litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


ГУ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ г. КАЛУГА


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ


(Методическое пособие)


Выпуск 1 “Мир профессий”


Методическое пособие подготовлено сотрудниками отдела профориентации и социально-психологической адаптации Калужского городского центра занятости населения в помощь тем, кто занимается профессиональной ориентацией учащихся старших классов.


Составители Егорова С.А., Засова Н.В.


Содержание


Профориентация учащихся 5

Понятия «профессия», «специальность», «квалификация» 6

Классификация профессий по предмету труда 6

Пути получения информации о конкретных профессиях 10

Профориентационные занятия с учащимися по теме «Мир профессий» 12

Примерный план занятия 1 12

Примерный план занятия 2 14

Приложение 1. Профессиограммы 17

Приложение 2. Общие правила проведения профориентационных игр 19

Приложение 3. Профориентационные игры 19

«Профессия на букву» 19

«Самая, самая…» 19

«Назови профессию» 20

«Угадай профессию» (пантомима) 20

«Автопортрет» 20

Приложение 4. Опросник профессиональной готовности школьников (О П Г Ш) 21

Приложение 5. Общая характеристика профессий. 23

Общая характеристика профессий типа "Человек - человек" 23

Общая характеристика профессий типа "Человек - природа" 23

Общая характеристика профессий типа "Человек - техника" 24

Общая характеристика профессий типа "Человек - знаковая система" 25

Общая характеристика профессий типа 25

"Человек - художественный образ" 25

Приложение 6. СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИЙ 26

Литература 30




Профориентация учащихся



Вопросами профориентации занимаются различные социальные институты: школы, учителя через учебные предметы, уроки труда, внеклассные мероприятия; межшкольные учебные комбинаты - через профессиональные пробы; семья; служба занятости. Однако в настоящее время деятельность всех этих структур не скоординирована. Наступило время, когда требуется объединить наши усилия с тем, чтобы подготовить молодого человека к профессиональному будущему.

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства граждан с учетом их желаний, склонностей, способностей и потребности в специалистах в регионе и обществе в целом.

На протяжении десятков лет семья и школа ориентировали молодого человека на выбор единственной профессии на всю жизнь. Опыт работы показывает, что положение на рынке труда лучше у тех, кто имеет несколько профессий, кто готов гибко менять свое поведение, реагируя на изменения жизненной ситуации, учиться в любом возрасте. Сегодня профориентация – это комплекс услуг по сопровождению профессиональной и деловой карьеры человека. Профконсультанты городской службы занятости занимаются с 1993 года профессиональным консультированием молодежи, помощью тем, кто испытывает трудности при решении проблемы профессионального выбора.

Профконсультантами приобретен опыт работы с различными категориями граждан, в том числе и с учащейся молодежью, накоплен богатый информационный, диагностический и методический материал, которым мы готовы делиться со всеми заинтересованными лицами. Не имея возможности содействовать организации профессиональной ориентации во всех школах, профконсультанты службы занятости работают по запросу представителей школ, интернатов, межшкольных учебных комбинатов: завучей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Выступаем перед учащимися выпускных классов, на родительских собраниях, на встречах с педагогическими коллективами, проводим индивидуальную работу. Но для того, чтобы профориентация стала системой в рамках общеобразовательных учреждений нужны специалисты. Сотрудники центра занятости готовы оказывать практическую и методическую помощь в их обучении, повышении квалификации, принимать участие в их методическом обеспечении.


В практике профориентационной работы мы нередко сталкиваемся с тем, что подростки плохо информированы о мире профессий, имеют поверхностные представления о содержательной стороне выбранной профессии, недооценивают ее объективные трудности. Все это неизбежно ведет к ошибкам в профессиональном выборе. Занятия на тему «Мир профессий» направлены на то, чтобы ознакомить учащихся с миром профессионального труда, научить их анализировать конкретные профессии, соотносить требования профессии со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Прежде, чем перейти к самим занятиям, предлагаем теоретический материал, который может потребоваться для их подготовки и проведения:

Понятия «профессия», «специальность», «квалификация».

Классификация профессий по предмету труда.

Пути получения информации о конкретных профессиях.

Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»



Существует несколько определений понятия «профессия». Согласно наиболее полному из них профессия - это ограниченный вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки (в развитом производстве – постоянной переподготовки), выполняемой за определенное вознаграждение (на современном этапе развития общества в основном – за деньги), дающей человеку определенный общественный статус и признание.1

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (например, специальность врача – хирург, специальность учителя – физика и математика).2

Квалификация - это 1) уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда, 2) профессия, специальность.2

Классификация профессий по предмету труда


Во всероссийском классификаторе профессий насчитывает около 9 тысяч профессий. Для того, чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, целесообразно ознакомиться с их классификацией.


Наиболее известна классификация профессий по предмету труда, предложенная Е.А.Климовым. Она широко используется в профориентационной работе.

Предмет труда – это то, с чем человек имеет дело в процессе трудовой деятельности. По предмету труда выделяют пять типов профессий: «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек - художественный образ».


Классификация профессий по предмету труда


Наименование типа профессий, характеристика предмета труда

Подтипы, примеры отдельных профессий

«Человек - человек»

Предмет труда: люди, группы, коллективы, социальные процессы

  1. Медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка, фельдшер).

  2. Воспитание и обучение (воспитатель, учитель, спортивный тренер, дефектолог).

  3. Бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант, парикмахер и др.).

  4. Информационное обслуживание (журналист, библиотекарь, экскурсовод).

  5. Защита общества, государства (юрисконсульт, адвокат, участковый инспектор, следователь).

«Человек - техника»

Предмет труда – технические системы, материалы и заготовки, энергия.

  1. Создание, монтаж, сборка технических устройств (инженер-конструктор, радиомеханик, монтажник конструкций).

  2. Эксплуатация технических средств (крановщик, инженер-технолог, швея, токарь, слесарь).

  3. Ремонт технических устройств (электромонтер, слесарь-ремонтник).

  4. Строительство (каменщик, штукатур-маляр, столяр-плотник).

«Человек - знаковая система»

Предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки.


  1. Тексты на родном и иностранных языках (корректор, технический редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик).

  2. Цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, кассир).

  3. Чертежи, карты, схемы (чертежник, закройщик, штурман).

  4. Звуковые сигналы (радист, телефонист, стенографист).

«Человек - природа»

Предмет труда - животные, растения, биологические и микробиологические процессы.

  1. Изучение, анализ состояния и условий жизни растений и животных (микробиолог, гидробиолог, агрохимик).

  2. Уход за растениями и животными (овощевод, животновод, лесник, зоотехник, садовод).

  3. Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней (ветеринар, агроном по защите растений, врач карантинной службы).

«Человек - художественный образ»

Предмет труда – художественные образы, их части, элементы, свойства.


  1. Музыка (композитор, музыкант, артист оперного театра, дирижер, музыкант-педагог).

  2. Литература (писатель, журналист, редактор).

  3. Живопись и скульптура (художник-реставратор, художник-оформитель, художник по моделированию одежды, дизайнер, скульптор).

  4. Театральное и киноискусство (актер, режиссер, хореограф, театровед, кинооператор).

  5. Прикладное искусство (резчик по дереву, огранщик алмазов, резчик по камню, ювелир, чеканщик художественных изделий, столяр-краснодеревщик).




Профессии одного типа имеют сходные профессионально-важные качества (ПВК) и противопоказания.


Профессионально-важные качества – требования профессии к индивидуально-психологическим особенностям человека.

Профессионально-важные качества отражают:


  • особенности знаний, умений, элементов опыта;

  • особенности исполнительно-двигательных процессов (поведения, координации и т.д.);

  • особенности познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т.д.);

  • особенности эмоционально-волевых процессов (эмоциональность, стрессоустойчивость и т.д.);

  • особенности отношения личности (к окружающим, к деятельности, к вещам, к себе и т.д.);

  • особенности креативности (т.е. творчества);

  • особенности саморегуляции (восстановления работоспособности и т.д.).

Противопоказания – ограничения профессиональной пригодности.

Противопоказания бывают психологические и медицинские.

«Человек – человек»

ПВК:

  • умение общаться, устанавливать контакты, в некоторых случаях знания по психологии, педагогике;

  • располагающие поведение и внешность, четкая и понятная речь, выразительная мимика;

  • наблюдательность, умение представить внутренний мир другого человека;

  • способность сопереживать другому человеку;

  • хороший самоконтроль, устойчивость к эмоционально напряженным ситуациям;

  • интерес к людям, доброжелательность, терпимое отношение к различным нестандартным проявлениям внешности, поведения, образа мыслей;

  • артистические способности;

  • способность к самостоятельной нормализации своего эмоционального состояния и т.д.

Противопоказания:

  • выраженные физические недостатки, дефекты речи;

  • равнодушие к людям, замкнутость, необщительность и т.д.

«Человек – техника»

ПВК:


  • знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах;

  • хорошее зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация;

  • хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;

  • эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность;

  • интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми;

  • способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д.

Противопоказания:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника);

  • рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т.д.

«Человек - знаковая система»

ПВК:

  • умение длительно работать с цифрами, схемами, графиками, знание правил работы с конкретными знаковыми системами;

  • быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, четкий и красивый почерк, хорошее владение письменной речью, грамотность;

  • высокий уровень концентрации внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов, аналитическое мышление;

  • терпение, усидчивость, способность контролировать ход и правильность умственных действий;

  • интерес к работе со знаковыми системами, способность к выполнению однообразной работы при ограниченных контактах с людьми;

  • способность быстро восстанавливать умственную работоспособность и т.д.

Противопоказания:


  • наличие психических и неврологических заболеваний, связанных с нарушением внимания и повышенной возбудимостью;

  • неспособность к монотонной однообразной работе и т.д.

«Человек – природа»

ПВК:

  • разнообразные умения (от рисования до управления машинами и их комплексами), навыки планомерных и систематических наблюдений, прогнозирования результата, в некоторых случаях знания по биологии, химии;

  • хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, цветовое зрение;

  • хорошее распределение внимания, образная зрительная память, богатое воображение;

  • способность терпеливо ждать отсроченного результата;

  • интерес и особое уважительное отношение к живому;

  • способность к быстрому восстановлению работоспособности при высоких физических нагрузках и т.д.

Противопоказания:

  • слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения;

  • отсутствие интереса к объектам живой природы и т.д.

«Человек - художественный образ»

ПВК:

  • развитое эстетическое чувство;

  • высокий уровень развития функциональных способностей (пространственный глазомер, цветоощущения и т.д.), устойчивость к длительным нагрузкам отдельных групп мышц;

  • нестандартное мышление, хорошо развитое воображение, фантазия;

  • терпение, способность к многократным переделкам сделанного, ожиданию отсроченного результата, устойчивость к нервным нагрузкам;

  • отношение к миру с позиции преобразователя, т.е. стремление изменить окружающее;

  • способность посмотреть на обыденное свежим взглядом;
  • способность к быстрому восстановлению физической работоспособности, нормализации своего эмоционального состояния и т.д.


Противопоказания:

  • функциональные нарушения (зрения, слуха, координации движений);

  • неспособность к преодолению шаблонов и стереотипов и т.д.


Примечание: Деление профессий на пять типов является достаточно условным. Строго говоря, любая профессия характеризуется несколькими предметами своей деятельности. Так, юрисконсульту приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело и с текстовой информацией, поэтому деятельности юриста присущи также особенности профессий типа «человек - знаковая система».

Пути получения информации о конкретных профессиях



Знания предмета труда недостаточно для представления содержания той или иной профессии.

Существует несколько путей сбора информации о конкретной профессии:

1. Беседа с представителями интересующей профессии.

Классные руководители могут организовать встречи-беседы с представителями различных профессий. Специалисты могут рассказать школьникам о целях, средствах, условиях труда, особенностях трудовых действий, требованиях к знаниям и навыкам специалиста, трудностях профессии, своей профессиональной карьере.

О профессиях могут рассказать и преподаватели учебных заведений. Как правило, они хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым учат. Большинство преподавателей имеет опыт работы по этим специальностям.

2. Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.

Наблюдение за работой профессионалов позволит учащимся получить собственное впечатление о профессиях, представить себя на месте специалистов.

Можно посоветовать школьникам понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни (продавцов, парикмахеров, медицинских работников и т.п.), побывать, если это возможно, на работе у своих родителей, их знакомых и коллег. Составить целостное представление о профессии поможет наблюдение за профессиональной деятельностью не одного, а нескольких представителей одной профессии, в разных организациях, в разных ситуациях.


Классные руководители и учителя-предметники могут организовать экскурсии на предприятия и в организации города. Перечень промышленных предприятий, готовых принять школьников, имеется в Приложении 1.

3. Профессиональные пробы: выполнение некоторых элементов деятельности, выполнение близкой работы.

На уроках труда, в кружках, в межшкольных комбинатах учащиеся имеют возможность испытать себя в различных видах деятельности, осознать, насколько тот или иной труд соответствует их личностным особенностям.

Еще одна возможность пробы сил – работа во время каникул. Центр занятости оказывает содействие в трудоустройстве школьников на лето. Перечень работ, предлагаемых несовершеннолетним, включает ремонтные, сборочные работы, работу по благоустройству территории, озеленению, помощников воспитателей, операторов ПЭВМ, курьеров, официантов, мойщиков машин, по поиску и захоронению останков без вести пропавших воинов Великой Отечественной войны в составе поисковых отрядов.

Информацию о летних работах можно получить в ГУ Центр занятости населения г. Калуги: ул. Николо-Козинская, д. 71а; телефон администратора: 56-27-79, или на Ярмарке учебных и рабочих мест для молодежи, которая ежегодно проводится центром занятости населения в апреле - мае.

4. Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: профессиограммами, публикациями, фильмами о профессиях и т.д.

Профессиограмма – это описание профессии. Образцы профессиограмм представлены в Приложении 2.

В профессиограммах, как правило, отражены содержание деятельности, условия труда, ПВК, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, возможности получения профессии, содержатся примеры близких профессий.

В центре занятости можно ознакомиться с периодическими изданиями, публикующими информацию о профессиях: журналом для старшеклассников и поступающих в вузы «Абитуриент», Еженедельным справочником учебных заведений Москвы и Московской области «Куда пойти учиться», а также с видеофильмами о профессиях, буклетами, информирующими о новых профессиях и профессиях, востребованных на рынке труда.



следующая страница >>