litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 25 26 27 28 29
Ш


ШКОЛА РАВВИНОВ. Школа в Вавилоне, весьма известная в первые века христианства, но ее слава сильно померкла с появлением в Александрии Греческих Учителей, таких как Филон Иудей, Иосиф, Аристобул. Первые мстили за себя своим удачливым соперникам, говоря об Александрийцах, как о Теургах и нечистых пророках. Но александрийские верующие в тауматургию не рассматривались как грешники и обманщики, когда во главе таких школ "хазима" стояли ортодоксальные иудеи. Существовали учебные заведения по обучению пророчеству и оккультным наукам. Самуил был руководителем такого учебного заведения в Раме, Элиша — в Иерихоне. Хиллел имел постоянную академию пророков и провидцев, и именно Хиллел, ученик Вавилонской Школы, был основателем секты Фарисеев и великих ортодоксальных Раввинов.

Э

ЭГО (лат.) "Я". Сознание в человеке "Я есть Я", или ощущение своего обособленного существования. Эзотерическая философия утверждает существование двух Эго в человеке — смертного или личного и высшего, божественного и безличного — называя первое "личностью", а второе — "индивидуальностью".

ЭГОТИЯ. Означает "индивидуальность", и никогда "личность", так как является противоположностью эгоизму или "себялюбию", в высшей степени характерному для последней.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ. Скрытый, тайный. От греческого эзотерикос — "внутренний", скрытый.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БОДХИЗМ. Сокровенная мудрость или знание, от греческого эзотерикос — "внутренний" и санскритского Бодхи — "знание", в противоположность Буддхи — "способности познания или понимания" и Буддизму, философии или Закону Будды (Озаренного). Также пишется как "Будхизм", от Будха (Разум, Мудрость) — Сын Сомы.

ЭЙДОЛОН (греч.) То же, что мы называем человеческим призраком, Астральная форма.

ЭЙН-СОФ (евр.) "Безграничное" или "Беспредельное" Божество, эманирующее и всеобъемлющее, Эйн-Соф также пишется как Эн-Соф и Эйн-Суф, ибо никто, даже раввины не уверены в гласных этого слова. В религиозной метафизике древне-еврейских философов ЕДИНЫЙ Принцип был абстракцией, подобно Парабраману, хотя современным Каббалистам удалось при помощи софистики и парадоксов сделать из него "Высшее Божество", выше которого ничего нет. Но у ранних халдейских Каббалистов Эйн-Соф был "без формы и бытия" при "отсутствии сходства с чем бы то ни было". То, что Эйн-Соф никогда не рассматривался как "Творец", убедительно доказывает то, что такой ортодоксальный иудей как Филон называет "Творцом" — Логос, который идет следом за "Беспредельным Единым" и является "ВТОРЫМ Богом". "Этот Второй Бог пребывает в его (Эйн-Софа) мудрости", — говорит Филон в "Quaest et Solut". Божество есть НИ-ЧТО, оно безымянно, и потому названо Эйн-Соф, где слово Эйн означает "ничто".


ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч.) Внешний, публичный, противоположный внутреннему или скрытому.

ЭКСТАЗ (греч.) Психо-духовное состояние, физический транс, стимулирующий ясновидение и блаженное состояние, вызывающее видения.

ЭКСТРА-КОСМИЧЕСКИЙ, то есть вне Космоса и Природы. Бессмысленное слово, изобретенное для утверждения личного Бога, не зависящего и пребывающего вне Природы per se [как таковой], ибо поскольку Природа или Вселенная бесконечна и безгранична, вне ее не может быть ничего. Термин создан в противоположность Пантеистической идее, что весь Космос оживляется и одухотворяется Духом Божества, и Природа является лишь одеянием, а материя — иллюзорными тенями истинного невидимого Присутствия.

ЭЛЕВСИНИИ (греч.) Элевсинские мистерии были самыми известными и самыми древними из всех греческих мистерий (кроме Самофракийских) и совершались близ деревушки Элевсин, недалеко от Афин. Епифаний прослеживает их до дней Иаккоса (1800 год до Р.Х.) Они проводились в честь Деметры, великой Цереры и египетской Изиды, и последний акт действа относился к приносимой жертве искупления и воскрешения, когда Посвященный допускался до высшей стадии Эпопта. Празднество Мистерий начиналось в месяце Боэдромионе (сентябрь), во время сбора винограда и продолжалось с 15 по 22 число — семь дней. Иудейский Праздник Кущей — праздник сбора урожая — в месяц Афаним (седьмой) также начинался 15 и заканчивался 22 числа этого месяца. Название месяца (Афаним) произошло, по мнению некоторых писателей, от Адоним, Адониа, Аттеним, Афаним в честь Адонаи или Адониса (Таммуза), чья смерть оплакивалась иудеями в рощах Вифлеема. Жертвоприношение "Хлеба и Вина" совершалось и в Элевсиниях и в ходе Праздника Кущей.

ЭЛЕМЕНТАЛЫ или Духи Элементов. Создания, эволюционировавшие в Четырех Царствах или Элементах — Земле, Воздухе, Огне и Воде. Каббалисты их назвали Гномами (элементалы Земли), Сильфами (Воздуха), Саламандрами (Огня) и Ундинами (Воды), за исключением немногих более высоких классов и их правителей. Это скорее силы Природы, чем эфирные мужчины и женщины. Эти силы могут производить различные эффекты в качестве услужливых посредников оккультиста; но если они служат элементариям (Камарупам) — а в этом случае они порабощают медиумов — они могут вводить в заблуждение. Все низшие невидимые существа, порожденные на пятом, шестом и седьмом планах нашей земной атмосферы, все называются элементалами — Пери, Дэвы, Джинны, Лешие, Сатиры, Фавны, Эльфы, Гномы, Тролли, Норны, Кобольды, Домовые, Русалки, Гоблины, Водяные, Белые Дамы, Привидения, Феи и т. д., и т. п.

ЭМАНАЦИЯ (учение об). В своем метафизическом значении противоположна Эволюции, но едина с ней. Наука учит, что в физиологическом смысле Эволюция представляет собой такой способ зарождения, когда зародыш, развивающийся в плод, уже предшествует в родителях, причем развитие, конечные форма и особенности зародыша определяются Природой, и что, (как и в космологии) процесс протекает слепо, являясь результатом соотношения элементов и различных их соединений. Оккультизм учит, что это лишь кажущийся способ, истинным процессом является Эманация, руководимая разумными силами согласно непреложному ЗАКОНУ. Поэтому, когда Оккультисты и теософы свято верят в доктрину Эволюции, как она была сформулирована Капилой и Ману, они скорее Эманационисты, чем Эволюционисты. Некогда доктрина Эманации была всеобщей. Ее преподавали, как Александрийские, так и Индийские философы, Египетские, Халдейские и Греческие Иерофанты, и даже Иудеи (в их Каббале, и даже в Книге Бытия). Поскольку лишь из-за умышленно неверного перевода древне-еврейское слово асдт из Септуагинты было переведено как "ангелы", в то время как оно означает Эманации, Эоны точно так же, как и у гностиков. Действительно, во Второзаконии (XXXIII, 2) слово асдт или ашдт переведено как "огненный закон", тогда как верный перевод этого отрывка должен звучать: "из его правой стороны исходил (не огненный закон, но) огонь согласно закону"53, то есть огонь одного пламени передается и подхватывается другим, как по полосе легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть Эманация, как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как ее теперь начинают понимать, предполагается, что во всей материи присутствует импульс к достижению более высокой формы — предположение ясно сформулированное Ману и другими индийскими философами глубокой древности. Древо философов иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и Эманационистами может быть кратко сформулировано следующим образом: Эволюционист прекращает исследования у границ "непознаваемого", Эманациионист верит, что ничто не может эволюционировать или, как означает это слово, покинуть чрево или родиться — если только не будет изначально существовать в свернутом виде, тем самым указывая, что жизнь происходит от духовной силы, стоящей надо всем".


ЭФИР (греч.) У древних — Божественная светоносная субстанция, наполняющая всю вселенную, "одеяние" Верховного Божества, Зевса или Юпитера. О современном значении в физике и химии смотри словарь Уэбстера или какой-либо другой. В эзотеризме эфир — это третий принцип Космической Семиричности, где материя (земля) — низший, а Акаша — высший принципы.

Ю

ЮГА (санскр.) Век мира, которых всего четыре, которые следуют один за другим, а именно: Крита (или Сатья) Юга, золотой век; Трета Юга; Двапара Юга; и наконец Кали Юга, черный век — в котором мы пребываем сейчас. (Смотри для полного описания "Тайную Доктрину".)

Я

"Я". У человека есть два "Я — Высшее и Низшее, Безличное и Личное Я. Одно — божественное, другое — полуживотное. Следует делать большое различие между ними.

ЯЗЫК МИСТЕРИЙ. Жреческий тайный "жаргон", используемый посвященными жрецами и лишь при обсуждении тайных вопросов. У каждой нации есть свой "тайный" язык, неизвестный никому, кроме допущенных к Мистериям.

ЯМВЛИХ. Великий Теософ и Посвященный третьего столетия. Он много писал о различных типах демонов, появляющихся в результате вызывания, но резко выступал против таких феноменов. Его простота, чистота жизни и ревностность были велики. Ему приписывали способность левитировать на высоту десяти локтей от земли, подобно некоторым современным йогам и медиумам.

ЯСНОВИДЕНИЕ. Способность видеть внутренним оком или духовным зрением. В теперешнем употреблении это неточный и легковесный термин, охватывающий в своем значении и счастливую догадку, благодаря природной проницательности, и тот дар, который столь замечательно проявляли Якоб Бёме и Сведенборг. Но даже эти великие провидцы, из-за того, что не могли подняться выше общего духа иудейской Библии и сектантских учений, очень путались в том, что видели, и оказались далеки от истинного ясновидения.

ЯСНОСЛЫШАНИЕ. Способность — врожденная или приобретенная благодаря оккультному обучению — слышать на любом расстоянии.


1 Также называемые Аналогетиками. Как объяснил профессор Алекс. Уайлдер (член Теософического Общества), в своей "Эклектической Философии", их называли так из-за практики интерпретации всех сакральных легенд и повествований, мифов и мистерий с помощью принципа аналогии и соответствия: так что события, к которым относились, как к происходящим во внешнем мире, рассматривались, как выражающие действия и испытания человеческой Души. Их также называли Неоплатониками. Хотя Теософия, или Эклектическая Теософическая система, обычно относится к третьему веку, все-таки, если можно доверять Диогену Лаэрцию, ее источник еще древнее, так как он приписывал систему Египетскому Жрецу Пот-Амуну, жившему в первые годы династии Птолемея. Тот же самый автор сообщает нам, что слово является Коптским и обозначает нечто, посвященное Амуну, Богу Мудрости. Теософия является эквивалентом Брахма-Видья, Божественного Знания.

2 Эклектическая Теософия состояла из трех частей: 1. Вера в одно абсолютное, непостижимое и Высшее Божество или Бесконечную Сущность, которая является источником всей Природы, всего, что существует, видимого и невидимого. 2. Вера в вечную бессмертную природу человека, потому что, являясь излучением Всеобщей Души, он имеет ту же сущность, что и она. 3. Теургия, или "божественная работа", или выполнение работы Богов; от " θεοι", "боги" и " εργειν" — "работа". Термин очень старый, но, поскольку он принадлежит к словарю МИСТЕРИЙ, он не использовался широко. Существовала мистическая вера — практически доказанная посвященными Адептами и Жрецами — что, очищая себя до состояния бестелесного существа — то есть возвращаясь к древней чистоте Природы — человек может получить от богов знание Божественных Таинств и даже изредка видеть богов, субъективно или объективно. Это было трансцендентальным аспектом того, что сейчас называют Спиритуализмом; но, будучи злоупотребляемым и не понятым простонародьем, он стал рассматриваться некоторыми как некромантия и был в основном запрещен. Искаженная практика теургии Ямвлиха все еще присутствует в церемониальной магии некоторых современных Каббалистов. Современная Теософия избегает и отвергает оба эти вида магии и "некромантии", как очень опасные. Настоящая Божественная Теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; в противном случае она вырождается в черную магию или манипуляции с медиумами. Ближайшие ученики Аммония Саккаса, которых называли Теодидактосами, "Наученными богом", — такие как Плотин и его последователь Порфирий — вначале отвергали Теургию, но затем примирились с ней из-за Ямвлиха, который написал работу, посвященную этому явлению, озаглавленную "Мистерии", под именем своего хозяина, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Саккас был сыном родителей-христиан, и, с самого детства, будучи не в состоянии воспринять догматическое Христианство, стал Нео-Платоником; и ему, как Якобу Бёмэ и другим великим пророкам и мистикам, открылась Божественная Мудрость в снах и видениях. Отсюда его имя — Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и, демонстрируя их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была так безупречна и чиста, его учение так глубоко и всеобъемлюще, что несколько Отцов Церкви были его тайными учениками. Климент Александрийский был очень высокого мнения о нем. Плотин, этот "Св. Иоанн" Аммония, также был человеком, всеми уважаемым и почитаемым, самой глубочайшей образованности и чистоты. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в походе на Восток, для обучения у мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Порфирий, его ученик, чье настоящее имя было Малх (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя и дал аллегорическую интерпретацию части трудов Гомера. Система медитации, к которой прибегали Филалеты, была экстатической, родственной практике Индийской Йоги. Тем, что известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным ученикам Аммония. (Смотри "Эклектическую Философию" А.Уайлдера).


3 Именно при Филадельфе Иудаизм утвердился в Александрии и сразу же Эллинские Учителя стали опасными соперниками Коллегии Раввинов Вавилона. Как уместно отмечает автор "Эклектической Философии": "Буддистские, Ведантические и Магические системы в тот период излагались вместе с Греческими философиями. И было неудивительно, что думающие люди предполагали, что борьба слов должна прекратиться и считали возможным выделить одну гармоничную систему из этих различных учений... Панен, Афинагор и Климент в совершенстве изучили Платоновскую философию и понимали ее неотъемлемое единство с Восточными системами".

4 Мошем говорит об Аммонии: "Понимая, что не только философы Греции, но также философы различных варварских народов были в полном согласии друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил так истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать, что все они возникли из одного и того же источника и все ведут к одному и тому же концу". Если автор статьи об Аммонии в "Эдинбургской Энциклопедии" знает, о чем он говорит, когда описывает современных теософов, их убеждения, их работу, потому что он пишет о Теодидактосе: "Он принял доктрины, считающиеся правильными в Египте (эзотерические были из Индии), касающиеся Вселенной и Божества, рассматриваемые как составляющие одно великое целое; касающиеся Вечности Мира... и установил систему моральной дисциплины, которая, в общем, позволяла людям жить согласно законам своей страны и требованиям Природы, но требовал, чтобы Мудрые возвышали свой ум размышлениями".

5 Это то, что ученый автор "Эклектической Философии", профессор А.Уайлдер, Член Теософического Общества, описывает как "духовную фотографию": "Душа является фотоаппаратом, в котором факты и события, будущее, прошлое и настоящее как бы фиксируются; затем это становится известным разуму. По ту сторону нашего повседневного мира ограничений все является одним днем или состоянием — прошлое и будущее содержатся в настоящем... Смерть является последним экстазом на Земле. Тогда душа освобождается от ограниченности тела, и ее более благородная часть соединяется с Высшей Природой и начинает разделять Мудрость и Предвидение Высших Существ". Настоящая Теософия является для мистиков таким состоянием, которое Аполлоний Тианский вынужден был описывать следующим образом: "Я могу видеть настоящее и будущее, как в зеркале. Мудрому не нужны испарения Земли и воздушные воскурения, чтобы предвидеть события... Θεοι или боги видят будущее, обычные люди — настоящее, мудрые — бесконечность, которой должно свершиться". Та "Теософия Мудрых", о которой он говорит, хорошо выражена в утверждении, "Царство Божие внутри нас".


6 "Прикрепленный" член — это тот, кто присоединился к какой-то определенной ветви Теософического Общества. "Не прикрепленный" - тот, кто принадлежит к Обществу в целом, имеет свидетельство из Штаб-квартиры Теософического Общества (Адьяр, штат Мадрас), но не связан ни с каким отделением или ложей.

7 Стало модным, особенно в последнее время, считать, что в мистериях великих и цивилизованных народов, как египтяне, греки и римляне, не было ничего, кроме обмана и плутовства со стороны жрецов и священников. Даже розенкрейцеры считаются не более, чем на половину фантазёрами, наполовину мошенниками. О них писали многочисленные книги; и новички, которые едва ли слышали эти имена много лет назад, выступали как глубокие критики и знатоки в вопросах алхимии, философии огня и вообще мистицизма. И, всё-таки, известны многие и многие Иерофанты Египта, Индии, Халдеи и Аравии, которые вместе с величайшими философами и мудрецами Греции и Запада включали по именем Мудрости и Божественной Науки всё знание, так как они считали основу и источник любого искусства и науки божественными по своей сути. Платон считал Мистерии священными, и Климент Александрийский, который сам был посвящён в Элевсинские Мистерии, объявил, "что учения, содержащиеся в них, являются венцом человеческого познания". Как вы думаете, были ли Платон и Климент двумя мошенниками или двумя глупцами, или и тем, и другим?

8 Мытари — к ним относились в те времена как к грабителям и карманным ворам. Среди евреев прозвище и профессия мытаря была самой позорной на свете. Им не было разрешено входить в Храм Божий, и в Евангелии от Матфея (18, 7) говорится одинаково, как о язычниках, так и о мытарях. Тем не менее, они были всего лишь римскими сборщиками налогов, занимая такое же положение, как и британские чиновники в Индии и других покоренных странах.

9 В позднем средневековье рабство, под влиянием моральных факторов в основном исчезло из Европы; но затем произошло два важнейших события, которые подорвали моральные устои, выработанные европейским обществом, и навлекли на человечество такое количество проклятий, какое редко встречалось на Земле. Одним из таких событий был первый поход к населенным варварским берегам, где человеческие существа были обычным предметом торговли. И другим — было открытие Нового Света, где были обнаружены неистощимые источники богатств, для разработки которых требовалась привозная рабочая сила. На протяжении четырех сотен лет мужчин, женщин и детей отрывали от родных и любимых мест и продавали с берегов Африки чужеземным торговцам; закованными в цепи их перевозили в трюмах, часто живых вместе с мертвыми, на всем продолжении этих ужасной, так называемой, "переправы"; и, согласно Банкрофту, которого можно считать объективным историком, 250 тысяч человек из 3-х с четвертью миллионов были сброшены в море, во время таких фатальных рейсов, в то время как остальные были отправлены в жалкую ужасающую неизвестность на рудники и под плети на тростниковые и рисовые поля. Вина за это величайшее преступление лежит на Христианской Церкви. "Во имя Пресвятой Троицы" испанское правительство, находившееся под влиянием Римско-Католической Церкви, заключило более десяти договоров, дающих полномочия на продажу в рабство пятисот тысяч человеческих существ; в 1562 году сэр Джон Хопкинс отплыл в свою дьявольскую экспедицию для закупки рабов в Африке и продажи их в Вест-Индии на судне, которое носило священное имя Иисуса; тогда же королева Елизавета, протестантка по христианской вере, наградила его за успех в этом первом авантюрном предприятии англичан в такого рода бесчеловечной торговле, разрешив ему носить в качестве герба "полумавра, с его истинным цветом кожи, в путах", или, другими словами, в виде закованного негритянского раба.

"Завоевания Креста" ("Agnostic Journal")

10 "Отделение" или ложа, составленная исключительно из единоверцев или отделение in partibus ["в странах неверных", т.е. в чужих краях, в чужой среде], как они теперь напыщенно себя величают.

11 Эйн-Соф, אֵין סוֹף‎ =


<< предыдущая страница   следующая страница >>