litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3




СОСТАВИТЕЛИ:

Н.Н.Пилипцевич, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Е.Г.Эльяшевич, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор фармацевтических наук, профессор;

Т.П.Павлович, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

В.С.Глушанко, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

М.В.Мальковец, доцент кафедры менеджмента и организации здравоохранения Государственного учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 22 октября 2008г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 26 ноября 2008г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 12 января 2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 14 января 2009 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 12 января 2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История медицины – наука о развитии медицинских знаний и деятельности ученых в области медицины в соответствии с развитием человеческого общества. История медицины, как учебная дисциплина, позволяет получить знания о развитии медицины в целом. Ее изучение способствует усвоению исторического метода познания и исторического способа мышления в анализе и оценке знаний о здоровье и болезни, развитии медицинской помощи. История медицины, сохраняя и обобщая медицинские традиции, примеры жизнедеятельности ее выдающихся представителей, формирует общечеловеческие нравственные качества медицинского работника. Усвоение истории медицины повышает общую и профессиональную культуру, интеллектуальное и национальное самосознание врача.

Типовая учебная программа «История медицины» подготовлена в соответствии с образовательными стандартами по специальностям:

1-79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1-79 01 01-2008), утвержденный и введенный в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

1-79 01 02 Педиатрия (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденный и введенный в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденный и введенный в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

и типовыми учебными планами по специальностям:

1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип), утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г. ;

1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип), утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г. ;


1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип), утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г. ;

В настоящей типовой учебной программе в отличие от предыдущей (регистрационный № 02-09/65-2005) сделан акцент на развитие медицины в Новейшем времени, в БССР и Республике Беларусь, значение работ белорусских ученых.

Цель преподавания и изучения истории медицины состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о медицине как науке, зародившейся в эпоху первобытного общества и развивающейся параллельно с человеческим обществом.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:


  • периодизации истории медицины;

  • хронологии возникновения понятий «здоровье» и «болезнь»;

  • ведущих теорий, существовавших в разные исторические периоды с учетом национальных особенностей конкретного государства, философских и религиозных воззрений, о причинах и механизмах возникновения заболеваний;

  • истории развития и сущности методов и мероприятий, направленных на профилактику и лечение заболеваний, в неразрывной связи с естественно научными достижениями определенной исторической эпохи;

  • важнейших открытий в области медицины;

  • организации медицинской помощи населению (управление, учреждения, подготовка медицинского персонала);

  • становления и развития здравоохранения как отрасли государства;

  • основ медицинской этики и деонтологии;

  • трудов ведущих ученых, которые оказали значительное влияние на развитие медицины.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов:
  • приобретать знания и умения в соответствии с учебной программой;


  • развивать способности и умение учиться;

  • приобретать исследовательские навыки;

  • приобретать умение работать самостоятельно;

  • проявлять качества гражданственности;

  • развивать способности к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • использовать умение анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, определять место и роль в ней собственной профессиональной деятельности в решении проблем устойчивого общественного развития;

  • использовать приобретенные специальные знания, умения для осуществления профессиональной деятельности;

  • решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности;

  • применять навыки профессионального поведения (деонтологии), знать и соблюдать нормы медицинской этики.

Представленные методы способствует формированию клинического мышления, становлению в сознании будущего врача норм медицинской этики и деонтологии.

В учебной дисциплине «История медицины» выделяют общую и частную историю медицины.

Общая история медицины рассматривает развитие медицины в целом, ее характерные особенности в разные временные периоды, важнейшие достижения и открытия знаменитых ученых-медиков. История медицины Беларуси как часть общей истории медицины изучает становление и развитие медицинских знаний на территории Беларуси, деятельность белорусских ученых-врачей.

Частная история медицины изучает возникновение отдельных медицинских дисциплин, вклад выдающихся ученых-врачей в их развитие. Частная — носит отраслевой характер и связана с теми открытиями в науке и практике, которые коренным образом изменили развитие медицины. Частную историю медицины изучают на профильных кафедрах высших медицинских учреждений образования.

Преподавание общей и частной истории медицины составляет единую систему историко-медицинской подготовки будущего врача.


Преподавание истории медицины проводится с учетом общеисторической периодизации.

В каждом разделе дисциплины дается характеристика:


  • эпохи, уровня развития науки и культуры;

  • взглядов и учений о строении и функционировании организма;

  • учений о причинах и сущности болезней;

  • развития диагностики патологических состояний;

  • способов и методов лечения;

  • оценки состояния здоровья и способов предупреждения болезней;

  • подготовки медицинского персонала, его положения в обществе;

  • форм медико-санитарного устройства и деятельности лечебно-профилактической организации;

  • эволюции медико-этических воззрений.

Структура содержания учебной дисциплины:

  • история медицины как наука;

  • возникновение медицины в первобытном обществе;

  • медицина эпохи Древнего мира;

  • медицина раннего и развитого средневековья (V–XV вв.);

  • медицина эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.);

  • медицина нового времени (XVIII–XIX вв.);

  • медицина новейшего времени(XX - XXI вв.);

  • развитие медицины на территории Беларуси.

Предметом изучения истории медицины является исторический источник, содержащий информацию о медицинских знаниях и умениях: письменные, вещественные, устные, лингвистические, этнографические, кино-, фотодокументы, электронные носители информации. Студенты получают навыки работы с первоисточниками. Это достигается путем изучения трудов ученых и врачей, историко-медицинских документов на семинарских занятиях, а также при выполнении студенческой научной работы на основе литературных данных, архивных источников с последующим выступлением на научных студенческих конференциях.

Преподавание и успешное изучение истории медицины осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:


История Беларуси. Исторические этапы развития человечества. Условия жизни первобытных людей, в эпоху Древнего мира. Социально-экономическое и политическое развитие Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Политическое и экономическое положение в России и на территории Беларуси во второй половине XVII – начале XX веков. Социальный прогресс и естественнонаучные открытия XX века.

Медицинская и биологическая физика. Технический прогресс эпохи Возрождения - астрономические исследования Н.Коперника. Естественнонаучные открытия конца XVII – начала XX вв.: закон сохранения массы вещества, открытие рентгеновского излучения.

Общая химия. Открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (труды Д.И.Менделеева, 1869г.).

Медицинская биология и общая генетика. Биологические особенности жизнедеятельности человека. Соотношение абиотических, биотических и антропогенных факторов. Создание клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн, 1838 – 1839гг.). Открытие законов наследственности (Г.Мендель, 1866 г.). Технический прогресс эпохи Возрождения - зарождение и создание микроскопической техники (А. ван Левенгук, XVII в.).

Философия. Значение философских учений и теорий в понятии сущности человека, формировании взглядов на оценку здоровья человека. Человек и биосфера. Труды Демокрита, Платона, Аристотеля, Гегеля, Канта.

Гистология, цитология и эмбриология. Учение о клетке (Р.Вирхов, XIX в.).

Общая гигиена. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения в историческом аспекте. Валеология — наука о здоровье человека.

Специфика преподавания
истории медицины студентам разных специальностей состоит в том, что материал лекций и семинарских занятий дается с учетом особенностей будущей специальности врача. Студентами, обучающимися по специальностям:


  • 1-79 01 01 «Лечебное дело». Углубленно изучаются вопросы развития физиологии, анатомии, хирургии, терапии;

  • 1-79 01 02 «Педиатрия». Во все разделы дисциплины включены вопросы развития педиатрии;

  • 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело». Сделан акцент на становлении и развитии санитарии и гигиены во все исторические периоды.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • исторические эпохи в развитии медицины;

  • достижения выдающихся ученых и деятелей медицины;

  • достижения здравоохранения в мире, в Республике Беларусь;

Студент должен уметь:

  • профессионально анализировать и творчески переосмысливать исторический опыт медицины.

Студент должен овладеть навыками

  • ведения первичного поиска тематических исторических источников;

  • работы с первичными историческими источниками.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия; элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На практических занятиях студенты проводят аналитический обзор исторической эпохи: определяют предпосылки, особенности и основные направления развития медицины. Формируют схемы воссоздающие достижения медицины определенного исторического периода, изучают труды выдающихся ученых медицины. Изучают фототеку, альбомы, слайды, кино- и видеоматериалы по истории медицины конкретной исторической эпохи, обучаются методикам анализа и описания исторических источников. Учатся правильно представлять полученные данные в виде диаграмм, актов экспертиз, а также формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в деловых играх «Знатоки против преподавателя», «Что? Где? Когда?»


Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с историческими источниками, нормативными документами по охране исторических ценностей и авторских прав, международными требованиями и этическими нормами при проведении исторических исследований. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного, письменного, тестового контроля знаний в процессе практических и итоговых занятий.

Виды и формы обучения, контроля знаний

В ходе реализации педагогического процесса предпочтительными являются традиционные методы преподавания дисциплины: чтение лекций, проведение практических занятий, контролируемая самостоятельная работа студентов, промежуточный и итоговый контроль знаний.

Важным является вовлечение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.

В педагогический процесс необходимо:


  • внедрять инновационные методы преподавания дисциплины - мультимедийные лекции, электронные учебники;

  • использовать активные методы обучения (викторины, дискуссии, деловые игры, метод «малых групп», научные кроссворды и т.п.);

  • использовать иллюстративный материал кафедр общественного здоровья и здравоохранения, альбомы и фототеки, медико-исторические фильмы, музейные экспонаты Музея «Истории медицины» Республиканской научно-медицинской библиотеки, музеев медицинских университетов, лечебно-профилактических организаций, историко-краеведческих музеев;

  • использовать современную видео- и компьютерную технику.

Так как преподавание истории медицины должно носить не столько констатирующий, сколько выясняющий и аналитический характер, то оно должно раскрывать предпосылки и механизмы развития медицины. У студентов должно сформироваться стремление рассматривать медицинские дисциплины с исторических позиций, сохранять и соблюдать историко-медицинские традиции, выявлять и увековечивать историко-медицинские памятники (архитектурные и скульптурные, места знаменательных медицинских событий, связанные с именами выдающихся медицинских работников и ученых).


Формы контроля – устный опрос, деловая игра «Что? Где? Когда?», реферативные и научные студенческие работы, текущий и итоговый тестовый программированный контроль знаний по дисциплине.


Формы аттестации студентов: знания студентов оцениваются по 10-ти бальной системе, в конце изучения всей программы дисциплины при отсутствии задолженностей студенту выставляется «зачет».

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

Всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 01 Лечебное дело

7

42

30

18


-

12

-

зачет

1-79 01 02 Педиатрия

7

42

30

18

-

12

-

зачет

1-79 01 03 Медико-

профилактическое дело

3

44

32

14

-

18

-

зачет



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



следующая страница >>