litceysel.ru
добавить свой файл
1
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Калуги»



Всему начало – любовь…

(по лирике М.И. Цветаевой).





Урок литературы

11 класс

Учитель русского языка

и литературы

Зубова Елена Павловна


Калуга - 2007

Цели:

1.Показать своеобразие любовной лирики Марины Цветаевой, особенности лирической героини стихотворений, трагичность мироощущения поэта.

2. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения. Создавая на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

3. Формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.


Оборудование к уроку:


  1. Использование ИКТ: компьютерная презентация.

  2. Эпиграф к уроку, записанный на доске.

Беспощадна не была никогда,

но всегда – беззащитна.

М. Цветаева.


3. Запись романса «Мне нравится, что вы больны не мной…».


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: 1. Выразительное чтение стихотворения М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…».


1 слайд Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!


Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.


Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,


И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!


Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.


Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.


Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

- И пусть тебя не смущает

2 слайд Мой голос из-под земли.

2. Великая русская поэтесса, яркий представитель поэзии «Серебряного века» и просто женщина… Марина Ивановна Цветаева… Страстно влюбленная в жизнь, зараженная неистовой творческой энергией, она рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание, нежелание считаться с ее правом на собственную, непохожую на другие позицию в жизни и в искусстве. Усугублялось это и складом ее натуры – мятежной, непокорной, склонной всегда и во всем идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Такова Цветаева в жизни, такова она и в творчестве. Во всем необычна, непредсказуема. И даже скорбное «кладбищенское стихотворение», этот «голос из-под земли» звучит наперекор всему как утверждение: какое счастье – жить! И, наверное, еще одно: «Прохожий, смерти не существует…».

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями любовной лирикой М. Цветаевой, расширим свои знания о поэзии, продолжим работу над анализом художественной текста, вырабатывая навыки самостоятельного и творческого мышления.

Так какова же любовь у Цветаевой?

Послушаем?


3.Основная часть урока. Выразительное чтение цитат, противопоставленных друг другу по тональности, из стихотворений М. Цветаевой о любви (читают ученицы).


1 «Мы с тобою лишь два отголоска:

Ты затихнул, и я замолчу.

Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом


Наши души терзало и жгло.

Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело».


2 «Не хочу ни любви, ни почестей:

- Опьянительны. – Не падка!

Даже яблочка мне не хочется

- Соблазнительного с лотка…»


3 «Нельзя тому, что было грустью зыбкой,

Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!»

Твоя любовь была такой ошибкой, -

Но без любви мы гибнем, Чародей!».

4 «Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?»

5 «Откуда такая нежность?

И что с нею делать, отрок

Лукавый, певец захожий,

С ресницами – нет длинней?»

После выразительного чтения цитат проходит обсуждение. Как вы считаете, почему М. Цветаева называет любовь то «сладчайшим недугом», «зыбкой грустью», спрашивает «Откуда такая нежность?», то вдруг – «Не хочу ни любви, ни почестей»? Почему любовь сравнивается с «пошлиной бессмертной пошлости», а лирический герой – то отголосок самой героини, «певец захожий», а то и просто «бедняк»?

Какие средства художественной изобразительности использует поэтесса, с какой целью? («сладчайший недуг», «зыбкая грусть» - эпитеты чарующего, но хрупкого счастья; сравнение своей возвышенной любви с чувством другой женщины «простой», когда возлюбленный был «государем», а теперь стал «бедняком»; «певец захожий» - инверсия, акцент на непостоянство, кратковременность чувств)

Слово учителя. Я прочитаю заключительные строки стихотворения «Попытка ревности», а вы обратите внимание на то, как они строятся.

«Рыночною новизною

Сыты ли? К волшбам остыв,

Как живется вам с земною


Женщиной, без шестых

Чувств?..

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?».


Предполагаемый ответ учеников: заключительные строки стихотворения строятся на большом количестве неполных предложений, риторических вопросов. Цель? Вопросы есть, но нет ответа; открытый финал: кажется, что у героини еще остались чувства, но любовь невозможна.


Промежуточный вывод: лирическая героиня Цветаевой умеет и хочет любить, но это чувство несчастное, трагическое, отношение к любимому то нежное, то презрительно ироничное. Идея часто отражается в особенностях синтаксиса.


Вопрос к классу: в чем особенность любовной лирики М. Цветаевой? (она разнообразна: лирическая героиня то нежная, любящая, покорная, то бунтующая, где-то даже жестокая). Наша задача сегодня – понять: откуда это непостоянство?


Послушаем романс «Мне нравится, что вы больны не мной» (музыка М. Таривердиева, стихи М. Цветаевой; романс находится на втором слайде компьютерной презентации). Попробуем понять идею этого произведения через анализ художественного текста (индивидуальное домашнее задание ученицы, в котором она анализирует проблематику и поэтику стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной», обращая внимание на то, что идея произведения выражается через звук, а Любовь – нежность).

Вопрос учителя: стихотворение было написано в 1915 году, в ранний период творчества Цветаевой. Интересно, что здесь поэтесса мягкая, лиричная, но чем дальше, тем надрывнее звучат ее слова о любви. Почему? Проверка домашнего задания: попробуйте ответить на вопрос, опираясь на знание некоторых моментов биографии поэта (3 слайд). (Ответ: связь с нарастающими трудностями в личной жизни: длительная разлука с мужем С. Эфроном (4 слайд), одиночество за границей и невостребованность на родине. В Париже она пишет: «Здесь я не нужна, там – невозможна. Здесь меня не печатают, там – не дадут писать» (5, 6, 7 слайды). Короткий роман с Константином Родзевичем. «Милый друг! Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила единство неба и земли…». Они расстаются, когда их чувства еще не умерли.


В 1916 году М. Цветаева пишет стихотворение «Никто ничего не отнял…»

Выразительное чтение учеником данного стихотворения наизусть.

Никто ничего не отнял –

Мне сладостно, что мы врозь!

Целую вас через сотни

Разъединяющих верст.


Я знаю: наш дар – неравен.

Мой голос впервые – тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу вас:

- Лети, молодой орел!

Ты солнце стерпел, не щурясь, -

Юный ли взгляд мой тяжел?


Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед…

Целую вас – через сотни

Разъединяющих лет.


Обратимся к анализу стихотворения «Никто ничего не отнял…» (Один из учеников, анализируя текст, сравнивает его с предыдущим, уже разобранным стихотворением и приходит к выводу о том, что идея данного произведения отражена в интонационной насыщенности, разрыве предложений (парцелляции); Любовь – поединок, соперничество)

Вопрос к классу: как вы думаете, в чем еще причина неудовлетворенной, трагической любви героини Цветаевой? (Предполагаемые ответы учеников: поиск идеала, обожествление отца (8 слайд). Возлюбленные не могут до конца соответствовать этой высокой мечте, отсюда трагедия, боль, надрыв. Соперничество в литературе, т. к. «Серебряный век» - это А. Блок, В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, а из женщин – только А. Ахматова и М. Цветаева).

Слово учителя.

Мы не можем ничего утверждать, но, несомненно, все пережитое поэтом всегда откладывает свой отпечаток на его творчестве, ибо лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства, мысли автора в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами; в лирическом произведении раскрывается внутренний мир человека.

В чем же особенности поэтики М.Цветаевой, какими приемами она добивается столь характерной ей эмоциональной напряженности? Постараемся ответить на этот вопрос путем анализа стихотворения «Вчера еще в глаза глядел…»



Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!


Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»


И слезы ей – вода, и кровь –

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»


Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала – копейкой ржавою!


Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»


Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал – колесовать:

Другую целовать»,- ответствуют.


Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?


Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.


Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!


В классе проходит работа по анализу данного стихотворения в форме живой дискуссии.

Какова композиция произведения? (Сбивчивый, нервный монолог лирической героини). К кому он обращен? (То к какому-то собеседнику, возможно, к читателю, то к самому возлюбленному). Можно ли на основе этого произведения исполнить романс? (Нет плавной, гладкой мелодии, ритм сбивчивый, тревожный тон). Чем данное стихотворение похоже на уже известный нам отрывок из «Попытки ревности»? ( Множество синтаксических конструкций, риторические вопросы и восклицания, стих прерывист – разрыв фраз – парцелляция «Вчера – враз». Цель: героиню и саму поэтессу переполняют эмоции, чувствуется сильная взволнованность) Вывод: Цветаева стремится добиться максимума выразительности при минимуме слов. Особенности лирики: сжатость мысли, но при этом эмоциональная напряженность, богатство интонации. Найдите примеры интересных образов, используемых поэтессой, которые показывают душевную драму, боль героини. (Антитеза: вчера – нынче. Жизнь разделилась на две половинки. И теперь «Все жаворонки нынче – вороны». Ключевая фраза? «Мой милый, что тебе я сделала?» Почему «вопль»? «Стон»? В толковом словаре: вопль – громкий и протяжный крик, плач; стон – протяжный звук, издаваемый от сильной боли, страдания. Отмечается, что в данном стихотворении эти слова означают сильную душевную боль. Как мы замечаем, что любовь героини еще очень сильна? (Обращение «Мой милый!» Риторический вопрос – попытка понять – за что?) А каким видится лирический герой? (Жестоким – героиня чувствует себя «детоубийцей на суду». Неоднократное повторение вопроса – стремление достучаться до бесчувственного любимого, показать свою боль читателю). Особенность лирики: исповедальность. Сравнение: нет любви – нет жизни. Жизнь без любви – «копейка ржавая», «Отцеловал – колесовать» - тяжкие муки, смерть. «Другую целовать» - измена. Опять парцелляция. Цель? Показать боль, трагедию. У Цветаевой несчастливая любовь выступает в образе мачехи, от которой нельзя ждать «ни суда, ни милости». Где говорится, что раньше герой дарил свою любовь, даже страсть? «Жить приучил в самом огне», но «Сам бросил – в степь заледенелую!» Меткий эпитет, инверсия. Тема ответственности. Противопоставление – «Вот что ты, милый, сделал мне!» ( Почти убил. А после опять вопрос-крик: «Мой милый, что тебе – я сделала?» Осмыслив все, героиня становится сильнее: «Все ведаю – не прекословь!» Почему? Своеобразный эпитет «Смерть-садовница». Что может взрастить смерть? (Ненависть, злость, поединок с возлюбленным). Любовь – ненависть. В конце стихотворения используется сравнение «Само – что дерево трясти! – В срок яблоко спадает спелое…». Теперь пришло время понять: «Мой милый, - что тебе я сделала!» Уже нет вопроса. Горькое восклицание! Любовь жива, но это выстраданное, неразделенное чувство.



Выделяем особенности лирики М.Цветаевой:

9 слайд


  1. Напряженность.

  2. Богатство интонации.

3. Своеобразное использование тропов

  1. Образность, необычный синтаксис: авторская знаки, парцелляция, обилие риторических обращений и восклицаний.

Вывод: идея произведения показана через особенности синтаксиса, пунктуации, путем использования необычных эпитетов и сравнений. Итоги анализа любовной лирики: у Цветаевой любить – значит жить. Любовь – «поединок роковой», спор, конфликт и чаще всего – разрыв.

Любовная лирика, как и вся поэзия Цветаевой, громогласна, неистова, внутренне драматична.

Оценки за урок.

Домашнее задание: письменно на примере стихотворения «Вчера еще в глаза глядел…» объяснить особенности проблематики и поэтики М.Цветаевой, дополнить имеющееся в тетради цитатами из произведения, рассуждая, с какой целью использует автор то или иное средство художественной изобразительности.


Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Однажды муж Цветаевой, Сергей Эфрон, сказал об ее стихах: «Одна голая душа. Даже страшно». Надежда Мандельштам, потерявшая мужа и прожившая безмерно трудную жизнь, писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой». Прослеживая жизненный путь поэтессы, переживая вместе с ней, читая стихи, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой женщины: смерть дочери, аресты родных, тяжкий итог – самоубийство. Нет ответа на вопрос: в чем была виновата Цветаева перед людьми, страной? За что? Как нет ответа на мольбу: «Мой милый, что тебе я сделала?» Когда-то, в счастливые безоблачные дни, вспоминая детство, Марина, как многие гениальные люди, предскажет трагизм своей судьбы: «…Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год в музыкальной школе… Рождественский вечер. Давали сцену. Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. Скамейка, на которой они сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом не любила, когда целовались, всегда – когда расставались. Никогда, когда садились, всегда – когда расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала. Он ушел, она осталась… Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла».


Так случилось в детстве, так случится в ее стихах. Любовь настолько сильна, насколько трагична!

10 слайд

Марина Ивановна Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и для многих поэтов ее поколения, конфликт со временем оказался неизбежным. Он в полной мере отразился в творчестве Цветаевой, несомненно, в ее любовной лирике. Да, есть трагедия, боль, досада, но здесь же любовь, надежда и вера. То же чувствуем и мы, и в этом заключается великая сила поэзии, когда горячие, искренние строки задевают душу, хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть. И поэтому еще раз о любви!

В исполнение ученицы звучит песня о школьной любви.

Калуга - 2007