litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Группа «Художественное творчество»



Организация изучения личностных, метапредметных результатов освоения на примере модульной программы внеурочной деятельности учащихся

Волшебный мир народного художественного творчества”













Работу выполнили:


Вольская Е.И.

Зубовская Л.А.


Иванова Т.Е.

Милосердова Н.А.

Петрова А.А.


Попова О.Ю.


Раздорская И.В.


Руднева Е.В.


Сапрыкина Е.А.

Файзуллина Л.В.




Модуль I “Глиняная игрушка”


Файзуллина Л.В., Ижевск. Республика Удмуртия


3 уровня достижения метапредметных результатов

Регулятивные УУД

уровни УУД


что диагностируется

методы, приёмы проверки

вариант опроса

1 уровень РУУД

проверка умения планировать свою деятельность

метод: индивидуальный опрос

умение планировать свою деятельность

2 уровень РУУД

проверка умения контролировать свои действия, вносить коррективы в свои действия

метод: лист самооценки

“Лист самооценки учащегося, посещающего кружок “Глиняная игрушка”

3 уровень РУУД

проверка умения саморегуляции

Индивидуальная беседа с учащимся

беседа



Лист самооценки учащегося, посещающего кружок “Глиняная игрушка” (разработано Файзуллиной Л.В.)

Фамилия и имя ученика__________________________класс__________

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые Вам для успешной работы, используя пятибалльною систему (поставить крестик в соответствующей колонке):
“5” - ситуация устойчивая, моё поведение соответствует сказанному.
“4” - очень часто проявляется, иногда возникают случаи, когда моё поведение не соответствует утверждению.
“3” - в некоторых случаях моё поведение не соответствует сказанному.
“2” - моё поведение очень редко соответствует приведённому высказыванию

Утверждения


2

3

4

5

Я всегда самостоятельно могу подготовить рабочее место, подсказать своим товарищам алгоритм работы с глиной.













Я вижу недостатки в своей работе, иногда без помощи учителя могу исправить форму глиняной игрушки.













Самостоятельно могу выбрать орнаментальное решение декора игрушки в соответствии с её названием (дымковская, филимоновская, каргапольская). Могу найти ошибки в своей и в работе  своих одноклассников. А так же могу помочь им исправить ошибки.














Выставляется средний балл. Затем подводится итог:
15 -12 баллов - высокий уровень контроля своих действий.
11 -9 баллов - средний уровень контроля своих действий.
6 - 8 баллов - низкий уровень контроля своих действий.

Познавательные УУД

уровни УУД

что диагностируется

метод

вариант

1 уровень ПУДД

способность понимать цель занятия и следовать ей

опрос


Учащийся в процессе беседы должен рассказать учителю как он понял цель урока и алгоритм выполнения задания

2 уровень ПУДД

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в образовательную; умение организовывать поиск информации

наблюдение учителя и тест

тест “Активность кружковца”

3 уровень ПУДД

Проявлять самостоятельность в решении образовательных задач.

тест

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения



Тест “Познавательная активность члена кружка “Глиняная игрушка” (Разработано Файзуллиной Л.В.)

Задание 1.

1. Ты познакомился с глиняными игрушками: дымковскими, филимоновскими и каргапольскими. Отличаются ли пропорции этих игрушек? Прочитай ответы, выбери правильный.
А.Да, отличаются. Б. Ничем не отличаются. В. Отличаются только филимоновские игрушки Г. Ты не знаешь, но хочешь и можешь найти нужную информацию.

Задание 2

2.  Ты хочешь найти ответ на следующий вопрос: “Почему повторяются образы барынь, лошадей, коров в изученных нами народных глиняных игрушках”. Укажи книги (перечисли цифры), в которых ты можешь найти ответ на этот вопрос.
Книги, которые мне обязательно помогут:___________________
Книги, в которых я могу найти немного информации:_________________
Книги, в которых я не смогу найти нужной информации:________________
1. Л.А. Латынин “Образы народного искусства”
2. М. Семёнова “Мы - славяне”.
3. С.Ю. Афонькин “Орнаменты народов мира”
4. “Краткая история искусств. Очерки.
5. А. Толстой “Золотой ключик”

Алгоритм подведения итогов теста

Таблица заполняется на весь состав учащихся. За каждый исчерпывающий ответ ставиться 3 балла


Ф.И. учащегося

Умеет определять какая информация нужна для решения творческой задачи

Умеет отбирать источники информации для исследовательской деятельности

умеет сравнивать и группировать информацию

Умеет делать выводы

















Итог:
12 - 10 баллов - отличный результат
9 - 7 баллов - хороший результат
6 - 0 баллов - плохой результат.

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив занятия в кружке.

(разработано на основе материала “Изобразительное искусство. 2 - 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекции интересных уроков” Пожарская А.В., Волгоград “Учитель”, 2011)

Учащимся предлагается выполнить по выбору задания, различающиеся: по сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная), практической или теоретической направленности, по характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое)
Примеры заданий:


  • выполнить игрушку по алгоритму, предложенному в инструкционной карте;

  • найти в предложенной литературе информацию об образах народных игрушек;

  • придумать свою игрушку на основе образов народной игрушки;

  • выполнить коллективное панно “Дымковская ярмарка”, “Деревня деда Филимона”, “Каргапольские богатыри”.


Каждый учащийся получает лист, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора им того или иного задания.
  • желаю поработать творчески;


  • хочу быть мастером, выполняющем замечательные народные  игрушки;

  • желаю как можно больше узнать о керамических изделиях;

  • это задание мне необходимо для дальнейшего образования (я буду поступать в художественные учебные заведения);

  • я уверен в успехе;

  • желаю преодолевать трудности;

  • мне нравиться педагог, руководитель кружка

  • мне нравиться заниматься в кружке “Глиняная игрушка”;

  • желаю как можно больше  знать о народном искусстве;

  • хочу быть духовно богатым и полезным для нашего общества;

  • мне нравиться работать глиной;

  • хочу быть самостоятельным для жизни.


Педагог заполняет таблицу: по горизонтали - фамилии учащихся, по вертикали - озвученные предложения, распределяя их по 7 группам:

  1. Самоопределение;

  2. Познавательные;

  3. Узкопрактические;

  4. Саморазвитие;

  5. Общение с учителем;

  6. Общение со сверстниками;

  7. Самоутверждение.


Выбор учащимися мотивов отражает разный подход к получению практических знаний по керамике и связан с планами ученика в настоящем и будущем. анализ мотивов позволит распределить учащихся по группам и выработать индивидуальный подход к ним.

  • Первая группа - для них обучение в кружке возможность общения с педагогом, учащимися, возможность доказать себе и всем свою значимость.

  • Вторая группа - желание творчески развиваться.

  • Третья группа - желание продолжить обучение дальше.


Благодаря таблице и распределения по группам, выясняются мотивы обучения.
Мотив саморазвития. Связан со стремлением ученика расширить кругозор.

Мотив самоутверждения. Связан с желанием учащегося изменить о себе мнение педагога и сверстников. Надо обязательно понаблюдать какими средствами ученик достигает желаемого.

Познавательная мотивация.Учащийся предаёт огромное значение личности педагога.

Коммуникативные УДД

уровни

что диагностируется

метод

вариант

1 уровень КУУД

умение сотрудничать с другими детьми и педагогом

игра

Рукавички”

2 уровень КУУД

умение вступать в диалог, находить компромисс в решении проблем

игра

Левая и правая стороны”

3 уровень КУДД

Умение интегрироваться в коллектив, умение отстаивать свою точку зрения, принимать другую точку зрения

игра

Дорога к дому”




Модуль II “Традиционная народная тряпичная игрушка”


Зубовская Л.А. Астраханская область.


Тест по теме: “Культовые и обрядовые куклы”
Тест проводится с целью диагностики  и формирования познавательных универсальных учебных действий, а так же закрепления  закрепления знаний, полученных на занятиях.
Регулятивные УДД
Цель: диагностика и формирование познавательных, универсальных учебных действий.
Методика “Таинственное письмо”.Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Описание занятия:
За 5 минут до окончания занятия экспериментатор объявляет: “Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно- не известно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите,ребята!”
Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме занятия; небольшим по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр. Каждому ребенку достается листочек с “Таинственным письмом”. Под руководством учителя дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке.Расшифрованное слово отмечается на строчке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Учитель предлагает другим детям ( желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего занятия, дети сдают подписанные листочки.
Интерпретация результатов:


  • высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком;

  • средний уровень - познавательная активность выражена умерено, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил;
  • низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.



Вывод о степени выраженности познавательной активности фиксируется на листке с заданием, внизу.
Коммуникативные УДД (по методике Г.А.Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами, анализ результата.
Возраст: 7-10 лет
Описание задания:
Перед детьми, работающих парами, располагают несколько традиционных тряпичных кукол, принципом изготовления которых дети ранее были ознакомлены. Предлагают сделать одну из них, точно схожую с образцом.Для этого дается задание: ответить на вопросы, сделав отметки в таблице: подобрать материалы и инструменты, необходимые для куклы, выбрать образцы заготовок, необходимые для конструирования изделия.Для этого дети сначала договариваются, какую куклу они выберут. Потом,  совещаются и определяют, какие материалы и инструменты будут использовать. Вспоминают  порядок сборки куклы.  В результате каждый из них должен будет выполнить куклу, соответствующую выбранной.
Критерии оценивания:

  1. продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства с образцом;

  2. умение детей договариваться, приходить к общему решению, умению убеждать, аргументировать;

  3. взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;

  4. взаимопомощь по ходу работы;

  5. эмоциональные отношения к совместной деятельности.


Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень - в изделии нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем;

  2. Средний уровень- сходство частичное, но имеются различия. Есть разногласия в порядке сборки куклы. Дети общаются, но не приходят единому мнению.
  3. Высокий уровень: куклы выполнены верно, материал подобран грамотно. Дети приходят к согласию относительно к выбору куклы и ее сборки. Сравнивают способы действий и координируют их, строят совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.




Источники:
Психология ребенка. Методики и тесты.Под редакцией А.А. Реана.Москва Санкт - Петербург Прайм- ЕВРОЗНАК.2007
Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
Перечень методов и методик для проведения мониторинга образовательной среды...
Программа формирования универсальных учебных дейтвий
Остров радости и успеха


Модуль III “Мягкая игрушка” - Петрова А.А., Раздорская И.В.


Петрова А.А.
1. Опрос для вводного занятия по теме “Мягкая игрушка”
Опрос проводится, на вводном занятии по теме, чтобы узнать отношение учащихся к данному виду деятельности. В связи с итогами опроса планируем свою дальнейшую педагогическую деятельность: при планировании занятий обращаем внимание на мотивацию, развитие интереса учащихся, создаем ситуацию успеха.
2. Опрос по теме инструменты и материалы  для занятий кружка “Мягкая игрушка”
Данный опрос может быть применен на теоретических занятиях для расширения, закрепления или контроля знаний учащихся о материалах и инструментах.

3. Руководитель кружка может использовать следующие диагностические приемы при  работе по модулю “Мягкая игрушка”:
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         участие в проектах;
-         подведение итогов занятия кружка;
-         творческие задания;

-         самооценка выполненной работы

-         дневники достижений (личная коллекция мягких игрушек, сделанных своими руками).
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
-              поиск лишнего (инструменты, материалы);
-         хитроумные решения (цветовые, композиционные);
-         составление схем-опор по алгоритму работы;
-         работа с разного вида таблицами, трафаретами, выкройками;
-         работа со словарями и Интернет-источниками.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
-         «предупреждение ошибки»;
-         поиск информации в предложенных источниках;
-         взаимоконтроль;
-         «ищу ошибки»
-         КОНОП (контрольный опрос на определенную тему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-         составь задание партнеру;
-         составь отзыв на работу товарища;
-         групповая работа по составлению алгоритма создания композиции из мягких игрушек;
-         «отгадай, о ком говорим»;
-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
-                    составление сценария кукольного спектакля с персонажами сшитых игрушек.
Для каждого вида вышеназванных заданий можно использовать шкалу оценки от 1 до 10, а также отслеживание индивидуальных достижений, используя мониторинговые исследования в течение 3 лет обучения.



следующая страница >>