litceysel.ru
добавить свой файл
1


История туристко- краеведческой работы Солчурской школы

Выполнила: ученица 10 класса Донгак Хулермаа


Цель работы: Изучить историю туристко-краеведческого движения в Солчурской средней школе.

Основные задачи:

-
изучить историю туристско-краеведческого движения в Солчурской средней школе в период 1976 – 2010 гг. на основе материалов школьного краеведческого музея и воспоминаний участников;

- повысить интерес к туристско-краеведческому движению в школе;

- Установить факторы, позволившие сформировать туристско-краеведческое движение и обеспечившие успешную деятельность в этом направлении;

- восстановить имена учеников и учителей, активных участников турслетов и занести в Книгу Туриста;


Методы исследования:

- поисковая деятельность;

- работа с документами- письменными, устными, изобразительными;

- интервью с участниками событий;

- наблюдение, изучение и анализ опыта по управлению исследуемым видом деятельности (беседа, анкетирование, изучение и анализ документации), индивидуальные экспертные оценки.


Содержание

I. Введение

II. Основная часть:

1.Развитие представлений о туристско-краеведческой деятельности на практике отечественного образования и педагогической науки

2. Начало туристско-краеведческой работы в школе.

3. Развитие туризма среди учителей

4. работа по краеведению

5. Туризм и краеведение в судьбах выпускников

III. Заключение.

IV. Использованная литература и источники информации.

V.Приложения.


Введение

Вот уже 5 лет я занимаюсь в туристко-краеведческом кружке наш классный руководитель Монгуш Лариса Намбар-ооловна и учитель географии Куулар Зинаида Айыр-Санааевна увлекли меня туризмом. В 9 классе я начала заниматься фотографией, систематизирую старые фотографии. В процессе подготовки к НПК школы удалось, только благодаря работе с фотографиями, дополнить летопись школы.


Меня заинтересовал вопрос, как зарождалась туристско-краеведческая работа в школе, как она развивалась с 70-х годов и до сегодняшнего дня. Возникла идея собрать все имеющиеся документы, фотографии и установить, кто занимался туристическим краеведением, кто руководил этим направлением в школе в разные периоды времени. Интересно было уточнить в какие походы ходили ребята, какие места посещали.

Специальной литературы по этому вопросу, к сожалению, нет, но я использую фотографии и материалы турпоходов школы. Однако, в этой работе нет ссылок на документы и недостаточно раскрыта тема развития туризма в школе. Поэтому мне захотелось систематизировать имеющийся материал, подкрепить его ссылками на соответствующие документы, выстроить хронологическую последовательность и собрать недостающий материал. Я изучила протоколы заседаний педсоветов, где иногда описывались события, приключения, которые происходили в походах; книги приказов, по которым можно точно установить дату конкретных походов, маршруты следования, кто участвовал в походе, имя руководителя и, если это соревнование, место, которое заняла команда.

Удалось найти несколько отчетов, дневниковых записей о поездках и походах, о том, как собирали краеведческий материал участники поисковой группы. Собранные в результате поисковой работы фотографии проиллюстрировали события, а воспоминания и интервью, взятые у непосредственных участников походов, позволили выявить наиболее интересные факты, уточнить некоторые детали.

Представляется интересным узнать, как сложилась судьба участников туристско-краеведческого движения.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что: 1)проведен анализ содержания понятия «туристско-краеведческая деятельность в нашей школе;

2)выявлены особенности школьного туризма и краеведения как объекта управления;

3)создана начальная база летописи туристкой работы в Солчурской средней школе.

1.Развитие представлений о туристско-краеведческой деятельности

Школа всегда нуждается в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих разносторонне развивать коллектив и личность. В отечественном образовании использование туристско-краеведческой деятельности (ТКД) имеет многолетнюю историю. Актуальность использования детско-юношеского туризма в образовании определяется также его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. Потенциал школьного туризма и краеведения обусловлен эффективностью непосредственного влияния педагога на первичный детский коллектив, традиционной самодеятельностью и активностью субъектов деятельности. В связи с этим, многие проблемы современной школы, например, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, оздоровление детей, можно было бы решить путем использования элементов туризма и краеведения в образовательном процессе.

В процессе занятий туризмом сформируется у школьников качества субъекта учебной деятельности, общения, участия в управлении, спортивно-оздоровительной и природоохранительной деятельности, готовность стать защитником Отечества.

В нашей школе занимается туризмом 42-% учителей и 45% школьников.

Проведенная исследовательская работа позволила сделать вывод о том, что система управления туризмом и краеведением в школе сформирована. В нашей школе стала традицией провести осенние и весенние турпоходы, ежегодные турслеты. Также провести в сентябре экологический месячник. Разработаны должностные обязанности туристского организатора школы, формы плана туристско-краеведческой работы школы на учебный год. Однако, по ряду причин, данный опыт не был в достаточной степени обобщен и проанализирован именно в аспекте управления данным видом деятельности.


Объектом моего исследования является система туристско-краеведческой деятельности школьников и учителей, а его предметом – история туристко-краеведческой работы.

В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: потенциал туристско-краеведческой деятельности (формирование качеств субъекта) реализуется, коллектив учителей способен, заинтересован туриско-краеведческой работой.

Функции по управлению детско-юношеским туризмом и краеведением распределяются между существующими в школе органами управления, детским самоуправлением, туристским организатором .

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предполагалось решить следующие задачи:

1. На основе анализа содержания понятия туристско-краеведческой деятельности обосновать наличие в ней потенциала для формирования качеств субъекта деятельности.

2. Охарактеризовать особенности школьного туризма и краеведения, как объекта управления.

3.Изучить историю туризма в нашей школе и проанализировать ее эффективность.

Этапы исследования и сроки. Целью первого этапа (2008-2009) было изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблемам туристской деятельности, определение целей и задач исследовательской работы.

В период второго этапа (лето 2009- осень 2009) проводилась проверка выдвинутой гипотезы. Третий этап (2010) был нацелен на обобщение и анализ результатов.

Практическая значимость исследования: ее можно внедрить в общеобразовательных школах.

Детско-юношеский туризм и краеведение позволяют реализовать актуальные цели современного школьного образования, так как обладают достаточным потенциалом для формирования у учеников качеств субъекта различных актуальных для них видов деятельности. Достижение этой цели обеспечивается систематичностью участия школьников в различных формах детско -юношеского туризма и краеведения, использованием учителями краеведческого подхода в преподавании. В нашей школе краеведением занимаются давно, а именно в 70-х годах создавали краеведческий уголок. Много было экспонатов нашего народа. С конца 80 годов в школе начали проводить научно-практические конференции. В 2000 годах успешно начали участвовать даже в республиканских НПК «Отечество», «Шаг в будущее» и «Краеведение».


Развитие туризма среди учителей.

Ветераны туризма первого поколения в Солчурской средней школе.


  1. Амарда Ошку Сатовна и Амарда Кара-оол Анинович- семья педагогов математиков, они стали первыми, кто участвовал в туристическом движении в школьные годы, они и стали активными участниками турпоходов, районных турслетов среди учителей. Научили школьников и учителей туризму.

Из воспоминаний Донгак Зинаиды Байыровны: Первыми пропагандистами туристического движения стали семья Амарда, они в школьные годы участвовали в турслетах, ориентировании, даже ездили в город Ульяновск для участия в соревнованиях туристов. Смешные истории: «В начальные годы, когда получили положения турслета, учителя прочитав, что надо иметь седло- говорили, это, наверно искать в райпо, а про карабина- так, он же имеется у сторожа».

  1. В летописи Солчурской школы географ Монгуш Мижит-Доржу Дамдынович является пропагандистом краеведения, увлек ребят и туризмом. А сам до последних лет своей профессиональной деятельности участвовал в кожуунных турслетах учителей.

Он увлеченный своим делом человек, прекрасно знал историю нашего края. Оставил сообщения о Бора-Шайском уймээне. Первый турорганизатор школы, по его распределению старшеклассники выходили на турпоходы, изучили историю родных мест, собирали летопись.

3. Донгак Зинаида Байыровна- участница турслетов, а впоследствии снабженец команды, тк. Многие годы работала директором школы.

4. Монгуш Сюр-оол Делгерович- Участник республиканских турслетов: Кок- Тей, Сосновка, Кегээн-Булак, Кара-Хол (Эрзин), Чеди-Хол (Базырыктыг), Алангыыш, Сарыг-Хол, Тожу (Азас), биолог. Преданный участник турслетов до сегодняшних дней.

5. Куулар Алексей Седен-оолович- физик, картограф и ориентировщик команды.

6. Сундуй Вера Донгаковна- физрук, занималась физической подготовкой команды учащихся и учителей в свое время. В настоящее время работает тренером школьников по национальным играм спорта в г Шагонар.


Таким образом, благодаря приказам по школе, и по фотографиям можно установить, кто будет записан в «Книгу туриста», поэтому представляется интересным попробовать восстановить фамилии учителей и учеников школы, занимавшихся туризмом и краеведением и внести в книгу имена туристов последнего поколения. Сегодня туризму снова уделяется большое внимание. Туризм-это здоровый образ жизни и сплоченность коллектива. В нашей школе туризм становится приоритетной формой работы.

Туристко-краеведческая работа включает:


  • Туристские кружки;

  • Экскурсии и походы;

  • Туристические слеты, соревнования;

  • Краеведческие акции (природоохранные, познавательные, по заданиям и т.п.);

  • Посещение краеведческого музея, выставки;

  • Исследовательские проекты.

Эти виды работы в нашей школе проводятся традиционно.

Монгуш Людмила Сотпаевна выпускница школы 1975 года, сейчас работает учителем математики, она вспоминает, что в 70-е годы, отряды вместе с классными руководителями совершали много поездок и походов, ежегодно проводились турслёты. Первая запись о традиционном слете туристов школы проводился с 1980 года. Учащиеся школы начали участвовать Вт районных турслетах с 1975года.

По фотографиям удалось установить, кто возглавлял туристические команды, принимавшие участие в районном слете учителей 1975года:

Монгуш Сюр-оол Делгерович, Куулар Алексей Седен-оолович, Кара-Сал Кан-оол, Донгак Зинаида Баировна, Амарда ошку Сатовна, Амарда Кара-оол Анинович, Монгуш Людимла Сотпаевна, Монгуш Валентина Сарыг-ооловна.

Пешеходный туризм был хорошо развит в 70-90годах, проводились одно-, двух-, трехдневные походы, на Бора-Шай, Хам-Дыт и Улаатай. Учащиеся сделали отчеты турпоходов в 90-х годах в обязательном порядке.

Развитие туризма среди учителей

Ветераны туризма второго поколения:


  • Монгуш Людмила Сотпаевна- математик

  • Монгуш Лариса Намбар-ооловна- физик

  • Куулар Зинаида Айыр-Санааевна- географ

  • Ооржак Роман Делгер-оолович- технолог

  • Сат Маадыр Самданович- завхоз школы до 2005года

  • Монгуш Геннадий Семис-оолович- директор школы, учитель родного языка и литературы.

Они являются участниками турслетов республиканского уровня: Кок- Тей, Сосновка, Кегээн-Булак, Кара-Хол (Эрзин), Чеди-Хол (Базырыктыг), Алангыыш, Сарыг-Хол, Тожу (Азас)

С 1982года начинается активное увлеченное участие команды учителей в районных турслетах. Монгуш Сюр-оол Делгерович, Куулар Алексей Седен-оолович, Амарда Кара-оол Анинович, Монгуш Людимла Сотпаевна, Монгуш Лариса Намбар-ооловна, Монгуш Мижит-Доржу Дамдынович, Ооржак Роман Делгер-оолович (с 1984г) становятся постоянными участниками. С 1987года в школе начинает работать новый географ Куулар Зинаида Айыр-Санааевна. Болезнью туризма заболеет завхоз школы Сат Маадыр Самданович. Когда ему дали замечание по поводу основной работы, он в обиде сказал: «Я уйду конечно, не мог справиться, но только, Зинаида Байыровна, поучаствую сначала турслете». Впоследствии, уходя из работы по семейным обстоятельствам в город Кызыл, сожалел только о неучастии в туристическом слете, вспоминают коллеги.

С 1995 года в школе начинают работать молодые учителя Монгуш Аянмаа Олчеевна, Сат Альберт Кок-оолович, а с конца 2000-х Монгуш Монге-Очур Валерьевич, Монгуш Чойганмаа Васильевна и станут активными, удачными участниками. С 2000годов новое пополнение- учителья физкультуры Сат Буянмаа Очуровна, Чинан Шончалай Леонидовна, Монгуш Эрес Михайлович, новый завхоз школы Базыр-оол Шолбан Сесер-оолович, который становится новым лидером.

Новое поколение: (2002-2006)

  1. Монгуш Аянмаа Олчеевна- учитель родного языка и литературы;
  2. Монгуш Сайдаш Алексеевна- технолог;


  3. Сат Альберт Кок-оолович- физрук,

  4. Сат Экер Юрьевич- биолог и географ,

  5. Монгуш Монге-Очур Валерьевич- биолог и географ,

  6. Монгуш Чойганмаа Васильевна- учитель начальных классов, человек разносторонних интересов

  7. Чкалова Рада Ондаровна- старшая пионервожатая.

Члены команды сегодняшних дней (с 2008года): Сат Буянмаа Очуровна- физрук, Чинан Шончалай Леонидовна- учитель английского языка, Кызыл-оол Лариса Михайловна- информатик,

Монгуш Эрес Михайлович, Базыр-оол Шолбан Сесер-оолович, Монгуш Аянмаа Олчеевна.


Работа по краеведению

Заниматься краеведением без туризма невозможно, поэтому многочисленные походы по окрестностям с.Солчур позволяет собрать большой материал, рассказывающий о природе, о людях, истории родного села и создать экспозицию в музее школы. Первые выступления на краеведческих конференциях в школе начались с 1989года. Школьники стали участвовать в научно-практических конференциях не только в районе, а в республике.

Директор Донгак Зинаида Байыровна подбирала кадры, готовила смену, возглавляла краеведческую работу историк Кара- Сал Чойганмаа Комбуй-ооловна, сохранила музей, в самый тяжелый период (начало 90-х годов) проводились общешкольные турслеты, пополнялись фонды музея, велась работа с ветеранами.

В 2000гг музейную работу подняла на ноги учительница начальных классов Шаратай Клара Кызыл-ооловна, переоборудовав юртой, переоформляя имеющие материалы. Стала участвовать в конкурсах музеев и занимать второе место по республике.

Накоплен опыт и материалы, позволяющие использовать не только во внеклассной работе, но и на уроках истории, географии, биологии, МХК, использовать краеведческий материал при участии на НПК. Участвовали при этом все учителя школы. Вообще следует отметить энтузиазм и творчество, коллективизм и сплоченность разных МО школы.

Руководитель туристко-краеведческого дела Куулар Зинаида Айыр-Санааевна, человек необыкновенный, заразила ребят любовью к походам. Учащиеся нашей школы неоднократные победители районных эколого-туристических слетов, участники республиканских соревнований.


В настоящее многие учащиеся нашей школы продолжают отрабатывать навыки туристко-эколого-краеведческой работы. Это победители кожуунных НПК и призеры республиканских НПК – Монгуш Хенче Ш, Сат Айлаана В, Монгуш Хенче В и другие.

Самыми удачными участниками туристких соревнований были выпускники 2002, 2004. 2005 годов, считает турорганизатор Куулар З А-С.

Туризм и краеведение в судьбах выпускников.

Следует отметить, что второе и новое поколение учителей туристов, начали интерес к туристко-краеведческой деятельности со школьной скамьи. Традиции школы бережно передаются из поколения в поколение бывшим выпускникам учителями, которые не позволяют прерваться связке поколений, кстати, больше всего среди бывших выпускников – это учителя Монгуш Аянмаа Олчеевна, Монгуш Сайдаш Алексеевна, Монгуш Монге-Очур Валерьевич, Монгуш Чойганмаа Васильевна , Чинан Шончалай Леонидовна, Монгуш Эрес Михайлович, Базыр-оол Шолбан Сесер-оолович, Сат Экер Юрьевич.

Дети в процессе отдыха совершенствовали туристско-краеведческие навыки, навыки исследовательской и природоохрани­тельной деятельности.

Экологической и краеведческой работой в нашей школе занимались такие ученики:

1. Сат Экер Юрьевич- выпускник 1998г, участник НПК района и республики (2 место), г Москва, аспирант

2.Шаратай Байырмаа- выпускница 2005года, призер (2 место) НПК «Шаг в будущее», будущий медик

3. Монгуш Даяна Радомировна- выпускница 2004г, , будущий таможенник

4. Донгак Аянмаа Алексеевна- призер НПК «Отечество» (2 место), выпускница 2006г, студентка г Санкт-Петербург

5. Ховалыг Аржаана- призер НПК «Отечество», выпускница 2009г, студентка г Улан-Уде, будущий инженер.

6. Монгуш Тана - призер НПК «Отечество» (2 место), выпускница 2009г, поступила в Санкт-Петербургскую академию

7. Монгуш Хенче В – призер (2 место) в 2008г. НПК «Отечество», ученица 9 классса

8. Ооржак Чаяна – участница республиканского НПК «Отечество» (2008), студентка Тывгу, психолог.

и многие другие.


Заключение

Мной была проделана определенная работа по сбору разрозненных по разным источникам сведений о туристско-краеведческой работе в Солчурской школе с 1976 года. Удалось узнать, что можно выявить информацию о том, что в какие походы и краеведческие задания выполнялись благодаря работе с протоколами педсоветов и книгами приказов, кто ходил из учащихся в эти походы, фамилии руководителей. Работу следует продолжить в дальнейшем.

Мне удалось уточнить по воспоминаниям и фотографиям, так как в работе не использованы протоколы педсоветов и приказы по школе. Все фотографии, хранящиеся и внесенные в компьютер, были систематизированы, выявлены участники.

На встрече с ветеранами и учениками, которые уточнили и прояснили неизвестные страницы истории нашей школы. Было принято решение восстановить имена участников туристско-краеведческого движения с 1976г. и до сегодняшнего дня.

А для этого почему бы не собрать всех туристов разных лет на круглый стол и поделиться своими размышлениями о туристско-краеведческой работе, посвященному Году туризма.

Материал доклада может быть использован при проведении экскурсий о школе; представляет интерес для выпускников и учителей школы.

В дальнейшем необходимо уточнить некоторые детали, которые не были выявлены; собрать фото-, видеоматериал, который не удалось найти.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что традиции туристско-краеведческой работы были заложены директором Донгак ЗБ, турорганизаторами Монгуш М-Д.Д, Куулар З А-С. Вывод:

- традиции школы бережно передаются из поколения в поколение учителями, которые не позволяют прерваться связке поколений

- директора школы, методист готовят смену, возглавляют краеведческую работу, сохранили музей, в самый тяжелый период (начало 90х годов) проводились общешкольные турслеты, пополнялись фонды музея, велась работа с ветеранами.


- команды учителей и школьников успешно участвуют в туристических соревнованиях;

- накоплен опыт и имеются материалы, позволяющие использовать не только во внеклассной работе, но и на уроках истории, географии, биологии, МХК использовать краеведческий материал при подготовке к НПК разных уровней.


Литература:


  1. Журнал «Башкы», 1998г, статья Борбак-оол М

  2. Л.К Аракчаа «Истоки экоогического воспитания». Тув. Книж изд-во, 2004г

  3. Протоколы педсоветов, приказы по школе разных лет.

Источники информации:

Фотоматериалы из архива учителей Монгуш С.Д, Монгуш Л.С, Монгуш Л.Н, Чинан Ш.Л

Устные:

1. Донгак З.Б- 1945 года рождения. директор школы с 1980-2004гг, методист школы.

2. Монгуш С.Д- 1945 года рождения, ветеран туризма школы, биолог.

3. Монгуш Л.С- 1957 года рождения, ветеран туризма школы, математик.

4. Монгуш Л.Н- 1959 года рождения, ветеран туризма школы, физик.


Приложения

1. Книга туриста

2. Фотоматериалы.

3. Копии грамот.

  1. Приложения- отчеты турпоходв разных лет.





Амарда Кара-оол Анинович, Амарда Ошку Сатовна




Команда учителей туристов Солчурской средней школы- 1976год

Монгуш Сюр-оол Делгерович, Куулар Алексей Седен-оолович (стоят)

Монгуш Валентина Сарыг-ооовна, Сат (Монгуш) Людмила Сотпаевна, Донгак Зинаида Байыровна, Амарда Кара-оол Анинович (Девочка Сайлык Бюрбюжеповна)



Команда учителей туристов на Чеди-Холе – 2007год