litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ХИМИИ

2011 ГОД

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ


Целями государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии и дифференциация их по степени готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В соответствии с данными целями, результаты экзамена, проводимого в новой форме, должны содействовать осознанному выбору выпускниками профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени школы.

Экзамен по химии в 9 классах в новой форме проводился в 2011 году в Новгородской области четвертый год. Из 4934 выпускников 9 классов химию выбрали 406 учащихся, что составляет 8,23%. Если сравнивать с 2010 годом, то экзамен в новой форме в 2011 году выбрало на 19 выпускников меньше (на 0,12% меньше). Наибольший процент участия был в Великом Новгороде (38,7%), Старорусском (12,6%), Боровичском (7,1%), Валдайском и Новгородском районах (5,2%), Окуловском (3,9%); Демянском, Маловишерском, Солецком районах (по 3,7%) районах Новгородской области. Самый низкий процент участия в Крестецком и Поддорском (по 0,25%) районах. Не принимали участия в экзамене выпускники из Батецкого района. Наибольшее число сдававших – 24 человека из МУ школа–интернат «Лицей – интернат» В. Новгорода, 21 человек из МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса, 18 учеников из МАОУ СОШ № 5 г. Старая Русса. Однако, не смотря на невысокий процент участия от всех выпускников в экзамене по химии, средний балл по области составляет 22,80 (в 2010 году 24,78) балла из 33 возможных. Средняя отметка 4,12 (как в 2010 году): 19% учащихся получили отметку «3» (в 2010 году 32,6%); 50,2% отметку «4» (в 2010 году 44,5%); 30,8% учащихся получили отметку «5» (в 2010 году 22,9%). Вообще по сравнению с результатами экзамена 2010 года учащиеся получили на 13,6% меньше «3», на 5,7% больше «4»; на 7,9% больше «5».


Анализируя результаты подтверждения годовых отметок можно сделать вывод о том, что только выпускники Волотовского, Мошенского, Пестовского, Поддорского, Холмского, Старорусского подтвердили свой результат, это составляет 18% от общего количества сдававших, (в 2010 году 55%); а остальные учащиеся не подтвердили свой результат.

Приведенные выше результаты экзамена 2011 г. позволяют сделать предварительные выводы:

1. Выбор экзамена по химии учащимися IX классов происходит все более осознанно. Выпускники понимают его значение не только как выпускного экзамена за курс основной школы, но и как способа проверки готовности к обучению в классах химико-биологического профиля.

2. Большая часть экзаменуемых, сдававших ГИА по химии, имеют достаточный уровень подготовки для дальнейшего изучения химии в профильных классах.


Более подробный анализ усвоения теоретического содержания работы:

Экзаменационная работа 2011 г. по своей структуре и содержанию в целом была аналогична работе 2010 г. Вместе с тем в каждую часть работы были внесены определенные изменения.

В части 1 число заданий уменьшено с 19 до 15, а в часть 3 добавлено еще одно задание. Общее число заданий в варианте равно 22.

Сокращение числа заданий в части 1 достигнуто в результате перегруппировки проверяемых элементов содержания и переноса одного из проверяемых элементов в часть 2. Так, например, элементы содержания «Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях» и «Классификация химических реакций по различным признакам» в 2011 г. проверялись одним заданием.

Элемент содержания «Первоначальные сведения об органических веществах» в 2011 г. проверялся заданием В2 (часть 2) повышенного уровня сложности, а проверка знания свойства простых и сложных неорганических веществ - одним заданием В4.

В часть 3 добавлено еще одно задание на комплексную проверку знаний и умений.

Таким образом, в работе сохранено три части, различающиеся по назначению, содержанию, уровню сложности и форме включаемых в них заданий.

Часть 1 содержит 15 заданий базового уровня сложности с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1 - А15.

Часть 2 содержит 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1 - В4.

Часть 3 содержит 3 задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. Их обозначения в работе: С1, С2 и С3.

В Части 1 экзаменационной работы были использованы задания с выбором ответа, которые на базовом уровне проверяют усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования из всех четырех содержательных блоков курса. Для выполнения задания учащимся необходимо выбрать один из 4-х вари- антов ответа, удовлетворяющий условию задания.

Часть 2 включает задания с кратким ответом. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: закономерности изменения свойств химических элементов по группам и периодам периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений; окислительно-восстановительные реакции.

В экзаменационной работе 2011 г. были предложены две формы заданий этого типа: на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и одно задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. И в том, и в другом случае правильный ответ записывается в виде набора цифр. Но в случае с заданиями на установление соответствия их порядок имеет определяющее значение.

Часть 3 включает задания с развернутым ответом - наиболее сложные в экзаменационной работе. При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать решение задания. В содержание заданий С1 и С2 изменений внесено не было. Включенное в 2011 г. задание С3, направленно на проверку умения определять состав вещества и составлять уравнения химических реакций, исходя из предложенного в условии задания описания его физических свойств, областей применения и признаков протекания химических процессов.


Минимальная граница (9 баллов) для получения отметки «3» соответствует 60% от числа баллов за задания базового уровня.

Для получения отметки «4» учащимся предстояло набрать больше 18 баллов, например, правильно выполнить все задания части 1 (базового уровня) и набрать 3 балла, решив задания из других частей работы. В целом же предполагается, что учащийся с хорошим уровнем подготовки должен набирать большее число баллов за задания повышенного и высокого уровня сложности.

В 2011 г. были уточнены требования, предъявляемые для получения отметки «отлично»: её рекомендовалось выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки (27 баллов – 82% от максимальной суммы баллов), выпускник набрал от 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Ориентиром при отборе в профильные классы был рекомендован показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам контроля.

Отправной точкой при анализе выполнения заданий КИМ ГИА с точки зрения усвоения контролируемых элементов содержания стало положение о том, что неусвоенными можно считать элементы содержания, проверяемые заданиями базового уровня, процент выполнения которых меньше 65%, и задания повышенного и/или высокого уровня сложности, процент выполнения которых меньше 50%. В 2011 г. такими заданиями являются: А13 (62%), В4 (49%) и С3 (32%).

При выполнении задания А13, проверяющего знания выпускников о правилах техники безопасности при обращении с веществами в лаборатории и в быту, предназначении лабораторного оборудования, порядке выполнения лабораторного эксперимента и др., у учащихся возникают серьезные затруднения. Основная причина, на мой взгляд, кроется в недостаточном внимании, уделяемом указанным вопросам в процессе обучения. Кроме причин, неоднократно указывавшихся в аналитических справках предыдущих лет (замена лабораторного ученического эксперимента демонстрационным или виртуальным, т.е. предусматривающим использование видеоматериалов и компьютерных технологий, уменьшение числа практических и лабораторных работ), следует также добавить и недооценку значимости информации о правилах обращения с веществами, входящими в состав препаратов бытовой химии, лекарственных средств, а также рассмотрения на уроках вопросов, имеющих отношение к экологической грамотности учащихся.


Рассмотрим пример.

Пример 1.

Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?

А. Повышенное содержание в атмосфере оксида углерода(II) не является угрожающим фактором для здоровья человека.

Б. Производство цемента и других строительных материалов не относят к источникам загрязнения атмосферы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


В данном случае, оценивая правильность первого суждения, учащимся необходимо было вспомнить, что угарный газ, является ядом, т.к. препятствует транспортировке кислорода гемоглобином крови. Во втором суждении речь идет о строительных материалах (например, цементе), который является продуктом силикатной промышленности – одного из основных поставщиков загрязнений в окружающую среду.

Задание С3 впервые введено в экзаменационную работу в 2011 г. Его особенностью является необходимость комплексного применения знаний и умений из всех разделов школьного курса химии: определять состав веществ по химическим свойствам, составлять их формулы, записывать уравнения реакций, использовать знания, полученные в ходе проведения химического эксперимента (о физических свойствах веществ, признаках протекания качественных реакций на ионы, о способах получения веществ в лаборатории и промышленности, а также областях их применения).

Умение выполнять задания подобного типа предполагает свободное владение материалом и умение применять имеющиеся знания в новой ситуации. Для их успешного решения от учащихся также требуется продемонстрировать умение извлекать необходимую информацию из условия задания. Можно предположить, что определенные затруднения, могли быть также связаны с неотработанностью алгоритма их решения.

В 2010 г. общие знания о химической реакции проверялись заданиями А6 (Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях) и А7 (Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии). Ввиду общности объекта контроля («Сведения о химической реакции») в 2011 г. усвоение перечисленных выше элементов содержания проверялось только заданием А6, причем акцент был сделан на классификацию и признаки протекания химических реакций, а не на установление различий между физическими химическими явлениями.


Аналогичная перегруппировка проверяемых элементов содержания произошла и с темами химические свойства кислот и оснований, проверка усвоения которых в 2010 г. осуществлялась заданиями А13 и А14, а в 2011 г. – только заданием А11. В нем, в зависимости от варианта, могли быть проверены свойства одного из двух вышеуказанных классов. Главное отличие заключалось в том, что в 2011 г. было увеличено число заданий, в которых спрашивалось об особых свойствах концентрированных азотной и серной кислот, а также о свойствах амфотерных гидроксидов алюминия и железа.

Общее ухудшение результатов выполнения заданий В4 (Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ) может быть связано с изменением формулировки вопроса. В 2010 г. учащимся необходимо было по исходным веществам определить продукты реакции. При этом число возможных вариантов ответа существенно уменьшалось при внимательном анализе состава продуктов реакций.


Пример 2.

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) MgO + HNO3 → 1) Mg(NO3)2 + H2

Б) MgCl2 + AgNO3 → 2) Mg(NO3)2 + H2O

В) Mg + AgNO3 → 3) AgCl + Mg(NO3)2

4) AgCl + MgO + NO2

5) Ag + Mg(NO3)2

В 2011 г. была предложена формулировка, которая предполагает выполнение задания лишь на основе знания химических свойств веществ, на проверку которого и направлено это задание.


Пример 3.

Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) оксид цинка

Б) углекислый газ

В) фосфорная кислота

1) K2O, Fe

2) SO2, H2O


3) HCl, Ca(OH)2

4) H2O, C

На основе анализа выполнения учащимися экзаменационной работы можно cделать следующие выводы:

1. Наилучшим образом усвоено следующее содержание:


    • Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы элементов Д.И.Менделеева (92%, в 2010 году 91%).

    • Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая (92%, в 2010 году 83%).

    • Вычисление массовой доли химического элемента в веществе (91%, в 2010 году 82%).

2. Наиболее сложным для учащихся оказался материал следующего содержания:

  • Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

  • Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

При анализе умений, сформированность которых проверяется заданиями экзаменационной работы, можно отметить сохранение тенденции проявляющейся в течение всего времени проведения эксперимента по введению ГИА: как и ранее, наиболее сформированными можно признать умения:

называть вещества по их химическим формулам; типы химических реакций;

составлять формулы важнейших неорганических соединений изученных классов; схемы, строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;


определять вид химической связи и степень окисления элементов; тип химической реакции по известным классификационным признакам;

объяснять закономерности в изменении свойств химических элементов;

вычислять массовую долю химического элемента в веществе.

К наименее сформированным, как и прежде, можно отнести умения:

характеризовать особенности строения и свойств отдельных представителей органических соединений;

объяснять закономерности в изменении свойств неорганических соединений;

вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Результаты выполнения включенного в 2011 г. задания С3 подтвердили наличие существенных проблем в сформированности у учащихся умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Подводя итоги, можно отметить, что на базовом уровне выпускники показали хорошие и высокие знания по всем разделам химии.

В целом, учащиеся, сдававшие экзамен по химии, усвоили программу основной школы на среднем уровне.

Усвоение многих тем базового уровня оказалось на верхней границе планируемого результата, а это в свою очередь свидетельствует о качественной подготовке выпускников 9 класса и об осознанном выборе предмета отдельными выпускниками для сдачи экзамена в новой форме (по причине их поступления в профильные классы старшей ступени обучения в общеобразовательных учреждениях).

Задания базового уровня сложности (часть А) учащиеся выполнили наиболее успешно и показали средний и высокий уровень усвоения материала по большинству разделов. Задания из части В выполнены достаточно успешно. Особенно задание В1 (94,5%). Затруднения вызвало задание В4 (см. Выше анализ задания). Однако и оно выполнено в пределах ожидаемых результатов. При решении части С (высокий уровень сложности), два задания были выполнены достаточно большим количеством учащихся(67% и 55% соответственно). Задание С3 выполнено не достаточно хорошо (см. Анализ выполнения задания выше).


Тем не менее, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень усвоения основного содержания и уровень сформированности основных видов деятельности соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии.

Пути совершенствования образовательного процесса с учетом анализа результатов экзамена по химии.

Анализ статистических данных о выполнении выпускниками основной школы заданий КИМ ГИА 2011 г. позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Контрольные измерительные материалы государственной (итоговой) аттестации по химии позволяют объективно оценить знания и умения выпускников основной школы, выбравших экзамен по химии, и определить степень их готовности к обучению в профильных классах старшей школы.

2. Выбор учащимися IX классов экзамена по химии становится более осознанным, что приводит к повышению результатов. Вместе с тем, некоторые девятиклассники выбирают экзамен по химии, имея весьма приблизительное представление о его содержании и требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.

3. Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается, что в некоторых случаях достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формулировок условий заданий экзаменуемые оказываются не всегда готовыми к применению имеющихся знаний в незнакомой ситуации.

4. Наибольшие затруднения практически у всех групп экзаменуемых вызвали задания, направленные на проверку знаний и умений, формируемых при выполнении реального химического эксперимента, а также в процессе жизнедеятельности учащегося. Это обусловлено тем, что для их выполнения требуется умение соединять теоретические знания и модельные представления с реальными объектами, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни.

5. Отмечено повышение показателей выполнения заданий, проверяющих знания о строении веществ, а также первоначальные сведение об органических веществах.


6. ГИА-9 по химии все в большей мере рассматривается не только как инструмент для аттестации выпускников основной школы, но и как первоначальная независимая проверка уровня знаний учащихся по химии.

В целях повышения качества подготовки по химии выпускников основной школы рекомендуются следующие меры:


  • Тщательнее отрабатывать материал: практико-ориентированного направления, в том числе, имеющий непосредственное отношение к реальным жизненным ситуациям; содержащий сведения о роли веществ в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, быту, их грамотном хранении и применении.

  • При выполнении реального химического ученического эксперимента больше внимания уделять формированию следующих умений: наблюдать, описывать свойства веществ, фиксировать результаты опытов и формулировать выводы.

  • Продолжить работу по формированию у учащихся таких общеучебных умений, как извлечение и переработка информации, представленной в различном виде (текст, таблица, график, схема), а также умения представлять переработанные данные в различной форме.

  • При отработке материала использовать все многообразие существующих заданий, с различными алгоритмами решения, в том числе не тестовой формы.



Методист отдела

общего образования

ОАОУ НИРО О.В.Егорова

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


1. Сводная таблица (статистические данные общие) (Максимальный первичный балл – 33 балла)


№ ОУ

район

Кол-во тест.

Сред. балл

Отл.


Хор.

Удовл.

Неуд.

ОТ<ОШ

ОТ=ОШ

ОТ>ОШ

%полож

Ур обуч

Подтв

0

Великий Новгород

157

22,27

43

84

30

0

24

88

45

100,00%

0,69

84,71%

1








































2

Валдайский

21

23,57

6

12

3

0

4

14

3

100,00%


0,70

80,95%

3

Волотовский

4

25,00

2

2

0

0

0

2

2

100,00%

0,82

100,00%

4

Демянский

15

16,67

0

6

9

0

7

7

1

100,00%

0,47

53,33%

5

Крестецкий

1

16,00

0

0

1

0

1

0

0

100,00%

0,36

0,00%

6

Любытинский

10

19,70

0

6

4


0

8

2

0

100,00%

0,53

20,00%

7

Маловишерский

15

20,80

2

8

5

0

3

10

2

100,00%

0,59

80,00%

8

Маревский

5

23,20

0

5

0

0

1

4

0

100,00%

0,64

80,00%

9

Мошенской

3

16,33

1

0

2

0

0

2

1

100,00%

0,57

100,00%

10

Новгородский


21

23,05

8

9

4

0

3

10

8

100,00%

0,72

85,71%

11

Окуловский

16

19,94

1

10

5

0

11

4

1

100,00%

0,58

31,25%

12

Парфинский

6

25,50

3

3

0

0

1

4

1

100,00%

0,82

83,33%

13

Пестовский

5

30,20

5

0

0

0

0

2

3

100,00%


1,00

100,00%

14

Поддорский

1

18,00

0

1

0

0

0

1

0

100,00%

0,64

100,00%

15

Солецкий

15

23,67

3

12

0

0

1

9

5

100,00%

0,71

93,33%

16

Хвойнинский

12

22,17

3

7

2

0

3

9

0

100,00%

0,68

75,00%

17

Холмский

9

27,11

7

2


0

0

0

6

3

100,00%

0,92

100,00%

18

Чудовский

6

16,83

0

2

4

0

3

3

0

100,00%

0,45

50,00%

19

Шимский

4

21,25

0

4

0

0

2

1

1

100,00%

0,64

50,00%

20

Боровичский

29

23,21

11

10

8

0

5

14

10

100,00%

0,70

82,76%

22


Старорусский

51

26,94

30

21

0

0

0

21

30

100,00%

0,85

100,00%

 

область

406

22,80

125

204

77

0

77

213

116

100,00%

0,70

81,03%


2. Учащиеся, набравшие максимальное количество баллов при ГИА - 9 в 2011 году (максимально – 33 балла).


 

Фамилия

Имя

Отчество

ОУ

Район

1

Александров

Илья

Юрьевич

Школа №26

г. Великий Новгород

2

Семенов


Марк

Вадимович

Школа №26

г. Великий Новгород

3

Осипова

София

Викторовна

МАОУ Гимназия "Эврика"

г. Великий Новгород

4

Филиппова

Оксана

Олеговна

МАОУСОШ №4 с. Яжелбицы

Валдайский

5

Киселева

Кристина

Романовна

Пролетарская МСОШ

Новгородский

6

Семёнов

Дмитрий

Геннадьевич

МОУСОШ п.Кулотино

Окуловский

7

Рыжая

Анна

Михайловна

МОУ СОШ №2 г. Пестово

Пестовский

8


Иванова

Елизавета

Юрьевна

МАОУ "Гимназия"

Боровичский

9

Смирнова

Ангелина

Евгеньевна

МАОУ "Гимназия"

Боровичский

10

Кириллов

Владимир

Андреевич

МАОУ СОШ № 2 г.Ст. Русса

Старорусский

11

Гордеева

Анастасия

Сергеевна

МАОУ СОШ № 5 г.Старая Русса

Старорусский

12

Даниленко

Анна

Андреевна

МАОУ СОШ № 5 г.Старая Русса

Старорусский

13

Клюева

Александра

Алексеевна

МАОУ СОШ № 5 г.Старая Русса

Старорусский

14

Балицкая

Мария


Владимировна

МАОУ "Гимназия"

Старорусский

15

Вязинина

Мария

Владимировна

МАОУ "Гимназия"

Старорусский

16

Ермаков

Антон

Алексеевич

МАОУ "Гимназия"

Старорусский

17

Радионов

Илья

Викторович

МАОУ "Гимназия"

Старорусский

18

Хабелова

Элла

Элгуджевна

МАОУ "Гимназия"

Старорусский



3. Процент (%) усвоения содержания химического материала и проверяемых элементов подготовки (видов деятельности).







Проверяемое содержание

Коды проверяемых элементов содержания и умений

Планируемый % выполнения задания




% выполнения задания

в Новгородской области

1

А1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

1.1; 2.2

60-90

92

2

А2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1.2; 4.1

60-90

88

3

А3

Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

1.3; 5.2

60-90

92

4

А4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

1.4; 5.3

60-90

88

5

А5

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

1.6; 1.1,1.2

60-90

85

6

А6


Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

2.1; 2.3,5.11.3

60-90

65

7

А7

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

2.3, 2.4; 5.12.3

60-90

84

8

А8

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

2.5; 5.4

60-90

87

9

А9

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

3.1; 3.2

60-90

79



следующая страница >>