litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ




Глаза: знакомые

и незнакомые.

Предпрофильный курс


Разработала:

Петриченко Н. Н.

МОУ СОШ № 15

г. Шахты


Куратор курса:

М.С. Атаманская


г. Шахты

2007


Содержание



  1. Пояснительная записка стр 3

  2. Содержание курса стр 6

  3. Учебно-тематический план стр 9

  4. Литература стр 10

  5. Информационный блок стр 11

    1. Модуль №1.Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза. стр 12

    2. Приложение к модулю №1 стр 17

    3. Модуль № 2. Глаз. Дефекты зрения. стр 29

    4. Приложение к модулю №2. Лабораторные работы. стр 32

    5. Модуль №3. Оптические иллюзии и обманы зрения. стр 41

    6. Приложение к модулю № 3 стр 43



Пояснительная записка.

Реализация идеи профильного образования ставит выпускника основной ступени образования перед необходимостью совершения ответственного выбора – самоопределения в отношении своей будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является введение предпрофильной подготовки учащихся через организацию курсов по выбору.

Предпрофильный курс «Глаза: знакомые и незнакомые» является интегрированным и многоцелевым инструментом для учителя, с помощью которого он решает воспитательные, обучающие, развивающие задачи.


Выбор темы курса обусловлен тем, что материал «Глаз, как оптический прибор», «Дефекты зрения» изучается в курсе «Физика 7-9» в маленьком объёме (2 часа).

Тем не менее, этот материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:

▪ позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, гипотеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профессионального образования;

▪ включает много проблемных задач, позволяющих учащимся каждый раз пройти по извечному пути познания;

▪ учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особые интересы к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;

▪ дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;

▪ материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;

▪ есть место для осуществления профессиональной работы (что учащимся больше нравится: изучать историю, проводить лабораторные исследования, лечить болезни глаза, заняться загадками психологии);

▪ благодаря большому количеству фактического материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить разно-уровневой работой 5-6 групп из 2-4 человек на каждый урок курса;

▪ остается актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;

▪ при выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.


В процессе обучения, помимо формирования смогут освоить следующие умения:

планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;

▪ выполнение простейших лабораторных работ, моделирование оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;


▪ Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;

▪ представление результатов работы в различных видах.

Курс преподается в конце девятого класса, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и определяется в направлении своей будущей деятельности.

Основной целью данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения.

Курс направлен на достижение следующих дидактических целей:


  • Формирование умения осуществлять сбор, переработку и предоставление информации по заданной теме, используя различные источники;

  • Формирование взгляда на глаз человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;

  • Расширение и углубление представлений о законах функционирования глаза;

  • Овладение приемами анализа процессов, происходящих в глазе;

  • Развитие критического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению знаний по физике с учетом собственных интересов;

  • Воспитание убежденности в преимуществе здорового образа жизни;

  • Выработка навыков работы в команде, группе и индивидуально.

Задачи курса:

    • -выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики, формирование практического опыта в сфере познавательной деятельности;




    • -формирование практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе, связанного с предметом «физика»;



    • -оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях , связанных со знаниями по физике и выбором будущего профиля образования;





    • -формирование способности принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, приобретение соответствующих ключевых компетенций.


Данный курс имеет значение для личностного развития учащихся, так как способствует формированию креативного мышления у детей, помогая им ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке, видеть несколько вариантов решения предложенной задачи.

Модельные средства, использованные в курсе

Для достижения поставленных целей при реализации курса «Глаза: знакомые и не знакомые» используются различные модельные средства:

  • эвристические: рисунки, диаграммы, таблицы, схемы, компьютерные модели, диалог ( для поиска путей разрешения проблемы, активизации мыслительной деятельности учащихся);

  • эмоциональные: стихи, игры, презентации, анимационные модели ( для создания мотивации с целью вызвать интерес к учению, создать внутренний мотив к удовлетворению знаний, расширить кругозор, объединить чувственное и разумное, развить эмоционально – образное мышление);

  • исследовательские: выдвижение гипотезы, опыт ( с целью овладения учениками приемами практической деятельности: научиться измерять, пользоваться измерительными приборами, делать выводы).



Содержание курса:

Введение. (1 час)


Модуль № 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза. (2 часа)


Значение зрения в жизни. Строение органа зрения. Анатомоморфологическое строение глаза. Функции органа зрения.

Органы зрения у животных. Анатомия глаз человека. Вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слезная железа). Цвет глаз (биология).

Анализ химических явлений, протекающих в сетчатке при формировании изображения (химия).

Модуль № 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения. (6 часов)



Оптическая система глаза. Основные свойства глаза. Дефекты зрения. Коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.


Модуль №4. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.(1 час)


Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.


Заключительный обзор. (1час)


Содержание курса:


№ п/п

Тема

Цель

Количество часов

Форма контроля

1

Введение.

Познакомиться с курсом и организацией работы, входное тестирование. Формирование групп. Обсуждение плана работы групп.

1




2

Модуль № 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.

Познакомиться на практике со строением глаза, его свойствами и интересными качествами;

осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;

обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;


2



Защита групповых проектов

3

Модуль № 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения

Рассмотреть оптическую систему глаза. Основные свойства глаза.


Выявить дефекты зрения. Рассмотреть способы коррекция зрения. Устройство и принцип действия офтальмологических приборов


6

Лабораторная работа №1. «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза.»

Лабораторная работа №2. «Определение «угла зрения», «поля зрения». Особенности зрения у животных.

Лабораторная работа №3. «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза».

Лабораторная работа №4. «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами».

Лабораторная работа №5. « Иррадиация и астигматизм».

Лабораторная работа №6. «Дефекты зрения - близорукость

4

Модуль №4. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.

Рассмотреть оптические иллюзии, причины и условия их возникновения.

1

Дискуссия



5

Заключитель-ный обзор

Обобщить полученные знания

2

Защита индивидуальных проектов


Учебно-тематический план

№ п/п




Тема занятия

Кол-во часов

1




Введение.

1

Модуль № 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.

2

2

1.1

Глаз. Строение глаза.

1

3

1.2

Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.

1

Модуль № 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения

6

4

2.1

Вводная лекция. Лабораторная работа №1. «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза.»

1

5

2.2

Лабораторная работа №2. «Определение «угла зрения», «поля зрения». Особенности зрения у животных.

1

6

2.3

Лабораторная работа №3. «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза».

1

7

2.4

Лабораторная работа №4. «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами».

1

8

2.5

Лабораторная работа №5. « Иррадиация и астигматизм».


1

9

2.6

Лабораторная работа №6. «Дефекты зрения - близорукость

1

Модуль №3. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.

1

10

3.1


Оптические иллюзии

Причины, вызывающие возникновение иллюзий

1


11-12




Заключительный обзор. Защита проектов.

2



Литература


  1. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно – ориентированных): Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе: В двух книгах. Кн.2/ Дендебер С. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. – М.: 5 за знания, 2006

  2. Платонов И. В. Занимательная психология. М.: Просвещение, 1989




  1. В. Мезенцев. Когда появляются призраки. М.: Детская литература, 1971

  2. Цамме В. 100% зрение. Очки прощайте!/Пер. с нем. – М.: Мой Мир ГмбХ&Ко. КГ, 2006

  3. Возможности конструирования содержания образования учителями физики: Методическое пособие / Автор – сост. М.С. Атаманская. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2006

  4. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


МОДУЛЬ № 1


Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.



следующая страница >>