litceysel.ru 1

Сидорова А.В.


д.э.н., профессор, зав. кафедрой Донецкого национального университета


ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ СФЕРЫ УСЛУГ УКРАИНЫ


Современной развитой экономике присуще динамическое развитие сферы услуг, преобразование ее в большой сектор хозяйствования. В связи с трансформационными изменениями в экономике Украины увеличивается влияние сферы услуг на общегосударственные тенденции развития, т.к. в условиях рыночной экономики производство услуг приобретает все большее значение в формировании валового внутреннего продукта. Кроме того, развитие сферы услуг решает не только проблемы экономического развития, но и способствует увеличению числа рабочих мест, расширению состава услуг, которые содействуют усовершенствованию личности человека, удовлетворяют его интеллектуальные и физические возможности, культурные, духовные и социальные нужды. Поэтому для определения роли сферы услуг в экономической стратегии государства исследование современных закономерностей развития и инновационных процессов, которые в ней происходят, является актуальной задачей.

На Украине, как и в большинстве стран, объемы производства услуг характеризуются ежегодным ростом, который находит отражение в увеличении доли сферы услуг в производстве валового внутреннего продукта. В 2006 г. удельный вес этой сферы в производстве ВВП составил 61,5%, а удельный вес занятого в ней населения - 58,3% [5, с.6, 306]. Следовательно, на Украине, как и в развитых странах, доля сферы услуг превышает стоимость произведенных товаров.

Изменение объемов производства услуг позволяет оценить динамику развития этой сферы экономики, однако не отображает реальную ситуацию, формируемую влиянием цен и тарифов на услуги. Их величина за два последних года выросла на 41,5%, в т.ч. за 2005г.- на 10,7%, а за 2006 г. – еще на 27,8%.

Расчеты свидетельствуют (табл.1), что в последние годы рост объемов услуг происходит в большей мере за счет повышения тарифов, а не под влиянием их физического объема. Если, в 2005 г. в сравнении с 2004 г. за счет повышения физического объема стоимость услуг возросла на 49 %, а за счет повышения тарифов - на 51%, то в 2006 г. в сравнении с 2005 г. рост стоимости реализованных услуг был обусловлен ростом тарифов на услуги при сокращении их физического объема. В абсолютном выражении эти изменения отражены в табл. 1.


Таблица 1

Факторы абсолютного изменения стоимости реализованных услуг на Украине в 2005-2006 гг.

Факторы изменения реализованных услуг

Прирост (уменьшение) стоимости реализованных услуг, млрд. грн.

В 2005г. по сравнению с 2004 г.

В 2006 г. по сравнению с 2005 г.

Влияние изменения физического объема реализованных услуг

20,4

-0,2

Влияние изменения тарифов на услуги

21,2

60,9

Вместе

41,6

60,7




Рассчитано автором

Можно сделать вывод о том, что сфера услуг Украины характеризуется изменчивым характером динамики производства услуг при росте тарифов на услуги. По предварительным данным, в 2007 г. сравнительно с 2006 г. темп роста реального ВВП Украины составил 107,3%. Но этот рост произошел за счет увеличения валовой добавленной стоимости в таких видах деятельности, как торговля, транспорт и связь, перерабатывающая промышленность [6, с.6], то есть в структуре ВВП повышается доля отдельных видов деятельности сферы услуг, в ущерб социально-значимым видам (табл. 2).

Таблица 2

Структура производства услуг по видам экономической деятельности Украины за 2001-2006 гг.

Виды экономической деятельности

по оказанию услуг


Удельный вес в общем объеме производства, %

2001

2006

Оптовая и розничная торговля; торговля транспортными средствами; услуги по ремонту

0,7

0,6

Деятельность отелей и ресторанов

1,5

1,6

Транспорт и связь

78,2

67,4

Операции с недвижимостью, сдача в наем и услуги юридическим лицам

11,4

20,6

Образование

2,3

1,9

Охрана здоровья и социальная помощь

2,7

2,4

Коллективные, общественные и личные услуги

3,2

5,5

Итого:

100,00

100,00


В составе услуг преобладают услуги транспорта и связи, что связано, прежде всего, с геополитическим положением страны. Анализируемый период характеризовался также снижением удельного веса образовательных услуг, что объясняется уменьшением численности студентов за счет снижения в 1980-1990 гг. рождаемости, кроме того, продолжает уменьшаться численность населения страны. Вместе с тем, значительно повысилась доля операций с недвижимостью, а также коллективных, общественных и личных услуг. Увеличение объемов этих услуг объясняется спекулятивным ростом цен на недвижимость, повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, что нельзя считать положительной динамикой при оценке роста ВВП.


Особенностью развития сферы услуг является также повышение доли производственных услуг. Достаточно сказать, что в 2006 г. из общего объема населению реализовано услуг на 34,1 млрд. грн., что составило 27,9% общей их стоимости.

Динамичное развитие сферы услуг на этапах снижения количественных и качественных показателей экономики (1991-1995 гг.) и в период незначительной стабилизации (1996-2000 гг.) было обеспечено ростом численности занятых, то есть экстенсивным фактором. Численность занятых в сфере услуг в течение всего периода трансформационных изменений характеризовалась постоянным ростом и к 2006 г. составила 11,71 млн. чел., а доля занятых достигла 58,3% общей численности, что отвечает мировым тенденциям преобладания занятости в сфере услуг. Начиная с 2003 г., ускоренное развитие сферы услуг определялось уже объединением экстенсивного и интенсивного факторов роста.

Таким образом, развитие сферы услуг страны характеризуется положительной динамикой, но не всегда отмечается рост ее эффективности. Однако именно этот сектор экономики привлекает предпринимателей, потому что, вопреки всем неурядицам, общество будет потреблять расширяющийся спектр услуг при ожидаемом повышении их качества.

Несмотря на положительные сдвиги в развитии сферы услуг в последние годы остается нерешенным ряд проблем, которые препятствуют эффективному функционированию предприятий сферы услуг в современной бизнес-среде. Хотя большая доля государственных предприятий изменила форму собственности, стала частной, корпоративной с разными организационно-правовыми формами хозяйствования (закрытые и открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия и др.), но результативность работы многих из них осталась низкой. На многих предприятиях и в некоторых областях невозможно использовать имеющийся потенциал, преодолеть убыточность производств, уменьшение его объемов, неспособность осуществлять платежи, выплачивать налоги. Таким образом, изменение формы собственности при неизменности других элементов механизма управления не может обеспечить развитие предприятий, видов экономической деятельности, а также подъем экономики.


Одной из причин такого состояния является несоответствие уровня управления предприятиями, отдельными видами экономической деятельности и национальным хозяйством в целом требованиям рыночной экономики. Это требует изменений подходов к управлению, к выявлению объективных закономерностей, связанных с особенностями функционирования предприятий, к овладению методами эффективного управления в новых условиях. В последние годы акцентируется внимание на значении современного менеджмента для сложных корпоративных структур, многоуровневых организаций, видов экономической деятельности, регионов.

В условиях конкуренции устойчивое развитие предприятий любой сферы деятельности определяется внедрением комплекса мер, ориентированных на адаптацию к внешним изменениям за счет использования конкурентных преимуществ, которыми обладает конкретное предприятие. В современной экономической литературе самыми важными ценностями для развития предприятий признаются «инновационность, клиентность, управляемость» [3]. На наш взгляд, ориентация на социальную рыночную экономику обусловливает необходимость экспансии основных ценностей развития организаций по следующим направлениям:


  • устойчивый прибыльный рост как основная цель предприятия;

  • тактика ориентации на клиента (вызов современной бизнес-среды и конкуренции);

  • экологическая безопасность (вызов глобальных проблем человечества, основа концепции устойчивого развития);

  • социальная направленность (обеспечение роста благосостояния работников, возможность их карьерного роста, мероприятия по адаптации персонала к изменениям);

  • эффективное управление (фактор повышения адаптационной и организационной гибкости предприятий);

  • высокий инновационный потенциал.

Следовательно, приоритетом дальнейшего развития украинских предприятий сферы услуг должны стать качественные структурные преобразования и повышение роли высоко технологических сервисных предприятий.


Вместе с тем, эффективное управление инновационными процессами определяет необходимость совершенствования статистических стандартов учета, а также диагностику инновационной деятельности предприятий. Это обусловлено тем, что в современных условиях показатели инновационной активности предприятий, видов деятельности, регионов, страны официальной статистикой существенным образом занижены. Причины этого кроются в методике, которая используется Государственным комитетом статистики Украины. Методика не позволяет объективно определить количество инновационно активных предприятий и степень их развития в силу того, что не учитывает результаты процессных инноваций, а следовательно, не позволяет комплексно оценить уровень инновационного развития предприятий.

Для изучения указанной проблемы нами было обследовано 50 предприятий двенадцати видов экономической деятельности десяти регионов Украины на предмет их инновационного развития. В составе обследованных предприятий 20 % составили предприятия сферы услуг, которые были представлены такими видами деятельности, как транспорт, индивидуальные, коллективные и личные услуги, оптовая и розничная торговля, финансы и страхование, информационные технологии, коммуникации и электронная торговля.

Сущность исследования состояла в проведении анкетирования и интервьюирования руководителей, менеджеров среднего звена и ведущих специалистов предприятий. В рамках проведенного исследования было опрошено более 100 респондентов (менеджеры высшего и среднего звена, ведущие специалисты и руководители подразделов предприятий). Это позволило получить данные по следующим направлениям:


  • цели развития предприятий;

  • соотношение инновационно- и не инновационно активных предприятий;
  • приоритеты инновационного развития предприятий.


Результаты анкетирования позволили установить, что к инновационно активным предприятиям относят себя 62% респондентов. В то же время, по данным Госкомстата, удельный вес инновационно активных предприятий в последние 3-4 года не превышает 10 %. Это объясняется следующим. Статистика собирает и разрабатывает информацию только по результатам анализа инновационной активности предприятий в промышленности. К настоящему времени ограничена также система показателей инновационной активности предприятий. Стандарты статистической отчетности содержат информацию о количестве предприятий, которые занимались инновационной деятельностью по следующим направлениям:

  • исследования и разработки;

  • приобретение новых технологий;

  • производственное проектирование, другие виды подготовки производств для выпуска новых продуктов, внедрение новых методов их производства;

  • приобретение машин, оборудования, установок, других основных фондов и капитальных расходов, связанных с внедрением инноваций;

  • маркетинг и реклама и др.

Перечисленные направления инновационной деятельности, в основном, используют затратный подход при оценке инновационной активности, которая исключает возможность учета организационно-экономических, социально-управленческих инноваций, степень эффективности управления, уровень удовлетворенности клиентов произведенными товарами и предоставленными услугами. Кроме того, вызывает затруднение для респондентов, какие инновации учитывать, учитывать ли инновации, которые находятся в процессе разработки и реализации, или только завершенные их виды, как учитывать организационно-экономические, рыночные, маркетинговые инновации. Сложность заключается в неоднозначной трактовке сроков, механизмов планирования, реализации и учета. Перечисленные причины объясняют выявленные расхождения между полученными данными в результате анкетирования с данными Госкомстата Украины.

Как показало исследование, значительную долю среди обследованных предприятий составили динамично развивающиеся предприятия в сфере финансов, страхования, предоставления информационно-технологических услуг и связи, электронной торговли. В процессе анкетирования установлено, что большая часть предприятий финансирует инновационную деятельность самостоятельно (44,7%), другие - за счет кредитов банков (26,9%), за счет инвестиций предприятий-партнеров (11,9%), за счет бюджетного финансирования (6,0%), за счет зарубежных инвестиций (3,0%), не финансировали инноваций 7,5% опрошенных предприятий.

Результаты анкетирования позволили установить степень соответствия структуры управления современным требованиям в зависимости от типа и стратегии развития сервисных предприятий. Эти результаты представлены в таблице 4.

Проведенное исследование позволяет констатировать следующее:


  1. При анкетировании у персонала предприятия возникали трудности относительно определения своего предприятия как инновационно активного. В то же время менеджеры отмечали наличие инноваций, которые имели место на предприятии за последние годы. Это подтверждает отсутствие стандартов и действующих рекомендаций в учете инноваций и инновационной активности.

Таблица 4

Тип предприятий

Молодые небольшие компании

(5-10 лиц)

на стадии реализации бизнес-идеи

Растущие предприятия, созданные в последние 3-8 лет

Предприятия, созданные в период плановой экономики

Динамично развивающиеся предприятия, (телекоммуникации, банки, торговые сети)

Характеристика структуры управления и стратегии развития


Отсутствует

Слабо

формализована

Устаревшая

Прогрессивная

Обязанности и полномочия закреплены «на словах»


Стратегия не сформирована

Разработана структура управления и закреплены

основные зоны ответственности


Владелец представляет стратегию развития, но стратегия не формализована


Структура управления сформирована в условиях плановой экономики


Нормативная документация не обновляется или

обновляется не в полном объеме

Разработана структура управления


Формализована стратегия развития.

Описаны бизнес-процессы.

Разработан пакет регламентных документов




  1. На большинстве обследованных предприятий отмечается невысокая эффективность кадровой политики.

  2. Значительные трудности ощущались при изучении государственных предприятий. Решение о внедрении инноваций и их финансирование принимаются централизованно в соответствующих министерствах и ведомствах, поэтому предприятие не в состоянии влиять на этот процесс.

  3. Среди обследованных предприятий понимание необходимости и готовность к инновациям наблюдались на новых предприятиях, которые динамично развиваются, имеют четкую миссию и стратегию деятельности. Таких предприятий выявлено всего лишь 2%, к ним относятся банки, страховые компании, предприятия в области новейших технологий.

В 2004 году была одобрена Стратегия устойчивого развития и структурно-инновационной перестройки Украинской экономики на период до 2015 г. [1, с.5]. Статистика свидетельствует, что по данным 2006 г., Украина возвратилась в группу стран с высокими макроэкономическими показателями. Это позволяет осуществлять работу по реализации структурных приоритетов экономического роста, перейти к построению инвестиционно-инновационной экономики, внедрению высоких технологий, повышению национальной конкурентоспособности. Хотя серьезным препятствием на пути к переменам станет охвативший многие страны финансовый кризис.


Таким образом, гармоничное развитие Украины, конкурентоспособность ее экономики невозможны без эффективного и стабильного роста каждого предприятия, региона, вида экономической деятельности. Каждый из них имеет свой экономический потенциал, собственную основу для дальнейшего роста. Особенно это касается социальной сферы, региональной инфраструктуры, их состояния и перспектив развития. Эти вопросы приобретают большую актуальность, потому что от развития инфраструктуры, ее социальной составляющей зависит приток иностранных инвестиций, развитие туристической области, образования, здравоохранения, улучшение условий жизни людей. К тому же рыночные условия превращают сферу услуг в ведущую и социально значимую сферу экономики.


Литература


  1. Оскольский В. В перспективах становления конкурентоспособной региональной экономики // Экономика Украины. - 2007. - № 12. - С.4 – 11.

  2. Панде П., Холп Л. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 160 с.

  3. Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

  4. Сидорова А. В. Экономическое развитие сферы услуг в Украине и ее регионах. Монография. – Харьков: Донну, 2007. – С. 177- 202.

  5. Статистический ежегодник Украины за 2006 год / За ред. О. Г. Осауленко. – К.: Консультант. – 598 с.

  6. Социально-экономическое положение Украины за 2007 год / Экономист, 2008. - № 1. - С. 6 - 11.