litceysel.ru 1




Гималаи и творчество Н.К. Рериха

Урок МХК в 8 классе

Федотова М.А.


Цели
: ознакомить учащихся с «индийской частью» творческого наследия Рериха, продолжить формирование умения смотреть художественное произведение (картину), повторить художественные средства выразительности, развивать умение анализировать художественное произведение.

Понятия: пейзаж, реализм, романтизм, композиция, теплые и холодные цвета, художественный образ.

Оборудование: учебник Бакланова Т.И. и др. «Мировая художественная культура» 8 класс М. 2002, компьютер, мультимедийная установка.


Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.




    1. Беседа по вопросам к параграфу. Особенности индийского дворца

- храма,

- сельского дома.

    1. Пересказ параграфа.

  1. Изучение нового материала.

1). Вводная беседа. Почему Индию называют страной чудес?

Что дала миру древнеиндийская цивилизация?

Чем она привлекает туристов сегодня?

2) Индия привлекала ученых и деятелей культуры всегда во все времена. Одним из них был русский художник, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих. (Слайды № 1, 2. С.Н. Рерих Портрет Н.К. Рериха).

3) Рассказ учителя и записи в тетрадях. Биография Рериха.

•(27.09 (9.10) 1874, Санкт-Петербург — 13.12 1947, Нагар, Пенджаб, Индия) — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.

•Создатель около 7000 картин и около 30 литературных трудов. (Слайды 3, 4).


•Летом 1928 г в Западных Гималаях, в долине Кулу Рерих основывал Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней звезды»).

•Директором Института стал Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед с мировым именем.


•В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась работа по лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редчайшие письменные источники, изучались полузабытые наречия. (Слайды 5 «Гималаи» фото, 6 «Институт «Урусвати» фото, 7 Н.К. Рерих «Кришна. Весна в Кулу»).


•В 1929 г. Н. К. Рерих вместе с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером подготовили проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха), согласно которому ценные памятники должны быть неприкосновенными в годы войны.

•В 1954 г. в Гааге был подписан акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и ратифицирован тридцатью девятью странами. (Слайд 8).

•Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира – белое полотнище с красной окружностью и тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. (Слайд 9 Знамя мира, 10 Н.К. Рерих «Знамя мира. 1931 г.»).


•За международную культурную деятельность в 1929 г. Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира.


3) «Гиалаи» в художественном творчестве Рериха.

Записи в тетради.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город) (Слайд 11).

В наше время, время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение

•Основные работы Рериха 1920 – 40-х гг. — это пейзажи, наполненные большим философским содержанием.


Рерих воспевал величие, вечную возвышенную красоту природы, которая облагораживает человека.

Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Среди них такие полотна, как "Помни!" (1945, ГРМ), "Гималаи. Ледники" (1937, ГРМ),

"Гималаи, Нанда-Деин" (1941, ГРМ). (Слайд 12).


Справка. Гимала́и (санскр. «оплот снегов») — высочайшая горная система Земли. Гималаи расположены между Тибетским нагорьем (на севере) и Индо-Гангской равниной (на юге).

Расположены на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. Длина свыше 2400 км, ширина до 350 км.

Средняя высота гребней около 6000 м, максимальная 8848 м — гора Джомолунгма (Эверест). Ряд вершин выше 8000 м.(Слайд 12, 13).

«… для меня Гималаи являются вершиною мира, не только по высоте, но и по всем благостным многозначительным традициям. Из книг моих вы знаете, что именно нагория Гималаев… были одним из главных пунктов переселения народов, объединяя этим лучшие стили Запада, выдвигая скифику, напоминая о романском стиле и прочих незабываемых культурных сокровищах». (Слайд 14 Н.К. Рерих «Вершины», 15).


Беседа с классом. Гималаи всегда привлекали людей.(Слайд16 Н.К. Рерих «Вестник от Гималаев», 17) Одним из них был русский художник В.В. Верещагин. Он тоже совершил большое путешествие в Индию, посетил Гималаи и создал около 150 картин. Верещагин – художник реалист. Давайте посмотрим на его картины. (Слайд 18 В.В. Верещагин «Главный хребет», 19 В.В. Верещагин «Гималаи вечером», «Снега Гималаев»).

Записи в тетрадях. Реализм — направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. (Слайд 20).

Ваше мнение?(Слайд 20, 21 Н.К. Рерих «Весь хребет», 22, 23, 24 Н.К. Рерих «Гималаи вечером 1924 г.», 25). Специалисты считают Рериха художником – романтиком.


(В тетради) Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XX вв. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. (Слайд 22)

Беседа с классом. Давайте рассмотрим некоторые из его картин.


«Весь хребет». Какова основная тема картины?


Какие средства выразительности использует художник? Какими красками написана картина? Сколько оттенков белого, синего цвета мы можем различить? Какие чувства вызывает картина у зрителя?


(Записи в тетрадях).

Главное в композиции - создание художественного образа.

Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд 23).


Давайте сравним картины Рериха «Весь хребет» и Верещагина «Главный хребет».


Что мы можем сказать об этой картине? «Гималаи 1924 г.», «Гималаи 1939 г.» Что общего в картинах Рериха?

На маршруте по впечатлениям экспедиции Рерих создал более 500 картин, и еще значительное количество было написано позже по наброскам.

За эту серию Рериха называют Мастером гор.

Горы с незапамятных времен притягивали великих искателей Истины. И Рериха горный мир влек неудержимо. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы», к «Куполу мира» - так художник называл эти величественные горы. Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» - Он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух».

Н.К. Рерих «Великий дух Гималаев». 1934 г. (Слайд 26)


(Записи в тетрадях) В картинах Рериха впервые создается образ Гималаев как одного из красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новые сочетания цвета и линий, и как одного из необычных мест на планете, хранящего множество тайн.

Краски на картинах Рериха богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. (Слайд 27, 28 Н.К. Рерих 1939 г.).


Гагарин о Рерихе: "Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха". (Слайд 29). «Гималаи». Фото с МКС. (Слайд 30).

Давайте посмотрим на Гималаи еще раз. (Слайд 31)


Горным пейзажам Рериха свойственны героико-поэтическая трактовка природы, монументальность, космичность. Композиция каждого произведения строго продумана, уравновешена, гармонична. Форму отличает четкость и выразительность.

Его живописно-изобразительная система относится к новаторским достижениям XX в.

Домашнее задание. Рассказ о развитии теме Гималаев в творчестве Рериха на основе текста параграфа 6 и записей в тетрадях.