litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

Харламова Е.А., МОУ «Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района»


Текст № 1.


Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26) Шел в сумерках влюбленный.

(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!


(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)


Задания.

1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.


2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

а) 11 б) 19 в) 25 г) 37


3) Определите стиль и тип речи__________________________

_____________________________________________________


4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

а) 2 и 3 б) 5 и 6 в) 9 и 10 г) 13 и 17

5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

а) 1 б) 4 в) 19 г) 29


6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?


7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________


10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________


11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________


12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________


13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.

_____________________________________________________


14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________


15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________

16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________


17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________


18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________


19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________


20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________


21) Сколько придаточных в предложении 7?___________

22) Определите вид придаточного в предложении 19._______



23) Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________


Текст № 2.


Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!


(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

Задания.

1. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

а) 1 б) 5 в) 7 г) 8


2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

а) В детстве автор жил в горном селении на юге.

б) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

в) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

г) Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.


3. Какие типы речи представлены в предложениях 6 – 11?


4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

а) ограблен (в предложении 5);

б) очажный дым (в предложении 6);

в) шумело (в предложении 7);

г) богатства (в предложении 8).


5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

а) 6 б) 2 в) 3 г) 4


6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

а) развернутые метафоры б) эпитеты, градация

в) инверсия г) экспрессивный повтор, анафора


7. Сколько раз звук [ф] встречается в предложениях 1, 2?___

8. Из предложений 3 – 8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.__________________________________



9. Из предложений 6, 7 выпишите существительное с суффиксом j, имеющим собирательное значение.

_____________________________________________________

10. Из предложений 11 – 13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_____________________________________________________

11. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.___________________

12. Определите способ образования наречия из предложения 3.__________________________________________________


13. Из предложений 1 – 5 выпишите субстантивированное(-ые) прилагательное(-ые).


14. Из предложений 12 – 15 выпишите краткое(-ие) прилагательное(-ые)._________________________________


15. Из предложения 8 выпишите все местоимения, определите их разряд.____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________


16. Из предложений 6 – 8 выпишите наречия в одной из степеней сравнения.____________________________________

_____________________________________________________


17. Из предложений 11, 12 выпишите притяжательное(-ые) прилагательное(-ые).___________________________________


18. Из предложений 11 - 15 выпишите страдательное причастие._____________________________________


19. Из предложений 10 – 14 выпишите частицы.

____________________________________________________

20. Из предложения 1 выпишите словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ.

_____________________________________________________

21. Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?________________


22. Сколько грамматических основ в предложении 8?______

23. Выпишите номера предложений с вводными конструкциями.___________________



24. Среди предложений 9 – 12 найдите простое, осложненное двумя обособленными определениями._____________


25. Определите тип придаточного в предложении 1.________


26. Среди предложений 5 – 9 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Запишите его номер.________


27. Среди предложений 1 – 8 найдите СПП с придаточным условия.____________


28. Найдите сложное предложение, состоящее из четырех частей, две из которых – односоставные безличные предложения._______________


29. Кратко объясните правописание Н-НН в словах в предложении 11._____________________________________


30. Выпишите грамматические основы из предложения 5, определите вид сказуемых.

__________________________________________________________________________________________________________


Текст № 3.


Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1) Подорванное хозяйство еще может быть восстановлено разумными мерами. 2) Неизмеримо страшнее выглядит разру­шенное моральное здоровье нации, обесцененные нравственные критерии. 3) Длящаяся десятилетиями пропаганда, направлен­ная на искоренение принципов и норм, основанных на совести, не могла не разрушить в народе самое понятие Добра и Зла. 4) Проповедь примата материальных ценностей привела к от­рицанию духовных и пренебрежению ими. 5) Отсюда - неиз­бежное одичание, бездуховность, утверждение вседозволеннос­ти, превращение людей в эгоистических, утративших совестли­вость, неразборчивых в средствах искателей легкой жизни, не стесненных этическими и моральными нормами. 6) Проросло карамазовское «все дозволено», практически вылившееся в готовность не стеснять себя ни в чем, сообразовывая поступки и поведение лишь с одним соображением: «Не попадаться!»


7) И если присовокупить ко всему этому шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психо­логию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми тради­циями нравственной силе русского народа, не давшей ему оди­чать окончательно, встать на четвереньки и благодарно захрю­кать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться...

8) Что же нужно России, чтобы обрести силу? 9) Нелегко, а может, и вовсе невоз­можно кратко сформулировать ответ. 10)Должны истечь сро­ки. 11) Должна когда-нибудь оправдаться всеобщая уверен­ность, что дальше «так продолжаться не может». 12) В какой-то мере Идола подтачивает критика - камерная, глухая, под­польная, но встречающая понимание и сочувствие. 13) И все же из всего, что с нами произошло, мы извлекли только знание гибельных путей, того, что заводит в тупик, закабаляет человека, суживает его горизонты до миски с хлёбовом. 14) А вот как дать ему понять, что у него могут отрасти крылья? 15) Что есть мир высоких духовных радостей, перед которыми меркнут тус­клые и плоские идеалы материалистов? 16) Воздвигнуть его на подлинное братолюбие? 17) Мы этого не знаем.

18) И, может быть, вкладом в эти поиски путей является правдивый рассказ о прошлом, отдельными крупицами кото­рого воспользуются - кто знает? - те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения...

(По О. Волкову)

Задания.


  1. В предложении 7 найдите глагол с приставкой, имеющей значение присоединения, приближения; укажите номер ударного слога в этом слове.________________________




  1. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором происходит процесс озвончения глухого согласного.

_________________________________________________
  1. Из предложений 6 – 15 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.______________________





  1. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_________________________________________________

  1. Из предложений 15 – 18 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).________________________________________




  1. Из первого абзаца выпишите действительное(-ые) причастие(-я) прошедшего времени.

_________________________________________________

  1. Из предложений 6 – 7 выпишите производный предлог.

_________________________________________________

  1. Из предложений 12—13 выпишите частицы.

_________________________________________________

  1. Объясните правописание НЕ со словами в предложении 5.____________________________________




  1. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

_________________________________________________

  1. Из предложения 3 выпишите словосочетания, строение которых соответствует схеме причастие + существительное, где причастие выступает в роли главного слова. Укажите тип подчинительной связи.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 6. ______________________________________________

  2. Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения._______________




  1. Из предложения 18 выпишите вводное слово; найдите и выпишите номер предложения, в котором эта конструкция является частью составного сказуемого.

_________________________________________________

  1. Укажите номер СПП с последовательным подчинением придаточных.____________




  1. Какие типы придаточных присоединяет ЧТО в предложениях 11 и 14? Определите часть речи, к которой принадлежит это слово в том и другом предложении, а также в предложении 8.

_________________________________________________

  1. Выпишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением и обособленным обстоятельством.___________________




  1. Выпишите номер сложного предложения, частями которого являются односоставные предложения._______




  1. Запишите номер предложения, где тире – авторский знак. _________________




  1. Какое из предложений 8—18 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? Напишите

номер этого предложения. ______________

  1. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используют­ся в тексте? Напишите порядковые номера этих средств. Укажите цель использования каждого средства выразительности.



1) сравнение 2) ряды однородных членов

3) риторические вопросы 4) поэтическое обращение

5) синтаксический параллелизм 6) развёрнутая метафора

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст № 4.



следующая страница >>