litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
Глава I


______________________________________________________________________


ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ


ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других — безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко педагогические работники не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что такое эффективность воспитательного процесса и как можно ее определить? 2) Какие диагностические средства следует использовать? 3) Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

Постараемся ответить на эти вопросы, чтобы помочь педагогам избежать неудач в изучении процесса и результатов воспитательной деятельности.

Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного прогресса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный, дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию — соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных, результатов с целями и прошлыми достижениями в практике.


Теперь следует назвать те теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения:

1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированиого образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика.

3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.


5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся.

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношении в нем.

7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

9. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.


На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:


  • определение цели и задач изучения;

  • подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

  • выбор методик изучения;

  • подготовка диагностического инструментария;

  • исследование испытуемых;

  • обработка и интерпретация результатов исследования;

  • анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.

Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

  • выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;

  • выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
  • получить информацию о результативности работы классных руководителей;


  • определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, как было ранее нами отмечено, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Например, в одной сельской школе для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии были избраны следующие критерии и показатели.


Критерии
Показатели

I. Интеллектуальная 1. Освоенность учащимися образовательной

развитость учащегося. программы.

2. Развитость познавательных процессов и

интересов личности.

3. Сформированность учебной деятельности.

П. Нравственная развитость 1. Сформированность основных

учащегося. нравственных качеств (отношений)

личности ребенка.

2. Социальная активность учащихся.

III. Физическая развитость 1. Состояние здоровья ребенка.

учащегося. 2. Овладение навыками личной гигиены.


3. Развитость силы, быстроты, ловкости,

выносливости и гибкости.


Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.


Критерии
Показатели

I. Сформированность 1. Обученность учащихся.

познавательного потенциала 2. Развитость мышления.

личности выпускника. 3. Познавательная активность.


II. Сформированность 1. Нравственная направленность.

нравственного потенциала 2. Сформированность отношений

личности выпускника. личности выпускника к Родине,

обществу, семье, школе, классному

коллективу, себе, природе, учебе и

труду.


III. Сформированность 1. Коммуникабельность.

коммуникативного 2. Сформированность коммуникативной

потенциала личности культуры учащегося.

выпускника.


IV. Сформированность Развитость чувства прекрасного и

эстетического потенциала других эстетических чувств.

личности выпускника.


V. Сформированность 1. Состояние здоровья учащихся выпуск-

физического потенциала ных классов.

личности выпускника. 2. Развитость физических качеств.

Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учебного заведения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.


В качестве еще одного примера назовем критерии и показатели, избранные педагогическим коллективом школы лаборатории № 18 г. Пскова для исследования эффективности создаваемой воспитательной системы школы.


Критерии Показатели

I. Самоактуализированность 1. Умение и стремление к познанию,

личности учащегося. проявлению и реализации своих

способностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие

высоких достижений в одном или

нескольких видах деятельности.

3. Выбор нравственных форм и способов

самореализации и самоутверждения.

4. Наличие положительной самооценки,

уверенности в своих силах

и возможностях.

5. Обладание способностью к рефлексии.


II. Удовлетворенность 1. Комфортность, защищенность

учащихся, педагогов личности учащегося, его отношение к

и родителей основным сторонам жизнедеятельности

жизнедеятельностью в школе.

в школе. 2. Удовлетворенность педагогов содержа-

нием, организацией и условиями

трудовой деятельности, взаимоотно-

шениями в школьном сообществе.

3. Удовлетворенность родителей результа -

тами обучения и воспитания своего

ребенка, его положением в школьном

коллективе.


III. Конкурентоспособность 1. Усвоение учащимися образователь-

учебного заведения. ной программы.

2. Поступление выпускников школы в

высшие учебные заведения.

3. Участие учащихся и педагогов в смотрах,

конкурсах, соревнованиях.

4. Отток учащихся в другие учебные

заведения.

5. Репутация образовательного учреждения.

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного


процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

Аспекты изучения
Диагностические средства

I. Сформированность 1. Статистический анализ текущей и

познавательного по- итоговой успеваемости.

тенциала личности 2. Методики изучения развития по-

учащегося. знавательных процессов личности

ребенка.

3. Школьный тест умственного развития

(ШТУР).

4. Методы экспертной оценки педагогов

и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.


П. Сформированность 1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о

иравственного по- жизненном опыте» для определения

тенциала личности нравственной направленности личности.

учащегося. 2. Методика С.М. Петровой «Пословицы»

для определения направленности

личности.

3. Методики Б.П. Битинаса и М.И.Шиловой

для изучения воспитанности учащихся.

4. Методы экспертной оценки педагогов и

самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

III. Сформированность 1. Методика выявления

коммуникативного склонностей.

потенциала 2. Методы экспертной оценки педагогов и

личности учащегося. самооценки учащихся.

3. Педагогическое наблюдение.


IV. Сформированность 1. Методы экспертной оценки педагогов и

эстетического по- самооценки учащихся.

тенциала личности 2. Педагогическое наблюдение.

учащегося.


V. Сформированность 1. Статистический медицинский

физического по- анализ состояния здоровья учащихся.


тенциала личности 2. Выполнение контрольных нормативов

учащегося. в беге на 30 метров, шестиминутном беге,

прыжках в длину с места, подтягивании

(юноши), поднимании туловища (девушки).

3. Методы экспертной оценки педагогов и

самооценки учащихся.


VI. Удовлетворенность 1. Методика А.А. Андреева «Изучение

учащихся, педагогов удовлетворенности учащихся школьной

и родителей жизнью».

жизнедеятельностью 2. Методики Е. Н.. Степанова для исследова-

в школе. ния удовлетворенности педагогов и роди-

телей жизнедеятельностью в

образовательном учреждении.


VII. Сформирован 1. Методика Р.С.Немова «Социально -

ность общешкольного психологическая самоаттестация

коллектива. коллектива (СПСК)».

2. Методика М.И. Рожкова «Определение

уровня развития ученического

самоуправления».

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения

степени развития основных компонентов

педагогического взаимодействия.

Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный психолог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники.


Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, социальный педагог заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. В школах - экспериментальных площадках результаты, изучения представлены в следующей таблице.



Исследуемая

выборка

Год изучения

Сформированность нравственного потенциала

Направленность личности

(тест Н.Е. Щурковой)

Экспертная оценка педагогов

Нравствен-

ная

Ситуативная

Безнрав-

ственная

Высокая

Средняя


Низкая

Несфор-мирован-

ная

Учащиеся 11-го класса


1998


1999


2000


2001


2002























Учащиеся

9-го класса


1998


1999


2000


2001


2002
























Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать учащихся и родителей.


Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.



следующая страница >>