litceysel.ru
добавить свой файл
1

Волгоградская государственная академия

повышения квалификации и переподготовки

работников образования

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Э. Л. КОСТЯЕВА

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Д.С.Лихачев в свое время писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».

К «патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать...» - справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич.


Когда возникла проблема организации работы школьного НОУ и разработки программы внеурочной деятельности по истории и обществознанию, сомнений не было какое направление разрабатывать, конечно, краеведческое.

Так как темы исследования лежали перед нами как на ладони.


Чем дольше я работала в школе, тем больше мне хотелось приобщить ребят к истории родных стен, того дома, где мы проводим огромную часть своего времени. И это не просто так.

Здание 2-й Царицынской женской гимназии, а ныне архитектурный памятник XIX века и одновременно МОУ СОШ №83 расположена в самом сердце областного центра. Более ста лет это здание является образовательным учреждением.

Начали с инициативной группой с социологических опросов. Мы спрашивали:

- знаете ли вы, в каком здании вы учитесь и что располагалось в этом здании раньше?

- кому посвящена мемориальная доска на фасаде школы и что известно об этом человеке? Эти и другие вопросы ставили учеников в тупик.

И я начала методично приобщать обучающихся к этой теме. На сегодняшний день тема исследовательской работы по истории здания, в котором находится наша школа, является актуальной уже для нескольких поколений обучающихся.

Более ста лет здание, в котором располагается наша школа, является образовательным учреждением. Передано было здание в 1908 году известными в Царицыне купцами, братьями Серебряковыми в пользование Городской управы. Первоначальное предназначение здания – гостиница для рабочих, работавших на заводах Серебряковых.


Краеведческие исследования обучающимися ведутся по нескольким направлениям:

- жизнь и деятельность известных меценатов Серебряковых в городе Царицыне;

- история 2-й Царицынской женской гимназии, которая открылась в этом здании в 1908 году;

- история здания в советский период (1917 – 1942 гг.);

- история здания в дни Сталинградской битвы;

- судьба Д.М. Основина – директора школы, который был узником фашистского лагеря, затем партизаном и командиром партизанского отряда;

- новейшая история нашей школы, ее учителей и учеников; работа с семейными архивами...

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно. Например, это может быть сбор информации по информированности обучающихся об истории здания, поиск материалов семейных архивов и т.д. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, историческом памятнике.

Результатом этой работы является создание лекторской группы, музея школы, участие в краеведческих олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Обучающиеся старшего звена разрабатывают экскурсионные маршруты, охватывающие территорию микрорайона, где в шаговой доступности находится Мемориально-исторический музей, Волгоградский областной краеведческий музей, музей народного образования, расположенный в ГДЮЦе, а также множество других исторических, значимых мест нашего города. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучают краеведческую специальную литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии: «Д.М.Основин – учитель и партизан» ; «Школьные годы чудесные»; «Учитель, перед именем твоим…»; «2-я Царицынская женская гимназия».


Как сохранить высокую мотивацию? Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребенка и пробудить в нем любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Нужно уметь найти нужную информацию, представить ее в определенной форме.

Например, перенос музейного архива на электронные носители (текстов, документов, сканирование фото, копирование документов);

создание и проведение Интернет - викторин «Легендой стала юность дедов».

В 2011 году мы включились в работу областной инреактивной, геоинформационной, образовательной социальной сети «Мирознай». Победив в областном конкурсе «Моя малая Родина», посвященном 75 –летию Волгоградской области, в номинации «Лучшая летопись родного края», заключили пользовательское соглашение и теперь сами обучающиеся управляют материалом по истории нашей школы на сайте «Мирознай». С помощью интерактивной системы «Вотум» проводят интересные опросы для разных возрастных категорий школьников по истории здания и школы.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. В заключении хочется процитировать некоторые отзывы учеников нашей школы, занимающихся исследовательской работой.

Костяева Юлия: «Когда я иду по коридорам моей школы, то мне представляется как девушки – гимназистки в строгой гимназической форме прохаживались по этажам, строгие классные дамы встречали их на пороге кабинетов. Атмосфера, в которую окунаешься, переступая порог здания, побуждает меня учиться на отлично. Другого и быть не может, так как вот уже более ста лет в этом теплом уютном здании сохраняются традиции российского образования.»



Петросян Оксана: «В нашем городе не так много зданий сохранилось со времен Царицына. Нам крупно повезло, что мы можем прикоснуться к более чем вековой истории небольшого по размерам, скромного здания на ул. Ленина, 21.»


Петросян Рузанна: «Я родилась в Волгограде, но когда я вхожу в свою школу, я понимаю, что здесь переплелась история Царицына – Сталинграда – Волгограда.

Исследование, которым занимаются ученики и учителя нашей школы важно, прежде всего, для нас самих потому, что это воспитывает в нас патриотические чувства и приобщает нас к культуре родного края.»


Список использованной литературы

1. Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999

2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47.

3. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» М.,1989 г.

4. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004

5. Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 – 25