litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Специальные задачи коррекции, оптимально решаемые методом БОС:

1. Восстановление и тренировка мышечного чувства.

2. Повышение сократительной способности мышц.

3. Снижение активности гиперактивных мышц (релаксация).

4. Формирование двигательного навыка:

- манипуляционной функции кисти;

- правильной осанки;

- походки.

Методика коррекционной работы с применением технологии БОС:

Методика коррекционной работы с применением технологии БОС определяются не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:

1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.

2. Ставятся коррекционные задачи.

3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:

- подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;

- дозировку нагрузки;

- выбор аппаратуры БОС для проведения занятия.

4. В кабинете БОС проводятся диагностика чувствительности корректируемой мышцы, и проводится тренинг по определенному шаблону.

5. Длительность тренировки одной мышцы составляет не менее 10 мин. Величина нагрузки устанавливается для каждой тренируемой мышцы и регулируется уровнем чувствительности применяемого аппарата БОС посредством диагностического теста.

6. Продолжительность курса составляет не менее 10 занятий 2-3 раза в год.

7. Кратность проведения занятий не реже двух раз в неделю.

Методика проведения занятий БОС представляет собой совокупность практических приемов: сгибание, разгибание, приведение, отведение, напряжение, расслабление; средств: специальные коррекционные упражнения, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач.

Предметом коррекции методом БОС является анализ мышечной деятельности при активных движениях, различных положениях и позах тела ребенка.


Средства технологии БОС - это специально подобранные и организованные движения ребенка: гимнастические и дыхательные упражнения.

Гимнастические упражнения представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. На занятиях с применением метода БОС чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц.

Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и/или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).

Этапы коррекционной работы:

I этап коррекции является подготовительным. В доступной форме ознакомление ребенка и/или его родителей с принципами БОС, акцентируя внимание на том, что приборы не оказывают никакого влияния на организм человека, а лишь регистрируют происходящие физиологические изменения.

Проведение пробного тренинга БОС, чтобы ребенок сам мог понять и почувствовать, что он должен делать. Обучение ребенка правильному выполнению упражнения по БОС по выбранному сигналу управления - главная цель подготовительного этапа. Продолжительность подготовительного этапа – 1 занятие.

II этап коррекции - основной. В этот период ребенок использует метод БОС для коррекции выбранной физиологической функции, например, для тренировки определенной группы мышц, до получения желаемого эффекта - развития необходимой мышечной силы, восстановления правильной осанки и т.д. Длительность основного этапа - 9-10 занятий.

Ш этап коррекции - заключительный. Задача этого этапа - добиваться воспроизведения полученного навыка управления физиологическими функциями собственного организма без использования приборов биологической обратной связи. Длительность -1 занятие.


Таким образом, общее количество сеансов, не менее 10.

Компьютерные программы комплекса «БОС - опорно-двигательный»

Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio», которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы и программы «Учимся и Оздоравливаемся» с использованием мультимедийного оборудования для групповой работы с детьми имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата.

Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме.

Компьютерная программа «
Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете для часто болеющих детей, нарушениях речевого дыхания методом биологической обратной связи.

Влияние диафрагмально-релаксационного дыхания имеет многофакторный характер. Помимо сознательного управления дыханием ребенок опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате чего восстанавливаются межсистемные связи в основном из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию всего организма, и, значит, личности ребенка в целом.

Компьютерная программа на основе технологии биологической обратной связи «Учимся и Оздоравливаемся»

Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент. Форма работы по данной программе - групповая. Эта программа может применяться как часть физкультурного или любого другого занятия и как самостоятельное интегрированное занятие.


Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических законах дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста, по научным данным, составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи образовательной информации. Дидактический материал открывается на экране в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятия.

Интегрированное занятие состоит из двух частей:

- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы - в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.

- Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал: «Здоровая Азбука» и «Здоровая Математика». Специфика занятий: на выдохе сначала произносятся звуки, слова, а затем целые предложения.

Программа «Учимся и оздоравливаемся» предполагает взаимосвязь между инструктором по физической культуре и другими педагогами дошкольного образовательного учреждения: воспитателями, дефектологом, логопедом, психологом.

Данная программа эффективно применяется в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи и при задержке психического развития.

Итак, работа по компьютерным программам: «МИО», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся», предназначенны для коррекции нарушений функций опорно- двигательного аппарата, содержание которых составляют компьютерные игры, тематические слайды, сказки, решает не только коррекционные задачи, но и существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация, желание учиться и научиться новому.


Опыт работы мной был представлен на уровне образовательного учреждения, на муниципальном, региональном уровнях. Проводилась презентация кабинета БОС – ортопедический для родителей воспитанников (2007г.), выставка программного обеспечения к программам «МИО» и «Кардио» на конференции по теме: «Технология биологическая обратная связь. Её настоящее и будущее» под руководством президента Ассоциации биологической обратной связи А. А. Сметанкиным г. Санкт -Петербург (2009 г.), мастер – класс и выступление на курсах повышения квалификации воспитателей по теме «Современные подходы к организации работы педагога в группах компенсирующей направленности» (2010 г.), на городском методическом объединении показом интегрированного занятия «Использование технологий БОС (программа «Учимся и Оздоравливаемся»). Взаимосвязь в работе учителя – дефектолога с инструктором по физической культуре», г. Нижневартовск, 2010г., на II Региональной научно – практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования», г. Сургут, 2010 год, стендовым докладом: «Использование технологии БОС – ортопедический в работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата», ежегодно проводятся открытые занятия для родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, размещается информация для родителей на сайте дошкольного образовательного учреждения, создан личный сайт в социальной сети Yandex.narod.ru, адрес сайта: miss.izilanova.narod.ru, создана страница в социальной сети работников образования nsportal.ru, адрес: http://nsportal.ru/user.

5. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

- Временные ресурсы: 2006-2010гг.

- Интеллектуальные – патронаж Санкт – Петербургского НОУ «Институт биологической обратной связи», детская поликлиника №5 г.Нижневартовска (врач – ортопед Ханов Р.Э.).


- Кадровые ресурсы: 2006 год - осуществлена курсовая подготовка инструктора по физической культуре для работы по компьютерным программам технологии БОС – опорно - двигательный в городе Санкт – Петербурге;

- «Совершенствование системы и методов обучения физической культуры в ДОУ», БУ ДПО ХМАО –Югры «Институт развития и образования», 2009 год, удостоверение № 15198;

- «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - Здоровье» для системы дошкольного и общего образования», Санкт Петербургский институт биологической обратной связи, 2009 год, свидетельство № 3210;

- «Современные подходы к организации работы педагога в группах компенсирующей направленности», Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2010 год, удостоверение № 464;

- «Мониторинг эффективности БОС – технологии в образовании детей и подростков», АУ «Институт развития и образования» ХМАО –Югры, 2010 год, удостоверение № 750;

- «Организация и проведение занятий по плаванию для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2011 год, удостоверение № 1994.

- Административный ресурс:

2006 год - при­обретение дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» кабинета «БОС - опорно-двигательный», осна­щенного аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и для работы в кабинете БОС - опорно-двигательный.

- Материально – техническое и методическое обеспечение проекта:

1. Оборудование.

Наименование оборудования


Количество

Назначение оборудования

1.

Компьютер (системный блок, монитор)


2



Программное обеспечение для

тренировки мыщц опорно –

двигательного аппарата.

«Миотренажер» с программами:

«МИО 2.2С и «КАРДИО 2.11С»;

2.

Колонки

3 комплекта

Для усиления звука

3.

Клавиатура

2

Для оформления индивидуальных карточек,

4.

Аппарат бесперебойного питания

1

Для безопасности работы компьютера

5.

Ноутбук

1

Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся», по программам «МИО» и «Кардио»

6.

Принтер

1

Для печати полученных результатов

7.

Сканер

1

Для оформления индивидуальных заданий для детей

8.

Аппарат «Митон - 03»

2

Для тренировки мыщц опорно –


двигательного аппарата


9.

Стол (стандартный -1, детский -2)

3

Для установки мониторов

10.

Кресло с высокими спинками и подлокотниками (с регуляцией высоты)


2

Для тренировки мыщц верхних конечностей, грудной клетки с фиксацией положения головы

11.

Подставка для ног (с регуляцией высоты)

1

Для регулирования опоры нижних конечностей

12.

Подушка

1

Для регулирования глубины посадки для работы по программе «Кардио»

13.

Кушетка


2

Для тренировки мыщц спины, живота, ягодиц и тазобедренных суставов

14.

Подставка (с регуляцией высоты)


2

Для установки аппаратов: «Митон», ноутбука, проектора

15

Аппарат ПБС - БОС

2

Для преобразований мышечных импульсов в видео и аудио сигналы для работы с ПК

16.

Наушники

2

Для занятий по программе «Кардио»

17.


Мольберт

1

Для демострационного материала

18.

Проектор

1

Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся»

19.

Экран

1

Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся»

20.

Мешочки (гантели 200-400гр.)

2

Для тренировки мыщц нижних и верхних конечностей

21.

«Мышь»

3

Для манипуляций на дисплее

22.

Электроды датчиков электромиографические (многоразовые)

6

Для передачи биоимпульсов в ПБС

23.

Электроды датчиков электромиографические (одноразовые)

4

Для передачи биоимпульсов в ПБС

24.

Ремешки резиновые (короткие – 10, длинные - 10),

20

Для крепления миодатчиков к мышцам

25.

Ремень

2

Для крепления датчика ЧСС («Кардио»)

26.


Электроды датчиков электроэнцефалографические

2

Для передачи ЧСС («Кардио»)

27.

Датчики электромиографические

2

Для передачи электромиограммы дыхательного цикла


2. Программно – методическое обеспечение:

- методические рекомендации,

- научно – методическая литература,

- шаблоны диагностики и тренингов,

- рабочая программа «Развитие координационных способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата»

- рабочая учебная программа «Ступени к здоровью», разработанная мной, утверждённая педагогическим советом.

- консультации для педагогов и родителей.

7. Партнеры.

Партнеры в осуществлении проекта:

- дети 5-7лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи,

задержкой психического развития, часто болеющие дети (целевая аудитория);

- родители;

- врачи: ортопед, педиатр, невролог;

- педагоги: инструктор по физической культуре, воспитатели, узкие специалисты,

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус):

Отбор детей производится врачом – ортопедом не столько ссылкой на диагноз, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:

1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.

2. Ставятся коррекционные задачи.

3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:

- подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;

- дозировку нагрузки;

- выбор аппаратуры БОС для проведения занятия.

Проект рассчитан на детей 5-7лет с сохранным интеллектом:

- с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи;

- задержкой психического развития;

- часто болеющие дети.


<< предыдущая страница   следующая страница >>