litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 25 26

www.koob.ru




Е. Грицак

Гипноз,

или

ОПЕРАЦИЯ НА СОЗНАНИИ

РИПОЛ

КЛАССИК Москва, 2003


Грицак Е Н«

Тайна гипноза, или Операция на сознании.— М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.— 416 с— (Тайны, находки, сенсации).

ISBN 5-7905-1749-8

- гипнозом, тайну которого

Мы познакомим вас с уникальным явлением -всегда хотелось разгадать человечеству.

Что такое гипноз — наука или шарлатанство, мистика или колдовство.'

Можно ли научиться гипнотизировать себя и других?

Что такое прикладной гипноз? Как его применяют в науке и расследовании уголовных преступлений?

Обо всем этом вы узнаете, прочитав нашу книгу.

Для широкого круга читателей.

ББК 88.6

ISBN 5-7905-1749-8

Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003

Введение

Любые непостижимые явления издавна вызывали у людей страх, часто переходивший в массовую истерию. Беспомощность человека, столкнувшегося с голодом, эпидемиями, смертью, но более всего их неизбежность определяла подавленность и благоговение перед могуществом безвестных сил, смиренное признание их беспредельной власти. Именно так сформировались религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование сверхъестественных сил, неподвластных человеческому разуму.

Служители религиозных культов употребляли внушение для разжигания фанатичной веры в создателей, пользуясь гипнозом как средством укрепления авторитета религии, а позже, с возникновением государства, — для укрепления светской власти. В положении сообщника религии и мистики гипноз находился в течение многих столетий и только в середине XVIII века впервые попал в поле зрения медицины.

Загадочные явления гипнотизма всегда вызывали немалый интерес, но отношение к ним различалось в зависимости от просвещенности

5


Ш тляны. находки, сенсации___________

общества. В Древнем Риме оракулы и сивиллы почитались наравне с богами. Средневековые прорицатели горели на кострах как посланцы бездны: тогда человек, участвующий в гипнотических сеансах, считался связанным с Сатаной. Жестоко преследовались магнетизеры эпохи Просвещения, и лишь в XX веке гипноз объявили частью мировой науки. Только современное общество признало гипнологов медиками, доверив им свое здоровье.

В древности гипноз не использовался в лечебных целях, хотя и упоминался в архивах храмовых медиков. Не стремясь к устранению причины недуга, античные священники «излечивали больных» с помощью молитв и заклинаний преимущественно для того, чтобы усилить впечатления о могуществе того божества, которому они призывали поклоняться верующих. Наибольший интерес к гипнозу проявляли пророки, ясновидящие, маги и колдуны.

Представители культа и мистики не пытались толковать гипноз и наблюдаемые в нем процессы, например транс или внушаемость, с научной точки зрения. Они утверждали представление о гипнозе как о состоянии непонятном, потустороннем, таинственном, доступном лишь немногим избранникам небес, получившим уникальную возможность передавать людям волю божественных сил.

6

тайны гипноза или операция н4 сознании <&

В одном египетском папирусе сохранились такие слова: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон своей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди испроси, что он видел. Он ответит: «Я видел богов вокруг лампы, и они говорили все, о чем я их спрашивал». В данном случае интерес представляют слова «погрузи его в сон своей рукой», что можно считать предвестником средневековых пассов. В искусственно вызванном сне юный египтянин обрел возможность «видеть богов» и «разговаривать» с ними, то есть испытал галлюцинации, сходные с теми, которые появляются под гипнозом.


Из сверхъестественного толкования гипнотического феномена впоследствии появилась широко распространенная в Средние века практика чудесных исцелений. В обстановке религиозной экзальтации целители погружали страдальцев в глубокий сон. Затем с помощью внушения и самовнушения устранялись глухота, слепота, потеря речи, параличи, имевшие не физиологическую, а невротическую природу.

Сохранилось множество документов, удостоверяющих публичные представления, в ходе

7

Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

которых восстанавливалась способность стоять и ходить, ликвидировались некоторые болезненные симптомы. Так, римский историк Страбон писал, что излечивания египтян проходили в храме Сераписа, где люди «спали для себя и других». Подобное утверждали греческий историк Диодор Сикулос, рассказывавший о верованиях египтян, считавших, что богиня Изида открывает секрет исцеления только во сне.

Пребывая в рамках мистики, гипноз все же применялся для лечения больных, но медики не могли даже приблизительно объяснить это удивительное явление. Одна из первых попыток пояснения связана со свойствами магнита (от греч. magnetis или magnetis lithos). Так древние называли камень из Магнесии, древнего города в Малой Азии. Заметив способность магнита притягивать металлические предметы, им заинтересовались естествоиспытатели, но, поскольку в Средневековье странные свойства магнита еще не обрели научной интерпретации, они были механически перенесены на гипноз. В таком подходе прослеживается стремление к объяснению всякого неизвестного явления действием знакомых законов. Однако процесс познания бесконечен, оттого суждения о гипнозе часто менялись в зависимости от исторической обстановки и места, где происходило то или иное событие, связанное с его применением.

8

История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив великие открытия по вопросам, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей — Марси и Псилли.


Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831 — 1991), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу, правда, в паранормальном аспекте.

«Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, — пишет Блават-ская. — Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего ту-

11

1,

т т^ины, нлхолки. сенсации____________

ловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры». Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка. Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна.

По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирными и безвредными. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые, тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя.


12

Т4ЙНЫ ГИПН034. И/1И ОПЕРАЦИЯ К4 СОЗНАНИИ jft

Его глаза наполнялись ужасом; воя в отчаянии, не имея возможности отвести глаз от сверкающего камня, тигр корчился и трепетал до тех пор, пока у него не начинались судороги от страха и боли. Тогда он ложился, слабо постанывая, но все еще продолжая смотреть на драгоценность. По окончании спектакля тигр, обессиленный, падал на землю.

Невозможно проверить истинность фактов, но древние книги заверяли, что факиры заставляли статуи ходить, могли заскакивать в огонь и не обжигаться, летать по воздуху, делать хлеб из камней, изменять свой вид, одновременно обладать двумя лицами, превращаться в столб, заставлять закрытую дверь самопроизвольно открываться, а домашние сосуды передвигаться без посторонней помощи. Возможно, эти явления обусловлены не легковерностью зрителей, а действием внушения: если фокусники легко завораживали животных, то отчего бы им не испытать свое могущество на людях.

Мощной силой самовнушения можно объяснить потрясающие воображение возможности йогов. Посредством особых приготовлений йоги оставались захороненными под двухметровым слоем земли в течение нескольких дней. Вот как описан подобный опыт у Елены Блаватской: «...человеческая фигура, заключенная в мешок из полотна, завязанный над головой шнурком. Руки

13



to Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

и ноги факира сморщенные и негнущиеся, лицо распухло, голова, свисающая к плечам, подобна голове трупа. Не обнаруживая сердцебиения, факир-йог лежал как мертвый, пока его не начинали поливать теплой водой. Процесс оживления заключался в последующем купании в горячей воде, растирании, удалении восковых затычек из ноздрей и ушей, притирании глазных век топленым маслом из молока буйволицы и заканчивался тройным прикладыванием горячей пшеничной лепешки толщиною с дюйм к макушке головы. В индийских медицинских летописях находили примеры приостановленной жизни в результате удушения, утопления или вдыхания ядовитых газов. Жизнь таких "покойников" восстанавливалась после 12 часов нахождения в состоянии "смерти"».


Согласно описаниям, внешние признаки «мертвецов» были схожи с особенностями человека, погруженного в гипнотический транс. Отсутствовали дыхание и пульс, тело становилось холодным и синело на глазах, мышцы твердели, а взгляд останавливался. Йоги гордились своими талантами, говоря, что они «могут умирать или испускать последний вздох, когда им вздумается, и затем, приложив усилия, возвращаться к жизни, повторяя это много раз».

В записях Плутарха повествуется о Теспе-зии, упавшем с большой высоты и пролежав-

14

Т4ЯНЫ ГИПНОЗ/4. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ <jft шем три дня, считаясь мертвым. Античный автор излагал переживания покойника в течение периода частичной смерти.

«Теспезий, — рассказывал Плутарх, — увидел, что отличается от окружающих его умерших. Те были прозрачны и окружены сиянием, тогда как он влачил за собою след темного излучения, теневую линию». Описанное явление не было удивительным для европейца, знавшего о состоянии транса из древних летописей, где рассказывалось об оракулах и сивиллах.

Оракул (от лат. ого — «говорю», «прошу») у древних греков, римлян и народов Востока — жрец, передававший откровение от имени божества вопрошавшим верующим.

Толкователем полученного изречения являлся сам священник. Непосредственное общение с божеством происходило в определенном месте, а слова передавались в виде символов или сновидений. Самые известные из оракулов древности — дельфийские — вдыхали одуряющие пары горячего источника, выходившие из расщелины скалы, чем приводили себя в состояние транса. Еще не зная гипнотического воздействия различных физиологических факторов, пророки разных мест приходили к «ясновидению», наблюдая движение листьев на священном дубе или слушая звуки, исходившие от металлических сосудов. Под журчанье священ-

15

У

Щ ТУ4ИНЫ. НАХОАКН, СЕНСАЦИИ_______________


ного источника впадали в полусонное состояние оракулы Додоны. Пророки Делоса внимательно вслушивались в шелест лавра. В Ливии жрецы храма Зевса Аммонского гипнотизировали себя, глядя на сверкающее драгоценностями изображение божества.

Туманные фразы, произносимые дельфийским оракулом, свидетельствуют о пребывании в крайней экзальтации, когда исключается сознательный обман, хотя жрецы часто обеспечивали себе непогрешимость, давая двусмысленные ответы. Назначение оракула не ограничивалось предсказанием будущего; от имени божества они принимали решение в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной.

Перед началом пророческой деятельности оракул подвергался «одухотворяющему действию божества». Например, после однодневного поста с трехдневным воздержанием от вина ясновидящий засыпал в храме, чтобы во сне ему открылась воля создателя.

К оракулам относятся странствующие пророчицы сивиллы; греки особенно почитали эрит-рейских, а жители Апеннин — кумейских.

Среди 12 легендарных прорицательниц, упоминаемых античными авторами, наиболее известна сивилла Кумекая, которой приписывается создание сборника «Сивиллины книги», где пред-

16

Т4ЯНЫ ГИПНОЗА, ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ jft

ставлены изречения и предсказания, служившие официальным руководством для гаданий в Древнем Риме.

В Древней Греции сивиллы, подобно гомеровским гадателям, предлагали каждому прохожему узнать свою судьбу. Ясновидящие не связывали себя с определенным культом, хотя полубезумный характер пророчеств отдаленно напоминал об оргиях греческих богов. Подобно оракулам, сивилла входила в транс и пророчествовала в исступлении. С искаженными чертами лица, с пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела она изрекала откровения, словно «стараясь вытеснить из груди великого бога». Прекрасное описание пророческого экстаза есть у Полидора Вергилия в VI книге «Энеиды».

Упоминания о сивиллах относятся к VIII— VII векам до н. э., то есть к периоду греческой истории, когда в стране наблюдалась политическая нестабильность, сопровождавшаяся подъемом религиозного фанатизма. Как было замечено современными учеными, в такие эпохи внушаемость масс была особенно сильна.

Сивилла Кумекая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого, с именем которого легенды связывают ее 9 книг. Однажды пророчица предложила купить царю все свои сочинения. Получив отказ, сивилла бросила в огонь 3 книги и тотчас предло-

17

4

Щ Т4ЯНЫ. Н4ХР4КИ, СЕНСАЦИИ_______________

жила царю купить за ту же цену остальные. Царь вновь отказался и увидел, как в костер полетели еще 3 книги, а кумейская пророчица еще раз предложила купить за ту же цену 3 оставшиеся книги. Тогда Тарквиний согласился купить труды, поместив их в Капитолийском храме.

В 405 году «Сивиллины книги» были сожжены вандалом Стилихоном, но за несколько веков они успели сыграть значительную роль в религиозной жизни Древнего Рима. По приказу сената к ним обращались за советом в опасных для государства ситуациях: при тревожных знамениях, поветриях и в других критических обстоятельствах. Почти все новые обряды и культы обязаны своим происхождением «Сивиллиным книгам». Именно с письменной воли пророчицы в римский пантеон вошли новые божества Аполлон, Латона, Эскулап с перенесением всех греческих атрибутов. Под влиянием книг легендарной ясновидящей произошли большие перемены в обрядовой стороне римской религии; изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм (уподобление человеку), экзальтацию и крайний индивидуализм греческой религии.

«Заклинания благотворны в сопровождении лекарств, а лекарства благотворны в сопровождении заклинаний». Древние греки обращались с мольбой о ниспослании здоровья и сил к богу-

18

ТЛИНЫ ГИПНОЗА. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ ф


покровителю врачевания Асклепию. В Риме ему соответствует Эскулап. Самый известный из его храмов находился вблизи города Эпидавра. В святилище имелось специальное помещение — абатон, где спали паломники со всех концов страны. Желавшие приобщиться к таинству допускались в храм только после сложного обряда очищения души и тела.

Служители подолгу говорили с каждым странником, задавая вопросы о цели прихода, укрепляли надежду на выздоровление, напоминая о могуществе и доброте Асклепия. Сама обстановка храма и его местоположение во многом способствовали если не возвращению здоровья, то хотя бы восстановлению душевного равновесия. Святилище располагалось в густой роще, среди ветвистых деревьев которой тихо журчали кристально чистые ручьи. С моря сюда доносился свежий запах моря, а фантастическая прелесть природы создавала дивный фон величественной и строгой архитектуре белоснежного здания.

В центре храмового комплекса находилось огромное мраморное изваяние бога Асклепия. Используя веру больных, ожидавших здесь исцеления, жрецы искусно внушали им надежду на облегчение страданий или на освобождение от недуга. Полной ликвидации мучительных симптомов удавалось добиться в тех случаях, когда причиной болезни являлись нервно-пси-

т тлины. нлко^ки. сенсации____________

хические травмы, но самое большое значение имела вера самого больного в возможность исцеления.

Недостижимым желанием древних тиранов был контроль над мыслями своих подданных. Если обычному человеку такое не под силу, то гипнотизер вполне способен влиять на сознание. В античной истории описаны случаи создания манкуртов — людей, с детства облаченных в шапочку из невыделанной верблюжьей кожи, которая ссыхалась и врастала в живую плоть, не давая развиваться голове. В результате мозг оставался детским по размеру, а взрослый человек был послушной марионеткой, беспрекословно выполняющей любые приказы своего господина.


Жуткая смесь наркотического дурмана и внушения произвела на свет низаритов (ассасинов) — убийц-зомби, терроризировавших исламский мир в XI веке. Расследованием деятельности средневековой секты долгое время занимался исламовед Игорь Ермаков, предложивший читателям собственную версию зверских операций, инициированных людьми, хорошо владевшими гипнозом.

После смерти пророка Магомета его приверженцы разделились на множество течений и сект. Одну из них составили шииты, объявившие своим духовным лидером Исмаила, стар-

20

ТДЯНЫ ГИПНОЗА ИЛИ ОПЕРАЦИЯ №4 СОЗК4НИИ <&

шего сына имама Джафара. Основой деятельности секты стало учение о беспрекословном повиновении избранному имаму из рода Али. Пропаганда исмаилитов имела большой успех; в X веке под их властью оказались страны Маг-риба, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В конце XI века раскол внутри воинственной группировки определил создание секты ни-заритов, основавшей независимое государство с центром в крепости Аламут, расположенной водной из горных областей Ирана. Община просуществовала до середины XIII века. В ходе политической борьбы низариты подвергались суровым преследованиям со стороны арабского халифата, что вынуждало их изобретать безотказные террористические методы.

Самым известным предводителем ассасинов был могущественный вождь, «горный старик» Хасан ибн Шаббат. Открыв способ создания бессловесных убийц, он обладал страшной властью над своими подданными. 70 тысяч верных воинов, готовых умереть по велению господина, составляли мощь таинственного государства Аламут, которого боялись владыки от Ирана до Скандинавии. В белых накидках с красным поясом, символизировавшими невинность и кровь, люди Хасана настигали жертву, преодолевая самые неприступные крепостные стены и не боясь грозной стражи. Ловкость и твердость руки

21

щ тлины. нлхо^ки, сенсации___________

убийцам гарантировало предварительное внушение, полученное в состоянии наркотического транса.


Месть стала для Хасана смыслом жизни с того момента, когда он, бывший любимец визиря Низама аль-Мулька и отставной министр сельджукского государства, оказался в пожизненной ссылке на севере Ирана. Жадному и властолюбивому царедворцу сохранили жизнь, но отняли богатство и титулы. Обладая незаурядными лидерскими способностями, он поселился в замке Аламут, создав собственную империю. Именно отсюда был отдан приказ казнить султана и визиря Низама.

Будучи ортодоксальным исмаилитом и дойдя до высшей степени посвящения в этой ветви ислама, Хасан внушал людям, что является посланником Аллаха и единственным человеком, знакомым с тайной веры. Второй степенью подготовки стало обещание земного рая для каждого правоверного мусульманина.

Лидер исмаилитов видел в психологической обработке неопытных новобранцев укрепление своего авторитета и власти. Однако воины не знали, что рай для посвященных устраивается с помощью гашиша.

В слуги Хасана намеренно избирались люди, легко поддающиеся внушению, те, кто расположен верить сладким речам и беспрекословно повиноваться.

22

Т4ЯНЫ ГИПНОЗЛ. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЭИ4НИИ #

Не открывая никому своего лица, «горный старик» приказывал окружать юношей атмосферой тайны.

Шейхи низаритов воспитывали учеников в готовности к самопожертвованию, в беспрекословном повиновении духовному отцу и старшим членам секты. Молодые воины приучались не бояться смерти, зная, что гибель во имя Аллаха является прямой дорогой в рай. Для обострения религиозных чувств будущим убийцам подмешивали в пищу гашиш. От слова «гашиш» произошло другое название секты — гашиши-ны; в Европе это понятие преобразовалось в слово «ассасин», что в переводе с французского языка означает «убийца». Одурманенному воину рассказывали о райском саде, ожидавшем каждого истинного мусульманина, отдавшего жизнь борьбе против неверных. В подтверждение истинности этих слов юношу вели в тайный сад, где его встречали гурии, в качестве которых выступали вполне материальные красивые девушки. Тщательно скрываемое место и являлось тем земным раем, куда новобранца обещали вернуть по возвращении с задания. После этого путешествия молодой человек с неустойчивой психикой уже не сомневался в своем предназначении.


С течением времени число приобщившихся к «неземному» блаженству стремительно возросло. Пребывание на земле не привлекало человека,

23

Щ Т4ИНЫ, НЛХО^КИ. СЕНСАЦИИ_______________

побывавшего в объятиях гурий, и он жил только воспоминаниями о райском саде. Первые воспитанники секты низаритов, одурманенные гашишем и находившиеся под влиянием внушения, выполняли приказы, не думая о последствиях. Проникая в дом указанного врага, они убивали его точным ударом кинжала, составлявшего единственное оружие ассасина. Обитатели таинственного замка Аламут вызывали страх не только у жителей окрестных селений, но и далеко за пределами Ирана.

Воины Хасана не ценили собственной жизни, поэтому легко лишали ее любого, на кого указывал их лидер. Эпидемия самоубийств, возникшая как следствие постоянного напряжения психики, решилась также посредством гипноза. «Горный старик» объяснял юношам, что путь в рай лежит через смерть, принятую по его приказу. С этого момента возвращение в Аламут после исполнения задания считалось малодушием; кроме того, такой отступник лишал себя райского блаженства.

Хасан ибн Шаббат не покидал своего замка 34 года, до самой смерти имея глаза, уши и длинные руки с кинжалами, представленные его юными воинами. Число сторонников жестокого правителя не убывало. Новые молодые люди заменяли погибших или казненных, получали откровения, опровергающие все, что знали ра-

24

МИНЫ ГИПНОЗА. И/1И ОПЕРАЦИЯ НА СОЗН4НИИ ф

нее, постепенно приучались владыкой к тому, что воюют и убивают за веру.

Взяв на себя роль мессии, Хасан объяснял своим людям порядок в цепи сотворения мира: Божественная мудрость открывается в каждом месте сочленения семи звеньев по мере продвижения посвященного к Аллаху. На высшей ступени раскрывалась последняя тайна ассаси-нов: царство небесное и ад здесь составляли единое целое. Повелитель любил зрелище казни. Иногда ради развлечения он объявлял свое недовольство и приказывал отрубить «виновному» голову. Жертва выбиралась из свиты владыки. После свершения казни Хасан ибн Шаббат демонстрировал новичкам, готовящимся к посвящению, блюдо с окровавленной головой и говорил: «Этот человек обманул меня, но волей бога ложь его мне открылась. Мертвый, он остался в моей власти, и я могу оживить его голову». После короткой молитвы Хасан впадал в транс, делал магические знаки, и к ужасу присутствующих, также находившихся под гипнозом, мертвая голова открывала глаза. Хасан разговаривал с мертвым сам и просил задавать вопросы окружавшим. Эти подробности стали известны со слов французского графа де ля Котье, находившегося в замке Аламут по поручению короля в 1098 году.


Страх подчиненных постепенно перешел на самого Хасана. Два его сына были казнены во

25

to Т4ЙНЫ, НЛХ04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

избежание переворота. Преемник жестокого правителя, Хасан-второй, прозванный Ненавистным, оказался достойным своего предшественника: более свирепый, чем покойный владыка, он объявил себя Аллахом, передав управление сектой своему сыну Магомету-второму. В 1256 году горную империю разгромила монгольская конница, но идеология и тайные обряды ассасинов не прекратили свое существование. В небольшой деревушке, расположенной на границе Ирана, остались следы секты, подобной низаритам, где предводитель почитался, словно бог.

Согласно преданию, многие члены секты сумели спастись, бежав на Восток. Добравшись до Индии, они примкнули к служителям индуистской богини Кали, основав в Индии касту наследственных убийц, известных как таги — «обманщики», «убийцы» или фансигары — «душители». За два столетия существования только в Центральной Индии фансигары убили около миллиона жителей. Банды, состоящие из зомбированных фанатиков, группами по 150 человек выслеживали богатых путников и душили людей головной повязкой. Ограбив жертву, они потрошили и расчленяли тела убитых священной мотыгой, называемой «зубы Кали», а затем сжигали трупы.

Фансигары постоянно жили в деревнях; занимались крестьянским трудом и ремеслами,

26

ТДЯНЫ ГИПНОЗА И/1И ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ ф

посвящая убийствам несколько недель в году. В этот период они находились под воздействием внушения служителей культа богини Кали, призывавших своих братьев к некой священной миссии. Убийцы действовали вдали от места проживания, чтобы не быть узнанными. По странному обычаю, фансигары усыновляли детей своих жертв. В определенный момент подросток посвящался в тайны секты, в ходе торжественного обряда проходя путь тайного служителя Кали: ученик-> искатель жертв-*копатель могил-»без-жалостный убийца. В настоящее время традиции низаритов и фансигаров продолжают существование в террористических мусульманских сектах «Джихад» или «Хизбалла».


Могущественный союз низаритов, некогда державший в страхе всю Европу, породил идею тайного братства с жесткой организацией и доктриной. Некоторые европейские и ближневосточные общества, провозгласившие культ силы, переняли идею Хасана ибн Шаббата. В конце XX века молодой фанатик в упор расстрелял израильского премьер-министра Рабина. Через несколько лет два молодых палестинца-камикадзе направили грузовик, начиненный взрывчаткой, на автобусы с мирными израильтянами, уничтожив десятки невинных людей. Службой безопасности Палестины был нейтрализован террорист, намеревавшийся взорвать очередной

27

Ш Т4ЯНЫ. H4*04KH. СЕНСАЦИИ_______________

мирный объект в Иерусалиме. Он действовал по приказу руководителей одной из мусульманских сект. В случае успеха юноше обещали место в раю, восемь тысяч долларов и около сотни прекрасных гурий!

Из глубины веков к человеку пришло понятие «внушение», считающееся в научном мире явлением более сложным, чем собственно гипноз. Трудность заключается прежде всего в том, что внушение проникает в сознание незаметно для самого лица, находящегося в состоянии бодрствования, причем без всякого сопротивления с его стороны.

По словам русского психиатра В. Бехтерева, внушать — значит непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие психофизические факторы, то есть воздействовать так, чтобы не оставалось места критике и собственным суждениям. Внушение может вводиться в разум человека постепенно, посредством постоянных заявлений похожего содержания или сразу, путем повелительных команд.

Надежда на возможность чудесного избавления от болезни усиленно поддерживается всеми мировыми религиями. Такое явление, как правило, происходит в специальных святых местах, традиционно связанных с присутствием божества, куда толпами стекаются богомольцы. На

28

тляны гипноза, или операция Н4 сознании >ф


Руси славой целительных мест пользовались Кие-во-Печерская, Троице-Сергиевская лавры, Соловецкий монастырь, где покоятся святые мощи, а исцелению помогают чудотворные иконы. Хотя с ростом культурного и экономического уровня общества потоки к святым местам сократились, некоторые монастыри до настоящего времени пользуются популярностью среди больных, потерявших надежду на помощь официальной медицины. Примером может служить женская Ди-веевская обитель, сохранившая мощи преподобного Серафима Саровского. Увеличение числа паломников в этот монастырь связано со случаями полного исцеления больных, страдающих психосоматическими заболеваниями.

Служители религиозных культов применяют действенный метод внушения, умело используя атрибуты, создающие торжественный настрой: возвышенную обстановку, роскошные одеяния, церковные песнопения, дурманящие курения, страстные молитвы, иконы, святые мощи и святую воду, различные талисманы.

Религиозные чудеса включают в себя действительно эффективные методы гипнотического лечения и множество сфабрикованных исцелений. Тем не менее все действия, даже не совсем праведные, направлены на укрепление веры, а она играет основную роль как в православии, так и в любой религии.

29

φ> Т4ИНЫ, HAXOAKH. СЕНСАЦИИ_______________

Известные исцеления всесильного врачевателя Иисуса Христа связаны с внушением надежды на излечение. Христианство с первых моментов своего существования окружено чудесами, о которых повествуется в Евангелии, но исцеления здесь занимают центральное место. В одной только восьмой главе Евангелия от Матфея говорится об исцелении слуги сотника благодаря слову, сказанному Иисусом Христом: «Да будет тебе по вере твоей», об исцелении прокаженного прикосновением руки Иисуса, об исцелении тещи апостола Петра от горячки, а также о том, как «к нему привезли многих бесноватых... и он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Здесь же Иисус Христос вылечил еще двух свирепых бесноватых, изгнав бесов из их тел в стадо свиней: «И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде».


Вполне научный интерес представляет случай исцеления сухорукого, примерно одинаково описанный в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. По предварительному договору лечение назначалось на субботу, когда по фарисейским законам верующим полагалось отдыхать. Не признавая старых правил, Иисус Христос пришел в синагогу именно в субботу, где увидел больного с «сухой» рукой, терпеливо ожидавшего начала чудодейственного сеанса. Спаситель оглядел большую толпу собравшихся, попросил

30

тайны гипноз*, или операция на сознании ф

калеку встать в середину зала и тотчас услышал вопрос фарисеев: «Можно ли исцелять в субботу?» Видимо, Учитель был готов к ответу. «Должно ли в субботу делать добро или зло? — не задумываясь, ответил он. — Душу спасти или погубить?» Не слыша возражений, Иисус Христос продолжал: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколь же лучше человек овцы? Итак, можно в субботу делать добро». После этой эмоциональной отповеди Учитель посмотрел на фарисеев, «гневом скорбя», и попросил больного подать ему руку. Человек без усилий протянул недавно недвижимую конечность, и собравшиеся убедились в том, что исцеление успешно произошло.

Если проанализировать этот случай, то можно с уверенностью утверждать нервную природу заболевания, то есть то, что в XIX веке называли истерическим параличом. Обездвиживание конечностей наступало вследствие психического расстройства, что позже будет успешно лечиться гипнозом, и сопровождалось атрофией от долгого бездействия. Ключ к разгадке чудесной силы Иисуса Христа находился в предварительной эмоциональной подготовке больного. Решающим был выбор времени, отражавший прочность веры самого целителя, его уверенность в собственных силах. Произнесение убе-

31

т тляны. нлжолки. сенсации____________

дительных слов уверенным тоном и логическое построение диалога в итоге приводило к моральной победе и еще более усиливало убеждение человека в могуществе целителя.


Второй случай, описанный теми же авторами, представляет исцеление расслабленного (параличного) в Капернауме. В этом городе Иисус Христос проповедовал перед фарисеями и книжниками, собравшимися из Галилеи, Иудеи и Иерусалима. Стечение народа в объявленный день оказалось столь велико, что самому больному, лежащему на постели, проникнуть в храм не удалось. Тогда ученики Христа раскрыли крышу и доставили несчастного вместе с кроватью прямо к ногам Учителя.

Необычный способ транспортировки продемонстрировал собравшимся всесилие целителя, одновременно укрепив веру больного в успех предстоящего мероприятия. Исцеление началось удивительной фразой, обращенной к лежащему человеку: «Прощаются тебе все грехи твои». Увидев недоумение на лицах фарисеев, Христос обратился уже к ним: «Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: «Прощаются тебе все грехи твои» или «Встань и ходи»?» Здесь произошло так называемое косвенное внушение, во многих случаях действующее сильнее прямых команд — таких, как «Я хочу», «Встань», «Иди», «Исцелись» или «Ты здоров».

32

тайны гипноза, или операция К4 сознании ф

Впоследствии методы Иисуса Христа переняли его ученики. Случай чудесного исцеления хромого нищего описан в III части Деяний святых апостолов. Однажды, увидев близ церкви несчастного калеку, Иоанн и Петр обратились к нему со словами: «Взгляни на нас». Просьба о пристальном взгляде в глаза сопровождалась словами апостолов: «Серебра и злата у нас нет, а что имеем, отдаем тебе. Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Взяв за руку хромого, апостолы подняли его с земли, и все увидели свершившееся исцеление. Кроме того, в Евангелии упоминались сцены, когда громкие повелительные фразы Христа содержали просьбу не только встать и ходить, но и нести с собой постель: «Встань, возьми одр свой и иди за мною!»

Тайна внушения была известна не только библейским героям; многие лица из простонародья, например деревенские знахари или колдуны, владели искусством гипнозирования, передавая его из поколения в поколение. Под видом заговора, избавления от порчи и сглаза люди избавлялись от вполне конкретных болезней, не подозревая о том, что поддавались внушению.


Целебная сила гипноза в старину применялась не только к здравомыслящим калекам. Не менее эффективно лечились бесноватые, порченые, кликуши, недуг которых объяснялся присутствием в их теле нечистого духа, то есть дьявола.

33

Д> Т4ИНЫ. Н4ХР4КИ. СЕНСАЦИИ_______________

В предисловии к книге русского психиатра Кра-инского «Порча, кликуши и бесноватые» В. Бехтерев подробно рассмотрел это явление, причислив его к народным суевериям и религиозным предрассудкам. Результатом необразованности он называл «бредовые идеи о порче и вселении нечистой силы вовнутрь тела». В качестве характерных особенностей поведения бесноватых отмечались мистическая боязнь всего, что церковь объявляла святым, наступление припадков именно в храме или подле него, судороги во время песнопения или молебна, склонность большинства кликуш к ясновидению.

Уже в начале XIX столетия медики узнавали в «одержимости» болезнь под названием «истеричная эпилепсия». Внешним проявлением этого психического заболевания было ограничение подвижности суставов и так называемая арка. В самом начале припадка больная выгибалась в виде дуги, так что касалась пола только пятками и теменем. Истеричной эпилепсией страдали чаше всего женщины, возможно, поэтому слово «кликуша» женского рода.

Следствием темных суеверий считалось отношение бесноватых к табаку. В сектантских догмах курение слыло делом рук Антихриста, поэтому последователи неофициальной религии не только не курили, но и не переносили запаха табака. В народе паническая боязнь табака

34

Т4ЯНЫ ГИПНОЗ*. И/1И ОПЕРАЦИЯ НА СОЗНАНИИ ф)

автоматически принималась за принадлежность к той или иной секте, что в глазах верующего было равносильно богоотступничеству. И в связи с этим можно утверждать, что все сектантские запреты в XIX веке получили самое широкое распространение в миру: вегетарианство — запрет на мясо в сектах теософов и толстовцев; трезвость — запрет на вино в секте трезвенников; гражданский брак и аборты — отказ от супружества и чадородия у хлыстов и скопцов. В прежние времена лечение бесноватого заключалось в религиозном воздействии на дьявола, поселившегося внутри человека.


Нечистую силу изгоняли молитвами, впрочем, не имевшими никакого эффекта, кроме усиления припадка. Более действенным способом являлось внушение, связанное с религиозным подъемом, когда больного не запугивали, а постепенно или резкими командами убеждали в грядущем исцелении.

По наблюдениям современных психиатров, большинство людей невольно сопротивляется намеренному внушению в состоянии бодрствования. Однако скрытое или косвенное внушение даже без погружения в сон чаще всего производит положительный эффект. Это внушение происходит незаметно для человека и оттого не вызывает сопротивления с его стороны. Оно действует медленно, но ведет к необратимым

35



следующая страница >>