litceysel.ru
добавить свой файл
1

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Ректор

Белорусского государственного университета

___________ Абламейко С.В.

____ мая 2009 г.

Регистрационный № УД-______/баз.

ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО


Учебная программа для специальности:


1-23 01 73 Средства массовой информации

















2009 г.


СоставителЬ:

А.И. Чупринский, доцент кафедры кинотелеоператорства учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», кандидат искусствоведения.


Рецензенты:

В.Г. Булацкий, доцент, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Института журналистики учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат исторических наук.


А.А. Суханова, доцент, и.о. заведующего кафедрой кинотелеоператорства учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», профессор кафедры кинотелеоператорства, кинооператор-постановщик высшей категории, лауреат Государственной премии СССР.


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Ученым Советом Института журналистики учреждения образования «Белорусский государственный университет»

(протокол № 8 от 31.03.09.);

Научно-методическим советом учебно-методического объединения по группе специальностей

(протокол № 4 от 22.04.09.);

Ответственный за выпуск: А.И. Чупринский



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Задача учебного курса «Операторское мастерство» — профессиональная подготовка слушателей факультета повышения квалификации Института журналистики учреждения образования «Белорусский государственный университет». По своему статусу курс не является базовым, но служит для расширения кругозора слушателей в области кинотелеоператорского мастерства. Его цель — ознакомить слушателей с основными понятиями: «выразительные средства экрана», «технологические этапы производства экранной продукции», «классификация съемочных планов», «композиция кадра», «виды и приемы съемки», «виды панорам», «характеры и виды освещения» и др., а также дать представление о становлении, формировании и развитии операторского мастерства в кинематографе и на телевидении, о роли оператора в изобразительном решении экранного продукта, об экологии экранных видов искусств и ее идеологическое значения.

Помимо общетеоретических задач, курс преследует главную цель — развить способность у слушателей в умении «видеть».


По окончании изучения дисциплины слушатели должны знать:


  • о роли оператора в создании образных выразительных средств экрана;

  • о технологических этапах производства экранной продукции;

  • о классификации съемочных планов, композиции кадра;

  • о видах и приемах съемки, видах панорам, характера и видов освещения.


Слушатели должны уметь:

  • использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности;

  • совершенствовать навыки, исходя из стремительно развивающихся цифровых технологий.


Методическая организация курса. Курс «Операторское мастерство» в соответствии с типовым учебным планом состоит из 4 лекционных часов и 2 лабораторных часов. Слушателям отводится на изучение данного курса 6 часов самостоятельной работы. Завершается учебный курс зачетом.



Примерный тематический план

по дисциплине «Операторское мастерство»




п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов


всего

в том числе

лекции

лабора-торные

занятия

семинар-ские занятия

1.

Основы операторского мастерства. Становление и основные методы работы оператора в кино и на телевидении. Тенденции развития операторского искусства

2

2

0

0

2.

Выразительные средства экрана, технологические этапы производства экранной продукции, классификация съемочных планов

2

1

1

0

3.

Композиция кадра, виды и приемы съемки, виды панорам, характеры и виды освещения

2

1

1

0




Всего:

6

4

2


0



СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Основы операторского мастерства.


Тема 1. Становление и основные методы работы оператора в кино и на телевидении.


История становления операторского искусства и профессии оператора-постановщика, документалиста, репортера. Оператор и его методы работы над изобразительным решением художественного, документального, телефильма. Работа оператора в телевизионной публицистике. Новейшие современные технологии. Применение электронных носителей изображения в визуальных экранных искусствах. Разработки цифровой телевизионной и видеотехники. Особенности работы оператора со «стэдикамом». Творческо-производственные обязанности оператора. Профессиональные нормы этики. Правила поведения на съемочной площадке.


Тема 2. Тенденции развития операторского искусства.

Изобразительно-монтажная композиция фильма, эпизода, мизансцены. Разнообразие жанров и поиски технических и изобразительных средств. Съемки в экстремальных условиях: стрингеры. Техника безопасности при съемке военных учений, стихийных бедствий: землетрясений, ураганов и т.п. Протокольные съемки. Съемки официальных выступлений, совещаний, конференций, съездов. Анализ операторской работы в художественных фильмах голливудской, нью-йоркской, английской, французской, польской, итальянской, шведской, советской, российской и белорусской операторских школ. Работа операторов-документалистов. Военные кинооператоры. Телевизионные операторы. Телевизионные сериалы на кинопленке и на цифровых носителях. Современные технологии в визуальных искусствах. Перспективы развития белорусского кинематографа и телевидения. Переход на цифровое производство и вещание. Телевидение высокой четкости (ТВЧ). Сотовое и мобильное телевидение. «Объемное» телевидение. Высокие технологии. Национальное наследие в визуальных интерпретациях. Научно-популярные, аналитические, публицистические, авторские проекты на ТВ. Экология экранных искусств и ее идеологическое значение.



Раздел 2. Выразительные средства экрана.


Тема 3. Технологические этапы производства экранной продукции. Классификация съемочных планов.

Образный язык изображения. Картинная плоскость кадра, как смысловая единица информации. Кадр-троп, кадр-символ. Способ создания психофизического эффекта восприятия. Понятие ритма. Ритм декорационных и натурных элементов. Темпоритм мизансцены. Специальный репортаж. Приемы и методы телеповествования. Разработка темы, структуры репортажа, сценарная заявка и сценарная разработка. Съемка «стэнд-апа». Подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный период. Общий, средний, крупный планы. Деталь, как средство выразительности. Экранная иллюзия реальности. Выделение сюжетно-композиционного центра кадра. Выбор точек съемки. Ракурс. Глубина кадра. Усиление иллюзии третьего измерения. Пространственные ориентиры. Диагональные направления. Раскадровка литературного сценария. Деление эпизода на съемочные планы. Определение крупностей планов, направлений движения персонажей и камеры, зарисовка кадров. Перспективные и оптические искажения. Перемещение зон резкости. Применение широкоугольной и длиннофокусной оптики.


Раздел 3. Композиция кадра.


Тема 4. Виды и приемы съемки. Виды панорам. Характеры и виды освещения.

Взаимовлияние кинематографа и телевидения. Сходство и различия. Кинетические и динамические координаты. Организация внимания средствами композиции. Однокамерный и многокамерный методы съемки, их особенности. Режиссерский пульт. Согласование работы камер, определение «генерального» направления. Передвижная телевизионная станция (ПТС). Работа оператора в павильоне и студии. Особенности работы с трансфокатором. Панорамные виды съемок, статичная камера. Динамичные приемы съемки. Организация внимания средствами композиции. Работа со светом в павильоне и в студии. Освещение фигур и пространства (декораций и т.п.), коммутация осветительных приборов. Схемы света. Освещение интерьеров (смешанный свет). Контроль баланса «по белому». Экспонометрический контроль. Особенности освещения на натуре. Качество света. Влияние погодных и климатических условий. Спектральный состав освещения. Съемка в солнечную и пасмурную погоду. Съемка снежной натуры, водных поверхностей. Режимные съемки (утро, вечер). Съемка «днем под ночь». Съемочные и осветительные светофильтры. Светлая и темная тональности. Виды освещения: эффектное, имитация солнечного света и др. Характеры освещения: светотональный, светотеневой, силуэтный, локальный. Их зависимость от драматургии экранного произведения.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основная литература:

1. Брайс Р. Руководство по цифровому телевидению. — М., 2002.

2. Вайсфельд И.В. О сущности кинодраматургии. — М., 1981.

3. Гальперин А.В. Из истории кинооператорского искусства. — М., 1983.

4. Голдовская М.Е. Десять операторских биографий. — М., 1978.

5. Голдовская М.Е. П.Лебешев. — М., 1983.

6. Голдовская М.Е. Человек крупным планом. М., 1981.

7. Головня А.Д. Композиция кинокадра. — М., 1995.

8. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. — М., 1995.

9. Гордийчук И.Б., Пелль В.Г. Справочник кинооператора. — М., 1979.

10. Иоскевич Я.Б. Методология анализа фильма. — Л., 1978.

11. Константинов А.Д. Журналистское расследование. — С.-Пб., 2003.

12. Масбургер Р.Б. Видеосъемка одной камерой. — М., 2006.

13. Меркель М. Операторы советского художественного кино. — М., 1982.

14. Меркель М. Угол зрения. — М., 1980.

15. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-17.01.03 Кинотелеоператорство. Направление специальности 17.-01.03-02 Телеоператорство. Квалификация — телеоператор. — Мн., 2008.

16. Плужников Б.Ф. Искусство комбинированных съемок. — М., 1984.

17. Полукаров В.Л., Грановский Л.Г., Козин В.П. Телерадиореклама. Учебное пособие. — М., 2004.

18. Романовский И. МАСС МЕДИА. Словарь терминов и понятий. — М., 2004.


19. Соколов А.Г. Монтаж изображения. — М., 1981.

20. Тони Г. Запись звука на видеокамеру. — М., 2006.

21. Фелонов Л.Б. Современные формы монтажа. — М., 1982.

22. Черный М.К. Черты операторского мастерства. — Киев, 1985.

23. Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. — М., 2004.


Дополнительная литература:

24. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.

25. Бондарева Е.Л., Красинский А.В. Кино Белоруссии. — Мн., 1982.

26. Вагнадзе Г. Всемирное телевидение. — М., 1989.

27. Васильева Т.Г. Законы информации. — М., 2002.

28. Висконти Л. Статьи, Свидетельства, Высказывания. — М., 1986.

29. Гордон Г. Философия искусства. — М., 2004.

30. Ждан В.Н. Эстетика фильма. — М., 1982.

31. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — С.-Пб., 2004.

32. Красинский А.В. Кинодокумент и образ времени. — Мн., 1980.

33. Нечай О.Ф. Телевидение как художественная система. — Мн., 1981.

34. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. — М., 2004.

35. Телевизионная журналистика. Учебник, 4-е изд. / ред. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. М., Изд-во МГУ. — М., 2002.

36. Прохоров Е.П., Пшеничный Г.М., Хруль В.М. Правовые и этические нормы в журналистике. — М., 2004.

37. Петров А.П., Колесникова Н.А. Диалог о киномузыке. — М., 1982.

38. Рошаль Г. Дзига Вертов. — М., 1981.

39. Феллини Ф. Делать фильм. — М., 1984.

40. Феллини Ф. Феллини о Феллини. — М., 1988.

41. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. — М., 2002.

42. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. — М., 1964-1971.

43. Юровский А.Я. Телевидение — поиски и решения. — М., 1983