litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4
3.11.5. Преимущества модульного обучения


Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним

из эффективных путей интенсификации учебно­го процесса, особенно в условиях

целевой интенсивной подготов­ки специалистов.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного

процесса внутри каждого модуля и между ними;

• системный подход к построению курса и определению его со­держания;

• гибкость структуры модульного построения курса;

• эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

• выявление перспективных направлений научно-методической работы

преподавателя;

• быстрая дифференциация студентов: различаются «усреднен­ные» группы

отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый,

второй, десятый, сотый и т.д. сту­денты курса;

• резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключа­ется продвижение

не очень способных, но активных студентов;

• при значительном сокращении времени лекций и поиске но­вых форм занятий

преподаватель успевает дать студентам необходи­мые знания, навыки и умения в

своей предметной области.

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение

времени, отводимого учебным планом на его изу­чение, по отдельным видам

учебного процесса расширяет долю прак­тических и лабораторных занятий, а

также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых

формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент

получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии

проек­тирования и эксплуатации оборудования, разработки современных

прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих моду­лей исключается


дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного

введения в учебный процесс элемен­тов научных исследований и проведения

научно-исследовательских лабораторных работ.

Взаимосвязь различных форм обучения при модульной органи­зации учебного

процесса позволяет целенаправленно управлять на­учно-методической работой

преподавателя и определять узкие мес­та методического или программного

обеспечения, лабораторной базы кафедры. Кроме того, наглядность структуры

курса «прояв­ляет» перспективные направления их совершенствования и

позво­ляет научно обоснованно планировать работу всего педагогическо­го

коллектива.

Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетво­рить потребности

творческой личности в образовательской деятель­ности, поскольку появится

осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность

изменять специализа­цию или получать несколько специализаций; изменять уровни

при­тязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в

целом при известной конечной цели; быстро реагиро­вать на рыночную

конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество

с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

Введение новой системы автоматически отменит традиционные зачетные недели и

межсеместровые экзамены, поскольку студент бу­дет работать по индивидуальному

графику и у него появится возмож­ность интегрирования информации по

принципиально новой систе­ме, в которой будут объединены базовые,

специальные, профессио­нальные знания и навыки При этом исчезнет

необоснованная перегрузка дисциплинами.

Модульной структурой обусловлено усиление мотивации обуче­ния, поскольку

студент заинтересован в получении информации, посещении лекций и лабораторно-


практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного контроля, более того,

заинтересован в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной

цели. Оценка знаний при этом обычно рейтинговая по индивиду­альному

интегральному индексу (ИИИ). В результате подобной оценки знаний повышается

заинтересованность студентов в обуче­нии, появляется возможность форсировать

изучение дисциплины, что незамедлительно придаст процессу обучения

индивидуальный характер.

Не станет стрессовых ситуаций, присущих экзаменационной си­стеме; процесс

контроля знаний превратится в интересные бесе­ды, дискуссии по насущным

проблемам науки.

Таким образом, модульная система высшего образования и свя­занные с ее

введением интенсификация информационно-деятельно­го процесса обучения,

система контроля знаний и профессиональ­ной пригодности может в значительной

мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить

целенаправленность творческой деятельности личности.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует опреде­ленной

организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться

планирования работы преподавателей, подготовки ла­бораторной базы к

фронтальному проведению работ, формирова­ния контингента студентов с учетом

пропускной способности ла­бораторий, разработки соответствующего

методического обеспе­чения, организации контрольных проверок знаний. Но

возникновение этих проблем не должно сдерживать внедрение но­вой формы

обучения в вузах.

В последнее десятилетие модульная система обучения проходит апробацию и в

ряде средних общеобразовательных школ. Рейтин­говый контроль знаний учащихся

стал, например, нормой в рос­товской СШ № 76 — школе-лаборатории Российской

академии об­разования. Этот опыт подробно будет освещен в подготавливае­мом

нами к печати учебном пособии «Дидактика».












<< предыдущая страница