litceysel.ru
добавить свой файл
1
Здоровье педагога – залог профессионального долголетия


«Человек не в силах преобразовать мир,

но в силах преобразовать себя

и сохранить этот мир»
Лыткин В.В.


2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

- психическое здоровье;

- социальное здоровье;

- физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).


Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.



Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы.


Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.


И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:


  • Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».

  • Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

  • Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

  • Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

  • Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».


Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как

  • педагогическая направленность;

  • компетентность (коммуникативная);
  • педагогическая гибкость;


что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.


Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя:

  1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;

  2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]


В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

  • перцептивные и диагностические;

  • рефлексивные;

  • прогностические;

  • коммуникативные;

  • психотерапевтические и психокоррекционные;

  • определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;

  • оценка темперамента детей;

  • оценка одаренности воспитанников.


В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:

    • смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

    • внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;

    • понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

    • умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;

    • сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;
    • усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.




Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие.


Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».


Литература


1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004