litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Общение как один из факторов

самореализации подростка


Выполнила


Проверил:



СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


ВВЕДЕНИЕ 3-6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ

КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

1.1. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. 7-13
1.2. Представление о самореализации личности в психологических 13-19

теориях.

1.3 Самореализация личности как психологическая проблема: опреде- 19-27

ление, критерии и модели.

1.4. Общение как категория в психологии. 27-30

1.5.Психологические особенности подросткового возраста. 30-33 1.6.Общение в подростковом и старшем школьном возрасте. 33-39


Выводы
к главе 1 40-41

Глава 2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Организация практической работы 42

2.2.Оценка методов и методик 42-45


Выводы к главе 2 46


Глава3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 47-62

Выводы к главе 3 63

ВЫВОДЫ 64-65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66- 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69-72


Приложение 1 « Бланки, инструкция, способ обработки методик»

Приложение 2 «Результаты сбора фактических данных»


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы.

Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Для подростка этой деятельностью является общение. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростка. Причём важно, чтобы осуществление его детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.


Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Э.Фромм, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Э. Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д. [49, c.250].

В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Удовлетворяя базовую потребность самореализации в общении, подросток преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Поэтому изучение проблемы самореализации подростка посредством общения весьма актуальна. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. В современных условиях в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе и предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б. Е. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности.


Сложно и практически невозможно конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности.


Цель работы.

Выявить роль общения в самореализации подростка и его влияние на формирование личности.


Объект исследования.

Подростки, учащиеся 9-х классов основной школы.


Предмет исследования.

Общение как один из компонентов самореализации.


Гипотеза работы.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем самореализации в общении, коммуникативной направленностью: высокой контактностью, гибкостью, признанием ценности общения.


Задачи работы.


  1. Библиографический поиск и отбор литературы по теме;

  2. Анализ понятий «самореализация», «самоактуализация», «общение» в психологии.

  3. Рассмотрение теоретических подходов к исследованию общения как одного из факторов самореализации личности.
  4. Изучение категории «общение» и особенностей общения в подростковом возрасте


  5. Осуществление подбора диагностического материала и проведение исследования.

  6. Качественный анализ и выявление влияния общения на самореализацию подростка.


Методы работы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: тестирование, анкетирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных данных.

В состав психодиагностического комплекса входили:

  1. Вопросник САМОАЛ: «Самоактуализационный тест» (модифицированный вариант POI).

  2. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн.

  3. Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.

  4. Тест «Исследование тревожности» Спилбергера.

  5. Анкета по общению №1 (А.В. Мудрик, 1988).

В качестве основных методов математической обработки данных мы использовали корреляционный анализ (применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена), критерий - угловое преобразование Фишера.

Эмпирическая база данных.

Старшие подростки (9 классов) в возрасте 14-15 лет в количестве 49 человек, обучающиеся в…………………………………….


Новизна данной работы.

Проведение данного исследования, позволило нам определить ведущую роль общения в самореализации подростка и его значительное влияние на формирование личности в целом. Полученные данные позволят обогатить весь накопленный учеными практический материал и, возможно, подтвердить или опровергнуть результаты исследований, полученные раннее.


Практическая значимость работы.

Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА.

1 .1. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке.
Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе. В философских исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, использование понятия «самореализация» и идей, положенных в его основу, уходит в глубь веков. В общенаучных исследованиях, прежде всего общефилософских, данный термин использовался в рамках диалектической философии.

Идея самореализации имеет давнюю историю в философии. «В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад и в даосизме. На Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и отчасти Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления» [50,с.3]. В конце ХIХ—начале ХХ в. в англоамериканских теориях, в особенности у представителей идеализма, принцип самореализации обретает характер этической заповеди.

Развитие представлений о самореализации личности и ее особенностях в значительной степени связано с феноменальностью человеческого существования, изменяющимися взаимодействиями индивида и рода в онтогенезе человека, поскольку «самореализация — это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека» [17, с.1]. Для античного времени характерно «телесное» представление о личности. Проблема «личность—общество» еще не возникает, так как существует синкретическая картина этих явлений, связанная с космополитичностью восприятия. Имеет место проблема самоосуществления человека — насколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу. Жизнь такого человека зависела больше от одобрения или осуждения окружающими («культура стыда»), т. е. самореализация подменялась реализацией, зависимостью от внешних условий. Постепенно, в христианстве, происходит переход от «телесной души» к моральной духовной личности. Утверждается ценность души «внутреннего человека» через просветление. Возникает «культура вины», культура совести. Содержание самореализации обретает черты индивидуальной выраженности. В восточных типах самореализации преобладает утверждение, что «Я» как такового нет, оно не сущностно. Так, в даосизме наличие индивидуального «Я» — это признак некультурности. Источником идентичности является «дао». Сущность человека отождествлялась с «дао», предельным выражением закономерности функционирования Вселенной «дзибун» означает, что представления о самореализации совпадают с принятыми в обществе путями обретения своего статуса. Прямая противоположность «Я» в индивидуалистической модели западного человека. В конфуцианстве утверждается перестройка личности, связанная с изживанием «Эго»: «преодоление себя» — путь к подлинному себе, реализация себя.


Далее в средневековой восточной традиции проводится идея самореализации в понимании стремления к «просветлению», «всезнанию», стремления стать Буддой, центром Вселенной, т. е. под просветлением подразумевается развитие Вселенной.

В отличие от приведенных типов самореализации, в эпоху Возрождения человек уже осознает себя как отдельное существо. Это уже не бытийность античности и не сословная Средневековья. Самореализация основана на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. В результате Реформации самореализация обретает контекст служения чему-то возвышенному, а именно Богу.

Ряд философов, в том числе Л. А. Цырева и А. К. Исаев, анализируя историко-философский контекст, выделяют два философских подхода к проблеме самореализации. Отмечается, что в трактовке самореализации обнаруживается наличие двух различных философских ориентаций: эссенциалистической и экзистенциолистической. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что «самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. Самореализация, в конечном счете, понимается как реализация человеческой сущностной природы, объективно предшествующей личностному бытию и нередко противостоящей реальному индивиду в качестве идеала, достижимого и реализуемого при соответствующих условиях и обстоятельствах. Она не учитывает высшие потребности человека, которые не могут быть удовлетворены простым переустройством социальных условий...» [50, с.8]. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Такое противопоставление появилось уже в античной философии. Еще Сократ и стоики утверждали, что человеческую природу следует изучать иным путем, не так, как природу физических вещей, т. е. иначе, чем с точки зрения ее объективных свойств. Рассматриваемый подход к проблеме самореализации основывается на субъективистски ориентированной современной философии.


Таким образом, согласно экзистенциолистическому подходу, человек должен определять себя и свое формирование сам. И. Ведин говорит о самореализации как о реализации личности в мире, реализации ее творческих возможностей силами самой личности. Исследуя созидание и самосозидание, он рассматривает сочетания: 1) хочу и могу; 2) не хочу и не могу; 3) хочу, но не могу; 4) могу, но не хочу.

Г. К. Чернявская [51] в докторской диссертации по социальной философии выделяет цепочку «самопознание – самосознание – самомодель – самосовершенствование - саморегуляция». Она ставит проблему самореализации личности с позиции нравственных принципов индивида, трактуя самореализацию как единство самоутверждения и самоотрицания.

При исследовании вопросов самообразования и самовоспитания Г. К. Чернявская исходит из понимания последних как явлений самодеятельности и социальной активности личности. В качестве необходимых элементов самообразования и самовоспитания она рассматривает самодисциплину и самоконтроль и ставит вопрос о самореализации и самоограничении личности в свете их диалектического единства и противоположности. Попытка систематизировать категории, характеризующие «самость» личности, состоит в разделении их на три блока: когнитивный, поведенческий и регулятивный. В первый блок включены понятия, отвечающие на сформулированный И. Кантом вопрос «Что я могу знать?: «самоощущение», «самонаблюдение», «самопознание», «самооценка» и «самомодель». Ко второму блоку, отвечающему на кантовский вопрос «Что я должен делать?», относятся «самоподготовка», «самообразование», «самовоспитание», «саморазвитие». Эти понятия, скорее всего, входят в регулятивный блок, поскольку отражают средства регуляции процесса самореализации. Третий выделяемый Г. К. Чернявской блок связан с вопросом Канта «На что я могу надеяться?». Этот блок формируется на основе первых двух блоков личности, но в то же время оказывает регулирующее действие на все блоки. К третьему блоку относятся самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина. Ведущая роль отводится самодисциплине, которая способствует стабильности выполнения предписаний и постоянному контролю выполнения жизненных планов и программ. Вошедшие в блоки понятия не только взаимосвязаны, и взаимопроникают друг в друга. Самомодель, выступая в виде концентрированного результата самопознания собственного «Я», позволяет сравнить степень соответствия своих реальных действий идеалам, принципам, желаниям.


«Под самореализацией понимается практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом. Самореализация продолжается всю жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов – «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации» [51, с. 31]. Наиболее сложной проблемой является сочетание внутренних стимулов и внешних условий саморазвития. С одной стороны, далеко не всегда даже наличие идеальных условий соответствует развитию человека. С другой, — развитие человека может происходить в самых экстремальных, неблагоприятных внешних условиях. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека создающего, человека - творца. Самореализация, самоосуществление личности предполагает реализацию человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.

Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Проблема самореализации личности, несомненно, имеет, прежде всего, психологическую природу, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством психологической науки с привлечением междисциплинарных знаний.

Так, рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело со сверхсложной системой — личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоуправлении и самоорганизации. Если самопроектирование и самоуправление целесообразно рассматривать, используя теорию распознавания образов и кибернетику, то самоорганизация относится к области синергетики. Синергетика — это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т. д.). Основная ее задача— познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. Термин «синергетика» ввел Г. Хакен. Он происходит от греческого «synergea» — совместное или кооперативное действие. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения. «Процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» [48, с. 5].


Указанное позволяет сделать возможным понимание сложных объектов психологической природы, к которым относится феномен самореализации. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития.

Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем.

Весьма плодотворным для раскрытия содержания проблемы самореализации личности мог бы стать ряд идей относительно устройства общества и закономерностей взаимодействия человека и общества, высказанных с позиции социологии. Так, например, Р.Миллс рассматривал социологическое воображение и мышление как возможность наведения мостов между индивидуальной жизнью и обществом, другими словами, как перевод личных проблем на уровень общественных, а также общественных — на язык, понятный всем. По мнению Э. Дюркгейма, общество может быть представлено в виде устойчивой, равновесной модели, основу которой составляют общие ценности. Социальная категория жизненного мира восходит к феноменологической парадигме, сущность которой заключается в том, что люди классифицируют и осмысливают окружающий мир определенными способами, базирующимися на типизированных структурах знания, способствующих решению проблем в обыденной жизни. В такой «рациональный» набор средств входят стереотипы и привычки. Определенный стимул их актуализирует, в результате чего включается цепочка когнитивных ассоциаций, реализуются определенный сценарий и схема действия [21].


Итак, проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук. В связи со сложившейся ситуацией спонтанного ввода в научный оборот понятия «самореализация», что свидетельствует об актуализации потребности в его использовании, возникает необходимость обоснования и всестороннего научного толкования термина в целях его корректного применения.

1 .2. Представление о самореализации личности в психологических теориях.

Для отечественной психологии характерен фундаментальный подход к психологическим понятиям. Различные методологические основания порождают различия в качестве анализа. Так, оцениваемые нами представления о самореализации в зарубежных теориях ориентированы на нормы гуманистического познания. В связи с этим анализ представлений о самореализации личности в зарубежных психологических теориях требует привлечения подчас достаточно обширного теоретического контекста, соответствующего рассматриваемым психологическим концепциям.

Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах по психологии личности А. Адлер. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. Превосходство А. Адлер понимал как достижение наибольшего из возможного. Такое стремление является врожденным, потому что это и есть сама жизнь. Иными словами, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» [49, с. 177]. По А. Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая креативным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Однако цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недостижимой, фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. Посредством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма и, прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уникального для человека.


Понятие «самореализация» (чаще «самоактуализация») используется и в работах таких зарубежных психологов гуманистического направления, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу. Они, равно как А. Адлер, опираются на философские подходы к проблеме самореализации, не приводя ни своих определений, ни механизмов самореализации [49].

Теория К. Роджерса в своей основе — феноменологическая теория. Роджерс считает стремление к самоактуализации врожденным и описывает его в понятиях «организм», «Я», «идеальное Я», «реальное Я», «конгруэнтность—неконгруэнтность». Организм, по К. Роджерсу, — локус всего опыта переживаний. Сознание (или знание) — это символизация некоторого опыта переживания. «Я» («Я» - концепция) является частью феноменологического поля, которая в большей степени дифференцирована и представляет собой «организованный, согласованный концептуальный гештальт. Он построен из перцепций характеристик «Я» или «меня» и перцепций характеристик «Я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан» [49].

«Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как они переживаются в поле, как оно воспринимается» [49, с.536]. При наличии многих потребностей все они подчинены основной, базовой тенденции к становлению и самоусилению организма в целом. К. Роджерс апеллирует к тому, что линии самоактуализации заданы наследственно и проявляются в естественном созревании организма, в том, что в ходе созревания организм становится более дифференцированным, развитым, специализированным.

К. Роджерс отмечает, что тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения им прогрессивного и регрессивного поведения. Как индикатор таких условий, как меру соответствия К. Роджерс использует понятие «конгруэнтность - неконгруэнтность». В основе такого понятия лежит представление о предельном смысле цели человека как желания стать «самим собой». Неконгруэнтность выражается в проявлении феноменологии (переживаниях, чувствах, ценностях) тревоги, угрозы. Конгруэнтность соответствует адекватности, гармоничности.


Представление о самореализации содержится и в работах Э. Фромма. Прежде всего, под истинно человеческой ориентацией Э. Фромм понимает ориентацию на бытие как на продуктивное использование своих способностей в единении с миром. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности и понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей вырастающих из условий существования [47, с.89]. В качестве таких потребностей Э. Фромм называет: потребность в установлении связей, потребность в трансцендентности, потребностью в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе ориентации. Таким образом, самореализация, по Э. Фромму, так же как и по А. Адлеру, имеет социально детерминированный характер. Неотъемлемый атрибут самореализации, по Э. Фромму - «продуктивная самореализация», которая предполагает: «быть» вместо «казаться» и «иметь («обладать»). Такая позиция близка и взглядам А. Адлера на то, что человек стремится к превосходству как к достижению большего из возможного[3]. По мнению А. Маслоу, это высшие уровни потребностей: потребности в самоуважении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т. д.), поскольку самоактуализация — т. е. реализация желания человека быть, каким он может стать, — достижение вершины потенциала.

Согласно А. Маслоу, человек становится деструктивным в результате фрустрации либо неудовлетворенности основных потребностей. Отказ от становления, роста и отрицание возможностей человеческого существования ограничивают возможности человека жить максимально насыщенной жизнью, наилучшим образом выявить свои способности, сделать что-то значительное в жизни. А. Маслоу, самоактуализирующийся человек способен принять ответный вызов и создать достойную жизнь, полную смысла [49, с.494]. А. Согласно концепции А. Маслоу, метапотребности человека врожденные, они имеют иерархическую структуру. Иерархия потребностей в порядке их доминирования. Она включает такие потребности: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. Один человек может быть одновременно мотивирован потребностями разного уровня. Автор различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребности находятся на нижнем и среднем уровнях иерархии. Метапотребности, в отличие от базовых, не имеют иерархии, они могут взаимозамещаться. Когда не удовлетворяются метапотребности, человек считает свою жизнь бессмысленной, он заболевает, испытывая отчужденность и апатию, становится циником. А. Маслоу это называл метапатологией. А. Маслоу приводит следующие характеристики самоактуализированных людей: более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы, непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, потребность в уединении, автономия, свежесть восприятия, вершинные переживания, общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократический характер, разграничение средств и целей, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию. Вместе с тем автор отмечает, что самоактуализированные люди могут быть подвержены неконструктивным привычкам, тщеславию, раздражительности, чувству вины и т. п.


Отметим, что наличие развитых характеристик самоактуализации является необходимым, но далеко не достаточным условием самореализации личности. В целом теория А. Маслоу впитала в себя множество позитивных подходов, характерных для рассмотренных выше концепций.

Истоки представлений о самореализации личности в отечественных психологических теориях можно усмотреть, начиная с введения в обращение понятия «личность» и изучения движущих развития, а также с попыток ответить на связанные с этим понятием ключевые вопросы. Так, еще В. М. Бехтерев в период становления психологии как науки обращался к исследованию условий ее развития и здоровья, не соглашаясь с пониманием изучения ее субъективного аспекта как пассивной стороны. Рассматривая бессмертие человеческой личности как научную проблему, академик В. М. Бехтерев, веровал, полагал, что в этом и заключается высшая степень самореализации личности [22, c.31]. Представление о самореализации как реализации человеком своего потенциала непосредственно не рассматривалось, однако подспудно существовало в психологической литературе достаточно давно. К понятию потенциала человека обращались В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов.

Подчеркивая ключевое значение понятия потенциала, В. Н. Мясищев отмечал, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Концепция В.Н. Мясищева опиралась на воззрения о психологической реальности (эндопсихика, экзопсихика) ученика В. М. Бехтерева — А. Ф. Лазурского. Б. Г. Ананьев, следуя традиции В. М. Бехтерева и развивая комплексный системный подход к человеку, выделял иерархические, соподчиненные уровни психической организации человека (индивид, личность, индивидуальность). В понятие потенциала Б. Ананьев включал развитие человека как личности и как субъекта деятельности, отмечая, что во взаимосвязях их особенностей, обусловленных природными свойствами индивида, и складывается индивидуальность («глубина» личности) [4, c.170]. Исследование жизненного пути личности, ее самоопределения, интеллектуального потенциала, на необходимость изучения которых указывал Б. Г. Ананьев, осуществлялось продолжателями его учения (Е. Ф. Рыбалко, В. А. Ганзен, Л. А. Головей, Л. А. Кулешова, В. В. Лоскутов и др.), Согласно концепции Б.Г. Ананьева, потенциал человека кроется во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека — это направление получило свое отражение а работах Т. П. Зинченко [15] и других исследователей.


Как следует из психологических теорий, в которых употребляется понятие «самореализация», вопросы мотивации являются их сердцевиной. В русле представлений о самореализации в психологических учениях обретает ключевое значение влияние мотивационно - потребностной сферы личности, ее смысложизненных и ценностных ориентаций. Известное выражение В. Франкла «Если потребности нас толкают, то ценности притягивают» указывает на ведущую роль мотивационно - потребностной сферы и ценностных ориентаций личности.

В психологической литературе до настоящего времени нет единого понимания мотива, но на такие его особенности, как побудительный и целенаправленный характер, указывает большинство педагогов. Так, по С. Л. Рубинштейну, мотив — это «осознанное побуждение для определенного действия» [43,с.564]. Е. П. Ильин определяет мотив как «сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием» [16, с. 40]. При этом понимает, что «границы мотива определяются, с одной стороны потребностью, а с другой — побуждением к достижению реальной цели» [16, с. 32]. Соответственно, потребности «подпитывают мотивы посредством своего развития и перехода в иное качество преобразования побуждения к активности (как состояния нужды) через соотнесение с соответствующим объектом и обретения предметного содержания в мотивы (побуждения к достижению реальных целей).

Л.С. Выготский, впервые в отечественной психологии поставивший проблему смысла, отмечал наличие динамических смысловых систем. А. Н. Леонтьев развил понятие смысла применительно к деятельности (жизненный смысл) и к личности (личностный смысл), осуществив, таким образом, перенос проблемы смысла и плоскости сознания в плоскость реальных жизненных отношений субъекта и его деятельности. Обратив внимание на связанности смысла и мотива, А. Н. Леонтьев ввел понятие смыслообразующего мотива, назвав такими мотивами мотивы, побуждающие к деятельности и придающие ей личностный смысл. В целом, проведенный анализ представлений о самореализации личности в психологических теориях свидетельствует о том, что истоки представлений о самореализации присутствовали в контексте других психологических проблем и в то же время, очевидно, что самореализация не являлась предметом специального изучения и не была выделена как самостоятельная психологическая проблема.



следующая страница >>