litceysel.ru
добавить свой файл
1
УДК 378.016


В.П. Филиппова v.p.f@mail.ru

ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет»

Лысьвенский филиал


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ»


Потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни - всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию..


Потенциал, возможность, деятельность, ресурс, потенциал личности.


Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности  к позитивности, от концепции болезни  к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, чту люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» [2 c. 68-70]

Проблема теоретического анализа понятия «потенциал личности» становится актуальной тогда, когда исследователь ставит перед собой задачи:

1 теоретически изучить данное явление;

2 описать его в терминах общей психологии;

Именно в этих ситуациях очевидным становится проблема терминологического определения понятия «потенциал личности».

Таким образом, данное понятие нуждается в теоретическом анализе. В статье мы попытаемся дать этот анализ.


Базовое понятие «потенциал» происходит от латинского potential мощь, сила, возможность. В справочной литературе данное понятие обозначается, как источник, возможность, средство, ресурс, запас, который может быть приведен в действие и использован для решения какой- либо задачи и достижения определённой цели [4 c.89-100].

Войдя в понятийный аппарат многих наук и сочетаясь с категорией «возможность» и «действительность», понятиями «развитие», «становление», «актуализация», «само созидание», понятие «потенциал» трансформировалось обогатилось новым содержанием и получило современную интерпретацию.

В философии понятие «потенциал» связывается с категорией «возможность» и «действительность», которые выступая модальными характеристиками бытия, выражают как вероятность, тенденцию становления, так и ставшую реальность.

«Возможность», возникая в рамках «действительности» как одна из её потенций, презентирует будущее в настоящем, и превращается в «действительность», порождает новые возможности – такова диалектика их взаимоперехода [3 c.79-86]. Потенция – это недействующая возможность, способная стать реальностью в определённых условия и при определённых ресурсах. Переход возможности в реальность есть процесс актуализации потенции.

Понятие потенциал личности используется в психологии (В.Н. Мясищев, В.К. Сафонов), социальной психологии (Б.Д. Парыгин), в научных трудах представителей гуманистического подхода к личности (А.Маслоу, Р.Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.), в работах современных философов, педагогов (К.А. Абульханова, В.А. Сластенин, Г.А. Лаптев, В.И. Игнатова, Н.И. Шевандрин, С.Л. Братченко и др.), лежит в основе социально-философского подхода к воспитанию человека (Гераклит, Сократ, Р. Декарт, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше, М. Хайдингеер, М. Шелер, Н.А. Бердяеев, Н.О. Лосский, М.К. Мамардашвилли, В.В. Розанов, С.В. Франк, А. Швейцер и др.).

В гуманистических теориях личности (А.Маслоу, Р.Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.) понятие «потенциал личности» сочетается с понятием «актуализация», которая трактуется как перевод знаний, умений, навыков, различных форм поведения, эмоциональных состояний из потенциального состояния в актуальную действительность. В работах А. Маслоу развитие личности связывают с развёртыванием скрытых ресурсов, потенциальных возможностей и способностей (врождённого потенциала), потребностей познавать самого себя. К. Роджерс выдвигает гипотезу о том, что поведение человека регулируется объединяющим мотивом - потребностью самоактуализации, развитию своих способностей, раскрытию внутреннего потенциала, чтобы сохранять и развивать личность: «Тенденция роста, движения вперёд - пишет Роджерс,- является основным источником жизни. Которая... реализуется и становится актуальной в противоположность потенциальной » [3 c. 67-79].


В гуманистической теории личности Э. Фромма единственным средством против угрозы без духовности выступает способность человека продуктивно использовать свои силы, реализация личных потенций и присущих ему возможностей.

Раскрытие потенциала личности по мнению В.К. Сафонова, зависит от активности личности (самореализации потенциальных возможностей), определяющими слагаемыми которой являются задатки, способности, интерес, мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности), социальное окружение, которое может поддерживать, а может отвергнуть конкретную активность человека.

Объективный механизм саморазвития субъекта деятельности, В.А. Сластенин, Т.А. Лаптев и другие учённые связывают с процессом, когда человек постоянно стремится выйти «за свои рамки, превзойти себя, раскрыть свой неисчерпаемый потенциал». Подчёркивается, что основой потенциала саморазвития деятельности человека, отношений заложен, прежде всего, в индивидуальности каждого.

В качестве деятельностных категорий В.И. Слободчиков выделяет «Ресурс- Потенциал- Действие- Условие- Цель», где первые три элемента суть субъект, последние три - объект, средние три - то, что называется средством. При этом потенциал рассматривается как «структурированный ресурс определённой мощности, источник возможного действия» [5 c.45-50], который может быть раскрыт через потребности, влечения, интенции, а потенциал, как воплощенный принцип соорганизации ресурсов, - через установки, смысловые образования, ценностные ориентации.

Основанием потенциала личности В.А. Спивак считает заложенные потенции, имеющиеся возможности для выполнения различных функций при благоприятных условиях развития способностей. Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя перед решением новых задач [2 c.20-34]. Поскольку развитие личности зависит не только от психологических особенностей, но также от социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то следует говорить об активных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.


Как считают А.А. Деркач и В.Г. Зыкин, личностный потенциал «включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов- интеллектуальных, психологических, волевых, что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию» [4 c.37-46].

В социально-педагогическом контексте потенциал личности, по мнению В.В. Игнатовой, представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врождённых и приобретённых способностей субъекта относится к окружающей действительности, которые определяют норму его возможного реагирования на социально педагогические условия. Потенциал личности имеет объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализуется (развёртывается) в действительности [5 c.69-78].

Таким образом, исследуемое понятие потенциал личности описывается в следующих психологических терминах: неактуализированные возможности, задатки, способности, потребности, ценностные ориентации, качества личности, наклонности, скрытые структурированные ресурсы, резервы, творческие импульсы, внутренняя энергия, продуктивные силы, потребности, познание самих себя и других. Кроме этого, потенциал личности связывается с процессами актуализации, реализации, развёртывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремлением «выйти за рамки», самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации, развития (интерактивного, ролевого, социокультурного), интериоризации.


Литература:


  1. Можейко М.А. Возможность и действительность / М.А. Можейко //Новейший философский словарь/ сост.А.А. Гринцанов.- Минск: Изд. В.М. Скакун,-1998.
  2. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию /К.Р. Роджерс / пер. с англ. М. Злотник.-М.: Изд. ЭКСМО- Пресс, 2001.

  3. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория /В.И. Слободчиков // Вопросы философии- 2001.- №3.

  4. Деркач А.А. Акмеология/А.А. деркач, В.Г. Зыкин.- Спб.: Питер, 2003.

  5. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно- творческого становления личности в образовательном процессе.- Красноярск: Сиб ГТУ. 1999.