litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка»


Инновационная программа

ознакомления детей дошкольного возраста

с правилами дорожного движения

"Дети и дорога"


Автор программы: З.А. Абдужамалова


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……. 1


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………...……..………..3


БЛОК 1. Подготовка педагога к работе ………………...........................10

Компоненты развивающей среды…………………………………..……11

БЛОК 2. Работа с дошкольниками……………………………………..13

Первый этап (младший дошкольный возраст)…………………………13

Второй этап (средний дошкольный возраст)………………………..…17

Третий этап (старший дошкольный возраст)……………………..……21


БЛОК 3. Взаимодействие с семьей……………………………………....27


МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПРОГРАММЫ «Дети и дорога»……………………………………..… 29


РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Дети и дорога»……………………………………………………..……37


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..41


ПРИЛОЖЕНИЯ


Щади здоровье, Жизнь щади.

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья.

О.Базаров

ВВЕДЕНИЕ


Современный мир вступил в эру больших скоростей, и система ценностей меняется очень быстро. И только один показатель стабильно держится на самой верхней точке всемирной системы ценностей – здоровье человека.

В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Именно в детстве формируется образ жизни детей и закладывается основа здоровой организации жизни ребенка в будущем.

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычайностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного движения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.


Психологи утверждают: у детей дошкольного возраста сужено поле зрения, поэтому они еще не умеют соизмерять скорость движущего автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится от них.

Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей данного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением, так как детям сложно управлять своим произвольным поведением, они легко отвлекаются (что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого – и сразу забыл об опасности).


К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:


  • Рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

  • Игнорирование правил поведения на улице;

  • Плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

  • Плохое дорожное покрытие;

  • Неустойчивое эмоциональное состояние;

  • Игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

  • Узкий угол зрения: у 6-летного ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22градусов, а в вертикальной плоскости – 12-15 градусов (рост угла зрения продолжается до 20 лет)

  • Отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься как чрезвычайное происшествие).

ПДД регламентирует единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка Правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной дошкольникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную жизненно важную информацию представить в доступной форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Ведь на сегодняшний день статистика о ДТП с участием детей неутешительна. Такие данные проводятся в докладе генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения», который опубликован Всемирной организацией здравоохранения в 1999г. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети.

В транспортных происшествиях на территории России ежегодно погибает около 3000 детей, а число пострадавших превышает 40000. Для детей старше 4-х лет несчастные случаи на улицах и дорогах находятся на первом месте среди причин детской смертности.

Только в текущем году на улицах и дорогах города Нижневартовска совершено 400 ДТП. При этом 63 ДТП произошло с участием несовершеннолетних, в которых погибших детей нет, 66 несовершеннолетних получили телесные повреждения различной степени тяжести. В частности, из категории участников дорожно-транспортных происшествий выявлено 22 ребенка-дошкольника. В сравнении с 2007 годом в нынешнем году наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на 34,04%.

Исходя из выше перечисленных факторов воспитание у детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на улицах города приобретает особую остроту и актуальность.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.


Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.


Именно поэтому стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

Для этого необходимо:

1) изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;

2) уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой коллективом детского сада, с детьми и их родителями;

3) выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных;

4) сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей – педагогов, родителей и детей.


«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, направленная на формирование у дошкольников представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения детей строится исходя из особенностей их интеллектуального развития. Программа «Дети и дорога» совмещается со всеми современными общеобразовательными и дополнительными программами.

Программа базируется на признании дошкольного возраста как особого, уникального по своей значимости периода в жизни человека: ребенок активно познает окружающий мир, мир образов, смыслов, знаков, человеческих отношений, у него формируется осознание себя в системе предметного и социального мира, развиваются познавательные способности.

Выполнение задач программы «Дети и дорога» осуществляется в процессе формирования механизмов игровой деятельности, трудового воспитания, развития речи, познавательного развития на основе ознакомления с окружающим социальным миром. Для достижения высоких результатов программа рекомендует знакомить с Правилами дорожного движения постоянно, но ненавязчиво, используя каждый подходящий момент. Идеально подойдут для этого прогулки в парке, экскурсии, путешествия и т. п.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:



Формирование у дошкольников устойчивых навыков и умений безопасного поведения на улицах, дорогах, транспорте

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


  • Создание условий для формирования у дошкольников представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы.

  • Повышение уровня сформированности у детей необходимых навыков и умений безопасного поведения на улице.

  • Обобщение и расширение знания детей и их родителей о правилах дорожного движения.

  • Применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленных на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;



ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса ДОУ на ознакомление детей с правилами дорожного движения, воспитания у детей навыков безопасного поведения на улицах города и достижения должного уровня в освоении человеческой культуры

Условия реализации программы «Дети и дорога», обеспечивающие безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста

  • Интегрированный подход к формированию у ребенка представлений о правилах дорожного движения;

  • Соблюдение следующих принципов: систематичности, последовательности, доступности, наглядности, а также принцип сезонности и учета городской местности;

  • Учет особенностей психических процессов ребенка: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции;

  • Объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на детей в ходе ознакомления с правилами дорожного движения;
  • максимальное использование игрового метода, как одного из основных методов в формировании знаний о правилах дорожного движения;


  • подготовленность воспитателей и родителей в решении данной проблемы.

  • тесное сотрудничество с родительской общественностью, школьными учреждениями и ГосАвтоИнспекцией.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Программа «Дети и дорога» предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Работа по программе проводится в течение 4 лет. Режим занятий: 1раз в месяц (в специально - организованной и в совместной деятельности педагога с детьми).

Все направления содержания образовательной работы в программе являются взаимосвязанными и взаимопроникающими. Задачи формирования представлений о правилах дорожного движения решаются комплексно во всех используемых формах ее организации.

Блок 1 . Подготовка педагога к работе по программе «Дети и дорога» (создание развивающей среды, организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы).

Блок 2. Работа с дошкольниками.

Блок 3. Взаимодействие с семьей.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ



    • Иметь представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т.п.);

    • Иметь знания о себе и окружающем мире, необходимых реакциях человека на движущийся автомобиль, на сигнал светофора;

    • Уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;

    • Знать разные виды транспорта, уметь их классифицировать;

    • Иметь знания о культуре поведения в транспорте;
    • Уметь применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.




Данная программа была апробирована в форме долгосрочного одноименного проекта в течение двух лет (2007-2009гг.) на базе МДОУ ДСКВ №61 «Соловушка» города Нижневартовска.


БЛОК 1

Подготовка педагога к работе

(приложение 1)

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому изучение специальной литературы, участие в семинарах, практикумах и консультациях по проблемным вопросам, а также участие в смотрах-конкурсах является неотъемлемой частью работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и способствует проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Организуя работу с детьми по программе «Дети и дорога» педагогам необходимо знать и учитывать функции социализации знаний, которые лежат в основе обучения правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

В качестве основной функции выступает - информативная, т.е. знания о правилах дорожного движения несут в себе информацию об отношениях людей в социальном мире. Ведь и пешеходы, и водители, и сотрудники ГИБДД – это люди, которые могут и должны уметь выполнять определенные правила поведения. Значение данной функции состоит в том, что и дошкольник начинает ориентироваться в окружающем социальном мире на основе той доступной информации, которая ему предоставляется в предметно-развивающей среде.

Вторая по значимости функция – эмоциогенная. Она проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъеме во время деятельности с ним. Поэтому в процессе обучения детей правилам дорожного движения важно не просто рассказать о правилах поведения на дороге в транспорте и т.д., а представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы он мог усвоить материал.

Организуя работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, важен выбор деятельности или деятельностей в их взаимосвязи. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений о правилах дорожного движения.


Одним из условий формирования у детей устойчивых знаний, навыков и умений безопасного поведения на улицах, дороге, и в транспорте является создание развивающей среды в группе, в котором активное участие принимаю и родители воспитанников.


Компоненты развивающей среды:


Уголок дорожного движения для детей, в котором представлены:


  • наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с прблемными дорожными ситуациями плакаты);

  • настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами - «ходилки», лото, домино и т.д.);

  • настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки - светофор, фигурки людей);

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, флажки для перехода улицы, игрушки транспортные, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

  • детская художественная литература по тематике дорожного движения;

  • конструкторы (строительный, металлический);

  • пособия и игры по обучению детей ПДД;

  • безопасные маршруты « Дом – детский сад»( старший дошкольный возраст);

  • альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).



Информационный стенд для родителей, где систематически выставляются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (консультации, рекомендации, листовки, памятки, материалы для чтения детям: рассказы, стихи, пословицы, загадки и т.д.)


Дополнительные материалы:

  • использование ИКТ (диапозитивы, видеофильмы);
  • медиатека мультфильмов, видеоигры по теме;


  • подборка рекламных роликов для детей и для родителей

  • раздаточный материал по теме.

Действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике.


Также необходимым условием работы является тесный контакт с культурно образовательными учреждениями социума.


Внешнее партнерство



    • Отдел ГИБДД УВД по городу Нижневартовску, Госавтоинспекция;

    • Детская городская библиотека;

    • Театр кукол «Барабашка»;

    • Лицей №2, МОСШ №22;

    • Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж.



БЛОК 2

Работа с дошкольниками

(приложение 2)

(Блок 2 реализуется по этапам, которые соответствуют возрастным нормам младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)


Содержание образовательной деятельности по усвоению программного материала воспитанниками


Первый этап

(младший дошкольный возраст)


ЗАДАЧИ первого этапа работы по программе:



  • формирование целостного представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребенка, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций и объектов;

  • формирование представлений о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах.
  • обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве: реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности; в знаках (светофор, знак «пешеходный переход» т.п.), в образных игрушках; условном, символическом – в воображаемой игровой ситуации;


  • знакомство с некоторыми видами транспорта;

  • формирование представлений о труде взрослых (водитель автомобиля водит машину);

  • обогащение словаря за счет расширения понимания речи (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, грузовой автомобиль, автобус).



Младший дошкольный возраст: 3-4 года




Тема

Взаимодействие педагогов, социума

Формы

работы

Результат

работы

Сроки

исполнения

1

«Улица»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие по конструированию, целевые прогулки, наблюдения, беседа «Что для чего», дидактическая игра «Можно-нельзя», двигательная деятельность подвижная игра: «Воробушки и автомобиль»,чтение стихов В. Ледева-Кумача « Про умных зверюшек»


Создание постройки из кирпичиков широкой и узкой улицы (проезжая часть и тротуар); обыгрывание транспорта и матрешек

Сентябрь

2

Знак

«Пешеходный переход»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие по рисованию, целевая прогулка, беседа, сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе», дидактическая игра «Собери знак», чтение С.Маршак «Мяч»

Выставка рисунков «Пешеходный переход»


Октябрь

3

«В гости к бабушке»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие оп ознакомлению с окружающим «Рассматривание грузовой машины и автобуса», наблюдения за транспортом, дидактические игры и упражнения:

«Собери машину, «Собери знак», игровые ситуации, двигательная деятельность: «Цветные автомобили», рассматривание иллюстраций транспорта


Создание альбома: «Машины»

Ноябрь

4

«Переходим улицу»

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО

Занятие по аппликации «Светофорик для друзей», беседа «Как надо переходить улицу», сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», дидактическая игра «Собери знак «Пункт первой медицинской помощи», двигательная деятельность: п/игра «Бегите ко мне», чтение художественной литературы.


Выставка детских работ «Светофорик»

Декабрь

5

«Светофор»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие «Как работает светофор», беседа «Дорожные знаки», целевая прогулка, наблюдения за транспортом, сюжетно-ролевые игры «Автобус», рассматривание иллюстраций улицы, двигательная деятельность «Цветные автомобили».




Январь

6

«Едем на автобусе»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие по рисованию «Улица»; беседа «Как вести себя в транспорте», наблюдение за транспортом на улице; дидактическая игра «Собери светофор», с/р игры «Автобус», игровая ситуация «Как мишка ехал в автобусе», двигательная деятельность «Соберем светофор», чтение С.Михалков Светофор.


Выставка детских рисунков «Улица»,

Просмотр кукольного спектакля «Происшествие в лесу» (показ детьми старшего дошкольного возраста)

Февраль

7

«Правила -малышам»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель

Занятие по музыке «Упражнение «Автомобиль», наблюдение за пешеходами, беседа по иллюстрациям к произведению В.Трофимова «Азбука маленького пешехода», дидактические игры «Отремонтируй светофор», с/р игра«Больница», чтение отрывка из книги К.Чуковского «Айболит» (о зайчике), обыгрывание проблемных ситуаций, просмотр мультфильмом по теме




Март

8

«Мы-пешеходы»

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Занятие по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Чтение рассказа Н.Павловой «На машине», наблюдение за проезжей частью улицы, беседа «Пешеходы-нарушители», игровая ситуация «Мы по улице шагаем»; чтение, заучивание А.Барто. «Грузовик», п/игра «Веселый поезд».


Оформление фотоальбома: «Улицы нашего города»

Апрель

9

«Городок безопасности»

Воспитатели

Экскурсия в Городок безопасности (на участке детского сада), беседа «Как надо переходить через улицу», дидактическая игра «Собери светофор», сюжетно-ролевые игры со старшими дошкольниками, игровые ситуации «Как зайка катался на велосипеде по улице»

Отражение впечатлений в изобразительной деятельности, игре. Выставка произведение детской литературы по теме

Май


следующая страница >>