litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 77

«Эрудит»


«Технология БОС- ортопедический

в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»


Автор – разработчик:

Изиланова Аниса Александровна,

инструктор по физической культу

высшей квалификационной категории

МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит».


гпрямая соединительная линия 7прямая соединительная линия 9прямая соединительная линия 10. Нижневартовск – 2012

Содержание.

1. Краткая аннотация проекта……………………………………………………. 2


2. Обоснование необходимости проекта…………………………………………. 2


3. Цели и задачи проекта ……………………………………………. …………… 4


4. Основное содержание проекта …………………………………… …………… 5


4.1 Теорические основы применения технологии

БОС – ортопедический в коррекционно – развивающей работе с

детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата. ………………………


4.1.1 Физиологические основы применения метода

биологической обратной связи по электромиограмме.……………… ………... . 5


4.1.2. Принципы использования метода биологической обратной

связи. …………………………………………………………………… ………… 8

4.1.3. Основные понятия метода биологической обратной связи. …. ………… 9


4.1.4. Материально – техническое и методическое обеспечение

метода. …………………………………………………………………. …………. 9



4.1.5. Применение метода биологической обратной связи по

электромиограмме для коррекции нарушений опорно –двигательного

аппарата. …………………………………… ………….. ………………………... 9


4.1.6. Методика коррекционной работы с применением

технологии БОС. ……………………………………………………… ….………...11


4.2. Компьютерные программы комплекса

«БОС - опорно-двигательный» ……………………………………… …………….12


5. Ресурсы …………………………………………………………………………… 15


7. Партнеры.. …………………………………………………………………………17


8. Целевая аудитория. ………………………………………………………………..17


9. План реализации проекта ……………………………………………………… 19

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект …………………………… 20


11. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………………… 23


12. Литература. ……………………………………………………………………… 25


1. Краткая аннотация проекта

В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата: «МИО 2.2С», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся».

Компьютерные программы «МИО 2.2С» и «Cardio» предназначены для осуществления непосредственно коррекционно - развивающей и профилактической деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме с детьми, имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.

Программа «Учимся и Оздоравливаемся» предназначена для коррекционно – развивающей, оздоровительной и профилактической работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития и с пониженным иммунитетом в групповой форме.

Данная работа является технологией для реализации моей программы «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», изданной в 2005г. в соавторстве с кандидатом педагогических наук Дрень О.Е., Базукиной Г.К. и предназначенной для работы с детьми в групповой форме.


2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

В настоящее время проблема профилактики коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья, а в нашем образовательном учреждении 100% детей имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Научные исследования (Н.Н. Ефименко, 1991г., Е.С. Черник, 1997г., С.И. Веневцев, 2000г.) свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются на сферу координационных способностей – базиса, формирующего фонда новых двигательных умений и навыков, основы успешного физического развития детского организма.

Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, физического развития в целом.

В рамках модернизации образования перед практиками сама жизнь поставила несколько задач, в том числе о возможности применения компьютерных технологий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в физическом и психическом развитии.

В связи с вышесказанным, актуальным в представленном проекте является использование компьютерных программ в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – образовательном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Проанализировав данные мониторинга показателей уровня развития координационных способностей, я пришла к выводу, что традиционные методы развития и коррекции нарушений данных способностей далеко не всегда в полной мере удовлетворяют ожидаемые результаты. Это обстоятельство обусловлено объективными причинами.


Во – первых длительный период коррекции и развития координационных способностей, во вторых, короткий срок сохранения достигнутого результата, который при условии несистематического повторения может угаснуть, в третьих наблюдается низкая мотивация на выполнение специальных коррекционных упражнений детьми в силу их физического недуга.

Благодаря бурному развитию электроники и применению ее достижений в физиологических исследованиях живых организмов (Штарк М.Б., 1988, 1999) с середины 1970-х годов во всем мире стал повышаться интерес к методу биологической обратной связи (БОС). Сам термин появился в 1969г. в США, где было образовано первое общество по изучению проблем БОС. Физиологической основой этого направления науки явились фундаментальные исследования российских ученых: И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К.Анохина. Положительные результаты, полученные в различных лабораториях, послужили основанием для применения данного метода не только в медицине, но и в педагогике. Пионерами в разработке и применении методов БОС в педагогике в нашей стране явились ученые Института экспериментальной медицины РАМН (г. Санкт – Петербург). Эти исследования продолжаются и в настоящее время в Москве под руководством члена – корреспондента РАМН А.М. Вейна (Рябус М.В., 1998), Новосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка (1998). Крупнейшим в России в мире разработчиком и производителем аппаратуры БОС является научно – производственная фирма ЗАО «Биосвязь». Основатель Сметанкин А.А.

Представленный педагогический проект способствует реализации целей, задач, которое современное общество ставит перед образованием, т.к. сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так назы­ваемой компьютерной грамотностью. Ком­пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь­ном возрасте.


3. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

Цель проекта: определить возможности и целесообразность использования компьютерных программ на основе технологии биологической обратной связи в коррекционном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата для повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете, физического развития.

Задачи:

1. Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, изучить теоретическое обоснование использования технологии биологической обратной связи в профилактической и коррекционно – развивающей работе двигательных нарушений детей дошкольного возраста.

2. Провести педагогическое обследование детей по выявлению показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.

3.Апробировать и внедрить в коррекционно - развивающую работу с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата нетрадиционный метод: метод биологической обратной связи посредством компьютерных программ на основе технологии БОС – ортопедический.

4.Провести сравнительный анализ показателей уровня развития координационных способностей с целью определения эффективности данного метода в коррекционной работе.

4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

Успехи современной коррекционной работы при нарушениях опорно – двигательного аппарата опираются на прочный фундамент достижений физико-математических и естественных наук. Полноценная диагностика нарушений и их качественная коррекция в настоящее время немыслимы без учета новых данных о функционировании живого организма и использования новейших технологических разработок. Биологическая обратная связь — это «обратный» возврат человеку информации о функционировании его внутренних органов и систем.


Метод БОС - это современный метод коррекции, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и представляет собой комплекс упражнений, при проведении которых ребенку посредством специальных технических устройств, цепи внешней обратной связи, передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации ребенок под руководством педагога с помощью специальных упражнений и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию.

Наибольшее количество исследований по применению метода БОС в ортопедии посвящено такой распространенной патологии, как нарушения осанки (Блюменталь О.Н., 1999; Богданов О,В., 1990; Лавриков В.И., 1999; Пинчук Д.Ю., 2000). Во всех работах при сравнении эффективности традиционной методики коррекции и метода БОС отмечается более быстрое нарастание силы мышечного корсета и формирование навыка правильной осанки в случае применения метода БОС. Вопрос о значении принципа БОС для функционирования живых организмов впервые был поставлен в 1826 г. Ч. Беллом. Позднее работами Циона и Людвига (1866), И.М. Сеченова (Сеченов И.М. 1866) и Ч. Шеррингтона (1909) было доказано значение обратной связи как универсаль­ного механизма регуляции и саморегуляции в живых организмах.

Возможности и перспективы применения новой технологии БОС первыми по достоинству оценили специалисты, занимающиеся движением, которые давно применяют приемы обратной связи для развития и восстановления двигательных навыков. Например: применение зеркал в хореографии, гимнастике, лечебной физкультуре; упражнения с надавливанием на звучащую игрушку в лечебной физкультуре при детском церебральном параличе и т.д.

Оценка внутренней структуры движения возможна лишь с помощью специальных аппаратов, которые отражают сигналы обратной связи изменения амплитуды электромиограммы мышц (Яковлев Н.М., 1991).


Общепринятой стала более простая методика с использованием накожных поверхностных электродов, традиционно применяемых в электромиографических исследованиях. Упрощение технологии значительно усилило интерес педагогов к возможностям метода БОС. Появилось большое количество работ, посвященных различным аспектам применения этого метода, которые могут быть разделены на два направления.

1. «Прямое» применение метода БОС, когда сигналы обратной связи отражают изменения функционального состояния тренируемой мышцы. Эта методика применяется для развития и восстановления двигательной функции (Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., 1990).

2. «Непрямое» применение метода БОС для неспецифической релаксационной тренировки спазмы мимических мышц при заикании, коррекции психоэмоционального состояния, речевого дыхания.

Итак, существуют определенные предпосылки для реализации метода БОС в педагогической практике:

1.Получение информации о работе соответствующей физиологической системы.

2. Обучение воспитанника произвольному управлению работой этой физиологической системы.

3. Использование для решения указанных задач специальных технических устройств.

Таким образом, анализ литературы, посвященной применению метода БОС для коррекции двигательных расстройств, показал, что этот метод вызывает большой интерес специалистов и является перспективным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Основные понятия метода биологической обратной связи.


  1. Физиологическая функция.

Обязательным требованием к выбранной для коррекции или оздоровления физиологической функции является возможность ее объективной регистрации и количественной оценки.

2.Регистратор параметров физиологических функций. Роль первичного регистратора выполняют датчики, которые накладываются на необходимые части тела. Регистрация информации и ее предъявление ребенку происходят одновременно, не влияя на осуществление принципа БОС.


3. Прибор - преобразователь параметров физиологических функций в световые и звуковые сигналы.

В реальных условиях регистратор и преобразователь не являются самостоятельными приборами, а конструктивно объединены в единый прибор биологической обратной связи или в компьютерный комплекс.

4. Инструкция. Она должна быть ясной и понятной ребенку.

5. Мотивация. Для эффективного осуществления коррекции методом БОС абсолютно необходим еще один фактор, связанный с личностью ребенка – мотивация, т.е. активное желание заниматься своим оздоровлением. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой ребенка на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность в процессе и результатах коррекции: в виде мультипликационных сюжетов, детских слайдов, сказок, игр.


Общие основы применения метода БОС для коррекции двигательных нарушений.

Методика функциональной коррекции двигательных расстройств с применением технологии БОС строится на основе положений и принципов общей и лечебной физкультуры и с учетом основных педагогических принципов:

1. Активность и сознательность.

2. Индивидуальный подход в соответствии с особенностями и общим состоянием воспитанника.

3. Наглядность и доступность - соответствие упражнений возможностям ребенка.

4. Систематичность и длительность.

5. Последовательность и постепенность в дозировке нагрузки и усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса.

6. Цикличность тренировки - чередование нагрузки и отдыха: напряжение и расслабление мышцы. Продолжительность отдыха и расслабления, должна быть не меньше, чем нагрузки, сокращения.



следующая страница >>