litceysel.ru
добавить свой файл
1
Содержание курсов по выбору и элективных курсов



Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:


  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Содержание элективного курса в профильной школе.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.


4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Формы и методы обучения

Дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения и т.д.).

Средства обучения

(Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Технологии обучения ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, и быть успешным на следующей ступени обучения в частности и в жизни в целом. (Например: постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.).

Возможные виды технологий обучения: (информационные, проектные, дистационные, исследовательские, рефлексивные, ТРКМ, игровые, кейсы, тренинги и т.п.).


Система оценивания курсов по выбору:

По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. Администраторам, учителям надо помнить, что содержания и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно.


Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге.

Возможные варианты отметок:


  • Прослушан курс

  • Защищен реферат

  • Разработан проект

  • Выполнены творческие задания

Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции «учащиеся должны усвоить», то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися.


Структурные элементы программ курсов по выбору:


- титульный лист;

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план;

- содержание изучаемого курса;

- методические рекомендации;

- литература.


Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора (авторов) программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Основные разделы пояснительной записки курсов по выбору для предпрофильной подготовки :

  • – раскрытие целей и ценностей учебного курса ;

  • – обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения, включая раскрытие связей учебной и внеучебной работы;

  • – общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения;


  • – разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими;

  • – технические указания к тексту программы (система условных обозначений).

Изложение целей в пояснительной записке следует заканчивать:

  • формулированием требований к уровню образованности учащихся по данному курсу (грамотность, функциональная грамотность, информированность, компетентность) на конец обучения по разработанной программе, где должны быть отражены:

  • – основные идеи и система ценностей, формулируемые элективным курсом;

  • – конечная система или комплекс знаний;

  • – перечень умений (способов деятельности),

  • – перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный курс.


Пояснительная записка элективных курсов профильной школы включает:

- аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей ).

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;


  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

  • активизировать познавательную деятельность школьников;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.


- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- предполагаемые результаты;

- инструментарий для оценивания результатов.


Учебно-тематический план включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов на изучение каждой темы;

  • вид занятий.


Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

  • основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

  • описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

  • дидактические материалы.

Литература

включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся. При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.



Основная специфика элективных курсов и курсов по выбору - их избираемость учащимися. Соответственно, в разных формах педагоги должны будут представлять эти программы с целью выбора их учащимися. Преподавателю необходимо будет осуществлять своеобразную “рекламную” акцию данного курса. Для того, чтобы это сделать желательно сделать эту программу привлекательной, а цели ее понятными для самих учеников. Для учащихся необходимо в доступной лексике, проблемно, практико-ориентированно, и привлекательно сформулировать основные идеи курса: например: “Вы научитесь ….(разбирать машину)…, вы узнаете…..(полезны ли продукты в ярких упаковках)…, попробуете себя в …..(разработке учебно-исследовательского проекта) и т.д.”

Те же фундаментальные образовательные проблемы можно представить интересно для учащихся, например: Какими способами можно получить точку? Чем живое отличается от неживого? Чем сказка отличается от мифа? Каковы причины зимы? В чем сходства и отличия буквы «А» в английском, французском и русском языках?

Вопросы для размышления?

1. Какое место занимают элективные курсы в профильном обучении?

2. Какова структура учебной программы элективного курса?

3. В чем специфика содержательного наполнения элективных курсов, в отличии от базовых?

4. Как элективные курсы взаимодействуют с базовыми и профильными курсами?

5. Каковы условия выбора элективного курса в ОУ?

6. Какие существуют подходы к аттестации учащихся по итогам изучения элективного курса?