litceysel.ru
добавить свой файл
1
Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее»


Гуманитарные и социальные науки в процессах познания мира,

природы и человека


Инструкция. Участнику олимпиады нужно выполнить определенный набор заданий из представленных ниже в зависимости от выбора специальности.


Специальности

Задания олимпиады

Филология

Задания по литературе и задание по обществознанию № 2

История

Историко-архивоведение

Задания по истории и задание по обществознанию № 2

Юриспруденция

Политология

Социология

Международные отношения

Социальная работа

Товароведение и экспертиза товаров

Товароведение

Задания по обществознанию



Задания по обществознанию

Задание № 1.

Участнику олимпиады следует выбрать для написания работы одну из 5 предложенных тем. Темы сформулированы в виде высказываний великих мыслителей по различным проблемам обществознания. Письменная работа должна представлять собой самостоятельно написанный участником текст. Позиция автора должна быть основана на знании научных подходов, доказательно обоснованной и базироваться на знании фактов социальной реальности. Позиция участника олимпиады по затронутой проблеме может не совпадать с мнением данного мыслителя. Объем работы не должен превышать 3 страниц формата А4 с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman , размер шрифта – 12, отступы со всех сторон по 2 см. В случае использования цитат работа должна содержать ссылки на цитируемое произведение. В конце работы должен быть представлен список использованной литературы.



Темы:

1.«Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу» (Аристотель).

2. «Цель государства – главным образом обеспечение безопасности». (Т. Гоббс).

3.«Общественное мнение» - надуманный, несуществующий феномен. Под общественным мнением имеется в виду мнение человека или небольшой группы людей, узурпировавших общество и выступающих от его имени». ( А. Вигушин)

4. «Институты как крепости: их надо хорошо спроектировать и населить». ( К. Поппер)

5. «Человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь иных, не может иметь иных интересов, кроме как есть побольше и работать поменьше». (А. Смит).


Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова:

1. Высшая ………… сила конституции – важнейшее свойство конституции, в соответствии с которым все другие ……… и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ………… Конституции РФ, и все органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны ……………. Конституцию РФ.

2.Выборы в Российской Федерации проводятся на основе ………., ……….., ………….., ………….. избирательгого права.

3. Представительнвми органами власти в Российской Федерации являются …………….., ………, …………….., ………………, ……………….

4. Политические права и свободы – одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, дающая им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Среди политических прав и свобод выделяют: а) свобода печати и информации; б) …………………. ….. …………………..; в)……………. … ………………. …. …………. …………; г) ………………. ………….. ……….. …. ……………. ……… ………….. ; д) …………… ………………. …. ………….. ………..; е) право граждан на равный доступ к государственной службе.

ст. 5 Конституции РФ в ее состав входят следующие виды субъектов РФ – ……………. , ………., ………….., …………., ……………., ………… .


6. Федеральное Собрание РФ - постоянно действующий ……………….. и ………………………. орган государственной власти РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования. является по способу формирования ………… органом государственной власти, а Государственная Дума ………….. .

7. Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между …………, выставившими своих кандидатов в ………………. орган, производится пропорционально в соответствии с полученным ими количеством …………. В РФ с 2005 года по пропорциональной избирательной системе формируется ………………….. …………. Федерального Собрания РФ.

8. Президент РФ согласно ст.80 Конституции РФ ………… ………… . Он является ………. соблюдения …………, прав и свобод ……….. и ………….. на территории Российской Федерации

9. Вето Президента РФ не может быть применено к ………. , ………… .

10. ………… - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства


Задание № 3.

1. Если предположить, что в результате проведенного в соответствии с установленным Конституцией порядком, был произведен пересмотр первой главы Конституции Российской Федерации и изменена 1 статья следующим образом: «Российская Федерация - Россия есть федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» В чем суть изменения? Какие в таком случае, на Ваш взгляд, следовало бы внести еще изменения в текст Основного закона РФ?

2. Какие из перечисленных ниже отраслей права можно отнести к публичным отраслям права?

а. административное право

б. гражданское право

в. конституционное право

г. трудовое право

д. международное частное право

3. Какие меры уголовной ответственности не применяются к несовершеннолетним.


4. Что такое эмансипация? дайте полную характеристику.

5. Кто может быть субъектом правоотношений?

6. Является ли постановление Конституционного Суда о толковании Конституции источником права в Российской Федерации? Обоснуйте свой ответ.

7. Закончите следующее предложение.

Права человека и гражданина согласно ст.55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены …

8. Какие из ниже перечисленных органов не являются органами исполнительной власти Российской федерации?

а. министерство внутренних дел РФ

б. министерство здравоохранения и социального развития РФ

в. федеральная налоговая служба

г. федеральная комиссия по безопасности

г. правовое управление Государственной Думы РФ

9. Какой элемент правовой нормы отсутствует в особенной части УК РФ?

10. Что такое ценные бумаги? Какие виды ценных бумаг Вы знаете?


Задания по литературе


Проанализировать ниже приведенный отрывок художественного текста по следующим позициям:


  1. Раскрыть содержание

  2. Указать роль данного фрагмента в сюжетно-композиционной структуре произведения

  3. Рассмотреть особенности художественного языка

  4. Выделить и проанализировать основные тропы

Придет зима, пойдет метелица в поле вихри толпить, кружить столбунки. И я тебе в тот столб снеговой, в тот снеговорот нож залукну, вгоню нож в снег по самый черенок, и весь красный в крови из снега выну. Что, видала? Ага? А думала, вру. А откеда, скажи, из завирухи буранной кровь? Ветер ведь эта, воздух, снеговая пыль. А то-то и есть, кума, не ветер это буран, а разведенка оборотенка детеныша ведьменочка своего потеряла, ищет в поле, плачет, не может найтить. И в нее мой нож угодит. Оттого кровь. И я тебе тем ножом чей хошь след выну, вырежу и шолком к подолу пришью. И пойдет хошь Колчак, хошь Стрельников, хошь новый царь какой-нибудь по пятам за тобой, куда ты, туда и он. А ты думала — вру, думала — сходись ко мне всех стран босота и пролета.


Или тоже, например, теперь камни с неба падают, падают яко дождь. Выйдет человек за порог из дому, а на него камни. Или иные видеху конники проезжали верхом по небу, кони копытами задевали за крыши. Или какие кудесники в старину открывали: сия жена в себе заключает зерно или мед или куний мех. И латники тем занагощали плечо, яко отмыкают скрынницу, и вынимали мечом из лопатки у какой пшеницы меру, у какой белку, у какой пчелиный сот.

(Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»).


Задания по истории

1. Перед вами изображения деятелей российской культуры XX века.

Кто они и к какой области относилось их творчество?





2. В истории России XX века многие города меняли свои исторические названия, ярким примером чего является история Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Перед вами перечень известных российских городов. Найдите парное соответствие топонимов.

1)Тверь 1)Ульяновск

2)Пермь 2)Калинин

3)Самара 3)Куйбышев

4)Симбирск 4)Молотов

5)Вятка 5)Киров


3. Экономическая история России XX века противоречива и неоднозначна. Значительная роль в ней принадлежала колхозам и кооперативам. Сравните их по следующим важнейшим отличительным признакам: характер труда, управление, право на долю имущества, членство, доходность, возможность выхода.


4. Аббревиатуры применялись в языке многих народов мира. Очень богат на них оказался советский период в истории нашей страны. Перед вами – яркие примеры советских аббревиатур1) РВС; 2) ЧОН; 3) СНК; 4) ОВД 5) РККА. Раскройте их полное название.

5. Важнейшим источником информации для историка являются данные статистики. Перед вами данные о важнейшей оборонительной операции Великой Отечественной войны – Московской, проходившей 30 сентября – 5 декабря 1941 года. Проанализируйте ее показатели в виде выводов.


Объединения и сроки их участия в операции

Состав и численность войск к началу операции

Потери, чел.

Кол-во соединений

Численность, чел.

Безвозвратные

Санитарные

Всего

Западный фронт

(1 октября — 5 декабря)

СД — 31 МСД — 2
КД — 3 СБр — 1
ТБр — 4 УР — 2

558 000

254 726

55 514

310 240

Резервный фронт

(1 октября — 12 октября)

СД — 28 КД — 2
ТБр — 5

448 000

127 566

61 195

188 761

Брянский фронт

(30 сентября — 10 ноября)

СД — 25 КД — 4
ТД — 1 ТБр — 4

244 000

103 378

6 537

109 915

Калининский фронт (20 октября — 5 декабря)


не показано

не показано

28 668

20 695

49 363

Итого

дивизий — 96 бригад — 14
УР — 2

1 250 000

514 338

143 941

658 279


Сокращения:
РД — Стрелковая дивизия КД — Кавалерийская дивизия МД — Мотострелковая дивизия
МСД — Моторизованная дивизия ТД — Танковая дивизия ТБр — Танковая бригада
СБр — Стрелковая бригада ВДБр — Воздушно-десантная бригада УР — Укрепленный район

6. Кому из известных деятелей отечественной истории XX века принадлежат эти высказывания?

1) Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше, на Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях. После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

2) Около 10 часов вечера мы приехали в Псков, где предполагали первоначально переговорить с генералом Н. В. Рузским, который был извещен о нашем приезде. Но, как только поезд остановился, в вагон вошел один из адъютантов государя и сказал нам: «Его величество вас ждет». Мне кажется, я не волновался. Я дошел до того предела утомления и нервного напряжения одновременно, когда уже ничто, кажется, не может ни удивить, ни показаться невозможным. Мне было только все-таки немного неловко, что я явился к царю в пиджаке, грязный, немытый, четыре дня не бритый, с лицом каторжника…


3) Я принял решение, долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти - от одного президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока.


7. Политическая история России XX века богата разнообразными событиями, многие из которых пришлись на март месяц. К каким событиям относятся эти мартовские даты?

1) 02.03.1917 -

2) 14.03.1953 -

3) 11.03.1985 -

8. Перед вами – отрывки из Конституций нашего государства в разные периоды его существования. Расположите отрывки в хронологическом порядке создания текстов с указание года принятия Конституции.

1) Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

2) Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

3) Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба — пятиконечная

звезда.

4) Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



9. Своеобразными символами истории нашей страны в XX века стали эти изображения. Поясните, что изображено на рисунке?

1) 2) 3


)






10. По какому принципу объединены фамилии этих исторических деятелей?

Молотов В.М. Ламсдорф В.Н. Брусилов А.А.

Павлов В.С. Чичерин Г.В. Самсонов А.В.

Косыгин А.Н. Громыко А.А. Реннненкампф П.К.