litceysel.ru
добавить свой файл
1




Стили речи.





публицистический

художественный

научный

разговорный

приметы стиля

Две функции: информативная и воздействующая. Призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность, полемичность; явно выраженная авторская позиция.

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств речи, наглядность и эмоциональность, индивидуализированность (неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора ). Авторская позиция не выражена явно и выявляется только при сопоставлении всех планов произведения.

Допускаются включения элементов других стилей с целью повышения эмоционального воздействия на читателя.

логичность изложения, информативность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность

непринужденность, неподготовленность речи

цель

воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

создание художественных образов, эмоционально-эстетическое воздействие на воображение и душу читателя

сообщение научной информации о природе, обществе, человеке

общение с окружающими людьми

сфера употребления

публичные выступления, статьи

Используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие; передать читателю эмоции автора.


наука

бытовое общение

типы текста

Чаще всего рассуждение с элементами повествования ( Выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются пути ее решения, делаются выводы. Напоминает диалог, где сам автор высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение ).




рассуждение ( научные гипотезы и их доказательство), описание ( характеристика предмета исследования)




жанры

репортаж, эссе, заметка, интервью, рецензия

все жанры художественной литературы

научные работы, статьи, учебники, лекции, монографии, рецензии

диалог или монолог

проблемы

политические, философские, морально-нравственные, бытовые, социальные




актуальные для науки в данный временной промежуток

бытовые

лексика

слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно приподнятые слова, эмоционально-оценочная лексика, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей

использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально-экспрессивная лексика и фразеология

Использование слов стилистически нейтральных (общеупотребительных), общенаучных (встречающихся в языке разных наук ), узкоспециальная лексика ( термины ), употребление слов в прямом значении отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики, тенденция замены глаголов существительными со значением действия, процесса


Общеупотребительная (обиходно-бытовая ) лексика, наличие речевых стандартов, фразеологизмы, частицы, междометья, эмоционально-экспрессивная лексика, передающая личное отношение к высказываемому, вводные слова, практическое отсутствие слов иноязычного происхождения, терминов и абстрактной лексики

синтаксис

риторические вопросы и восклицания, повторы, синтаксический параллелизм, присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения; синтаксис имеет тенденцию к разговорности

использование изобразительно-выразительных средств языка на уровне синтаксиса

употребление вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей, обособленных причастных и деепричастных оборотов, односоставных безличных и неопределенно-личных предложений, сложноподчиненных предложений ( чаще всего с придаточными условия, причины, цели, уступки) , использование словосочетаний «сущ. + сущ. в род.п.»

Простые короткие предложения, безличные и неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения, вводные и вставные, присоединительные конструкции, повторы слов, слова-предложения, обращения, свободный порядок слов, нарушение логической последовательности речи.

словообразование

Использование абстрактных существительных с суффиксами –ость-, -ств-, -ени(J)-.

Употребление заимствованных приставок анти-, контр-, про-, дез- и др.


Слова, образованные сложением слов, частей основ, букв и т.п.





Широкое использование суффиксов, обеспечивающих образование абстрактных существительных от глаголов, прилагательных и причастий (–ени(j)-, -ани(j)-, ци(j)-, -ость-, -изм-)

сложные слова, образованные повтором одного слова, однокоренных слов или слов, близких по значению; слова с суффиксами субъективной оценки

морфология

Много слов, образованных переходом прилагательных в существительные




Широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного падежа имени.

В предложениях с глагольным сказуемым употребляются преимущественно глаголы в форме 3-го лица, в предложениях с составным именным сказуемым – существительные, краткие прилагательные и краткие причастия, имеющие форму среднего рода.

преобладание глаголов над существительными, редкое употребление деепричастий, причастий, кратких прилагательных; частое употребление личных местоимений; использование притяжательных прилагательных