litceysel.ru
добавить свой файл
1


Деятельность вузовской библиотеки по формированию информационной компетентности пользователя


Бурмистрова М. С.

Оренбургский Государственный Университет, г. Оренбург


Библиотека, как наиболее традиционное учреждение хранения и распространения информации, является одним из источников формирования информационной культуры и информационной компетентности, наряду с такими социальными институтами, как семья, образование, наука и др.

Актуальность и значимость данного вопроса определяется ролью вузовской библиотеки в системе формирования и диагностики информационной компетентности пользователей, а так же повышением её уровня.

Сама по себе компетентность - это комплексная характеристика специа­листа, проявляющаяся в различных видах деятельности, сочетающая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.

Многие исследователи (М. И. Бершадский, И. А. Зимняя, А. Н. Новиков, В. И. Байденко, Л. Г. Семушкина, Л. В. Хуторской и др.) отмечают, что происходящие в мире и России изменения в образовании свидетельствуют о смене образовательной парадигмы на личностно-ориентированную, к ведущим компонентам которой относится информационная компетентность.

Вопрос о проблеме формирования информационной компетентности личности достаточно популярен в современном обществе и активно разрабатывается рядом молодых исследователей. В их числе: Захарова О. А., Смолина С. Г., Утенин М. В. и др.

Целью исследования, проведенного на базе научной библиотеки Оренбургского государственного университета было изучение возможности и основных направлений дея­тельности вузовской библиотеки по формированию информационной компе­тентности пользователей.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:


  • дать характеристику генезиса понятия «информационная компетент­ность»;
  • рассмотреть способы диагностики информационной компетентности;


  • охарактеризовать формирование информационной компетентности пользователей как одно из направлений деятельности библиотеки;

  • проанализировать возможности информационно-образовательной среды вузовской библиотеки по формированию информационной компетентности;

  • осуществить анализ деятельности научной библиотеки ОГУ по фор­мированию информационной компетентности пользователей;

  • выявить уровень сформированности информационной компетентности пользователей НБ ОГУ;

  • выявить в ходе эмпирических исследований эффективность деятельности научной библиотеки ОГУ по формированию информационной компетенции пользователей.

При рассмотрении генезиса понятия «информационная компетентность», параллельно была раскрыта сущность понятий: «информационная культура», «информационная грамотность» и «компьютерная грамотность».

Информационная компетентность - способность пользователя осуществлять поиск и переработку найденной информации по­средством информационных и коммуникативных технологий, критически от­носиться к этой информации и на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.

Анализ способов диагностики показал, что проблема диагностики информационной компетентности, выражается в необходимости использования для исследования и оценки этого качества личности батареи различных методик, в связи с чем, исследование занимает много времени и вызывает трудности в обработке результатов.

Подготавливая своих пользователей к жизни в информационном обществе, библиотека формирует у них не только навыки работы с разнообразной информацией, но и способность к использованию современных информационных технологий для обработки этой информации. Роль библиотек в образовательном процессе обусловлена большими информационными возможностями (фонды, информационные ресурсы, справочно-библиографический аппарат), что также способствует формированию информационной компетентности пользователей. В процессе исследования деятельности вузовской библиотеки, направленной на формирование информационной компетентности пользователей, изучен и проанализирован опыт нескольких библиотек, среди которых: Волгоградская универсальная научная библиотека им. М. Горького, библиотека Кемеровского Государственного университета культуры и искусства и библиотека Челябинского Государственного университета. Рассматривалась так же деятельность библиотек школ и гимназий. Основу деятельности вузовских библиотек, направленной на формирование информационной компетентности пользователей, составляют библиотечно-библиографические занятия по «Информационной культуре». Научная библиотека Оренбургского государственного университета так же активно работает в этом направлении и ежегодно проводит библиотечно-библиографические занятия «Основам информационной культуры».


Задачи библиотечно-библиографических занятий заключаются в следующем:


  • помочь пользователям овладеть библиотечно-библиографическими знаниями, необходимыми для их научной и образовательной работы;

  • дать навыки пользования традиционным справочно-поисковым аппаратом библиотеки (фонд справочных изданий, каталоги, картотеки);

  • показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности (электронный каталог, Internet, базы данных);

  • помочь овладеть методикой написания и оформления курсовых, дипломных и других научных работ в соответствии с требованиями ГОСТ.

В целях выявления эффективности библиотечно-библиографических занятий, а так же характера влияния деятельности научной библиотеки ОГУ на формирование информационной компетентности пользователей в марте 2012 г. сотрудниками справочно-библиографического отдела библиотеки было проведено анкетирование по теме: «Оценка сформированности информационной компетентности пользователей НБ ОГУ и сторонних потребителей информации».

Цель исследования состояла в определении уровня сформированности у пользователей НБ ОГУ и сторонних потребителей информации таких качеств личности как:

  • компьютерная грамотность;

  • избирательность внимания;

  • логичность мышления.

Известно, что все эти компоненты являются ведущими в определении понятия «информационная компетентность». Для диагностики информационной компетентности пользователей по показателям этих компонентов были использованы психологические методики:

  • методика Мюнстерберга (определение избирательности внимания). Данная методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости;

  • методика «Выявление существенных признаков», рассчитанная на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, раскрывает его способности к обобщению. Кро­ме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позво­ляет судить о последовательности рассуждений испытуемого;


  • методика «Определение уровня компьютерной грамотности».

Диагностика информационной компетентности с использованием этих методик, не требует большой затраты времени на исследование и проста в обработке результатов. Единственным минусом подбора данной батареи методик может являться исследование достаточно «узкого» спектра качеств личности.

В результате исследования было необходимо провести сравнительный анализ уровня информационной компетентности пользователей НБ ОГУ (которая формируется под влиянием деятельности научной библиотеки) и сторонних потребителей информации (их информационная компетентность свободно формируется в информационном обществе).

В анкетном опросе приняло участие 60 респондентов, разделённые на 2 группы по 30 человек в каждой (группа «А» и группа «Б»). Группу «А» составили пользователи научной библиотеки (из них 11 мужчин и 19 женщин в возрасте от 20 до 50 лет), все респонденты группы «А» посещали библиотечно-библиографические занятия в библиотеке ОГУ и имели четкое представление об информационной культуре. В группу «Б» вошли сторонние потребители информации (из них 9 мужчин и 21 женщина в возрасте от 18-50 лет). Все респонденты – жители г. Оренбурга, имеющие разный уровень образования (среднее, средне-специальное и высшее).

В ходе определения уровня компьютерной грамотности были получены следующие результаты: в группе «А» (рис. 1) – высокий уровень — 14 чел. (47 %), средний уровень — 16 чел. (53%), низкий уровень – 0 чел. (0%).





Рис. 1 Оценка компьютерной грамотности в группе «А»


В группе «Б» (рис. 2) - высокий уровень — 8 чел. (27 %), средний уровень — 13 чел. (43%), низкий уровень — 9 чел. (30 %).




Рис. 2 Оценка компьютерной грамотности в группе «Б»


Из сравнительного анализа полученных результатов можно сделать вывод, что в группе «А» уровень компьютерной грамотности выше, чем в группе «Б».

В ходе исследования способностей к обобщению (оценка логичности мышления) были получены следующие результаты у респондентов группы «А» (рис. 3): высокий уровень – 24 чел. (80%), средний уровень — 6 чел. (20%) и низкий уровень — 0 чел. (0 %).




Рис. 3 Оценка уровня мышления в группе «А»


Результаты исследования респондентов группы «Б» (рис. 4): высокий уровень — 14 чел. (47%), средний уровень — 13 чел. (43%), низкий уровень — 3 чел. (10 %).




Рис. 4 Оценка уровня мышления в группе «Б»


Результаты дают основание полагать, что у респондентов группы «А» способность к обобщению и выделению существенных признаков развита на более высоком уровне (80%) чем у респондентов группы «Б» (47%). Кроме того, в группе «Б» 10% испытуемых имеют низкий уровень исследуемой способности, в то время как у испытуемых в группе «А» респондентов с низким уровнем способности к обобщению не выявлено.

В ходе исследования избирательности внимания по методике Мюнстерберга в группе «А» (рис. 5) были получены следующие результаты: высокий уровень — 29 чел. (97%), средний уровень — 1 чел. (3%), низкий уровень — 0 чел. (0 %).




Рис. 5 Оценка избирательности внимания в группе «А»


В группе «Б» (рис. 6) результаты распределились так: высокий уровень — 27 чел. (90%), средний уровень — 3 чел. (10%), низкий уровень — 0 чел. (0 %). Таким образом, у респондентов группы «А» уровень избирательности внимания выше (97%), чем у респондентов группы «Б».



Рис. 6 Оценка избирательности внимания в группе «Б»


В ходе исследования информационной компетентности в группе «А» по отдельным показателям (компьютерная грамотность, мышление, внимание), выяснилось, что высокий уровень компьютерной грамотности наблюдается у 47% опрошенных, в группе «Б» такой грамотностью обладает лишь 27% респондентов (табл.1, рис. 7). Высокие показатели в области мышления были зафиксированы у 80% опрошенных пользователей НБ ОГУ и у 47% респондентов группы «Б». Высокий уровень внимания выявлен у 97% опрошенных группы «А», в группе «Б» высокий уровень избирательности внимания зафиксирован у 90% испытуемых.

Таблица 1

Показатели

Пользователи НБ ОГУ гр. «А»

(кол-во чел.)

Сторонние потребители

гр. «Б»

(кол-во чел.)


Компьютерная грамотность

14 (47%)

8 (27%)

Мышление

24 (80%)

14 (47%)

Избирательность внимания


29 (97%)

27 (90%)



Рис. 7 Оценка информационной компетентности по отдельным показателям в группах «А» и «Б»


Сравнительный анализ результатов исследования обеих групп показал, что среди респондентов группы «А» (пользователей научной библиотеки ОГУ), чаще встречаются люди с высокими показателями по компьютерной грамотности, мышлению и избирательности внимания. Эти результаты могут свидетельствовать о более высоком уровне их информационной компетентности, в сравнении с результатами сторонних потребителей информации из группы «Б».

Таким образом, уровень сформированности информационной компетентности у пользователей научной библиотеки ОГУ выше, чем у сторонних читателей. Полученные данные полностью свидетельствуют о положительном влиянии деятельности научной библиотеки ОГУ на формирование информационной компетентности своих пользователей.

Предъявляемые, в настоящее время, к выпускникам высших учебных заведений требования, связанные с их умением ориентироваться в огромном информационном потоке, применять новые информационные технологии, достаточно актуальны среди заказчиков образования - представителей рынка труда. Таким образом, становится необходимым включение в образовательную систему такого компонента, как информационная компетентность, обес­печивающего формирование личности, способной грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования.


Список литературы

  1. Адольф, В. А. Выявление уровня информационной компетентности выпускников общеобразовательных учреждений [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова, О. А. Гумеров // Информатика и образование. - 2007. - № 5. - С. 116-119.


2. Безруков, А. А. Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического вуза [Текст] / А.А. Безруков, Н.П. Безрукова // Информатика и образование. - 2004. - N 2. - С. 86-93.

3. Бершадский, М. Е. Информационная компетентность [Текст] / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - N 1. - С. 3-15.

4. Бурькова, Е. В. Освоение микропроцессорной техники в формировании информационной компетентности студентов университета [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Бурькова . - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. отд. РАО, 2005. - 209 с.

5. Войнова, Н. А. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза [Текст] / Н. А. Войнова, А. В. Войнов // Инновации в образовании. - 2004. - N 4. - С. 111-118.

6. Дригайло, В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза [Текст] : научно-практ. пособие / В. Г. Дригайло. - М. : Либерея, 2007. - 620 с.

7. Дронова, Н. А. Высшее образование и вузовская библиотека [Текст] / Н. А. Дронова // Мир библиографии. - 2006. - N 6. - С. 28-30.

8. Захарова, О. А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в современных условиях [Текст] / О. А. Захарова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - N 3, ч. 2. - С. 119-123.

9. Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование [Текст] : [монография] / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск. : НГТУ. - 2006. - 253с.

10. Петухова, Т. Самостоятельная работа как средство развития информа-ционной компетенции [Текст] / Т. Петухова, М. Глотова // Высшее образование в России. - 2008. - N 12. - С. 121-126.

11. Смолина, С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета [Текст] / С. Г. Смолина // Научные и технические библиотеки. - 2009. - N 12. - С. 11-16.