litceysel.ru
добавить свой файл
1
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 В КУРСЕ ИКТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА


Е. Н. Бобонова

Воронежский государственный педагогический университет,

Россия, Воронеж


Бурное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения, но и ее стратегическую ориентацию. Информационно-коммуника­ционные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.

Показателем качества подготовки будущего учителя в контексте информатизации образования следует рассматривать компетентность специалиста. Профессионализм учителя включает в себя различные компетентности, в том числе и информационную. Под информационной компетентностью мы понимаем системное образование знаний, умений и навыков педагога в области ИКТ и оптимальное сочетание методов сознательного обращения с педагогическими программными средствами.

В структуре информационной компетентности мы выделяем три взаимосвязанных и последовательных уровня: базовый, высокий и творческий. Предназначение каждого уровня заключается в обеспечении информацией об исходном или текущем состоянии сформированности информационной компетентности и определении перспектив дальнейшего формирования компетентности специалистов. Нами были выделены следующие критерии сформированности информационной компетентности:


  • мотивационно-целеполагающий критерии – готовность и интерес к работе с ИКТ, постановка и осознание целей информационной деятельности, наличие мотива достижения цели;

  • когнитивный критерий – наличие информационных знаний, умений и навыков и способность применять их в профессиональной деятельности; умение анализировать, классифицировать и систематизировать педагогические программные средства; владение активными методами и формами информационной деятельности;


  • операционный критерий – эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение ИКТ на практике, постоянное самосовершенствование применения ИКТ, педагогическое взаимодействие с помощью ИКТ;

  • индивидуально-творческий критерий – гибкость и вариативность информационного мышления, сознание наличия у себя творческих способностей, создание авторских приложений на базе специализированных «предметных» сред, готовность к творчеству.

В самом общем виде новые принципы обучения будущих педагогов в области информационных технологий можно сформулировать следующим образом.

  1. Обучение должно вестись с учетом особенностей профессиональных и информационных запросов обучающихся. Содержание обучения для учителя иностранных языков и физики должно принципиально отличаться, поскольку оно ориентировано на содержание предмета и те частные методические задачи, которые решает учитель-предметник. Безусловно, есть и общедидактические принципы, которые реализуются в деятельности каждого учителя, но основу все-таки должно составлять специфическое «предметно ориентированное» содержание.

  2.  Освоение информационных технологий должно порождать новые виды деятельности учителя и ученика на уроке и вне его. В основном имеется в виду проектная, учебно-исследовательская, творческая деятельность, организация дискантного обучения. Особенно велика здесь роль организации самостоятельной образовательной деятельности учеников.
  3. Информационные технологии призваны актуализировать коммуникативные аспекты образовательной деятельности учеников и повышения квалификации педагогов. Сегодня в Сети существует ряд продуктивных технологий, при помощи которых люди содержательно общаются, обсуждают значимые проблемы, создают интеллектуальные и творческие ценности, обмениваются опытом и информацией. В качестве примера можно привести работу Е. Д. Патаракина над проектом «Летописи.Ру», его анализы приложения к образовательной тематике функциональных особенностей wiki-систем, сервисов Del.icio.us, Flickr, другие проекты социальных образовательных сообществ. Эти технологии определенно имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен в практическую деятельность.


Современный преподаватель, помимо знаний по предмету, должен обладать знаниями в области применения информационных технологий. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выведет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением ИКТ и ресурсов, являющемуся своего рода переходным этапом к системе открытого образования, сегодня неизбежен.

Неоценимую помощь преподавателям оказывают компьютерные сети. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и решение этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.

Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня ещё мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву.

Использование в учебном процессе новых социальных форм программного обеспечения (social software) может способствовать освоению таких важных для научного образования навыков, как критическое мышление и коллективное творчество. При этом меняются требования как к методам и формам организации обучения, так и к роли преподавателя, его профессиональной подготовке. Совместные действия участников современных сетевых объединений зачастую носят стайный характер. Действиями отдельных игроков никто не руководит, но на основе их простого поведения формируется сложное коллективное поведение. Как правило, чем проще правила индивидуального поведения, тем более сложный характер имеет поведение всего коллектива.


Рассмотрим, как можно использовать социальные сервисы в педагогической практике. Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывает перед педагогической практикой следующие возможности [1]:


  1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.

  2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.

  3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
  4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.


Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. От того, что количество непосредственных высказываний, обращенных от одного человека к другому, внутри сообщества постепенно снижается, вовсе не следует, что люди меньше общаются. Просто это общение теперь происходит при помощи строительных блоков, которые одновременно служат и в качестве новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются. К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения, в которой значение непосредственного обмена сообщения заметно снижается. Для того чтобы узнать, чем занимается человек, какие действия он совершает, нет никакой необходимости его об этом спрашивать. Для этого достаточно просто наблюдать за его сетевой деятельностью. Новые информационные технологии оказали заметное воздействие на то, как мы стали общаться, думать и действовать сообща. Наш язык и наше мышление постепенно расширяются и дополняются новыми словами и инструментами.

Примерами стайных объединений на основе нового информационного обеспечения могут служить энциклопедии коллективного авторства на базе технологии WikiWiki. Эта технология изначально создавалось как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить своё сообщество. В WikiWiki реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Wiki наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.

Социальный сервис ВикиВики в педагогической практике можно использовать следующим образом [2]:


  1. Представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Создание аннотаций, комментариев и примечаний к текстам.

  2. Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами.

  3. Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе.

  4. Коллективное создание международной ученической энциклопедии.

На наш взгляд, WikiWiki является наиболее перспективной средой развития сетевого сообщества обмена знаниями. WikiWiki и сходные с ней среды создания коллективных гипертекстов могут служить и базами данных - хранилищами коллективного опыта и моделями самоорганизующихся систем. Для совместной коллективной деятельности в сети должно существовать равнодоступное для всех участников общее пространство, где они могут размещать свои мысли в форме письменных высказываний, связывать эти высказывания между собой, редактировать и корректировать свои и чужие высказывания. Такая электронная среда приходит на смену школьной доске, на которой мог писать и рисовать каждый.

Под влиянием социальных сервисов Веб 2.0, с которыми студенты Воронежского государственного педагогического университета, познакомились в ходе изучения ИКТ, произошли необратимые процессы:

  • сформировалась  заинтересованность у студентов в  использовании  ИКТ  в  учебном  процессе;

  • появилась  «среды  сотрудничества»;

  • на педпрактике студенты стали активно применять

    • метод проектов, при этом метод проектов, с одной стороны, выступает, как педагогическая технология, а с другой стороны, выступает как мощный мотивационный фактор, требующий устранения «незнания»;
    • социальные сервисы (Летопись, ВоронежВики), которые позволяют стимулировать у обучающихся интерес к изучаемой проблеме, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование знаний, как по проектной деятельности, так и в области информационно-коммуникационных технологий, что способствует в свою очередь формированию определенных компетенций;


  • в школах, где проходили практику наши студенты резко повысилась успеваемость, прекратились пропуски занятий, и даже самые трудные предметы из разряда нелюбимых превратилась в самые увлекательные, и интересные;

  • формирование нового понимания содержания образовательного пространства в условиях применения ИКТ, в котором возможно слияние различных традиционных форм, методов, способов, приемов и средств обучения (групповое и индивидуальное; контактное и бесконтактное и т. д.);

  • рефлексивная готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кулик Е. Ю., Патаракин Е. Д. WikiWiki в организации учебного процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://heap.altlinux.ru/pereslavl2006/kulik/abstract.html. (дата обращения: 12.05.2012).


  2. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М: Интуит.ру, 2006. 64 с.