litceysel.ru
добавить свой файл
1

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

http://sibac.info



ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сорокина Ольга Юрьевна

аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед ГОУ № 1746, г. Москва

E-mail: Olgas-—72@mail.ru


В последние годы все большее значение уделяется новой области знаний — педагогической инноватике. Педагогическая инновация — изменения, направленные на улучшение воспитания и обучения детей не только с нормальным развитием, но и имеющих различные нарушения. Одним из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по профилактике и пропедевтике возникновения общего недоразвития речи.

Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.

Из-за возрастающей распространенности речевых расстройств (по данным американского министерства труда) в США в 2010 году специалисты по патологиям речи вошли в топ 30 самых востребованных профессий (из 700). Постоянный рост числа детей, имеющих нарушения речи, их влияние на ход всего психологического развития, позволяет поставить вопросы диагностики и профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значительных и приоритетных для специальной педагогики и указывает на необходимость оказания логопедической помощи детям в более ранние сроки.


Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевого развития можно выявить в первые годы жизни ребенка:


  • современные коррекционные программы ориентированы прежде всего на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи (8,36);

  • коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное логопедическое воздействие в возрасте 2-3-х лет;

  • отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода» в развитии речи детей и избежать появления общего недоразвития речи в дальнейшем;

  • не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»;

  • существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста.

Между тем в современных зарубежных и отечественных исследованиях «обращается внимание на важность для развития полноценной речевой функции именно возраста от рождения до трех лет жизни». В этот период «пластичность» и «компенсаторные возможности» [3, с. 78; 4, с. 12] детского мозга весьма высоки и вовремя начатое коррекционное воздействие будет способствовать не только ускорению хода речевого развития и предотвращению появления общего недоразвития речи, но и возникновению вторичных отклонений в психическом развитии. Это свидетельствует о необходимости обращения более пристального внимания на детей «группы риска» данного возраста для разработки и внедрения:

  • «Комплекса профилактических мер по предотвращению появления нарушений в речевом онтогенезе.

  • Приемов и методов диагностики — для определения уровня довербального и вербального развития ребенка раннего возраста и структуры имеющегося нарушения.
  • Программы комплексного дифференцированного логопедического воздействия, отвечающей возрастным и речевым возможностям детей; «Новых инновационных педагогических технологий, направленных на развитие речевых и моторных возможностей детей» для достижения максимального результата в работе [1].


  • Рекомендаций родителям, вовлечения их в коррекционную работу триады «специалисты-родители-ребенок» для эффективности проводимого воздействия.

Говоря о категории детей «группы риска» мы имеем в виду детей, имеющих нарушения, полученные в период пренатального, натального и постнатального развития, приводящие к возникновению различных нарушений хода развития, в том числе и речевого. Это дети:

  • с генетической предрасположенностью

  • с неблагоприятным акушерским анамнезом

  • перенесшие асфиксию, родовую травму

  • с недоношенностью, незрелостью при рождении, малым весом

  • имеющие инфекции и постнатальные повреждения мозга

  • с неблагоприятными условиями воспитания (депривацией), наличием психотравмирующих ситуаций

  • рожденные от матерей, употреблявших алкоголь и никотин.

Так как наличие перинатальных энцефалопатий и психической депривации в период интенсивного развития речи приводит к отставанию в ее развитии, являясь причиной возникновения общего недоразвития речи, вопросы пропедевтики и профилактики их появления являются наиболее значимыми.

В настоящее время в нашей стране наиболее полно разработаны вопросы диагностики и коррекции импрессивной речи у детей 1-го года жизни с ДЦП [2], родовыми травмами [6], с перинатальными нарушениями ЦНС [6; 7], создана система коррекционно-логопедической работы с детьми первых трех лет жизни, имеющих дизартрию, и определены основные направления работы с ними. Создана система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития в условиях депривации. Авторами предложен материал по комплексной коррекции нарушенных функций.

Учеными научно-исследовательского института РАО разрабатывается концепция ранней диагностики и коррекции различных отклонений в развитии детей первых лет жизни.

Согласно концепции в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предлагается осуществлять комплексный медико-психологический подход к диагностике и коррекции аномалий развития, а также ранее, желательно с младенческого возраста, начало коррекционных мероприятий.


Таким образом, важнейшей задачей настоящего времени является построение гибкой государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Для реализации такого проекта сотрудниками Института Раннего вмешательства Санкт-Петербурга [6, с. 146] адаптирована программа «Абилитация младенцев».

Абилитация — современный термин, используемый в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. HABILIS - быть способным к чему-либо, приспособленность) — комплекс услуг и мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития.

Институт раннего вмешательства является разработчиком и исполнителем Санкт-Петербургской городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев». Программа «Абилитация младенцев», являющаяся первой программой раннего вмешательства в России и странах СНГ, направлена на выявление детей с отставанием или отклонением в психическом или речевом развитии, со зрительными, слуховыми, двигательными, эмоциональными нарушениями в первые годы жизни и на коррекционное и развивающее обучение выявленных детей.

Из двух тысяч детей первого года жизни, обследованных в Институте раннего вмешательства, более 40% имели отклонени хотя бы в одной из областей развития (в познавательной, социально-эмоциональной, речевой, двигательной), более 20% из 2,5 тыс. детей второго-третьего года жизни имели отставание в речевом развитии. Для оценки развития ребенка используются американские KID и GDI – шкалы (авторы проф. Ройтер и др., Айртон, соответственно). В начале использовались американские нормативные данные, сейчас завершена работа по получению отечественных нормативов.

Обязательным элементом раннего вмешательства является количественная оценка психического развития ребенка. Для этого используются шкалы развития. Шкалы включают перечень умений (знаний), которые должны быть проверены у обследуемого ребенка, и процедуру вычисления по полученными результатам уровня (возраста) развития ребенка. Эта процедура основана на сравнении результатов с нормативными данными, собранными при исследовании очень большой группы здоровых детей. В США, например, наиболее распространена «Шкала развития младенцев и детей раннего возраста» (Н. Бейли, 1993). Этот тест удобен для проведения лонгитюдных исследований. Он позволяет сравнивать полученные ребенком баллы, как с его собственными в различном возрасте, так и с результатами сверстников.


Получила известность «Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первых 3-х лет жизни», созданная в Мюнхенском Университете и Институте социальной педиатрии, и «Денверская шкала развития», разработанная группой специалистов в США.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьями в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Имеются программы ранней педагогической помощи: «маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина - руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США).

Изучение данного опыта, адаптация зарубежных диагностических методик и внедрение отечественных разработок по пропедевтике и коррекционной работе с детьми раннего возраста, с детьми, имеющими предпосылки формирования общего недоразвития речи в условиях дошкольных учреждений с обязательным включением родителей в коррекционный процесс является актуальным по нашему мнению.

Основы ранней помощи — совместная работа с семьей. Именно работая в триаде» специалист — ребенок — родители» можно добиться высоких результатов.

Необходимо установить доверительный контакт с родителями ребенка для определения их отношения к ребенку, проблемам в его развитии и вовлечения родителей в коррекционную работу, так как ни один из детских возрастов не требует такого огромного количества форм сотрудничества… [4].

Для решения этой задачи нами был установлен тесный контакт со специалистами, работающими в Центре планирования и репродукции семьи № 2 и детской поликлиникой № 55 СВАО г. Москвы, где будущие родители и те, кто имеет детей раннего возраста, получают рекомендации по развитию речи и причинах, которые могут привести к нарушению ее хода.

Они получают различный материал, помогающий им разобраться в ходе онтогенетического развития речи:


  • «Поговорим о нарушениях речи».
  • «Малыш развивается и растет, но не говорит. Все ли в порядке?»


  • «Советы мамам маленьких детей от логопеда».

  • «После 3-х уже поздно».

  • «Скорая логопедическая помощь» (адреса и телефоны учреждений работающих с детьми раннего возраста).

  • «Азбука по речевому развитию для родителей».

  • «Развиваемся, играем вместе, говорим».

На базе ГОУ № 1746 г. Москвы организуются «Родительские пятницы», во время которых для родителей можно получить консультации от психолога, дефектолога, логопеда для родителей детей, раннего возраста, имеющих задержку темпа речевого и психического развития. Проводятся индивидуальные занятия с детьми в сопровождении родителей.

Предлагаются для заполнения опросники по раннему развитию детей, помогающие составить наиболее полную картину о нарушениях довербального развития, и выявить детей, имеющих предпосылки возникновения общего недоразвития речи уже в раннем возрасте.

Подытоживая вышеизложенное хочется отметить, что современная диагностика и логопедическая работа с такими детьми в возрасте до 3-х лет позволяет компенсировать задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой возникновения общего недоразвития речи в более старшем возрасте.

Чем раньше нормализовать речь ребенка, тем более положительным будет прогноз всего его психического развития.

Работа с семьей, по нашему мнению, играет решающее значение в коррекционной работе, поскольку становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.


Список литературы:
  1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики // Дефектология. 2002. №3.


  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.

  3. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностиями и их семьям: Материалы конференции. М., 2003, С. 12-16.

  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Спб.: Из-во «Лань», 2003.

  5. Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развитя детей первого года жизни / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. 2002. №3. С. 78-83.

  6. Довбня С.В., Кожевникова Е.В. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями: Материалы конференции. 2003 С. 146-149.

  7. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003.

  8. Приходько О.Г, Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. М., 2003.

  9. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. №3. С. 39-42.

  10. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.




Материалы международной заочной научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

01 АВГУСТА 2011 Г.