litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Показания к применению метода БОС.

Первое условие - это минимальная сохранность корректируемой функции.

Вторым условием является минимальная сохранность интеллекта, необходимая для понимания инструкций педагога и их выполнения. При стойких грубых нарушениях интеллекта врожденного или приобретенного характера, таких, как тяжелая олигофрения при синдроме Дауна, выраженное слабоумие после заболевании и травм головного мозга, заболевания «большой» психиатрии и т.д., ребенок просто не в состоянии осознать поставленную перед ним задачу.

Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания первой группы:

- Возраст. Эффективность коррекции методом БОС напрямую зависит от интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств воспитанника. Вполне естественно, что маленькие дети такими качествами обладать не могут. Поэтому считается, что минимальный возраст ребенка должен быть 4,5 - 5 лет.

- Сохранность интеллекта (в смысле, его недостаточная сохранность).

- Сохранность эмоционально-волевой сферы - это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с капризностью ребенка, его нежеланием лечиться, «уходом в болезнь». Если сам ребенок не испытывает стремления к выздоровлению, то хороших результатов БОС - тренингов ожидать не приходится.

Ко второй группе относительных противопоказаний относятся следующие состояния:

- Тяжелые сопутствующие заболевания – острые инфекционные и неинфекционные, системные и хронические в стадии обострения.

- Заболевания, создающие принципиальную невозможность достижения положительного эффекта вследствие значительных анатомических изменений.

- Локальные патологические изменения: нейродермит, гнойничковые заболевания кожи.

- Ожирение III степени, при котором электрические сигналы от пациента могут ослабляться настолько, что полезный сигнал становится неотличим от шумов.


- Тяжелые нарушения возбудимости и проводимости сердца, затрудняющие применение метода БОС по ЧСС.

- Наличие диафрагмальной грыжи.

- Повышенная судорожная готовность головного мозга.


9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный

1. Создать эффективную систему управления проектом

1.Учеба на курсах повышения квалификации при НОУ «Институт биологической обратной связи», г. Санкт – Петербург.

2.Создание рабочей программы по реализации программ БОС- технологий:

«МИО», «Cardio», «Учимся и Оздоравливаемся»

для детей 4-7 лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата.


Сентябрь- 2006г.


Октябрь 2006г

Изиланова А.А.

2. Обеспечить участников проекта необходимым оборудованием, материалом для участия в реализации проекта


1.Приобретение кабинета БОС – опорно – двигательный.

2. Обучение специалиста для работы в кабинете БОС – опорно – двигательный.


сентябрь 2006г

Заведующая

Реализационный


1. Апробировать программы «МИО», «Cardio».


2. Апробировать

программу «Учимся и Оздоравливаемся»

1.Презентация программ «МИО», «Cardio»:

- на педсовете,

- на родительском собрании.

2. Консультация врачей: ортопеда, педиатра

3.Коррекционно – развивающая работа с детьми.


1.Презентация программы «Учимся и Оздоравливаемся»:

- на педсовете,

- на родительском собрании.

2. Консультация врачей: ортопеда, педиатра

3.Коррекционно – развивающая работа с детьми

Ноябрь-декабрь

2006г.


Октябрь

2006г.

Ноябрь- май (2006-07 уч.г.)


Декабрь 2009г.


Январь – май 2010г.

Изиланова А.А.


Батршин Э.А.


Изиланова А.А.


Изиланова А.А


Ханов Р.Э.


Изиланова А.А

Внедрить технологию БОС – ортопедический в коррекционно – развивающую работу ОУ.

Коррекционно – развивающая работа с детьми

по программам «МИО», «Cardio».

2007-2011гг

Изиланова А.А

Внедрить технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся» в оздоровительную работу ОУ

Коррекционно – оздоровительная работа по программе «Учимся и Оздоравливаемся»

2010-11 уч.г.

Изиланова А.А

Итоговый

Оценить результативность проекта

1. Промежуточные результаты.

2. Итоговый результат


Конец каждого учебного года.

Май 2011г.

Изиланова А.А


Изиланова А.А


10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

Ожидаемые результаты:

1. Клиническое улучшение состояния ребенка.

2. Статистически значимые изменения регулируемой функции.

3.Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени.

4. Положительная динамика показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.

5 Положительная динамика во взаимосвязи показателей уровня развития координационных способностей, физических качеств с показателями уровня развития познавательного процесса, речевого развития.

Для изучения показателей уровня развития координационных способностей применялись адаптированные мной тесты, разработанные на основе теоретических и методологических положений А.А.Дмитриева, С.П.Евсеева, Л.В.Шапкова, С.В.Густикова.

Для изучения показателей уровня развития физической подготовленности применялась методика Г. Лесковой, Н.Ноткиной в соответствии с требованиями общеобразовательной программы «Истоки» с учетом материала, который должны усвоить дети в соответствии с возрастным нормативом.

Мониторинг результатов коррекционной работы по компьютерным программам на основе технологии БОС – ортопедический проводится с помощью сеансов «Диагностика».


Аппаратура БОС компьютерного обеспечения с его мощной информационной базой позволяет осуществлять предварительную обработку и фильтрацию поступающего сигнала, функцию хранения и обработки полученных данных.

При проведении ЭМГ- исследования для достоверной оценки полученных данных необходимо тщательно соблюдать следующие определенные условия:

- спокойная обстановка, исключающая резкие раздражители;

- оптимальная, устойчивая поза ребенка;

- сопоставление записи потенциалов, отведенных с разных мышц, в различное время и у разных лиц, возможно только при проведении исследований и оценки полученных данных в идентичных условиях.

Электромиограмма показывает активные сокращения мышц в виде их суммарной электрической активности, полученной с помощью поверхностных электродов. В технологии БОС - ортопедический применяется в основном количественная оценка электромиограммы, которая даст представление о суммарной активности сокращения всех моторных единиц мышцы.

Диагностика результатов занятий методом биологической обратной связи: программа «МИО 2.2С» проводится 2 раза: в начале и в конце тренингов шаблоном «Диагностика», который содержит перечень контролируемых мышц и схему расположения электродов на поверхности тела ребенка.

Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».

Диагностика усвоения компьютерной программы «Cardio» производится по «контрольной минуте» - определение частоту сердечных сокращений, дыхательную аритмию сердца и частоты дыхания в режиме работы без биологической обратной связи в режиме «отдых». «Контрольная ми­нута» вводится перед началом и после завершения каждого сеанса. Показатели «контрольной минуты» необходимы для оценки эффективности проводимого занятия как в течение одного сеанса, так и всего курса в целом.

Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».

Усвоение компьютерной программы по технологии «Учимся и Оздоравливаемся» определяется методом наблюдения во время контрольного занятия в конце всего курса. Для контроля правильности выполнения дыхательных упражнений ребенок кла­дет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна дви­гаться только рука, лежащая на животе. Одновременно педагог, про­водящий обучение, следит за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании оставались неподвижными.

Для определения усвоения детьми образовательного компонента в программе даются контрольные тесты.

Эффективность применения метода БОС оценивается по трем основным показателям:

1. Клиническое улучшение состояния ребенка позволяет говорить о хороших результатах коррекции даже в том случае, если положительная динамика объективно выражена слабо.

2. Статистически значимые изменения регулируемой функции, например, статистически достоверное выравнивание ЭМГ ослабленной мышцы.

3. Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени, умение применять полученные навыки в повседневных условиях, в том числе и с учетом психоконфликтных ситуаций.

Об эффективности сохранения устойчивости сформированных навыков посредством БОС - тренировок можно судить по результатам тестов на выносливость мышц, формированию навыка правильной осанки и стойкости его сохранения в дальнейшем, улучшению переносимости детьми бытовых нагрузок.

Прирост времени тестов на выносливость мышц спины и брюшного пресса за период коррекции сеансами БОС - тренировок в 1,4 раза больше и сохраняется в 2-3 раза дольше. У детей посредством сеансов БОС-тренировок навык правильной осанки формируется в более краткие сроки. БОС - тренировки восстанавливают мышечную чувствительность и, благодаря этому, ребенок способен в дальнейшем корректировать свою осанку.

Усвоение элементарной компьютерной грамоты определяется методом наблюдения.



Анализ показателей уровня физического развития выявил положительную динамику:

1. Показателей уровня развития мышечной системы спины:

У 4,6% детей снят диагноз нарушение осанки, у 77% детей наблюдается положительная динамика показателей выравнивания мышечной активности на 75%, у 18,4% детей – приостановлено асимметричное развитие мышц (положительная динамика - 60%) .

2. Показателей уровня развития координационных способностей: улучшение у 81% детей на 18%, у 19 % детей – на15%.

3. Показателей уровня развития физической подготовленности: улучшение у 100% детей: у 20% детей на 14%, у 80% детей на 18%.


Динамика уровня развития координационных способностей за 2007-2011г.г.


Наблюдается положительная динамика в развитии координационных способностей: показатели уровня развития данных способностей улучшаются из года в год в среднем на 18%.


Динамика уровня развития физической подготовленности за 2007-2011г.г.


Показатели уровня развития физической подготовленности детей, усвоивших программу по БОС - технологиии за 2007-2011г.г. улучшаются из года в год в среднем на 16%.


Динамика количества детей, усвоивших на 100% программы: «МИО», «Cardio» за 2006-2011г.г. :




Динамика количества детей, усвоивших на 100% программы: «МИО», «Cardio» за 2006-2011г.г. :

2006-07у.г.- «МИО» - 51/26%, «Cardio» - 29/15%, всего – 80/41%. (Общее количество детей -195),

2007-08у.г. – «МИО» - 36/20%, «Cardio» - 11/6%, всего - 47/ 26%. (Общее количество детей - 178),

2008-09у.г. – «МИО» - 61/37%, «Cardio» - 71/43%, всего – 132/80%. (Общее количество детей -165),


2009-10 уч.г. - «МИО» - 100/67%, «Cardio» - 20/13%, всего –120/80%. (Общее количество детей -150),

2010-11уч.г. - «МИО» - 119/79% «Cardio» - 14/9%, всего –133/88%. (Общее количество детей -150).

Усвоение программы «Учимся и оздоравливаемся»: детьми - 100%.

Динамика количества педагогов, усвоивших программу «Учимся и Оздоравливаемся»: 2009-10 уч.г.- 10, 2010-11уч.г. – 30.

Таким образом, применение компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в стандартные сроки тренингов удается добиться более полноценной коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Можно сделать вывод, что компьютерные программы технологии БОС – ортопедический на основе инновационного метода биологической обратной связи являются высокоэффективным средством в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата, способствуют более быстрому выравниванию развития мышечной активности, повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете, физического и познавательного развития.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Данная работа не исчерпывает все аспекты коррекционно – развивающей и оздоровительной деятельности методом БОС . В перспективе планирую изучить возможности использования БОС – ортопедический по программе «Статус» для коррекции плоскостопия, принять активное участие в работе по внедрению в педагогический процесс каждого воспитателя программы «Учимся и Оздоравливаемся».


12. Литература.

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.


2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., Медицина, 1984. - С. 232-234.

3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.:Наука, I988.-262C.

4. Бехтерева H.П., Камбарова Д.К., Поздеев B.К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. -Л.: Медицина, 1978. - 240 с.

5. Бонев Л., Слынчев П., Банков С. Руководство по кинезитерапии. - София: Медицина и физкультура, 1978. - С. 98-105.

6. Епифанов В.А (ред.). Лечебная физическая культура. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.

7. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 21 с.

8. Каптелин А.Ф. (ред.) Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1995.

9. Коц Я.М. (ред.) Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. -447 с.

10. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 8 с.

11. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи по электромиограммедля коррекции двигательных нарушений// Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 16 с.

12. Кузьмичева О.А. Описание шаблонов программы «МИО 2. 2С» // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2004. – 13 с.

13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М. ВЛАДОС,1997г. стр.304.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.Академия,2002 год, стр.193.

15. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях – Дошкольное воспитание. 1999г.- № 4.-стр.34-36.

16. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения) животных. -М.: Наука, 1973.-659 с.


17. Петраш В.В., Сметанкин А.А., Ващилло Е.Г., Бекшаев С.С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека // Учебное пособие для врачей-слушателей. -Л., 1988.

18. Пннчук Д.Ю, Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии // Справочное руководство. – С-Пб.: Человек, 2002. -120 с.

19. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М. Академия, 1999 год. Стр.158.

20.Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2: Теория и практика. - Новосибирск, 1993. - 25 с.

21. Рябус M.В. Лечение головной боли напряжения методом биологической обратной связи: Автореф. дисс— канд. мед. наук / ММА им. И.М.Сеченова. - М„ 1998. - 24 с.

22. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. - Минск: Вышейшая школа, 1978. - С. 56-58.

23. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.

24. Сеченов И.М. Лекции по физиологии. - М.: Медицина, 1974. -232 с

25. Скок А.Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами: Автореф. дисс ...канд. мед. наук /Новосибирский мед. ин-т, ин-т мед. и биол.кибернетики СО РАМН. – Новосибирск, 1999. -17с.

26. Фонарев М.И. (ред.) Справочник по детской лечебной физкультуре.-Л.: Медицина, 1983.-359 с.

27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе/ Педагогическое общество России – М, 1999.

28. Штарк МБ. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) // Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 5-13.

29. Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Новый методологический
подход в функциональном лечении больных с двигательными
нарушениями при помощи портативных приборов с ЭМГ-БОС. II

Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и
спорте. - СПб., 1991.-С. 9.



<< предыдущая страница   следующая страница >>