешанной экономикой.

5. Экономическая наука как предпосылки инновационного развития экономической практики.

6.Ценностные ориентиры экономического поведения.

7.Значение математических методов в анализе экономических процессов в развитом обществе.


09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

  1. Философское исследование массового общества и массовой культуры.

  2. Философский анализ связей между наукой и обществом, наукой и СМИ.
  3. Философская мысль о роли и назначении науки в капиталистическом обществе.


  4. Философское изучение человека в обществе постмодерна.

  5. Философский интерес к категориям «актуальное-виртуальное», «антропологическая граница», «инобытие», «онтологический горизонт» в современных социально-гуманитарнных науках.


10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Значение идей Ф. де Соссюра для развития лингвистики.

  2. Язык как основа социокультурного развития человечества

  3. Многообразие языков в мире и роль сравнительного языкознания в их культурном и философском осмыслении.

  4. Специфика языка обыденного, научного, литературного.

  5. Язык и мышление; язык и речь в исследованиях структуралистов.

  6. Радикальная социологическая теория Ж.Бодрийяра и его представления о гиперреальности, симулякрах в современном мире.


10.00.00 ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Литература как феномен культуры; ее значение и функции в российском обществе.

  2. Роль и значение искусства в историческом развитии человечества.

  3. Мноогообразие видов и жанров искусства и его значение в воспитании подрастающих поколений.

  4. Классическое искусства и массовое искусство в странах современного Запада.

  5. Русское народное искусство: сущность, состояние в прошлом и в настоящее время.

  6. Коммерциализация современного искусства в развитых странах.


12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Представления о праве и государстве в Др.Греции и Др.Риме.

  2. Т. Гоббс и Дж. Локк – основоположники идеи разделения властей

  3. Учение Ш. Монтескье о законах, которые должны регулировать жизнь людей.

  4. Отечественные исследователи Х1Х-нач.ХХ вв. о праве и государстве.
  5. Марксистские воззрения на роль права и государства в развитии человеческих сообществ.


  6. Ведущие правовые теории и правовая практика в современной России.


13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Я.А. Коменский – основатель педагогики.

  2. Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.

  3. Педагогические принципы Белл-Ланкастерской системы обучения.

  4. Научно-просветительские идеи в трудах М. Ломоносова.

  5. Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк).

  6. Авторитарная тенденция образования в СССР: ее причины, сущность и результаты.

  7. Достижения отечественной педагогической науки и практики в советский период.

  8. Реформы в школе и педагогике в странах Запада во второй пол.ХХ-нач.ХХI вв.

  9. Особенности развития отечественной педагогической науки и системы воспитания в постсоветской России.

  10. Сравнение проектных моделей высшего образования в отечественной научной мысли начала ХХ и начала ХХI веков (концепция вольной высшей школы, идеи В.И.Вернадского, С.Переслегина, представления о беспрерывном образовании и др.).


19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Представления о психологии человека в Античном мире.

  2. Психологические знания у философов Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк и др.).

  3. Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

  4. Теоретические идеи З.Фрейда и развитие психологии ХХ в.

  5. Гуманистическая психология А.Маслоу.

  6. Развитие отечественной психологии в Х1Х-ХХ вв.

  7. Психологические исследования в СССР.

  8. Идея когнитивной психологии.

  9. Современное понимание физического и психического здоровья человека.


22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
  1. Идея прогресса в социальных теориях XVIII-XIX вв.


  2. Обоснование О.Контом необходимости создания социологии.

  3. Социологические идеи в марксизме.

  4. Критика идей западной социологии отечественными исследователями рубежа Х1Х-ХХ вв. (С.Франк, С.Булгаков и др.).

  5. Становление отечественной социологической мысли (Х1Х-нач.ХХ вв.).

  6. Отечественная социальная мысль и практика социологических исследований в советский период.

  7. Современные социологические представления о глобальном обществе.

  8. Проблемно-аналитическое поле и методы исследования междисциплинарного направления «социология культуры».



23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Гоббс и Дж. Локк – основоположники идеи разделения властей

  2. Учение Ш. Монтескье о законах, которые должны регулировать жизнь людей.

  3. Феномен демократии. Основные этапы развития представлений о демократии; современные учения о демократическом государстве.

  4. Современные критики принципов «историцизма» и «метафизики» в политических науках.

  5. Отечественные исследователи о специфике российской государственности (консерваторы и либералы Х1Х –нач.ХХ вв.).

  6. Демократия и гражданское общество в современной России: теории и практика.

  7. Теоретические воззрения на роль государства в условиях глобализма.


24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

  1. Сущность культуры как историко-антропологического явления и как категории социально-гуманитарного познания.

  2. Мировая культура и этно-национальные культуры: сущность, общие и особенные характеристики.

  3. Массовая культура в современном обществе.

  4. Значение локальных цивилизаций в условиях культурных глобальных взаимодействий.

  5. Сущность русской и российской культуры.

  6. Коммерциализация сферы культуры в массовом обществе.


25.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ


  1. Значение наук о Земле для социально-гуманитарного познания.

  2. Основные этапы развития естественнонаучного познания.

  3. Роль А. Вегенера в развитии геологии.

  4. Развитие жизни на Земле.

  5. Науки о неживой природе и науки о живой природе: дифференциация и интегративные тенденции.

  6. Современная естественнонаучная картина природы.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Основная литература:

  1. История и философия науки [Текст]: учеб. Пособие для аспирантов / В.П. Огородников. – СПб.: Питер. 2011. – 352 с.

  2. История и философия науки [Текст]: программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей всех специальностей / авт-сост. С.В. Девятова, В.И. Купцов; под ред. А.В. Миронова. – М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 20 с.

  3. Кузнецов И. Н. Диссертационные работы : методика подготовки и оформления : учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов ; рец. К. Н. Кунцевич. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 488

  4. Кохановский В.П. Философия науки Учеб. пособ. / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский Е.А. Сергодеева.- 2-е изд.-М.; Ростов н/Д:МарТ, 2006. – 496с. – (Учебный курс).

  5. Кун Томас Структура научных революций. - М.: Изд. АСТ, 2001.

  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Текст]: Учеб. пособ. / Т.Г. Лешкевич. – М. : ИНФРА –М, 2006, -272.с.- Высшее образование.


Дополнительная литература:
  1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002.

  2. Балабанов В. Нанотехнологии. Наука будущего.  М.: 2009.

  3. Барулин В.С. Философская антропология. Человек и общественный мир.М.: 2007.


  4. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: 1956.

  5. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  6. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство = The choice: global domination or global leadership / Пер. с англ. Е. А. Нарочницкой, Ю. Н. Кобякова. — М. : Международные отношения, 2004.

  7. Бжезинский, З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы = The grand chessboard: American primacy and its geostrategic imperatives — New York : Basic books, October 1997 / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. — М. : Международные отношения, 1998.

  8. Бурлака Д.К. Мышление и откровение. СПб.: 2011.

  9. Вальяно М. В. История и философия науки: учебное пособие. – М.: 2012.

  10. Вернадский В.И. О науке. Т.2. Научная деятельность. Научное образование. М.: 2002.

  11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  12. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке / Под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2006.

  13. Гусева, Е. А. Философия и история науки: учебник . М.: 2013

  14. Данилевский Н.Я. Россия и Запад. М.: 2003.

  15. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

  16. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология.М.: МГУ. 1994.
  17. История и философия науки (Философия науки) / под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной: учебное пособие. – М.:2012.


  18. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

  19. Кохановский В..П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону. 1999.

  20. Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

  21. Культура и культурная политика. Экспертно-аналитическая деятельность в структуре профессиональных компетенций. Вып.6-7. / под общ.ред.В.К.Егорова, О.Н.Астафьевой. М.: РАГС, 2009.

  22. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

  23. Лешкевич Т.Г..Философия науки: традиции и новации. М.: 2001.

  24. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  25. Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / Сост., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011.

  26. Ломоносов М. В. Сб. О воспитании и образовании. М.: 1991.

  27. Луков Вал. А. Социальное проектирование / 7-е изд. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта. 2007

  28. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.СПб.: 1999.

  29. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997.

  30. Менделеев Д.М. К познанию России. — М.: Айрис-пресс. 2002.

  31. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  32. Многоликая глобализация / пер. с англ. / под ред. П.Л.Бергера, С.П.Хантингтона. М.: 2004.

  33. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия / Отв.ред.-составитель Микешина Л. М.: 2005.

  34. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред.В.Л.Иноземцева. М.: 1999.

  35. Новейшая история России: преподавание в школе. Уч.пос./ Ю.А.Никифоров и др.; под ред.В.Д.Нечаева. М,: 2013.
  36. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХ1 веке. М.:2003.


  37. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: Ритмы истории и перспективы мирового развития. – М.: 2006.

  38. Перспективы метафизики (классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков). СПб.: 2001.

  39. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: 2002.

  40. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998. 

  41. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002.

  42. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М.: 2003.

  43. Рузавин Г.И . Методология научного познания. М.: 2005.

  44. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: 2004.

  45. Соловьев В.М. Соч. В 2 т. М.: 1989.

  46. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

  47. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

  48. Сравнительные исследования в социальных и гуманитарных науках. Методология и история. / отв.ред.Л.А.Вербицкая. Рабочие тетради по компаративистике. Вып.1. СПб. 2001; Вып.2. СПб.: 2001; Вып.3. СПб.: 2001; Вып.4. СПб.: 2002.

  49. Степин, В. С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук – М.: 2012.

  50. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: 2000.

  51. Философия социальных и гуманитарных наук / под ред.Лебедева.С.А. М.: 2006.

  52. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.:2005.

  53. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: 2000.

  54. Эпистемология: новые горизонты. Материалы конференции. М.: 2011.
  55. Якунин В., Багдасарян В., Сулакшин С. Западня: Новые технологии борьбы с российской государственностью. М.: 2010.