litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Проект



КОНЦЕПЦИЯ

создания Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия)


1. Основные термины


Территориальные кластеры объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Конкурентоспособность – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность товаропроизводителей, фирм, компаний – способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей.

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:


  • способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;

  • уровень производительности факторов производства в данной стране;
  • способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.


Кластер алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) – система, объединяющая однородные и схожие субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые производством ювелирных изделий из золота и серебра (в том числе с бриллиантами), общественные и научные организации, государственные органы, планирующие и координирующие свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции на основе эффекта синергизма.


2. О предпосылках создания Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия)


Наличие значительных запасов минеральных ресурсов, условия жесткой конкуренции и глобализации экономики, экспортной ориентированности продукции алмазо-бриллиантового и ювелирного комплекса обуславливают создание Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) (далее – Кластер).

Задача диверсификации экономики путем создания новых промышленных производств по глубокой переработке сырья и производству продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе создание кластера алмазогранильных и ювелирных производств в г. Якутске, в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 г. № 411 и одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 г. (протокол №5 от 08.02.2007), и Планом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия).

Потенциальные возможности алмазогранильного и ювелирного производства позволят:
  • диверсифицировать экономику региона за счет создания на территории г. Якутска кластера алмазогранильных и ювелирных производств, обеспечивающих полный цикл глубокой переработки драгоценных камней (алмазов) и драгоценных металлов, добываемых на территории Республики Саха (Якутия), от огранки алмазов до производства ювелирных изделий с бриллиантами;


  • организовать более 2,2 тыс. новых рабочих мест (с учетом занятости на создаваемых сопутствующих производствах и объектах инфраструктуры) с уровнем оплаты труда, превышающим среднереспубликанские показатели, и способствовать закреплению на территории Республики Саха (Якутия) высококвалифицированных кадров;

  • увеличить налогооблагаемую базу, создать новые стабильные источники доходов бюджетов всех уровней и снизить дотационность муниципального образования, на территории которого будут построены объекты;

  • усилить позиции России на международных рынках, в т. ч. за счет увеличения экспортных поставок российской ювелирной продукции.


Сегодня в республике существует межостраслевой производственно-торговый комплекс, интеграционная система, включающая в себя добычу драгоценных металлов, их обработку и реализацию конечного продукта. Вместе с тем, малые предприятия алмазогранильного комплекса в большинстве своем за последние 10 лет вынуждены были ликвидироваться или преобразоваться в совместные предприятия с преимущественно иностранным уставным капиталом. Малые компании ювелирной отрасли ввиду дороговизны и лимитирования сырья в основном делают упор на производство изделий из более доступного сырья – серебра.

Создание Кластера должно способствовать росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Основные процессы синергетического действия в целях получения максимального синергетического эффекта от создания Кластера:

  1. адекватное планирование совместных действий;

  2. эффективный обмен знаниями и оперативной информацией между участниками Кластера;


  3. текущая координация работы Кластера.

При создании Кластера предполагается объединение предприятий на основе горизонтальной интеграции с элементом государственного координирования Кластера, так как вертикальная интеграция с созданием некоего холдинга компаний может противоречить интересам и существующей политики ведения бизнеса малыми алмазогранильными и ювелирными предприятиями.

Задача диверсификации экономики путем создания новых промышленных производств по глубокой переработке сырья и производству продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе создание кластера алмазогранильных и ювелирных производств в г. Якутске, в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006г. №411 и одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 г. (протокол №5 от 08.02.2007 г.), и Планом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия).

Настоящая Концепция ориентирована на предоставление максимальной комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках действующих механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса алмазогранильной и ювелирной отраслей. До конца 2011 года в рамках мер, предусмотренных Республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в РС(Я) на 2009-2011 годы» (утверждена в последней редакции Указом Президента РС(Я) от 07 июня 2011 года № 738) и в Государственной программе «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы».


Итогом реализации кластерной политики по созданию Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) является достижение следующих показателей до конца 2016 года (Примечание: конечным периодом определен 2016 год как период срока действия Государственной программы «Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2012-2016 годы» как основного программного документа по реализации основных позиций Кластера) в соответствии с рисунком 2, приведенным ниже:

1) увеличение отраслевой доли по обработке алмазов в промышленности Республики Саха (Якутия) (добыча и обработка угля, нефти, газа, алмазов, золота, сурьмы, олова) до уровня 2005-2007 годов или не менее 4%;

2) увеличение отраслевой доли по ювелирному производству в промышленности Республики Саха (Якутия) (добыча и обработка угля, нефти, газа, алмазов, золота, сурьмы, олова) до 3%;



3) увеличение объема общей реализации ювелирных изделий ювелирными предприятиями в соответствии с существующими тенденциями, с учетом создания Кластера до 4 000,00 млн.рублей;




4) увеличение сумма уплаченных налогов во все уровни бюджетов Республики Саха (Якутия) до 1,0 млрд.рублей.




3. Развитие алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности1


3.1. Международный рынок бриллиантов и ювелирных изделий

Странами - лидерами в добыче алмазов являются Ботсвана, Россия, ЮАР, Канада, Ангола, ДР Конго, Намибия, Австралия. Основные производители бриллиантов сосредоточены на территории Индия, Израиля, Таиланда, Китая, России, ЮАР, США, Бельгии. Странами-лидерами в производстве ювелирных изделий с бриллиантами являются страны-лидеры по потреблению ювелирных изделий, а именно США, Япония, Италия, страны Персидского залива, Индия. Безусловным лидером в добыче алмазов является Африка (59% мирового производства), в производстве бриллиантов – Азия (86%), в продаже бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами – Северная Америка (45% и 49% соответственно), в торговых операциях с алмазами и бриллиантами – Европа (47% мирового импорта алмазов, 72% мирового вторичного экспорта алмазов).


Основными производителями бриллиантов в мире являются Индия, Китай, США, Бельгия и Израиль.

По данным международных экспертов мировой объем добычи алмазов составляет 13 млрд. долл. США, мировой объем производства бриллиантов – 19,8 млрд. долл. США, мировой объем производства ювелирных изделий с бриллиантами 78 млрд. долл. США.

Основной спрос на бриллианты формирует США, где ежегодно потребляется около 50% произведенных бриллиантов. На втором месте по объемам потребления бриллиантов находится Япония (9,5%), на третьем месте – страны Персидского залива (5,9%). Ежегодный мировой рост спроса на бриллианты оставляет около 6-8%.

На сегодняшний день в мировой алмазной индустрии происходят значительные изменения – это касается поставок алмазного сырья, распределения ограночных мощностей, появления новых рынков потребления.

Сейчас активную деятельность развивают новые участники такие как, Турция, где недавно была открыта биржа, специализирующаяся на алмазах и драгоценных металлах — Diamond and Precious Metals Exchange, Китай, Индия, Таиланд.

Основным потребителем бриллиантов на мировом рынке  выступает ювелирная отрасль. При этом связь между ювелирной отраслью и гранильными компаниями осуществляется чаще всего не напрямую, а через систему посредников, т.к. ювелиры требовательны к ассортименту. Посредники используя свои стоки и докупая товар на рынке выполняют функцию подбора необходимого набора бриллиантов. Основные посреднические мировые  центры – Антверпен (Бельгия), Тель-Авив (Израиль), Нью-Йорк (США).

К основным факторам, которые оказывают влияние на спрос на бриллианты, относятся:


  • социально-экономические факторы (объем ВВП на душу населении, уровень средних заработных плат, численность женского населения).

  • динамика развития ювелирной отрасли,

  • количество предприятий ювелирной отрасли на территории страны,
  • цены на бриллианты,


  • отношение курса местной валюты к доллару США.

В среднем производство бриллиантов растет на 5-10% в год. Лидером на рынке огранки алмазов среди стран-производителей является Индия, которая производит около 58% бриллиантов в мире (в стоимостном выражении). На втором месте – страны Азии (Таиланд, Китай и Гонконг) (14%), на третьем месте – Израиль (12%). Россия по объемам производства бриллиантов занимает около 5% мирового рынка бриллиантов.


Ожидается, что мировые продажи ювелирных изделий будут расти на 4,6% в год и достигнут к 2015 году 230 млрд. долл. США. При этом совместная доля на рынке Китая и Индии сравняется с долей США

По оценкам аналитиков к 2015 году крупным игроком на рынке также станет Ближний Восток, доля которого составит 9% мировых продаж ювелирных изделий. Одной из тенденций ювелирной отрасли может стать появление новых центров огранки бриллиантов. В показателях к стоимости около 9% мировых бриллиантов будет обрабатываться добывающими странами. Можно ждать появления новых прибыльных рынков в Намибии, Ботсване и Анголе. В то же время ожидается, что доля Индии снизится в этом секторе с 57% до 49% (в показателях к стоимости), а Китай станет новым крупным центром, занимая более 20% рынка обработки бриллиантов. Эти же страны станут новыми центрами производства ювелирных изделий с драгоценными камнями.


3.2. Состояние алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей

Российской Федерации


Годовой объем производства продукции АБК в России по состоянию на 2008 год составил около 4,5 млрд. долл. США, в том числе: геологоразведочные работы 2,5%, добыча алмазов 57,3% (2,6 млрд. долл. США), производство бриллиантов 25,7% (1,16 млрд. долл. США), ювелирные изделия с бриллиантовыми вставками 14,5% (0,65 млрд. долл. США).

При достаточной сырьевой базе драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирная промышленность России сегодня составляет лишь 0,01% от общего ВВП страны.


На территории РФ работают два крупных гранильно-ювелирных завода:

1) ОАО «Смоленский Кристалл».

ОАО «Смоленский Кристалл» является крупнейшим производителем бриллиантов в России и одним из самых крупных в Европе.

Предприятие входит в перечень стратегически важных компаний страны. Продукция компании занимает примерно 10% мирового рынка элитных бриллиантов класса «премиум». ОАО «Смоленский кристалл» является первым и единственным в России сайтхолдером «Де Бирс».

2) ЗАО «Руиз Даймондс»

ЗАО «Руиз Даймондс» относится к Холдингу «Группа компаний «Руиз», объединяющему предприятия по добыче, переработке и реализации алмазов, а также по производству и реализации ювелирных изделий. В настоящее время ЗАО «Руиз Даймондс» является вторым в России предприятием по производству бриллиантов годовой объем реализации которого превышает 300 млн. долл. США. Московский ювелирный завод — одно из крупнейших предприятий ювелирной отрасли, владеющих собственной сетью более чем из ста магазинов.

Большая часть произведенных в России бриллиантов экспортируется. Это обусловлено отсутствием в России развитой ювелирной отрасли международного уровня, отсутствием мастеров международного класса и признанной дизайнерской школы. На сегодняшний день мировым лидером по ювелирному дизайну является Италия, доля России в мировом производстве ювелирных изделий составляет 4%.

В 2008 году объем потребления ювелирных изделий в России достиг 5 млрд. долл. США. На долю ювелирных украшений с бриллиантами приходится около 50% рынка в денежном выражении. Согласно маркетинговым исследованиям в России около 75% спроса приходится на ювелирные изделия стоимостью до 10 тыс. рублей.

Российские ювелиры удовлетворяют спрос отечественных потребителей только на 50% (объемы производства ювелирных изделий в 2008 году составил 2,3 млрд. долл. США). Остальные 50% спроса приходятся на импортную продукцию, прежде всего из Турции и Китая.


В результате доля России на мировом рынке производства ювелирных изделий не превышает 2%.

В случае если бы в России сформировалась конкурентная ювелирная промышленность, способная работать с бриллиантами, драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами на мировом уровне, то возможно произошло бы перераспределение потоков алмазов и бриллиантов на мировом рынке в сторону России, с учетом спроса на внутреннем рынке.



следующая страница >>