litceysel.ru
добавить свой файл
1

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

Клубная ул., д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

8А класса


«Подросток.RU»


Классный руководитель Гаврусева Л.В.


(Разработчик программы учитель МОУ СОШ №2

Предгорного района Ставропольского края З.В.Галичина)


2012-2013

Цели:

Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.

Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность. Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта - путь к человеку, красота - путь к гармонии, правда - путь в истине.


Задачи:


  • воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни;

  • воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе;

  • воспитывать нравственные качества учащихся;

  • проводить просветительскую работу по диагностированию знаний о вреде наркотических средств;

  • приблизить понятия учащихся о социальной жизни и развитии общества к современной действительной стороне жизни;

  • внедрить мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению малоактивных учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов;

  • максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы;

  • внедрять здорововьесберегающие технологии в учебном процессе;

  • привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры;

  • обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
  • развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом;


  • добиться повышения качества знаний всех учащихся класса;

  • бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду;

  • развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности;

  • помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества;

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений;

  • помочь адаптироваться в окружающем мире;

  • сформировать потребность к познанию себя;

  • научить общаться и строить отношения;

  • создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.



КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "Подросток.RU"


Ведущие критерии:

  • социальная активность личности;

  • сознательное соблюдение этических норм;

  • стремление к самосовершенствованию.


Главные нравственные ориентиры:

  • ответственность перед обществом, государством, семьей;

  • патриотизм;

  • ответственное отношение к деятельности;

  • высокие нравственные качества;

  • чувство собственного достоинства;

  • уважительное отношение к людям;

  • умение принимать верное решение;

  • способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:


Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;

Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;

Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;

Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.


Основной целью программы является - скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками, помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы. Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.


Основные направления работы:


  • реализация здоровьесберегающих технологий;

  • духовно-нравственное;

  • патриотическое;

  • развитие самоуправления в классном коллективе.


Приложение 1 включает в себя план воспитательной работы в 8 классе


В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды инновационной деятельности:

- привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Ставропольского края, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту знакомя с живописью Третьяковской галереи, Эрмитажа и др.;


- ривлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.


Приоритетные принципы воспитательной работы:

- воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны;

- воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.


Условия реализации программы.

Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.

Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.


Необходимо:

создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;

формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;

изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;

создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;

формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;

развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.


  1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.




Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.


1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.


2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.


3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.


4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.


2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.


2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.




  1. Ключевые дела

1.

Название (краткая расшифровка дела)

Диагностика уровня воспитанности

Вид деятельности

"Быть воспитанным - что это значит?"

Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности


9 сентября: "Всемирный день красоты"

Вечер отдыха

"Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным"

Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения

"День вежливости"

Ролевая игра

"Хороший тон в светской жизни"

Этические диалоги с учащимися

"Культура общения - способ организации жизни"

Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе

"Прошлое - возрождение казачества"

Круглый стол

"Умелые руки не знают скуки"

Выставка творческих работ

"Мир нужен всем"

Уроки мужества

Трудовой десант

Генеральная уборка в классе

Диагностика уровня воспитанности

Итоговый контроль

2

Экскурсии

3

Походы

"Вот моя деревня…"

Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края.



  1. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.


Представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.


Работа с органами детского самоуправления в классе;

работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);

создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);

работа с микроколлективами;

работа по выполнению школьных поручений и заданий;

контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления.


Приложение 4 Программно-методическое и информационное обеспечение.


Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.).


Приложение 5 Виды и формы воспитывающей деятельности


Приложение 6 Психолого-диагностическое сопровождение.

Направленность личности и специальные способности.

Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);


Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.

Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.

О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).


Дисциплинированность.

Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);

Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).

Особенности характера и темперамента.

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.

Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);

Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.

Общие психолого-педагогические выводы.

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Материально-техническое обеспечение.

Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;


Использование в работе материальной базы, оборудования школы;

Оснащение кабинета необходимыми ТСО;

Выполнение ремонтных работ.

Социальная защита учеников.

Участие в региональных программах по социальной защите школьников.

Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.

Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.


Приложение 2 Таблица взаимодействия и формы работы


Кроме основного, работа ведется по всем направлениям воспитательного процесса, которая отражается в плане классного руководителя.


Программа разбита на разделы. Приложение 7


Приложение 8. Основные мероприятия по реализации программы 8-9 класс


Приложение 3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЛ


Приложение 9 КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.

6. Ведомственная целевая программа "Развитие образования Ставропольского края"

7. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".


8. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.

9. Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.

10. Конвенция ООН о правах ребенка.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

12. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года.

13. Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995

14. Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".

15. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

16. Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.

17. Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка.

18. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы.

19. Программа развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края

20. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.

21. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000

22. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.

23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

24. Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".